На сайте gravis-laser.ru бейджи из металла. Тур Тула Санкт-Петербург подробнее.

Право на труд

Часто раскрытие диагноза приводит к тому, что женщина теряет работу и средства к существованию.

⌠Начальник мне сказал: ╚Извини, но о тебе уже все знают╩. Меня попросили уволиться■.

⌠На заводе у меня по отделам ходили. Заходили в отдел и говорили: такая-то болеет СПИДом. Я вернулась из больницы, на работе уже все знают. Некоторые боялись после меня даже в туалет зайти. Все меня обсуждали: одни говорили ‑ она с женатыми мужчинами спит, другие ‑ ее в больнице заразили. Наконец я не выдержала, ушла с этой работы■. [9]

В Международных руководящих принципах ООН ╚ВИЧ/СПИД и права человека╩ говорится: ╚127┘Государствам следует принять меры к обеспечению того, чтобы лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом разрешалось работать в течение всего периода, пока они в состоянии выполнять функциональные обязанности на рабочем месте┘ К подающему заявление о приеме на работу или работнику не должно предъявляться требование о предоставлении работодателю информации относительно его инфицированности ВИЧ┘ Обязательства государства предотвращать любые формы дискриминации на рабочих местах, в том числе на основании ВИЧ/СПИД, следует распространить и на частный сектор┘ 128┘ В подавляющем большинстве профессий и сфер деятельности выполняемая работа не связана с риском приобретения или передачи ВИЧ во время контактов между работниками, а также от работника к клиенту или от клиента к работнику [10] Последнее положение было подтверждено широкомасштабными исследованиями под эгидой Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда. [11]

Запрет на дискриминацию в сфере труда отражен и в российском законодательстве. Согласно статье 17 федерального закона о СПИДе "Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных", "не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу... а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ - инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции...". При этом, согласно статье 9 закона, ╚работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров╩.

Перечень профессиональных работников, которые обязаны проходить обследование на ВИЧ, приводится в постановлении правительства [12] ; он всключает следующие специальности:

а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работой с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Иными словами, обязательному обследованию подлежат работники, которые

а) лечат и обследуют пациентов с ВИЧ-инфекцией;

б) исследуют кровь и биоматериалы, содержащие ВИЧ;

в) работают на производствах, где используются ВИЧ-содержащие материалы.

Из содержания этого постановления можно сделать вывод, что оно защищает в первую очередь интересы работников, рискующих заразиться ВИЧ при исполнении своих профессиональных обязанностей. Логично предположить, что обследование на ВИЧ при поступлении на работу и периодических медицинских осмотрах призвано вовремя установить случаи производственного заражения и, в частности, решить вопрос о выплате компенсации (пособия) работникам, заразившимся ВИЧ на рабочем месте. Об этом говорится и в федеральном законе:

╚Статья 21. Государственные единовременные пособия

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий╩.

Обратите внимание, что перечень специальностей, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию, полностью совпадает с перечнем имеющих право на получение компенсации в случае заражения.═ Этим же профессиональным категориям, согласно Федеральному закону о СПИДе, предоставляются дополнительные льготы:

╚Статья 22. Льготы в области труда

Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда╩.

Обязательное освидетельствование работников, таким образом, является звеном единого комплекса мер по защите интересов этих работников, куда входит контроль за состоянием их здоровья в связи с опасными условиями труда.

В Федеральном законе не сказано, каковы могут быть последствия выявления ВИЧ-инфекции у работников названных специальностей, в частности, могут ли они быть уволены. В свете вышесказанного отказ принять на работу или увольнение работника в связи с выявленной ВИЧ-инфекцией лишены смысла: ведь комплекс законодательных мер призван защитить интересы работника в ситуации опасности заражения, а если заражение уже произошло, этот вопрос автоматически снимается.

Тем не менее, в Правилах проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. ╧ 1017, разъясняется:

╚17. В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции. [13]

18. При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке╩.

Почему человек, заразившийся ВИЧ, ‑ неважно, каким путем, √ должен быть переведен на работу, ╚исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции╩? Что значит ╚исключающую условия╩? Работу, где она/он не будет иметь контакта с ВИЧ-инфекцией? (Какая разница, ведь заражение уже произошло?) Или где от нее/него не заразятся другие? (Кто? ВИЧ-инфицированные пациенты или ╚материалы, содержащие вирус иммунодефицита человека╩?).

Несмотря на эту непоследовательность и неопределенность законодательных формулировок, совершенно ясны два момента:

при ВИЧ-инфекции уволить нельзя, можно лишь перевести на другую работу;

сдавать анализ на ВИЧ при поступлении на работу и при плановых медосмотрах должны лишь работники четко установленных специальностей, которые к тому же пользуются льготами по причине опасных условий труда.

Помимо этого ограниченного круга работников, по закону никто не обязан проходить обследование на ВИЧ по требованию работодателя. Также никому нельзя отказать в приеме на работу или уволить с работы на основании ВИЧ-статуса. В статье 5 п.2 Федерального закона "Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных" сказано: "Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом" [14] . Об этом говорит и статья 1(2) Федерального закона:

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Это означает, что никакие внутренние инструкции и ведомственные постановления не могут служить законным основанием для увольнения работника с ВИЧ-инфекцией, если ее или его специальность не входит в цитируемый выше правительственный перечень. Тем не менее, положения Федерального закона о СПИДе систематически и безнаказанно нарушаются как государственными, так и частными предприятиями.

Я медицинский работник, ВИЧ-положительная. Работаю на станции скорой медицинской помощи. Имеет ли право администрация моей больницы уволить меня по этой причине, несмотря на то, что я, выполняя свои прямые медицинские обязанности, принимаю исключительные меры предосторожности (обработка рук антисептиками, использование перчаток)?═ Чем мне руководствоваться (в смысле нормативно-правовой базы), отказываясь писать заявляение об уходе по собственному желанию, которое настойчиво требует от меня администрация? [15]

⌠Я работала продавцом, и мне должны были поменять медицинскую книжку. Я не смогла получить новую медкнижку,═ потому что там должен быть анализ на ВИЧ. В Макдональдсе, куда я пыталась устроиться, мне тоже сказали, что нужен анализ. ВИЧ-положительных═ не берут в Макдональдс, это я точно знаю. В моей СЭС ответили, что медкнижку мне не дадут. Я нигде не могу устроиться на работу по своей профессии, как продавец. Поэтому я пока не работаю, мы с бабушкой живем на ее пенсию■.

Согласно постановлению Главного санитарного врача Департамента госсанэпиднадзора г. Москвы, [16] ═ в 1997 году были выпущены новые санитарные книжки, где есть графа ⌠обследование на ВИЧ■, хотя, по словам руководителя отдела лицензирования Департамента госсанэпиднадзора В. И. Хизгияева, обследование на ВИЧ-инфекцию для получения санитарной книжки не является обязательным [17] . Если это обследование не является обязательным, для чего оно было включено в санитарную книжку?

Требование предоставить анализ на ВИЧ фактически лишает женщин с ВИЧ-инфекцией права работать в сфере торговли и общественного питания. Между тем женщины составляют более половины (62%) всех работников сферы торговли и общепита. Среди медицинских работников, которых также, в обход федерального закона, обязывают регулярно обследоваться на ВИЧ, женщины составляют 81%. [18] Противозаконное требование сдачи анализа на ВИЧ лишает большое число женщин, имеющих соответствующее образование и квалификацию, их конституционного права на выбор рода деятельности и профессии. [19]

Известно много примеров игнорирования работодателями положений федерального закона. Вот некоторые из них, выявленные в течение одного только 1998 года:

Гостиница ⌠Националь■ обязывает всех своих сотрудников (более 2 000) проходить обследование на ВИЧ при оформлении на работу и в дальнейшем при регулярных медицинских осмотрах. [20]

Комбинат общественного питания ЦБ РФ, столовая ╧ 5 обязывает всех сотрудников обследоваться на ВИЧ.

ЗАО═ ⌠Торгсин-Маркет■ обязывает поваров периодически проходить тест на ВИЧ.

Московский индустриальный банк (!) при отказе от обследования на ВИЧ лишает сотрудников премии (!!!).

Ведомственные инструкции также идут вразрез с федеральным законодательством. Так, по приказу Министерства путей сообщения [21] обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию предварительно (при поступлении на работу) и периодически (1 раз в год) подлежат:

‑ начальники и проводники пассажирских поездов дальнего следования;

‑ работники, обслуживающие рефрижераторные поезда и секции (начальники, механики и др.);

‑ работники вагонов - ресторанов╩. [22]

Не оправданное с санитарно-эпидемиологической точки зрения, незаконное с точки зрения международных и российских правовых норм ограничение на профессиональную деятельность людей с ВИЧ-инфекцией создает ситуацию, когда многие из получивших этот диагноз автоматически лишаются средств к существованию и возможности реализовать себя в избранной специальности. В особой степени эта дискриминационная практика коснулась женщин, работающих в медицине, торговле, на транспорте и в сфере обслуживания.

[9] Интервью с ВИЧ-положительной женщиной из Московской области, 1996 г.

[10] ВИЧ, СПИД и права человека. Международные руководящие принципы. ООН. Нью-Йорк и Женева, 1998 г.

[11] Consultations on AIDS and the Workplace (World Health Organization, in association with the International Labour Organization), Geneva, 1988, sect. II, Introduction.

[12] Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 ⌠Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров■.

[13] Курсив мой √ И.С.

[14] Курсив мой √ И.С.

[15] Из письма ВИЧ-положительной женщины на Интернет-сайт Российского фонда ╚ИМЕНА╩, январь 2000 г. Сотрудники служб ╚скорой помощи╩ не входят в правительственный список специальностей, подлежащих обязательному обследованию. Не имея законных оснований для увольнения сотрудницы, администрация вынуждает ее уйти по собственному желанию.══

[16] Постановление ⌠О внеочередной гигиенической аттестации декретированного контингента и введении личных медицинских книжек единого образца в городе Москве■ ╧ 6 от 31.03.97г.

[17] Доклад ╧2 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, осень 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩.

[18] "Социальное положение и уровень жизни населения России" М.,Госкомстат, 1998, с.57

[19] Конституция РФ, ╚Статья 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию╩.

[20] Доклад ╧1 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, весна 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩.

[21] Указание Министерства путей сообщения РФ ⌠О порядке проведения медицинских осмотров на ВИЧ-инфекцию отдельных профессиональных групп железнодорожников■ ╧ Б-166у от 19.02.96 г.

[22] Доклад ╧2 ╚Нарушения прав граждан Российской Федерации в контексте эпидемии СПИДа╩, осень 1998 г., Российский фонд ╚ИМЕНА╩