Охрана здоровья и права человека

Согласно международным нормам, соображения охраны здоровья общества действительно в ряде случаев могут служить аргументом, которым государство оправдывает вмешательство в личную и семейную жизнь своих граждан. Например, в статье 8 п.2 ⌠Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод■, говорится, что вмешательство государственных органов в осуществление права на личную и семейную жизнь может быть допущено в тех случаях, когда

⌠это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц■.

Права, провозглашенные Международным пактом о гражданских и политических правах, могут быть ограничены только во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется. Хотя угрожающие масштабы эпидемии в стране признаются официальными лицами, чрезвычайное положение по этому поводу объявлено не было, а следовательно, вмешиваться в чье-либо право на личную жизнь и создание семьи у государства нет оснований. Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает, аналогично приведенному выше положению Европейской конвенции, что ограничение прав может быть признано законным лишь при соблюдении ряда условий: государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Таким образом, одним из главных═ условий легитимности налагаемых ограничений является их законодательное оформление. Лимбургские принципы реализации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ‑ международный документ, содержащий общепризнанное толкование положений Пакта, дает следующее разъяснение:

Ни одно ограничение реализации экономических, социальных и культурных прав не должно налагаться иначе, нежели в соответствии с национальным законом общего применения, который не противоречит Пакту и вступил в силу к моменту наложения ограничения.

Законы, налагающие ограничения на реализацию экономических, социальных и культурных прав, не должны быть произвольными, неразумными или дискриминационными.

Правовые нормы, ограничивающие реализацию экономических, социальных и культурных прав, должны быть четкими и понятными всем.

В национальном законодательстве России не содержится ⌠четких и понятных всем■ положений, которые налагали бы ограничение на личную и семейную жизнь ВИЧ-положительных. Напротив, Основы законодательства об охране здоровья граждан содержат запрет на дискриминацию граждан на основании наличия у них какого-либо заболевания:

Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Федеральный закон о СПИДе гарантирует, что

1. ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Федеральный закон ограничивает граждан с ВИЧ-инфекцией лишь в их праве быть донорами крови, органов и тканей, а также работать по ряду специальностей. Никаких других ограничений национальное законодательство не содержит, поэтому угроза уголовного наказания за личную жизнь является недопустимым нарушением прав человека в отношении людей с ВИЧ-инфекцией. Помимо этого, 122 статья не способствует общему благосостоянию в демократическом обществе, а напротив, подрывает усилия, направленные на профилактику распространения ВИЧ-инфекции, поскольку частью состава преступления является знание своего ВИЧ-статуса, в результате чего многие люди предпочитают его не знать.