N 1-2 1999

РОССИЙСКИЕ ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ ПО ГЕНДЕРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Лариса Лунякова
МЦГИ




В Московском центре гендерных исследований (МЦГИ) идет к своему завершению проект "Российские летние школы по гендерным исследованиям" (РЛШГИ), осуществлявшийся при финансовой поддержке Фонда Форда.
В рамках этого большого научно-образовательного проекта было проведено три летних школы:
"Валдай-96" - совместно с кафедрой социологии и политологии Тверского государственного университета (КСП ТГУ);
"Волга-97" - совместно с кафедрой зарубежной истории Самарского государственного университета (СамГУ);
"Азов-98" - совместно с Ростовским государственным университетом (РГУ).
В работе этих школ приняли участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты из России, стран СНГ, Европы и США. География участников столь велика, что школьные контакты протянулись на запад вплоть до Калифорнии, на восток - до Иркутска, на север - до Мурманска и на юг - до Алматы. Воистину, задуманный как совместный проект МЦГИ и университетов российских регионов, он, по существу, может быть причислен к международным.
С самого начала своей деятельности МЦГИ разрабатывал программу лекций по женским исследованиям, рассчитанную на широкую аудиторию: активисток общественно-политических движений, преподавателей и исследователей в области гуманитарных наук, студентов и всех, кому не безразличны проблемы женщин. Предпринимались попытки внедрить специальную программу по женским и гендерным проблемам в систему школьного и университетского образования. Но по мере роста и расширения исследований по женским и гендерным проблемам в различных уголках России назрела необходимость обмена опытом и информацией, разработки методов и понятийного аппарата, поскольку гендерная проблематика сегодня вплетена во все области социальных и гуманитарных наук.
И как когда-то (в 1972 г.!) Фонд Форда оказал поддержку женским исследованиям у себя в Америке, учредив первую национальную программу премий за исследования роли женщин в обществе, так и в России Фонд Форда способствовал реализации и претворению в жизнь давно вынашиваемого в мечтах проекта - Летних школ по женским (гендерным) исследованиям. Московскому центру гендерных исследований в лице его сотрудницы и неутомимого руководителя этого проекта к.э.н. З. А Хоткиной посчастливилось - программа Школ была поддержана Фондом Форда, и около 200 человек (в среднем по 60 человек каждый год), отобранных взыскательным жюри, могли в течение двух недель учиться и учить, дискутировать и "играть", консультировать и консультироваться и многое другое. Формы и стили занятий были столь разнообразны, что иногда возникала проблема - что выбрать, куда пойти? По признанию многих "школьниц и школьников" для взаимодействия и инициатив было мало 24 часов в сутки.
О проекте РЛШГИ и о каждой из летних школ немало написано и ее участниками, и ее организаторами.
Итогом первой российской летней школы "Валдай-96" стала книга, творцами которой были практически все участники школы. Эта книга позволила узнать больше и лучше о развитии гендерных исследований в России и их внедрении в систему высшего образования. По мнению профессора И.С. Кона, участника третьей школы, эта книга "содержит много актуального и полезного для лиц, занимающихся и заинтересованных гендерной проблематикой". Итогом второй и третьей школ тоже будет книга. Ее авторами станут участники, чьи лекции и семинары получили наибольший рейтинг среди слушателей.
Во время второй школы "Волга-97" уникальную возможность обсудить результаты своих исследований, обменяться научными идеями и опытом преподавания, познакомится с новейшими российскими и зарубежными публикациями по гендерной тематике, договориться о сотрудничестве имели гуманитарии - социологи, историки, философы и психологи.
Третья школа "Азов-98" принципиально отличалась от предшествующих школ концептуально - была поставлена цель рассмотреть четыре социальные проблемы:
1. Права женщин в контексте прав человека;
2. Статус женщин в российском обществе: в сферах экономики, политики и семьи;
3. Образ российской женщины в литературе, истории,
изобразительном искусстве, СМИ и др.;
4. Теория, методология и методы гендерных исследований и их преподавание в высшей школе.
Все проблемы и рассмотренные внутри каждой из них темы были наполнены результатами новейших исследований. Работа секций во многом зависела от таланта и статуса ведущих, но ими были известные в гендерных исследованиях ученые. Среди них профессор, доктор исторических наук Н.Л. Пушкарева, профессор Валерия Сперлинг(США), кандидат экономических наук Е.В. Машкова, кандидаты философских наук И.Л. Савкина и Е.И. Горошко, Т.М. Герасимова, Е.И. Трофимова.
Самыми жаркими дискуссиями сопровождалась работа первой секции, в рамках которой была поставлена задача выявить специфику прав человека в отношении женщины. Ведущими был охвачен необычайно широкий спектр прав, вплоть до права на изменение биологического пола человека (профессор, доктор юридических наук М.Н. Малеина). Примечательно, что юристы принимали участие в школе впервые.
В рамках третьей секции очень ярко прошли выступления И.Л. Савкиной и аспиранта из Великобритании Ф. Буллока. С неповторимым образом российской женщины в литературе участники школы познакомились благодаря гостье школы, писательнице Светлане Василенко, прочитавшей свои рассказы, а писательница и общественный деятель Беларуси Валентина Ковтун рассказала "белорусскую женскую историю".
Самую высокую оценку (и самый высокий рейтинг) из учебных программ всех школ получили лекции, тренинги и семинары по теории и методологии гендерных исследований и их преподаванию в высшей школе А.А. Темкиной.
Состав слушателей школ обновлялся ежегодно практически на 80%. Неизменными участницами, не считая организаторов проекта, были Т.М. Герасимова и А.А. Темкина (обе из Санкт-Петербурга) и Л.Н. Попкова (Самара). Профессиональный уровень всех школ был очень высоким. В школе "Азов-98" принимали участие семь докторов наук и заведующих кафедрами различных университетов, 32 кандидата наук, 16 аспирантов. В работе школ всегда принимали участие активистки женского движения.
На протяжении трех лет школьный проект МЦГИ постоянно развивался. Доска объявлений "Валдай-Инфо" первой школы трансформировалась сначала в "Волгу-Инфо", а затем в информационный бюллетень проекта "ГендерLand". В период работы второй школы "Волга-97" был создан Научный совет проекта, который активно действовал во время подготовки к третьей школе.
Каждая школа заканчивалась веселыми театрализованными капустниками, на которых мы нередко узнавали "героев" школ и себя.
И, наконец, нельзя не сказать об уникальной традиции проекта - детских группах: пока мамы и папы учатся в школе, дети были заняты своими делами, но знали, что они тоже включены в общую работу.
По календарю проект Московского центра гендерных исследований "Российские летние школы по гендерным исследованиям" закончился 30 сентября 1998 года, но его должна завершить книга, работа над которой идет полным ходом. В книгу войдут четыре главы: по теории и методологии гендерных исследований, по правам и статусу женщин и по образу женщин в литературе, искусстве и СМИ.
Мне, как постоянной участнице проекта и координатору учебных программ, хочется поблагодарить коллег за возможность работать в этом проекте и всех-всех, кто учился и хотел учиться в наших Школах, за его поддержку и неиссякаемый интерес.
Наши контактные координаты:
адрес: 107802, г. Москва, Орликов пер., дом 3, комната 427
oae. 204-41-62, 559-89-91
oaen: 204-43-85






Наш адрес: 121019, г. Москва, а/я 65, Тройновой Т.Г.
Тел./Факс: (095) 291-22-74
E-mail: womnet@glasnet.ru