N4-5
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ЖЕНЩИНЫ И ВЛАСТЬ

(ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СВОЕ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ)

Надежда Шведова

док. политических наук, ведущий науч. сотр.

Института США и Канады Российской академии наук

&N9;Женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: они не только лучше мужчин представляют свои интересы, но и могут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты. Это убеждение получило достаточно широкое распространение. А мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Если в парламенте страны будет 20 - 30% мест принадлежать женщинам, можно надеяться на более быстрое проведение в жизнь программ, отражающих интересы женщин. У женской парламентской группы появится чувство локтя, ощущение силы и веры в то, что женщина может коренным образом изменить собственную судьбу.

&N9; Вот почему сегодня ООН придерживается главного организационного принципа: без полного участия и наделения властными полномочиями женщин мира не может быть найдено устойчивых решений в обществе, которому угрожают социальные, экономические и политические проблемы.

Что показала наша собственная российская практика?

&N9;С 1985 года, когда Россия, тогда еще в составе СССР, объявила о своем намерении переустроить жизнь таким образом, чтобы каждый человек мог зажить достойной жизнью, минуло почти полтора десятка лет. Конечно, в исторической перспективе это миг. Однако с точки зрения отпущенного срока жизни отдельно взятого человека это - значительное время: ведь тот, кто тогда отпраздновал свое двадцатилетие, сегодня в возрасте Христа, те, кому было сорок, сегодня вышли на финишную пенсионную прямую, а ряды тех, кто уже был пенсионером тогда, увы, поредели. Не только родилось, но и подросло уже не одно поколение: двадцатилетних, тридцатилетних и даже тридцатипятилетних, чье становление личности пришлось на этот период перемен. Этому пореформенному времени нельзя отказать в одном явном завоевании - духе свободы, возможности выбора информации и собственной судьбы. Это позволило людям ощутить себя гражданами страны, несмотря на неудачи реформ.

&N9;Но вот беда! Все эти годы российское общество сотрясают перманентные кризисы во всех сферах жизни. Оказывается, нельзя отмахнуться от политики, она проросла сквозь все поры нашей повседневной обывательской жизни. Последний августовский кризис 1998 года, похоже, поверг почти всех в полное замешательство, никто ничего не понимает: почему столь стремительно подкрался этот крах, кто виноват, кто прав, а главное - что делать, как выходить из сложившейся ситуации?

"Наконец-то пришло время, когда не быть мужчиной стало преимуществом. Ведь это мужчины допустили государственный дефицит, радиоактивные свалки, финансовый крах кредитных банков и множество других бед... Женщины оказались в выгодном положении, они не были причастны к решению всех этих вопросов" - так писала американка Маргарет Карлсон, характеризуя ситуацию в своей стране. Разве не сложилась до боли похожая ситуация и в нашей стране сегодня?

&N9;Ясно, что власть не справляется со своими функциями, доверие народа к ней потеряно. Разве это не повод поближе присмотреться к ней и к тем, кто составляет нашу политическую элиту?

&N9;Невооруженным взглядом видно: российская политическая элита - это мужской клуб. Сухие, но красноречивые данные: в ныне действующем Федеральном Собрании Российской Федерации (1996-1999 гг.) женщины составляют лишь 7,2%. При этом в Государственной Думе их менее 10% от общего числа депутатов, а среди Совета Федерации - только одна женщина из 178 членов, что составляет 0,5%. По этому показателю Россию следует соотнести с регионом "Африки ниже Сахары" (по классификации известной и уважаемой в мире международной организации - Межпарламентского союза). Россия по представительству женщин в парламенте занимает "почетное" 46-е место после Филиппин, Барбадоса, Эль Сальвадора, правда, опережает Гвинею-Биссау, Панаму, Замбию. Для сравнения: женщины в парламенте североевропейских государств в среднем составляют 36,4%, т.е. существенную часть. Причем в некоторых из них этот показатель либо приближается к 40%, либо перевалил за него, как в Швеции. В мире также существует 20 стран, где представительство женщин перешагнуло 20-процентный рубеж.

&N9;В Российской Федерации (по состоянию на июнь 1997 г.) в составе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации насчитывалось всего 3600 депутатов, среди которых было лишь 337 женщин, или 9%. В четырех субъектах РФ - Рязанской, Курской, Омской и Томской областях - в составе депутатов нет ни одной женщины, в 74 мужчины-депутаты составляют от 80 до 99%, в том числе и в г. Москве, где в городской Думе 6% женщин. Только в четырех субъектах РФ - в двух областях (Московской и Курганской) и двух автономных округах (Эвенкийском и Корякском) - среди депутатов 30% женщин.

&N9;В исполнительной ветви власти положение и того хуже: до августовского кризиса 1998 года в России среди глав правительств республик, администраций, губернаторов территорий не было ни одной женщины, за исключением губернатора Корякского автономного округа. Заметных сдвигов в расширении участия женщин в высших структурах власти не произошло после Пекинской конференции 1995 г. - взятые правительством Российской Федерации обязательства перед лицом мирового сообщества выполняются, но только "косметически", "на бумаге" (были приняты соответствующие официальные документы). Правда, в 26 (из общего числа 89) субъектах Российской Федерации (или 29%) женщины являются заместителями глав правительств республик, губернаторов, краевых, областных администраций. Однако в основном женщины замещают должности низших ступеней государственной службы и их продвижение по служебной лестнице затруднено.

&N9;Для сравнения: в США рекордное число женщин на выборных должностях на уровне правительств штатов было зафиксировано еще в 1995 году - 84 человека, а в 1997 году оно, напротив, несколько понизилось - до 81. Много это или мало? Поскольку в США существуют всего 323 выборных высокопоставленных должности на уровне правительства штата, то это означает, что 25,1% этих постов занимают женщины. Среди них 34 демократки и 44 республиканки. Трое были избраны как независимые. В десяти штатах - Аляска, Колорадо, Дэлавер, Гавайи, Индиана, Канзас, Мичиган, Миннесота, Нью-Хэмпшир, Нью-Джерси - в 1996 году половину выборных должностей исполнительной ветви власти уровня штата завоевали женщины. Причем в двух штатах - Нью-Хэмпшир (Джоан Шахин, демократка) и Нью-Джерси ( Кристин Тодд Уитмен, республиканка), где единственной выборной должностью в рамках исполнительной власти является пост губернатора, женщины стали губернаторами. Они добились переизбрания и в ноябре 1998 года. Кроме того, прибавилась еще одна женщина-губернатор. До ноябрьских выборов 1998 года в 18 штатах из 50 вице-губернаторами были женщины. Иными словами, 36% всех штатов имели на посту второго человека в исполнительной ветви власти штата женщину. И это неплохой показатель.

&N9;Не секрет, что в самой структуре органов власти имеются свои "институты власти", которые предоставляют больше объективных возможностей оказания влияния на процесс принятия решений, поскольку в распоряжении оказываются либо "стратегические" ресурсы, либо "ключевые рычаги" влияния и применения власти. Если посмотреть на представительство женщин с этой точки зрения, то выясняется, что в Российской Федерации доля женщин, занимающих посты руководителей федеральных органов исполнительной власти: министров, председателей государственных комитетов, несмотря на то, что был принят ряд официальных документов, нацеленных на продвижение женщин на уровень принятия решения, остается ничтожно малой: среди федеральных министров (по состоянию на первую половину сентября 1998 года) было лишь три женщины, а должности руководителей иных федеральных органов исполнительной ветви власти замещали четыре женщины. В целом из общей численности женщин - государственных служащих, на "высших" должностях занято лишь 1,3%.

&N9; А сегодня у нас появилась одна-единственная женщина - вице-премьер вместо прежних трех министров, занятых в социальной сфере (включим сюда и Министерство культуры). Почему прежних министров-женщин не оставили, неизвестно: то ли не справлялись, то ли "комплекс первой жены гарема" помешал новому вице-премьеру привести еще женщин в правительство, ведь мы помним, что президент именно вице-премьеру давал поручение подобрать кадры на "социалку". Неизвестно. Однако прискорбно то, что нас, женщин-избирательниц и налогоплательщиц, объединяющихся во множество женских организаций и объединений, никто не спросил, не счел нужным, а мы до сих пор не добились того, чтобы нас уважали, прислушивались к нашему голосу и считались с нашим мнением.

&N9;Между тем в России существует Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, которая является совещательным, коллегиальным органом, ее решения носят рекомендательный характер и содержат согласованное мнение руководителей органов государственной власти и общественных организаций, выработанное на основе принципов партнерства. Предполагается, что вопросам партнерства, разработке и экспертизе проектов указов Президента России по вопросам семейной, гендерной, детской и демографической политики и вопросам содействия научному, информационному и кадровому обеспечению перечисленных выше областей социальной политики уделяется основное внимание.

&N9;Возникает вопрос: выясняла ли и информировала ли Комиссия, если ее спрашивали, о "согласованном мнении руководителей органов государственной власти и общественных организаций" по вопросам кадрового обеспечения областей социальной политики? И какое это "согласованное мнение"?

&N9;Для сравнения: нынешняя демократическая администрация США - самая "женская" в истории страны, женщины занимают более 2500 постов в ней, что составляет 40%. Среди политических назначенцев президента на высшие государственные должности их 27, в том числе 6 членов кабинета. При нынешней администрации впервые на должность Госсекретаря была назначена женщина - Мадлен Олбрайт, а Рут Байдер Гинсберг стала второй женщиной-членом Верховного суда. Иными словами, администрация Клинтона проводит широкое привлечение женщин на работу в госаппарат. В самом Белом доме создан специальный отдел женской инициативы, а также образован президентский Межведомственный комитет по женскому предпринимательству.

&N9;

Что такое гендерный подход или гендерная озабоченность?

&N9;Разумеется, никто не настаивает на том, что женщина на посту - сам по себе факт, гарантирующий соблюдение интересов женщин. Речь идет о другом: в обществе всегда существуют интересы мужского и женского населения. Это и есть гендерный (от слова "гендер" - термин, означающий социальный пол) подход, т.е. осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции. Хочу подчеркнуть: от военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин, и женщин - речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране.

&N9;Эту гендерную озабоченность инициируют прежде всего женщины, поскольку именно они оказались "маргиналами" в политическом процессе. В цивилизованных странах гендерный подход стал азбучной истиной, усвоенной политиками обоих полов. Иными словами, в сегодняшней реальности женщины объективно привносят новые элементы в политическую культуру вообще, отстаивая гендерный подход ко всем проблемам.

В чем состоят особенности женщины-политика?

&N9;Женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в "мужском" парламенте. Женщинам-депутатам нелегко дается попытка "втиснуться" в расписание рассмотрения своих законодательных инициатив в Государственной думе. Следовательно, через женщин-законодателей вопросы легче ставятся на повестку дня парламентов - происходит трансформация женских интересов в политические курсы. В результате доступ женщин через женщин к законотворческим органам облегчается, что способствует ликвидации определенных препятствий на пути женщин в высший законодательный орган и в большую политику вообще.

&N9;Конечно, это происходит в том случае, если женщина-политик осознанно (!) отождествляет себя с интересами, которые традиционно принято считать специфическими "женскими интересами" или по крайней мере более близкими, понятными и насущными для женщин. Скажем, проблемы социального обеспечения, образования, охраны здоровья матери и ребенка, социальные институты для детей, продвижение женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин как прав человека или вопросы абортов и т.д.

&N9;И здесь мы можем наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина - законодатель) заявляет, что в политике она не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя с интересами, объединяющими все женское население, что она как бы отрекается от своей самости, полностью принимая мир, созданный мужчинами и живущий по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину. Вспоминается лозунг американского женского движения 90-х гг.: "Если ты думаешь, что равноправие - это цель, то твои стандарты слишком низки".

&N9;&N9;Что это значит? Это означает, что нужно требовать равных возможностей, что больше, чем просто равноправие. Это означает, что нужно стараться реализовать мечту женщины о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что женщина не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами - мужчиной и женщиной. К счастью, Российская конституция закрепляет за гражданами равные права и равные возможности (пункт 2 статьи 19 гласит: "Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации"). Именно это положение представляет собой юридическую базу, благодаря которой женщины могут и должны строить свою борьбу за достижение равенства в реализации своего конституционного права.

&N9;Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они объективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда - объективно необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе в целом, а значит, каждой отдельно взятой женщины.&N9;

&N9;Кроме того, государственная политика в отношении женщин необходима как самостоятельное направление, поскольку существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе. Женщины должны заявить о новых перспективах, которые не всегда совпадают с интересами мужчин. Женщины-политики подчеркивают приоритетность таких проблем, как уважение, соблюдение прав и достоинства личности, борьбу со всеми видами насилия против личности, социальное обеспечение, развитие сети дошкольных и школьных учреждений, образование, здравоохранение, занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулируют женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов.

&N9;&N9;

Чему учит наша недавняя история?

&N9;Можно по-разному относится к политическому движению "Женщины России" и работе его фракции в Государственной думе предыдущего пятого созыва. Однако нельзя не признать того очевидного факта, что в результате его проникновения на национальный уровень политического поля все объединения, принимавшие участие в избирательном марафоне 1995 года "вспомнили" о женщинах и включили в списки своих кандидатов в депутаты вдвое больше женщин, чем в 1993 году.

&N9;К сожалению, временный успех не был закреплен, и в 6-й Государственной думе женщин стало еще меньше, чем в 5-й. Налицо общие тенденции:

а) малочисленность женщин-кандидатов в партийных списках победивших на выборах в ГД в 1995 году четырех блоков (от 10 до 12% женщин-кандидатов);

б) дискриминационный подход к распределению порядка мест в партийных списках, о чем свидетельствует тот факт, что соотношение женщин-депутатов к числу женщин-кандидатов меньше по сравнению с соотношением мужчин-депутатов к числу мужчин-кандидатов, женщины оттесняются в конец списков;

в) оттеснение женщин в гетто в рамках самой Государственной думы: в ГД существует три ключевых института власти - фракции, где принимаются принципиальные решения относительно законодательства, комитеты, где подключаются профессиональные ресурсы по разработке законодательства, Совет Думы, куда входят председатели комитетов, руководители фракций и депутатских групп, спикер и его пять заместителей. Совет Думы включает всего около 40 человек, среди которых лишь три женщины-депутата, или 7,5% от общего числа депутатов российского парламента, что, совершенно очевидно, не соответствует столь малочисленному - лишь 10% - общему составу женщин-депутатов.

&N9;Нельзя не видеть связи между концентрацией экономических ресурсов в мужских руках и большим представительством мужчин в политической элите. Доступ к экономическим ресурсам, к контролю над доходами составляют необходимое условие для устранения неравенства по поло ролевому признаку и предоставления больших полномочий женщинам.

&N9;Сегодня много говорят о кризисе и в экономике, и в финансово-банковской системе, и в политике, о том, что народное терпение на исходе, прогнозируется социальный бунт и т.д. Но странно, при упоминании об утрате народного доверия и слабости власти совсем не обсуждается тема "женщины и власть".

&N9;А между тем интеграция женщин в политический процесс, в процесс принятия решений - один из источников обновления той самой власти, как, впрочем, и политических партий и объединений, которые вспоминают о положении женщин и о женщинах только когда властям предержащим нужны наши голоса избирателей. Очевидно, очень скоро все дружно вспомнят о женщинах, потому что и выборы в Государственную думу, и президентская кампания не за горами.

&N9;Находящимся у власти и рвущимся к ней понадобятся наши голоса вновь - неужто опять легковерно и доверчиво будем благословлять наших "факиров на час"?

Миф о том, что политика не женское дело.

&N9;

&N9;Нам твердят, что политика - не для женщин, что заниматься политикой - это мужское дело. И для "пущей убедительности" самым активным образом поддерживается и воспроизводится под разным соусом миф о "женской логике" как о некой неспособности видеть причинно-следственную связь вещей, о чрезмерной женской эмоциональности и т.д. И обиднее всего, когда сами женщины, и даже самые искушенные, наверное, недопонимая всю опасность этого, поддерживают стереотип, который выражается в незатейливом и расхожем комплименте в адрес женщины: "Вы обладаете мужским умом". И этот "комплимент" воспринимается женщинами с явным удовольствием, а не с законным в этом случае чувством возмущения.

&N9;Почему подобный "комплимент" должен возмущать женщину, обладающую достоинством? Да потому, что за ним скрывается признание и утверждение как единственно верного эталона "мужского ума". Иными словами, "мужской ум" - совершенство, идеал, стандарт, а "женский ум" в лучшем случае синоним хитрости, ограниченности, интеллектуальной слепоты и вообще неспособности распознать суть вещей. И в результате легко делается вывод: женщины с "женским умом" профессионально непригодны к политической деятельности.

&N9;А между тем способность женщин рассматривать поступки в широком контексте, связывая один с другим, есть не что иное, как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки вещей и явлений, но в способности увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как особь человеческого рода.

&N9;Кроме того, как замечательно подметила Кэрол Гиллиган, профессор психологии (Гарвардский университет, США), "женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля".

&N9;Не для того ли раздались пять выстрелов, чтобы заставить замолчать нравственного политика - известную, самую яркую женщину-политика Галину Старовойтову, последовательно, честно и мужественно защищавшую идеалы демократии?!

&N9;Режимы, идеологии и социальное устройство могут меняться, но незыблемо и вечно то, что общество состоит из женских и мужских личностей, которые по-разному реагируют (и это прекрасно!) на все происходящее вокруг. И это не значит, что одни правы, а другие - нет. Правда заключается в том, что женщины воспринимают жизнь иначе, чем мужчины, следовательно, и думают иначе.

&N9;Женщины склонны смотреть на людей как на взаимозависимые существа; мужчины видят в них независимых индивидов. Для женщин важна забота, мужчины выше ставят свободу.

&N9;Известная английская писательница Вирджиния Вульф писала: "Очевидно, что ценности, которыми руководствуются женщины, часто отличаются от ценностей, выработанных противоположным полом... Однако в обществе преобладают мужские ценности. В обществе, где стандарты, установленные мужчинами, считаются нормативными, женские ценности рассматриваются не только как второстепенные, но и как ущербные, основанные на эмоциях, интуиции, а не на разуме и логике". Разве психологические особенности женской личности не являются объективной базой для такой профессиональной деятельности, как политика?

&N9;Времена меняются. Ученые, занимающиеся исследованием психологического развития женщин, давно подметили женскую способность к этическим суждениям. Здравый смысл подсказывает: та семья счастлива, в которой царят любовь да совет. На макроуровне, т.е. на уровне всего общества в цивилизованном государстве, нам необходим совет - совет между мужчинами и женщинами, между двумя постоянными составляющими любого человеческого общества, что и представит собой совокупную мудрость народа, а не только одной его части.&N9;

&N9;Часто встречается в наших СМИ один расхожий "аргумент", нацеленный на создание в общественном сознании, и особенно в сознании женской части населения, непривлекательного, лишенного идеала образа женщины-политика. Этот "аргумент" рассчитан на естественное стремление человека быть счастливым в личной жизни. Цепь рассуждений проста: в России больше женщин, и если вы, женщины, еще будете "рваться" в политику, в мужское дело, при этом неизбежно теряя "женственность", то уж точно не найдется "нормального" мужчины, который "позарится" на вас. Расчет на страх перед неосуществимостью "женского счастья". &N9;Что же на самом деле кроется за такой "уверенной" ссылкой на статистику?

&N9;Последние данные за 1997 год можно почерпнуть в кратком статистическом сборнике (он же первая попытка гендерной статистики, т.е. статистики о женщинах и мужчинах, отражающей их положение во всех сферах жизни общества). Статистика показывает, что в целом женщин действительно больше в РФ, но все это относится к возрастным категориям от 55 летнего возраста. В возрастных группах с 14 до 29 лет больше мужчин (тоже в целом на полпроцента), в возрастной группе 30-50 лет мужчин и женщин поровну (!), в возрастной категории 50-54 перевес числа женщин совсем незначительный, а в возрастной группе 55-59 лет этот перевес составляет приблизительно полпроцента.

&N9;Резко убывает мужское население только в возрастной группе от 65 до 80 и старше. Так что в этой возрастной группе выйти замуж и жениться можно, а вот рожать будет затруднительно - впрочем, это касается и мужчин, и женщин.

&N9;Таким образом, те, кто заявляет, что в стране женщин больше, чем мужчин, тем самым как бы по умолчанию, "выбивают" особый статус для мужчин по причине их дефицита. Своего рода шантаж: смирись, женщина, с любым, а то вообще не достанется мужчины. Очевидно, что это по меньшей мере лукавство, если не сказать большего.

&N9;Нет сомнения в том, что доминирующей мужской политической элите не удалось создать устойчивую и сбалансированную политическую систему и государственную систему власти, способную функционировать на возобновляемой основе, поддерживая строительство в стране здорового цивилизованного демократического общества, опирающегося на общечеловеческие ценности. Отчуждение женщин как от власти, так и от собственности - один из серьезнейших просчетов мужской политической элиты.

&N9;Правда, нельзя снимать ответственность и с самих женщин: ведь это они позволили решать за себя свою судьбу и судьбу своей страны. Между тем тяжесть каждодневного выживания в условиях реформирования страны, да еще при обстоятельствах роста преступности и коррупции, лежит именно на женских плечах.

&N9;Почему сложилось именно так? Причин много, среди которых самые очевидные:

1) сложные социально-политические условия;

2) криминализация экономической жизни страны;

3) глубоко укоренившиеся предрассудки как в отношении роли женщины в обществе в целом, так и в отношении женщины-политика;

4) позиция существующих политических партий всех идеологических цветов и оттенков, которая характеризуется недооценкой роли женщин в политическом процессе, особенно на уровне принятия решений;

5) изъяны самой избирательной системы, затрудняющей доступ женщин в высший законодательный орган страны;

6) раздробленность и слабость женского движения как фактора политической жизни общества.

&N9;Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанным на партнерстве мужчин и женщин в политике?

&N9;Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.

Что делать?

&N9;

&N9;Современное российское женское движение может обрести второй исторический шанс (первый был дан историей в 1993 году, и им с успехом воспользовалось движение "Женщины России"), чтобы заявить о себе как о реальной политической силе, способной не только извне, но и изнутри политического процесса влиять на ход событий. И этот шанс нельзя упустить!

&N9;Здесь критическим моментом станет способность женских организаций к консолидации своих усилий для достижения поставленной общей цели. Все будет зависеть от того, сумеет ли женское движение привлечь на свою сторону огромный избирательный потенциал женского населения, а также мужского, способного понять, что в условиях дискриминации одного пола в обществе не может быть подлинной свободы для другого.

&N9;Что для этого нужно? Прежде всего самому женскому движению, его активисткам и широким слоям женского населения придется понять, осознать и принять следующие принципиальные вещи:

&N9;1) что российское общество в целом и женская его часть в частности изменились за прошедшие тринадцать непростых перестроечных лет: выросло целое поколение, ощутившее себя гражданами страны;

&N9;2) что женщины вносят свой особый вклад в общественную жизнь: женщины не только лучше мужчин представляют свои интересы, но и могут влиять на политическую систему, занимая руководящие посты;

&N9;3) что без осознанного вхождения женщин в политику, построенного на принципах паритетного подхода, невозможно строительство демократического гражданского общества;

&N9;4) что на сегодня защита прав женщин как прав человека - это общая задача всех женщин без различия их социального статуса и идеологических предпочтений;

&N9;5) что сильная социальная политика, дающая человеку "удочку", а не жалкий кусочек пойманного пескаря, при условиях создания равных возможностей "добывания удочки" для всех, - объективно необходима в интересах всех граждан, но особенно важен этот принцип для женщин как дискриминируемой части общества;

&N9;6) что лишение поддержки работающих матерей со стороны государства привело к снижению статуса женщины как работника и воспроизводителя жизни, к замене этого статуса идеологией ее предназначения только для воспроизводства рода человеческого. Если так случится, то в числе проигравших окажутся не только женщины, дискриминируемые на короткое время в период трансформации и реформирования, эффект будет долговременным, он будет усиливать патриархальные установки относительно ролей мужчины и женщины;

&N9;7) что российские женщины должны быть активно вовлечены в дела государства потому, что в настоящих условиях государство становится для женщин самым крупным работодателем, поскольку в частный сектор переходят прежде всего мужчины из-за более высоких заработков и по иным причинам.

&N9;Как показывает мировая практика, три главных фактора обусловливают общее увеличение женского представительства в высшем законодательном органе:

&N9;1) политическая партийная квота или наличие цели увеличения женщин-кандидатов в парламентах, избираемых по пропорциональной избирательной системе;

&N9;2) наличие законов, требующих, чтобы соотношение полов в списках кандидатов от партий соответствовало соотношению полов в стране;

&N9;3) изменение избирательной системы с одномандатного (мажоритарного) на пропорциональное представительство.

&N9;Возможно ли партнерство между женщинами и мужчинами в политике?

Является ли это источником более полной и представительной демократии? Как этого достичь? Какую выгоду может извлечь общество в целом от этого партнерства?

&N9;Да, партнерство не только возможно, но и крайне необходимо. Однако нельзя надеяться, что властью будут охотно делиться, что паритет во власти будет дарован женщинам как букетик фиалок в день восьмого марта. Для достижения этой цели придется много потрудиться, чтобы изменить укоренившиеся стереотипы в сознании мужчин и женщин относительно их ролевых функций в обществе.

&N9;Необходима интеграция женщин в политическую жизнь на всех уровнях, а политические права женщин должны рассматриваться в общем контексте прав человека в соответствии с международными документами и с применением существующих международных инструментов. Развитие и расширение образования - одна из важнейших предпосылок для более масштабной интеграции женщин в политический процесс общества. Оно должно быть обеспечено для мужчин и для женщин с целью разрушения патриархатной модели мировидения, и оно должно начинаться в раннем возрасте.

&N9;Следует добиваться представительства женщин в парламенте на первых порах на уровне "критической массы", приравненной к 30%. Этот уровень был выведен из практики стран Северной Европы. Достижение этой цели невозможно без осознанной политики партий по выдвижению существенного числа женщин-кандидатов с реальными шансами быть избранными.

&N9;Причем партии должны стать более открытыми для женщин и более восприимчивыми к их интересам. Необходимо введение системы квотирования для продвижения женщин на уровень принятия решений в партийной структуре, где сегодня женщин насчитывается ничтожный процент. Квоты - "необходимое зло". Эта мера применима на временной основе с целью изменения существующего резкого дисбаланса мужчин и женщин в политической жизни. От квот следует отказаться немедленно по достижении поставленной цели. Предпочтение отдается квотированию на выдвижение в кандидаты по партийным спискам, а не на места в парламенте. Причем квоты должны быть гендерно нейтральными.

&N9;Очень важна система пропорционального представительства, или смешанная избирательная система, которая предоставляет женщинам гораздо больше шансов на избрание, чем мажоритарный принцип. При этом важно не допустить дискриминационного подхода при составлении партийных списков.

&N9;Необходимо специальное обучение для женщин по политическому и электоральному лидерству. Такое обучение равно необходимо для мужчин и для женщин, но для женщин требуется предподготовка перед обучением.

На повестку дня должно быть поставлено сокращение непомерных расходов на избирательные кампании: введение потолка на затраты, сокращение времени для проведения избирательной кампании и пределов на использование времени и места в СМИ в течение кампании и т.д. Система финансирования, закрепленная соответствующим законодательством, из всех источников: государственных, частного бизнеса, фондов и частных пожертвований - должна быть прозрачной.

Существует характерная черта или общий недостаток, наблюдаемый во всех странах - мизерное финансирование женских избирательных кампаний. Для его преодоления мировым сообществом предлагаются различные меры. Так, считается, что политические партии должны продвигать по меньшей мере одну треть женщин-кандидатов и предоставлять им одну треть своих избирательных ресурсов. Причем в тех странах, где финансирование политических партий происходит из государственных источников, оно должно быть увязано с соотношением женщин-кандидатов, выдвинутых от каждой партии и избранных в парламент, а в тех, где финансирование обеспечивается парламентским политическим группам должны быть предусмотрены дополнительные взносы, связанные с соотношением (пропорцией) женщин-парламентариев. Ведь женщины такие же налогоплательщики, как и мужчины! Необходимо стимулировать и создание фондов для финансирования женских избирательных кампаний.

&N9;Заслуживает внимания идея создания сети женщин-политиков как на национальном, так и на региональном уровне, которая могла бы помогать женщинам-новичкам на политической арене и вдохновлять других женщин выйти на политическую арену.

&N9;Наш парламент должен обеспечить принятие законодательства, касающегося реализации прав женщин. Тем более что у нас выработана уже стратегия прогресса в реализации равного партнерства между женщинами и мужчинами в сфере законотворчества. Федеральное Собрание должно также поддерживать женские НПО.

&N9;И, наконец, особое внимание заслуживает приоритетное рассмотрение проблемы неравномерного распределения оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами. Женщины все еще выполняют львиную долю неоплачиваемой работы (домашняя работа), в то время как большинство оплачиваемой работы приходится на долю мужчин. Более того, недавние исследования показали, что женщины работают больше часов, чем мужчины.

&N9;Очевидно, что женщинам остается крепко задуматься: может быть, в самом деле "наконец-то пришло" наше время. И хотя партнерство между женщинами и мужчинами в политике не только возможно, но и крайне необходимо, нельзя, однако, надеяться, что властью будут охотно делиться. Для достижения цели придется много потрудиться, чтобы изменить укоренившиеся стереотипы в сознании мужчин и женщин на их ролевые функции в обществе. В любом случае - нам следует сделать правильный выбор и не позволить манипулировать своими голосами.