Женщины-ученые из стран СНГ - гости Московского центра гендерных исследований

Лариса Лунякова

В течение месяца, начиная с 12 мая 1999 г., преподавательницы из Азербайджана и Армении проходили в МЦГИ научно-методическую стажировку по женским и гендерным исследованиям.

За плечами Московского центра гендерных исследований - солидный опыт проведения различных по объему и целям научно-образовательных программ: семинары, тренинги, лекции, летние школы. Деятельность Центра можно охарактеризовать как своеобразную мастерскую по разработке многообразных моделей учебных инноваций. Основные итоги и достижения этих программ, а также некоторые лекционные материалы опубликованы в сборниках и книгах МЦГИ. Но, к сожалению, до сих пор не создан специальный курс или универсальный учебник по гендерной проблематике.

Концепция новой образовательной инициативы кардинально отличается от практики проекта РЛШГИ (Российских летних школ по гендерным исследованиям, 1996-1998 гг.), в котором конкретная учебная программа формировалась из лекционных материалов будущих участников школ, отобранных жюри открытого конкурса.

Программа стажировки "Введение в женские и гендерные исследования" была заранее разработана руководителем проекта, кандидатом философских наук Ольгой Ворониной. Она включает в себя курс лекций, ознакомление с международными документами, относящимися к положению женщин и его улучшению, обсуждение методологических и методических проблем, рассмотрение результатов специальных исследований, охватывающих широкий спектр социальных и гуманитарных наук, и их влияния на изменение и обновление представлений о роли женщины в различных сферах жизнедеятельности и социокультурных отношений между полами. Структура курса в целом построена таким образом, чтобы у слушателей сформировались новое гендерное мировоззрение и способность ориентироваться в проблемном поле.

Стажировка в МЦГИ задумана как курс повышения квалификации для представителей высшей школы в традиционной академической форме преподавания: лекция, затем семинар. Слушательницы были выбраны на конкурсной основе специальным жюри при администрации Женской сетевой программы Института "Открытое общество" в Нью-Йорке. Преподавание было максимально приближено к индивидуальным занятиям: группа состояла из четырех женщин (две из которых имеют степени кандидатов наук).

Междисциплинарный характер гендерных исследований предопределил сочетание в курсе "Введение в женские и гендерные исследования" лекций по истории женского и феминистского движения на Западе и в России, философии и социологии, по правам человека и международным правовым нормам, политике и экономике, феминистской критике экономической теории, антропологии и культурологии, проблемам репродуктивных прав и гендерным аспектам этнокультурных процессов и др. Каждой лекции был предпослан развернутый план, содержащий основные понятия и определения, подробная библиография и подборка избранных работ по теме лекции. Эти материалы планируется взять за основу пропедевтического, систематически изложенного сжатого курса и хрестоматии по основным теоретическим и методологическим проблемам и вопросам гендерных исследований.

Для проведения лекций и семинарских занятий были приглашены известные ученые и преподаватели, имеющие не только профессиональный опыт чтения специальных или факультативных курсов по гендерной проблематике, но, кроме того, активно включенные в процесс гражданского преобразования современного российского общества.

Среди них - профессор, доктор юридических наук С.В.Поленина, возглавлявшая авторский коллектив по разработке в Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам женщин, семьи и молодежи Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Она рассказала о правах женщин в системе прав человека, о международных правовых документах и практике их применения.

Профессор, доктор юридических наук И.Б.Михайловская, руководитель ряда социологических исследований и автор серии публикаций Проектной группы по правам человека, представила результаты одного из исследований - "Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России и странах СНГ".

Профессор, доктор экономических наук Н.М.Римашевская, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, первая в академических структурах включившая гендерный аспект в социологические исследования и имеющая внушительный опыт руководства пролонгированными научными проектами, дипломными и кандидатскими работами по проблемам женщин, посвятила свою лекцию состоянию и развитию гендерных отношений на советском и постсоветском пространстве в России.

Государственный советник юстиции II класса, кандидат юридических наук Л.Н.Завадская, депутат Государственной Думы 1994-96 гг., заместитель министра юстиции Российской Федерации 1996-98гг., иными словами, представитель как законотворческого, так и исполнительного органов, рассказала о структуре государственного управления и женщинах, включенных в политическую борьбу и процессы принятия решений.

Всего в учебном курсе было занято 20 преподавателей из разных исследовательских центров, академических институтов и университетов Москвы, из них шесть - сотрудницы МЦГИ. Кандидат философских наук О.Воронина не только разработала всю программу стажировки, но прочитала серию лекций, в том числе - по истории женского движения на Западе и в России, о многообразии идей и понятий феминизма. Одно из ее занятий было посвящено истории зарождения и развития женских исследований, социальному конструированию понятия гендер и его внедрению как культурной метафоры в философские концепции.

Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы экономики Е.Мезенцева познакомила слушателей с феминистской критикой экономической теории и гендерным подходом к традиционной экономической теории, а кандидат экономических наук М.Баскакова - с основными Конвенциями Международной организации труда, гендерными проблемами занятости и фактическом положением женщин на рынке труда.

Методам современной социологии, и, в частности, качественной методологии и биографическом методе, активно применяемых в гендерных исследованиях, была посвящена лекция кандидата философских наук М.Малышевой.

Как отметили сами слушательницы, несомненный интерес и живой отклик вызвали лекции кандидата исторических наук М.Котовской (Институт этнологии и антропологии РАН) о гендерных аспектах этнокультурных процессов, кандидата экономических наук Н.Космарской (Центр цивилизационных и региональных исследований РАН) о новой и недостаточно освещенной в русскоязычных публикациях проблеме вынужденной миграции в постсоветский период и лекция о современных тенденциях изменений института семьи и феминистской критике семьи, прочитанная ведущим научным сотрудником Института социологии РАН, кандидатом философских наук Т.Гурко.

Беглый и далеко не полный обзор лекционных тем демонстрирует весьма широкий диапазон социальных и гуманитарных дисциплин, в которых используется гендерный подход и каждой из которых можно было бы посвятить полный специальный курс лекций.

Во время встреч с представительницами неправительственных женских организаций г.Москвы (Информационный центр независимого женского форума, Консорциум женских неправительственных организаций) обсуждались опыт их работы по взаимодействию с властными структурами и способы воздействия на них, а также проблемы и особенности, возникающие на региональном и национальном уровнях при защите прав и интересов женщин.

Ярким событием для всех участниц проекта была встреча с американской феминисткой Энн Снитоу. Она рассказала о своем собственном многолетнем опыте организации и проведения летних гендерных школ в Польше, в Кракове, о состоянии и проблемах современного женского движения и феминизма в Америке, о работе и возможностях женского проекта Восток-Запад (NEWW).

Н.Абубикирова и М.Регентова открыли учебный курс тренингом по развитию самосознания и завершили курс семинаром и тренингом по предотвращению насилия в отношении женщин.

Стажировка женщин-ученых из стран СНГ в российском научном сообществе стала возможной благодаря работе специальной Женской Сетевой программы Института "Открытое общество", учрежденной в 1997 г. Фондом Сороса и имеющей свои отделения в 30-ти странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии. Вопросы разработки и распространения знаний по гендерной проблематике и методологии гендерных исследований составляют в этой программе одно из самых приоритетных направлений.

В конце 1998 г. среди прочих других учебных проектов научно-образовательный проект Московского центра гендерных исследований был одобрен и поддержан Институтом "Открытое общество" - Фондом Сороса , а в настоящее время реализован.