ЛАРИСА БОЙЧЕНКО И КАЙЯ ХЕЙККИНЕН

Приграничное сотрудничество женских организаций.
На примере Республики Карелия.

Перевод с английского ассистента Карельского Центра Гендерных исследований Харитоновой Юлии.

В течение 90-х годов в Российской Федерации и в Республике Карелия появилось большое число женских общественных организаций. В соседней Финляндии история множества таких организаций относится к ХIХ столетию. Несмотря на это различие или в некоторых случаях, возможно, благодаря ему, большое количество русских и финских организаций сотрудничают друг с другом, хотя их деятельность имеет разную направленность. Частично это является следствием причин практического характера: финансовых возможностей и виз, того факта, что финны бывают в России чаще, чем русские в Финляндии. Частично здесь вовлекаются вопросы идеологии и идентичности.

Если сотрудничество между общественными организациями - это новое явление, то финско-русские контакты между женскими организациями имеют свою историю. В течение советского периода существовало сотрудничество между женщинами, главным образом, между левыми женскими организациями. Оно подвергалось наблюдению со стороны обоих правительств и финансировалось советскими партнерами. В этом сотрудничестве доминировал имидж образованной и экономически независимой женщины, имеющей самостоятельный заработок, и культивировалось отрицательное отношение к идеологии домашней хозяйки. Хотя сейчас подобный вид официального сотрудничества уменьшился, он не мог не оказать некоторое влияние на современные контакты.

Данная статья посвящена сотруднической деятельности, имеющей место в России, в частности, основанной на контактах с восточными областями Финляндии вдоль границы . Ключевой вопрос касается влияния границы и ментальных барьеров, связанных с ней, на развитие женских организаций в русской Карелии, какие представления о "нас" и о "них" придают форму сотрудничеству между финскими и русскими женскими организациями.

Развитие женских организаций в русской Карелии описано в широком контексте. Этот обзор основан на текстовом материале (газеты, различные публикации, бюллетени, рекламные листки, плакаты, иллюстрации, выпускаемые женскими организациями), дискуссиях и обзорах. Большая часть из них посвящена спектру форм сотрудничества, которые могут быть систематизированы различными способами, например, в зависимости от типа организации или формы деятельности. Здесь, в данной статье, применяется последний критерий и описываются три области сотрудничества.

Существует большое число методологических проблем, связанных с интерпретацией практического материала, используемого в этой главе. Например, в различии позиций авторов, которые отражены в представлениях о перспективах на будущее, женской сущности и практических рекомендациях. Таким образом, статья наполнена различными впечатляющими примерами женского движения.

Очевидно, что это не исчерпывающий обзор широкой и красочной области женского сотрудничества. В частности, следует подчеркнуть, что существует большая группа волонтеров женского движения в русской Карелии, которые нигде не зарегистрированы и за деятельностью которых трудно проследить.

Женские организации

Оказывается, не так просто дать список женских организаций. Существует большое разнообразие среди женских движений и организаций, которое само по себе отражает различные виды эмансипации и которое должно быть принято во внимание при обсуждении женского сотрудничества. Большой спектр различий можно обнаружить и в терминологии данного явления, например, нельзя говорить о смысловой идентичности понятий "женский вопрос", "равенство между женщинами и мужчинами", "равенство полов", "права женщин в аспекте прав человека", "феминизм", "феминистка", "женские или гендерные исследования". Каждое определение имеет собственную историю и семантическую область. В частности, в разных странах нет какого-либо общепринятого значения слова "феминизм".

Изменения в терминологии отражаются на организационном уровне. Можно задать вопрос, являются ли женскими организациями только те, которые сами себя так назвали (например, Союз русских женщин), или мы должны принять более широкое определение, включающее все организации, работающие по женским вопросам. В данном случае мы рассматриваем женскую деятельность в более широком смысле, даже если недостаток в достоверных статистических данных и в терминологии накладывает определенные ограничения на наш анализ. Такой подход поддерживается еще и тем фактом, что часть женской организованной деятельности имеет очень небольшой масштаб, распространяясь на ближние территории, уличные общины, деревни, семьи и т.д. (см. Heikkinen, 1992; 1996).

По нашему мнению, женские организации должны изучаться в более широком социальном контексте. Первая волна добровольных ассоциаций в 80-х годах в Республике Карелия состояла из спортивных клубов и различных видов культурных ассоциаций, этнические ассоциации и "новые" профсоюзы появились в конце 80-х (см. Liikanen, 1996; Клементьев, 1996; Бирин, 1996; Дружинин и Морозова, 1996 ). Так называемые независимые "новые" женские организации (в узком смысле) начали формироваться в русской Карелии позднее. Ассоциация женщин-писательниц "Мария" (1989) и Карельское Отделение Союза солдатских матерей (1989) были единственными, основанными в 80-х годах. Ситуация в Чечне дала повод к активной деятельности солдатских матерей (Бойченко Л., 1995, с. 251-252; 1996).

После этих первых ассоциаций появились и иные правительственные и неправительственные организации. Общее число зарегистрированных в Республике Карелия в 1996 году общественных организаций превышает 400. Мы разделили их следующим образом: культурные и этнические/национальные (66); спортивные клубы (52); социально-политические движения, союзы, партии (49); профсоюзы и союзы интеллигенции, молодежи и детей (34); союзы военных ветеранов (31); союзы инвалидов (31); союзы бизнесменов и предпринимателей (24); благотворительные организации и фонды (18); добровольные социальные и здравоохранительные организации (16); организации по правам человека (14); ассоциации охотников и рыболовов (12); экологические организации (12); организации многодетных семей и матерей-одиночек (10); религиозные и духовные организации (6); организации социальных исследований (4) и Союз блокадников Ленинграда (1). В 1996 г. уже имелось приблизительно десять женских ассоциаций (не очень многочисленных) с местными отделениями в Республике Карелия (Бойченко, 1997, p.107 ). Женское движение в Карелии сравнительно позднее стало отражать общероссийский опыт (см. Темкина, 1997, p. 25).

1994 и 1995 годы были чрезвычайно активным периодом в создании женских организаций. В 1997 году существовали следующие женские организации: Союз карельских женщин, Советы женщин, Карельское объединение солдатских матерей, Союз Женщин-ветеранов, Союз жен военнослужащих, Ассоциация женщин-писательниц "Мария", Ассоциация женщин-предпринимательниц, клубы матерей с различными названиями (Хозяйка, Здоровое семейство, Бабушки и внуки, Открытый университет семей), Союз многодетных семей, Карельский Центр гендерных исследований, женский клуб "Ищу работу", центры подготовки и переподготовки безработных женщин "Людмила" и "Северные гобелены" (женские ремесленные организации) и Ассоциация женщин-журналистов. Среди этой группы - одна из недавних организаций - Карельский Центр гендерных исследований (зарегистрирована в 1995 году). Ее деятельность направлена на проведение гендерных исследований; разработку и проведение гендерных программ, курсов, психологических тренингов, творческих мастерских; создание банка данных, характеризующих положение женщин в Республике, сети женских организаций; изучение женских проблем; контроль за соблюдением прав человека, в том числе, репродуктивных прав; развитие международного сотрудничества, включая содействие и участие в образовательных программах и стажировках за рубежом; поддержка деятельности Кризисного центра для женщин в г.Петрозаводске, а также обмен опытом между различными женскими организациями в России и за рубежом.

Как упоминалось ранее, в этой работе в дальнейшем мы сосредоточимся на сотрудничестве между финскими и русскими организациями. При этом мы будем использовать классификацию, основанную на форме деятельности: филантропия и социальное благосостояние, образование граждан и официальные формы обмена опытом, хотя деятельность только немногих организаций может рассматриваться как принадлежащая к определенной категории. В большинстве случаев организации работают понемногу в каждой области.

Филантропия и социальное благосостояние

Невозможно сказать точно, сколько организаций, упомянутых выше, вовлечены в тот или иной вид межгосударственного сотрудничества. Их число нельзя определить на основе документов о сотрудничестве и официальных или неофициальных встреч. Иногда сотрудничество, кажется, само по себе имеет весьма неопределенный характер. Как заметил однажды кто-то из участников: "Было очень приятно попить кофе и поболтать с вами".

Около ста финских политических, религиозных, социальных, профессиональных и культурных женских союзов и неформальных клубов или сетей вовлечены в благотворительную работу в Республике Карелия. Они заняты, главным образом, социальным благосостоянием или здравоохранением, реже - культурой. Больницы, дома ухода, приюты для сирот, дома престарелых, школы (особенно с обучением на финском языке), различные социальные службы, центры здравоохранения (например в Сортавала, Петрозаводске) и центры детского творчества - это основные объекты благотворительной деятельности. Пожертвования осуществляются в виде одежды, обуви, мебели, посуды, предметов быта, продуктов питания, книг на финском языке, в ряде случаев - религиозной литературы. Иногда привозят специальные вещи, например, лекарства, больничное оборудование, компьютеров, в то время как денежные пожертвования делаются крайне редко. Главные проблемы здесь происходят от непостоянства режима границы, особенно таможенных правил, об этом ходит много разговоров по обе стороны границы.

Иногда инициатива исходит только со стороны финнов. Партнеры с русской стороны могут быть членами женских организаций, иногда - членами других организаций (например, молодежных или партийных), муниципальных или совместных органов. Очень часто они - просто друзья или случайные знакомые, хотя более определенные контакты могли бы быть созданы на основе специально институционализированной деятельности. Все это означает, что сотни финнов (особенно из восточной Финляндии) имеют адреса друзей или мест по ту сторону границы, куда можно посылать благотворительные пожертвования (см. Varis 1997, pp.161-164). Финны, кажется, доверяют ассоциациям, которые вовлекают их в благотворительную работу. В то же время трудно сказать, чьи интересы представляют эти группы. Но финны очень хорошо знают русских женщин и их потребности.


Образование граждан

Один из примеров "экспортной" деятельности финских партнеров - это учреждение в России организации "Марта". Она была создана в 1992 году в поселке Ласанен, почтового отделения Куркиеки, Лахденпохского района с помощью финских женщин, а затем зарегистрирована в Министерстве Юстиции Республики Карелия. Место создания организации - Куркиеки - имеет особое значение, поскольку его статус как бывшей финской территории связывает ее с финскими традициями. Ассоциации "Марта" уже существуют в Санкт-Петербурге, Питкяранта и Петрозаводске.

В Финляндии ассоциация "Марта", основанная в 1899 году, была одной из наиболее влиятельных женских организаций, ее история хорошо известна. Историк Анне Оллила охарактеризовала "Марту", как одну из самых важных и популярных образовательных организаций нашего столетия. Идеология организации делает упор на роли домашней хозяйки, на содействии развитию научного подхода к домашней экономике и профессионализации домашнего труда (Оллила, 1993, стр. 340).

Финская организация "Марта" работает вместе с другими добровольными финскими ассоциациями, колледжами и профсоюзами в секторе здравоохранения. Она получила полуофициальный статус в партнерской деятельности Финляндии и России. В официальных программах действий в прилежащих к границе областях Финляндии партнеры включают административные единицы как Евангелистско-лютеранские, так и греческие ортодоксальные конгрегации; колледжи и университеты; добровольческие организации. Последние относятся к так называемым финско-русским дружеским ассоциациям и добровольным организациям социального благосостояния и здравоохранения (например, Ассоциация глухих, инвалидов по зрению, финский Красный Крест).

Добровольные организации, работающие и финансируемые в рамках финского правительства (Министерства Просвещения и Министерства Иностранных Дел) в основном имеют официальных партнеров в России. Например, для ассоциации "Марта" - это Министерство культуры, Министерство здравоохранения и другие официальные учреждения (один русский колледж, одна русская больница и т.д). Согласно планам ассоциации "Марта" проект в Карелии направлен на дальнейшее совершенствование домашнего хозяйства, особенно приготовления пищи, надлежащего питания как дома, так и в школах, на информирование в области здравоохранения и других областях жизни общества. Кроме того, ее цель в России состоит в осуществлении общественной и организационной деятельности (образовательная инициатива). (Sosiaali-ja terveydenhuollon ..., 1997).

В этой деятельности легко распознать идеологию домашней хозяйки, которая всегда существовала в Финляндии наряду с имиджем экономически независимой современной женщины.

Официальные формы обмена опытом

На более традиционном уровне русско-финское женское сотрудничество осуществляется на различных конгрессах и семинарах, имеющих главной целью обмен опытом и информацией. Мы бы хотели подчеркнуть, что традиционной для такого сотрудничества является только форма. Тон же его высоко современен, даже элитарен, будучи ориентированным на новую рыночную Россию. Среди таких объединений можно привести в пример карельско-финский форум "Современный мир глазами женщины". Он проводился в Петрозаводске в 1996 под эгидой "Год Финляндии в Карелии". Структура и программа этого семинара была официальной и деловой, он финансировался правительством Карелии. Участники представляли как финские, так и русские муниципальные и правительственные учреждения, а также различные официальные и неформальные организации. Проблемы, обсуждавшиеся на семинаре, относились к положению женщин в экономике, образовании и на рынке труда. В общем, программа отражала идеал равноправия полов, поддерживаемый официальными учреждениями в Финляндии. Следующий подобный семинар был организован в Оулу (Финляндия) в 1998 году на высоко официальном уровне.

Другой семинар, под названием "Женщины Карелии и их роль в обществе", был проведен в 1997 году. Он был организован Карельским Центром Гендерных Исследований и привлек большое количество русских женских организаций. Финансовая поддержка осуществлялась Агентством Международного развития, Фондом Форда и Фондом Евразия (США). Финские женщины также приняли участие в этом семинаре по проблемам некоммерческих и неправительственных организаций (третьего сектора), женского движения и женских организаций и вопросу "женщины против насилия". Третья тема - насилие против женщин - является одной из наиболее важных проблем (радикально настроенных) феминисток в Западной Европе (в том числе и в Финляндии).

В области информационного обмена опытом Ассоциация женщин-писателей "Мария", которая была создана в конце 80-ых годов, является очень важным примером. Ассоциация была одной из первых добровольных организация в русской Карелии. Она провела литературные встречи, на которые также съехались участники из Финляндии и других зарубежных стран. Было издано два выпуска литературного альманаха "Мария". С помощью "Марии" женщины-писательницы получили возможность публиковать свои работы, прямо связанные с темой феминизма: патриархальное давление общества, недостаточная охрана материнства, различие полов, эмоции и интимная жизнь. Этими темами пренебрегали в Советский период.

В 1997 году сотрудничество женщин-предпринимателей Финляндии и Карелии получило новый стимул. В Петрозаводске прошел однодневный семинар "Возможности малого бизнеса", который был организован Летним Университетом Йоэнсуу (Финляндия) и Ассоциацией женщин-предпринимателей в Петрозаводске. Женщины-предпринимательницы из Финляндии делились своим опытом с женщинами из Петрозаводска. Основная идея данного сотрудничества воплощалась в образе современной женщины.

Выводы и размышления.

Наша небольшая работа дает только краткий обзор сотрудничества финских и российских женских организаций. В дополнение к благотворительной деятельности, которая действительно носит очень широкий характер и вовлекает почти каждого второго жителя восточной Финляндии, существуют более официальные совместные проекты по программам экономического и социального развития. Одна из форм этого последнего типа сотрудничества основана на инициативе Европейского Сообщества INTERREG IIA, которое финансирует проекты, развивающие приграничные контакты. Однако, несмотря на тот факт, что равенство возможностей - это основной критерий в распределении средств, существует очень немного проектов, нацеленных на решение проблем женщин, среди почти ста продолжающихся проектов INTERREG в 1998 году.

Возможно, не случайно, что организация, подобная "Марте", которая помогала более разумно организовать жизнь простых людей, была заимствована в Финляндии. Это тесно связано с преобразованием одной важнейшей части современной социальной структуры. В то же время это соотносится и с вопросом положения женщины в обществе: ассоциация "Марта" склоняется к поддержке образа женщины-домохозяйки в России (см. Здравомыслова, 1996, стр. 33-48).

С другой стороны, благотворительность и образовательная работа - это как раз та деятельность, к которой более всего способны финны. Но, кажется, данную область пронизывает взаимное непонимание. Во многих случаях мы можем критиковать финских партнеров за их невежество или безразличие к интересам русских организаций. Подъем российских женских организаций, особенно в середине 90-х, будто прошел незамеченным финнами. Русские создали свои собственные образовательные и социальные организации, которые лучше понимают жизненные проблемы своего народа. Удивительно, что эти организации так мало сотрудничают с финской стороной. Стоит задаться вопросом, не хотят ли финны сохранить их собственное представление о русских женщинах и их потребностях, не желая принимать то, которое сложилось у самих русских женщин. (см. Хейккинен, 1997).

Активность в благотворительной работе имеет серьезное и частично парадоксальное психологическое и практическое влияние на финских деятелей, в том числе и на женщин. На эмоциональном уровне она пробуждает в финнах чувство глубокой жалости, желание что-нибудь сделать и одновременно чувство неприязни и даже злости. Очевидно, идеологические столкновения с Россией и Советским Союзом, которые имеют очень длительную историю в Финляндии, до сих пор не исчезли.

Сотрудничество между женщинами довольно сложно связано с этническим признаком. Даже в Республике Карелия - многонациональном регионе, где в 1989 году русские составляли 73.6 %, карелы - 10%, белорусы - 7,0%, украинцы - 3,6%, финны - 2,3%, этнический вопрос не является главным в работе женских организаций. Он редко затрагивается в темах обсуждений. Основной унифицирующий фактор - это пол, игнорирующий все остальные различия, например, этнические или сексуальную ориентацию. В соответствии с этой традицией, когда в данной работе мы упоминаем Карелию (Лига женщин и т.д.), имеется в виду территория, а не этнос.

Тем не менее, в сотрудничестве с финнами этнический признак всегда присутствует. В большинстве случаев финны стараются сосредоточить свое внимание на карелах и финнах, живущих в России. Языковая общность намного упрощает эту деятельность. Из-за языковых проблем финны чувствуют себя чужаками среди русских. Исключительно сильная этническая окраска присутствует в деятельности ассоциации "Женщины Калевалы". Ею было учреждено отделение в русской Карелии в 1997 году, которое было организовано финскими иммигрантами. Цель ассоциации состоит в том, чтобы развить уважительное отношение к национальной культуре, распространить знание финского национального эпоса "Калевала" и другого финского фольклора, адаптируя его к современной культуре, направить молодежь на понимание "Калевалы" и финской народной поэзии. В средствах массовой информации можно увидеть некоторую долю этнического фактора. Средства массовой информации на финском языке, в частности, газета Karjalan Sanomat, журнал "Карелия", радио и телевидение на финском языке уделяют огромное внимание женскому сотрудничеству.

Влияние границы по разные ее стороны ощущается неодинаково. В восточной Финляндии существование границы усиливает сотрудничество. В отличие от Советского периода теперь менее сложно пересекать границу, разрешен выезд в соседние территории. Хотя все еще по сравнению с границами в Западной Европе граница между Финляндией и Россией - это каменная стена, разделяющая два чужих друг другу государства. И она все еще пробуждает глубоко укорененные чувства страха, надежды, радости и печали. Старые идеологические различия не исчезли. Иногда финские и русские партнеры кажутся совершенно отстраненными друг от друга. Даже если финны желают сотрудничать с людьми в русской Карелии, желают развивать гражданское общество и помогать людям, иногда они даже не вполне осознают все обстоятельства и понимают ситуацию из-за образа, создавшегося о стране по ту сторону границы.


Список литературы

Birin, V. (1996), Kansalliset liikkeet Karjalan tasavallan yhteiskunnallisessa murroksessa, in Liikanen and P. Stranius (eds.), Matkalla kansalaisyhteiskuntaan? Liikettaja ja liikkeita Luoteis-Venajalla. Joensuun yliopisto, Karjalan tutkimuslaitoksen julkaisuja no 115, pp. 27-42.

Бойченко Л.Д. (1995), Петрозаводск-Дубна-Пекин, под ред. Г.Г.Скворцова, "Мария", литературный альманах. Петрозаводск, изд. Петрозаводского университета, стр. 250-262.

Boichenko L. D (1996), Participation of Women's Organizations of Karelia in the Establishment of Civil Society, in K. Heikkinen and E. Zdravomyslova (eds.), Civil Society in the European North. Concept and Context. Centre for Independent Social Research, St.Petersburg, pp. 124-126.

Бойченко Л.Д. (1997), Развитие третьего сектора на примере Республики Карелия, под ред. А.Ю.Сунгурова, Гражданское общество - в поисках пути. Приложение к журналу "Северная пальмира", Санкт-Петербург, стр. 104-111.

Druzhinin, P. and Morozova, T. (1996), Karjalan ammattiyhdistysliike murrosvaiheessa, in 1. Liikanen and P. Stranius (eds.), Matkalla kansalaisyhteiskuntaan? Liikettaja liikkeita Luoteis-Venajalla. Joensuun yliopisto, Karjalan tutkimuslaitoksenjulkaisuja no 115, pp. 59-66.

Heikkinen, K. (1992), Women, Marginality and the Manifestation of Everyday Life. A Study of the Present-day Feasts of the Veps and the Man (in Russia). Ethnologia Fennica, vol. 20, pp. 5-17.

Heikkinen, К. (1996), Religion, Gender and Ethnic Organization, in K. Heikkinen and E. Zdravomyslova (eds.), Civil Society in the European North. Concept and Context. Centre for Independent Social Research, St. Petersburg, pp. 146-149.

Heikkinen, K. (1997), Minaja venalainen nainen. Naistutkimusta rajan molemmin puolin, in A-L. Siikala and J. PSysa (eds.), Amor, Genus & Familia, Elektroloristi 1/1997.

Klementyev, Ye. 1. (1996), Formation of a Civil Society and National Movement in the Republic of Karelia (some problems of research methodology), in K. Heikkinen and E.Zdravomyslova (eds.). Civil Society in the European North. Concept and Context. Centre for Independent Social Research, St. Petersburg, pp. 142-145.

Liikanen, 1. (1996), The Politics of Civic Organization. The Karelian Republic in a Comparative Perspective, in K. Heikkinen and E. Zdravomyslova (eds.). Civil Society in the European North. Concept and Context. Centre for Independent Social Research, St. Petersburg, pp. 155-159.

Oilila, A. (1993), Suomen kotien paiva valkenee... MarttaJarJesto suomalaisessayhleiskunnassa vuoteen 1939. Hist. tutk. 173. SHS. Helsinki.

Sosiaali-ja terveydenhuollon lahialueyhteistyo PohJois-KarJalassa. Lahialueyhteistyorekisteri 22.9.1997. Ita-Suornen laaninhallitus, Sosiaali-jaterveysosasto, Joensuun palveluyksikko.

Ternkina, Anna (1997), Russia in Transition: The Case of New Collective Actors and New Collective Actions. Aleksanteri Institute. Kikimora Publications. Series A. Jyvaskyla.

Varis, E., Brandt, A., Dybwad, A. H., McElligott, J., Mailer and Oukkula, R. (1997) Humanitarian Aid and Everyday Survival of Families in the Karelian Republic, in J. Kortelainen (ed.). Crossing the Russian Border. Regional Development and Cross-Border Cooperation in Karelia, University of Joensuu, Department of Geography, Publications No 3, Joensuu.pp. 156-164.

Zdravomyslova, E. (1996), Problems of Becoming a Housewife, in A. Rotkirch and E. Haavio-Mannila (eds.), Women's Voices in Russia Today. Aldershot, Dartmouth, pp.33-48.