N3
1998 г.
Архив журналов | Содержание _

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Елена Тончу
президент краснодарского краевого общественного движения "Женщины XXI века"

Опыт последних лет был своего рода шоком для нашего общества. Возросла численность женщин, материальные условия которых стали ниже социального минимума, увеличилось число безработных. Сократился объем услуг, которыми мог пользоваться простой гражданин. Изменилось действующее законодательство, в результате чего многие лишились того, что они считали естественным и очевидным. В этой трудной для всей страны ситуации женщина платит более высокую цену, чем мужчина. Ее политическое, экономическое и общественное положение становится предметом острых политических споров.

Потеря работы для женщин означает не только потерю заработка, но и потерю доступа к жизненно необходимым благам: жилью, медицинскому обслуживанию, детским садам и оздоровительным лагерям, принадлежащим предприятиям, где они работали, семейному отдыху на льготных условиях, различным формам помощи.

Увольнения вызваны, как правило, тем, что предприятия сворачивают производство из-за нехватки сырья, отсутствия финансирования, рынка сбыта, разрыва хозяйственных связей, неплатежей.

Работодатели не скрывают, что женщины - это наименее желанные работники, так как они часто увольняются и в меньшей степени можно распоряжаться их временем, поскольку у них семья, дети, дом. Таким образом, действующая в прежних экономических условиях сфера социального обеспечения оказалась нефункциональной.

Положение женщин на рынке труда явно менее благоприятно, чем во времена планового хозяйства.

Нам, женщинам, в нашей стране живется сейчас особенно трудно.

Многомесячные задержки заработной платы, ее крайне недостаточный размер для достойной жизни семьи, невыполнение государством обязательств в отношении социальной сферы, управленческого сектора, школ, рост безработицы - все это весьма удручает, лишает опоры в жизни миллионы женщин - первых жертв социальной и экономической нестабильности. И каждая из нас мужественно противостоит резкому ухудшению жизни.

Для каждой из нас, нашей семьи цена этого вынужденного приспособления к законам рынка огромна.

Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.) и с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.

В стремительно изменяющемся современном мире женщина находится в центре событий, так как практически все проблемы, возникающие в обществе, касаются и ее. Она - мать, жена, руководитель, работница, зачастую еще и общественно-политический деятель. Совмещение всех этих ролей и обязанностей требует от нее не только много сил, энергии, уверенности в себе, но и досконального знания законов.

Сегодня женщина особенно часто оказывается в ситуации, когда необходимо сделать выбор, принять серьезное решение, будь то увольнение с работы, трудоустройство или поиск новой области применения знаний.

Говоря о статусе женщин на рынке труда, следует отметить, что социально-трудовая сфера прав женщин - одна из наиболее разработанных как в международных документах, так и в российском законодательстве. Есть пакет Международной организации труда (МОТ), который регламентирует труд женщин и направлен на создание равных возможностей с мужчинами в обучении, занятости, продвижении по службе, оплате.

В Российской Федерации помимо норм, заложенных в Конституции, КЗоТе РФ, Основах законодательства по охране труда, закона о занятости, существует много ведомственных актов.

В Конституции РФ в соответствии с п.3 ст.15 оговорено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Трудовое законодательство - обширная и сложная отрасль, которая регулирует отношения, связанные с личной трудовой деятельностью как работника, так и работодателя.

Рассматривают трудовые споры, возникающие между работницей и администрацией предприятия, комиссии по трудовым спорам при предприятии и районные (городские) народные суды.

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется еще и гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст.202 КЗоТ РФ).

В комиссию по трудовым спорам женщина может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своего права. Ее заявление в комиссию по трудовым спорам подлежит обязательной регистрации (ст.205 КЗоТ РФ). В случае пропуска установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок (ст.209 КЗоТ РФ).

По заявлению работницы трудовые споры могут рассматриваться в районных (городских) народных судах.

Следует обратить особое внимание на то, что администрация не вправе без согласия соответствующего выборного органа отказать работнику в заключении договора (контракта) на новый либо неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается (ч.2 ст.250 КЗоТ РФ). Администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) не позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего выборного профсоюзного органа (ч.4 ст.35 КЗоТ РФ).

Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника выполняемой работе возможно при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для членов трудового коллектива либо обслуживаемых им граждан (п.22 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года .16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров").

При расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников следует выяснить, не имеет ли высвобождаемый работник преимущественного права на оставление на работе, предупреждался ли он за два месяца о предстоящем увольнении. При проведении сокращения численности или штата работников администрация вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по указанному основанию менее квалифицированного работника.

При разрешении споров о снятии дисциплинарного взыскания или о восстановлении работницы, уволенной по п.3 ст.33 КЗоТ Российской Федерации, следует учитывать, что нарушением трудовой дисциплины является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работницы возложенных на нее трудовых обязанностей (нарушение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и т.п.).

Действие трудового договора прекращается с первого дня невыхода работницы на работу (п.46 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года .16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров"). Согласно ст.18 КЗоТ Российской Федерации трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора (контракта) независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. В связи с этим судам необходимо учитывать, что трудовой договор (контракт) считается заключенным, если выполнение работы без издания приказа (распоряжения) поручено должностным лицом, обладающим правом приема на работу, либо когда работа выполнялась с его ведома ( п.9 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года .16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров").

В силу ст.17 КЗоТ Российской Федерации срочный трудовой договор (контракт) может быть заключен по соглашению сторон на определенный срок не более пяти лет, а также на время выполнения определенной работы. Заключение срочного трудового договора (контракта) допустимо только в случаях, предусмотренных законом (ч.2 ст.17 того же Кодекса).

В силу ст.24 и 25 КЗоТ Российской Федерации администрация не вправе требовать от работницы выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Перевод на другую работу допускается только с согласия работницы, за исключением перевода в случае производственной необходимости или простоя.

При рассмотрении трудовых споров женщин, в частности работающих матерей, а также других лиц, фактически осуществляющих уход за детьми, суды руководствуются не только общими, но и специальными нормами трудового законодательства, регулирующими труд указанных работников, а также положениями коллективного договора данного предприятия, учреждения, организации и индивидуального соглашения между администрацией и работником, если они не снижают гарантий, предоставленных законом этим лицам (п.1 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года).

При принятии искового заявления в каждом случае проверяется, подведомственно ли суду разрешение заявленного требования и если подведомственно, то соблюден ли истцом установленный законом порядок предварительного внесудебного разрешения возникшего спора. Судам подведомственны требования:

а) матери (отца), либо бабушки (деда), или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребенком, не достигшим возраста полутора либо трех лет, о предоставлении соответственно оплачиваемого или дополнительного отпуска по уходу за ребенком;

б) матери (отца) или другого родственника, находящегося в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста полутора лет, или в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста, об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому;

в) рабочих и служащих, находившихся в частично оплачиваемом или дополнительном отпуске по уходу за ребенком и возвратившихся на работу до истечения указанных отпусков, о предоставлении прежней работы, а также требования названных лиц о предоставлении неиспользованной части указанных отпусков до достижения ребенком возраста полутора лет или трех лет, поскольку такие работники вправе использовать эти отпуска по своему усмотрению полностью либо по частям;

г) о предоставлении в соответствии с медицинским заключением беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы с сохранением среднего заработка по прежней работе;

д) беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до шестнадцати лет) , в том числе находящегося на ее попечении, женщины, осуществляющей в соответствии с медицинским заключением уход за больным членом семьи, об установлении неполного рабочего времени;

е) женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком полутора лет в случае невозможности выполнения в этот период времени прежней работы;

ж) мужчины, жена которого находится в отпуске по беременности и родам, о предоставлении ежегодного отпуска в период отпуска жены;

з) одного из родителей (опекуна или попечителя), воспитывающего ребенка-инвалида, о предоставлении одного дополнительного оплачиваемого выходного дня в месяц;

и) женщины, работающей в сельской местности, о предоставлении одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

к) женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), о взыскании повышенной на 30 процентов оплаты труда;

л) женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);

м) беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым коллективом (п.2 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года .6). При разрешении трудовых споров женщин и других лиц, осуществляющих уход за детьми, необходимо учитывать, что установленные для них законодательством дополнительные льготы подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд - частичной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений или организаций (п.3 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

При рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы или о снятии дисциплинарного взыскания, примененного к ней в связи с отказом от продолжения работы, обусловленной трудовым договором, до решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы администрация обязана освободить женщину от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дня (п.4 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Если при рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы либо иска женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы в связи с невозможностью выполнения прежней суд признает заявление требования обоснованным, он вправе вынести решение о переводе истицы на другую работу с указанием срока, на который изменяются условия трудового договора (п.5 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года .6).

Поскольку труд беременных женщин, работающих в сельской местности, в растениеводстве и животноводстве, запрещен с момента выявления беременности, администрация обязана освободить женщину от такой работы (с сохранением среднего заработка по новому месту работы) на основании справки о наличии беременности. Специального медицинского заключения о необходимости предоставления более легкой работы в указанном случае не требуется (ст.2.2 постановления Верховного суда РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"; п.6 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Имея в виду, что привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку женщины, имеющей детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до шестнадцати лет), допустимы только с ее согласия, отказ такой женщины от выполнения указанных работ либо от выезда в командировку является правомерным и не влечет за собой возможность наложения дисциплинарного взыскания (п.8 постановления Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Поскольку привлечение женщин в возрасте до 35 лет, работающих в сельской местности, к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств до 1 января 1992 года допустимо только с согласия женщины, а после 1 января 1992 года полностью запрещено, отказ женщины в возрасте до 35 лет от выполнения указанных видов работ нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка ( ст.2.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщины, семьи, охраны материнства и детства на селе"; п.9 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, о снятии дисциплинарных взысканий либо о взыскании оплаты за сверхурочную работу необходимо иметь в виду, что работа женщин в сельской местности свыше 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность) является сверхурочной, привлечение к которой допустимо лишь в исключительных случаях, предусмотренных в статье 55 КЗоТ Российской Федерации, с разрешения профсоюзного комитета с оплатой по правилам, предусмотренным ст.88 КЗоТ.

Учитывая это, отказ женщины, работающей в сельской местности, от работ сверх 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность), к которой она была привлечена администрацией без соблюдения требований ст.54-56 КЗоТ, является правомерным и не может служить основанием для применения к ней дисциплинарного взыскания (ст. 1.3 постановления Верховного Совета от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе "; п.10 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении частично оплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет или дополнительного отпуска до достижения ребенком трех лет, суд проверяет, является ли истец родственником ребенка, не достигшего указанного выше возраста, и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком. При этом следует иметь в виду, что закон не связывает возможность предоставления таких отпусков со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем) (п.11 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года .6). При рассмотрении спора об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому, возникшего между администрацией и работником, находящимся в частично оплачиваемом либо в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, следует учитывать, что нахождение работника в одном из указанных отпусков не является препятствием для работы по его желанию на условиях неполного рабочего времени или на дому (п.12 постановление пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Принимая во внимание, что не допускается увольнение по инициативе администрации беременных женщин; женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет), следует иметь в виду, что это правило относится не только к случаям расторжения трудового договора по ст. 33 КЗоТ Российской Федерации (за исключением полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством), но и к увольнению по иным основаниям, если инициатива увольнения исходит от администрации (например, по пп. 1, 2 и 3 ст.254 КЗоТ Российской Федерации). Обязанность по трудоустройству указанных выше работников возлагается на администрацию и в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (ст. 170 КЗоТ Российской Федерации; п.13 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

При разрешении споров об увольнении или переводе в связи с высвобождением работника, вызванным прекращением деятельности предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников, суду необходимо тщательно проверить обоснованность доводов истицы о том, что действительно причиной увольнения (перевода) явилась незаинтересованность или нежелание администрации предоставлять женщине определенные льготы по труду. Суду следует также выяснить, обеспечивала ли предоставляемая в порядке трудоустройства работа возможность сочетать труд с материнством, предлагалось ли истице пройти переобучение новым профессиям (специальностям) и имелась ли возможность такого переобучения с предоставлением соответствующей работы (п.14 постановления Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Рассматривая требования о восстановлении на работе женщины, с которой трудовой договор был расторгнут по инициативе администрации в период нахождения ее в состоянии беременности, суду надлежит удовлетворить иск независимо от того, было ли администрации при увольнении известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела (п. 15 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

При обсуждении вопроса о том, уважительна ли причина расторжения трудового договора по инициативе женщины, необходимо иметь в виду, что желание женщины уволиться в период беременности либо до достижения ребенком, в том числе находящимся на попечении, возраста четырнадцати лет (ребенком-инвалидом - шестнадцати лет) является уважительной причиной для расторжения срочного трудового договора, заключенного с молодым специалистом либо женщиной, прошедшей обучение новой профессии и обязанной отработать установленный срок (п.16 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

Для возмещения материального ущерба предприятию, учреждению, организации в связи с незаконным увольнением или переводом на другую работу и с целью предупреждения нарушения трудовых прав женщин судам следует строго выполнять требования ст.214 КЗоТ Российской Федерации и возлагать материальную ответственность на должностных лиц, виновных в увольнении или переводе женщин с явным нарушением закона, для чего необходимо в соответствии со ст.39 ГПК РСФСР привлекать этих лиц к участию в деле в качестве третьего лица на сторону ответчика (п.17 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6).

При разрешении трудовых споров лиц, занимающихся воспитанием детей без матери, необходимо учитывать, что в силу действующего трудового законодательства на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних распространяются льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством).

При этом следует иметь в виду , что предоставление льгот по труду лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, в указанных выше случаях является обязанностью администрации и не зависит от ее усмотрения (п.18 постановления пленума Верховного суда РСФСР от 25 декабря 1990 года . 6)