ВНИМАНИЕ: ГЛЯНЦЕВАЯ ОПАСНОСТЬ

Людмила Письман

Года два назад ассортимент газетно-журнальной продукции пополнился изрядным количеством журналов с грифами на первой странице: "для дам", "для девчонок", "для современных женщин". На газетных лотках в метро и на улицах замелькали нарядные глянцевые обложки с нежными женскими лицами, многообещающими улыбками и зовущими взглядами, ласковыми женскими именами: "Лиза", "Маруся", "Натали", "Настя", "Дуняша". На этих страницах, с первого взгляда совсем безобидных, таилась и таится немалая опасность для женского, особенно юного сознания.

В чем же она? Дело в том, что их редакторы, независимо от пола, играют по правилам мужского мира, навязывая читательницам вариант модели поведения женщины, принятый в сугубо патриархатном обществе. Вот примерный круг тем, кочующий из журнала в журнал: гороскопы, мода, рецепты блюд, житейские истории "про любовь", тесты, в основном на тему "как понравиться мужчине", диеты и гимнастика "для груди", "для живота" и прочее. Никаких вам серьезных обсуждений на тему, скажем, бизнеса и финансов (если уж экономика - то непременно в рамках семейного бюджета), никаких социальных или политических обобщений или даже разговоров об искусстве. Издатели словно бы говорят нам: мужчина - хозяин жизни, царь природы, ему принадлежит весь мир, а женщина - всего лишь его раба, призванная угождать ему и предвосхищать всё его желания.

Вот примеры. Еженедельник "Женские дела" публикует массу психологических тестов и советов, главная цель которых - преподать женщине науку "как заполучить понравившегося партнера". "Мужчина хочет секса и ничего кроме секса, а ты должна научиться угадывать его желания, понимать между слов. Перед тобой стоит трудная задача - быть терпеливой и не показать превосходства, внушая ему: ты самый лучший, самый любимый, мир ляжет к твоим ногам", - это пишет психолог Олег Петренко. Кстати, чаще всего, изготовление подобного чтива - дело рук самих мужчин. По-видимому, они считают, что со стороны виднее, какой должна быть женщина, чтобы полностью удовлетворить потребность "хозяина".

В журнале "Натали", издававшемся учредителем и редактором Марком Монусовым, мне попался пример самого настоящего подстрекательства к домашнему насилию. Некий Борис Крумер изложил несколько видов борьбы с женской истерикой, самый эффективный из которых - "обеими руками сжать ей горло". "Остыв и осознав вселенские масштабы своей глупости, женщина уяснит для себя, что она, с помощью черных сторон своей психики пробудила в вас зверя, так и поделом ей. А если вы выскажете сожаления по поводу происшедшего, осознав, что грубо воспользовались силовым преимуществом, женщина начнёт почитать в вас мужскую силу и притягательность".

На страницы подобных журналов часто приглашаются для интервью популярные, в основном в сфере шоу-бизнеса, представители мужского пола. Коронный вопрос, задаваемый журналистами, - "Какой тип женщины вам больше всего нравится?". И тут начинают литься целые потоки мужского самомнения. "Я- восточный человек, и считаю, что женщина обязана подчиняться мужчине и во всем ему угождать" -цитата из интервью Бари Алибасова газете "Дом русской косметики".

Наиболее распространенный и читаемый в море дамской прессы - журнал "Лиза". Поскольку "Лиза" родом из Германии, то и интересы ее героинь крутятся в пределах пресловутых "трех К" - "киндер, кюхе, кирхе", маленького счастьица немецких бюргерш. Самое почетное место на ее страницах отдано, конечно, моде и рецептам. Наставления в области моды подаются "Лизой" тоном провинциальной свахи в девичьем будуаре: "Это нарядное боди привлечет внимание тем, что великолепно подчеркнет вашу грудь благодаря специальным чашечкам", "Модель из ткани с контрастным рисунком пленяет своей сдержанной прозрачностью". Чье внимание привлечет, кого пленяет? Ну конечно, его, хозяина, вышедшего на тропу охоты за самой соблазнительной и покорной наложницей.

Под стать модным советам и лексика гороскопов. Если мужчинам - ракам, весам и прочим - предвещается "удачное взаимодействие с государственными и коммерческими структурами", "успех в финансовых проектах и поиске спонсоров", то женщинам - всего лишь "удовольствие от прогулки по магазинам в субботу" и на худой конец -" важное событие в личной жизни".

Особое место на лотках занимают бульварные издания, адресованные подросткам. Вот два самых типичных "журнала для настоящих девчонок" - "Штучка" и "Маруся". Они похожи как сестры-близнецы. Все те же тесты и гороскоп, новости кулинарии и моды, советы "как понравиться мальчику из соседнего класса?", только обращение на "вы" заменено на фамильярное "ты". В каждом из них есть рубрика для тех, кто хотел бы поделиться опытом неразделенной: любви, и поплакаться в жилетку дорогой-редакции. Любопытно, что обе эти "жилетки"- мужские. Их зовут Андрей и Саша. Издатели, видимо, думают, что воспитание девочек - дело сугубо мужское: женщина, чего доброго., научит каким-нибудь опасным феминистским идеям, подрывающим устои патриархата. Только мужчины знают, что надо сделать, чтобы "стать похожей на фотомодель" и завоевать сердце соседнего мальчика.

"Старшие друзья" выступают в роли репетиторов, натаскивающих юных "Марусь" перед единственным и главным жизненным экзаменом - на звание кулинарки, горничной и топ-модели одновременно.

Ни разу не встретился на страницах этих журналов, разговор о том ,как выбрать профессию, как сформировать характер и просто какую книжку почитать. Даже под многообещающей рубрикой "Сделай себя сама" "Маруся" помещает: не советы заняться самообразованием, освоить компьютер, изучить языки, а всего лишь "заглянуть в холодильник, взять кусочек вчерашнего торта, включить "мультик", позвонить подружке и поболтать с ней, наконец врубить магнитофон и залечь в горячую ванну".

Даже культуру в редакции "Маруси" понимают своеобразно: Анна Ахматова, оказывается, была всего лишь "женщиной .редкой красоты", которая жила с поэтом Гумилёвым, а стиль барокко - это "роскошная плоть и. крутая эротика". Вот и вся наука, преподанная девушке, шагающей в 21-й век... Справедливости ради надо заметить: финансовый кризис смел с прилавков большинство довольно дорогостоящих образцов "дамской" прессы. Их теперь просто не по карману издавать, да и покупать тоже. Уменъшилась прослойка "новых русских", их жён, а также девушек, мечтающих заполучить "денежный мешок" в качестве мужа. Ведь именно на эту немалочисленную категорию женщин ориентировались издатели вышеперечисленных журналов. Наших соотечественниц все больше сегодня волнуют другие вопросы как найти и сохранить работу по специальности, открыть свой небольшой бизнес, чтобы прокормить семью, где взять необходимое в работе законодательство, чтобы защититься от произвола работодателя.

Кризис изменил и сделал более серьезным лицо еще недавно легкомысленной "Лизы"- на её страницы все чаще проникают "житейские вопросы" о трудоустройстве и юридические консультации. Пышные кружева высокой моды и "рулеты из индейки с каштановой начинкой" сегодня способны вызвать скорее раздражение, чем восторг. Рискну предположить, что еще одно положительное последствие кризиса.