N4-5
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ИНТЕРВЬЮ С ДИАННЕ ПОСТ

Дайэн Пост

адвокат, специалист по гендерным вопросам,

ABA/CEELI, Россия, Москва

Я нахожусь в России с июня 1998 г. и работаю над проблемой прав женщин, в особенности насилия в отношении женщин.

Мнения, выраженные в данной статье, исходят исключительно от автора и не должны приписываться АВА/СЕЕLI.

&N9;Я выросла в маленьком городке с населением 800 человек на юге штата Висконсин, неподалеку от границы с Канадой. В наших школьных учебниках были картинки, на которых полицейские в темно-синей форме помогали снять котенка с дерева или достать с крыши мяч, случайно заброшенный туда детьми. Шеф полиции был моим соседом в течение многих лет.

&N9;Когда я была в четвертом классе, в возрасте примерно 11 лет, нам в школе рассказывали о конституции и о том, что она дала всем людям Билль о правах, который гарантирует вам свободу независимо от того, кто вы и чем занимаетесь. Когда нам было 14 лет, и мы перешли в старшие классы, на уроках граждановедения нас учили, как быть хорошим и активным гражданином демократического государства: голосовать на выборах, общаться с избранными представителями, писать письма редакторам газет, если необходимо, участвовать в демонстрациях и местном управлении. Я росла с уверенностью в том, что плохие люди попадают в тюрьму и закон решает все проблемы.

&N9;Когда мне было 17 лет, в 1964 году, одна из моих хороших подруг рассказала мне, что ее парень бьет ее, потому что любит. Как в старой русской поговорке, которая не знает культурных или национальных барьеров. Я сама подвергалась сексуальному насилию и побоям в своей семье, и мне было некуда пойти.

&N9;Но в 1975 году, в возрасте 28 лет я поступила на юридический факультет. Конечно же, путь к справедливости лежал через закон. Этому нас учили в школе, и я верила в это.

&N9;В 1976 году я начала работать в убежище для подвергшихся побоям женщин в качестве юриста-практиканта. Скоро я поняла, что закон на самом деле работает не так, как нас учили в школе. Полицейские отказывались принимать заявления об избиениях жен. Они смеялись над нами, когда мы настаивали. Даже если они сталкивались со случаями насилия в семье, их симпатии были на стороне насильника.

&N9;Когда я обратилась к прокурору, он сперва сказал, что у него есть дела и поважнее. Затем он возложил вину на полицию. Потом он обвинил женщин, сказав, что они всегда забирают заявления и мирятся с мужчинами. А кроме того, они сами наверняка все и спровоцировали.

&N9;Когда я обращалась к судьям, они сначала испытывали недоверие. Какое отношение избиение жены имеет к их работе? Они никогда не встречали ни одного дела. А потом, это дело полиции - собирать доказательства, и дело прокуроров - предъявлять обвинения, и если ни те, ни другие этого не делают, судья, который всего лишь отправляет правосудие, ничего поделать не в силах. Кроме того, не слишком хорошо - вмешиваться в семейные дела. В конце концов, у мужчин тоже есть права, которые надо защищать.

&N9;Знакомые ситуации? Сегодня в России я слышу те же слова - от мужчин и женщин, от милиции, прокуроров и судей, от людей, которые не должны бы говорить такие вещи. Так что же делать?

&N9;Посмотрите на мир! Индия, Нигерия, Того, Таиланд, Аргентина, Гватемала, Япония, Великобритания, Соединенные Штаты, Австралия - и что вы видите? Везде одна та же картина: женщины защищают женщин, отзываясь на зов о помощи и изменяя мир.

&N9;Организация "Женщины в черном" в Прибалтике перечеркивает столетия этнического соперничества, выступая с демонстрациями каждую неделю. Объединение "Матери исчезнувших в Чили" неоднократно устраивало марши протеста против зверского правления Пиночета, потому что сыновья не вернулись домой. Члены организации "Женщины, живущие по мусульманским законам" остаются в живых после приказов религиозных лидеров убить их, где бы их ни увидели, за то, что они сказали правду об исламе: он не требует подчинения женщины. Женщины в Африке бросают вызов вековой традиции причинения женщинам генитальных увечий, говоря, что это нужно немедленно прекратить. Во Вьетнаме женщины в деревне окружают дом мужчины, применяющего насилие в отношении жены или детей, и кричат, чтобы он вышел и поклялся больше никогда так не поступать. Если он снова сделает это, его изгоняют из общины.

&N9;В США, еще до того как аборт был узаконен, группа, просто называвшаяся "Джейн", помогала сотням женщин сделать аборт самостоятельно. Сегодня, когда судьи продолжают оставлять детей мужчинам, которые избивают и насилуют, женщины помогают 50-ти с лишним тысячам других женщин и их детям, прячущимся в "подполье", избежать дальнейшего насилия. В сельской местности женщины открывают собственные дома для жертв насилия, рискуя сами, чтобы помочь другим.

&N9;К сожалению, женщины не могут обратиться к церкви с целью найти убежище от насилия. Зачастую церковь даже вредит, проповедуя покорность и необходимость подставить другую щеку. Женщины часто не могут обратиться даже к своей семье, потому что там также имеет место насилие. Женщины не могут обратиться к государству. Это патриархальная структура, которая так просто не расстанется со своей силой и властью. Только если попытки помочь женщинам предпринимаются вне существующих структур, они могут увенчаться успехом, так как они будут контролироваться и направляться женщинами на основе их собственного жизненного опыта.

Как юрист, я не чувствовала, что моя роль состоит в том, чтобы добиваться справедливости для женщины в рамках существующей системы. Моя роль была в том, чтобы встать между ней и "системой", между ней и насильником и держать его подальше от нее, дав ей возможность принимать собственные решения с помощью других женщин. Для нее это единственный путь обрести свободу.

&N9;В Соединенных Штатах очень сильная традиция главенства закона и конституции. Иногда Конгресс встает на защиту наших прав, иногда Верховный суд встает на защиту наших прав, иногда никто не встает на защиту наших прав. Но, будучи юристом, я знала, что я обращусь к закону. Однако, когда мы начали разрабатывать эту проблематику в 1974 году, в США было несколько очень плохих законов. От Англии мы унаследовали прецедентное право, которое говорило, что мужчина может избивать свою жену прутом "не толще большого пальца". Отсюда пошла поговорка "право большого пальца". У нас было судебное решение, где говорилось, что мужчина может наказывать жену телесно, но не может пинать ее на полу или слишком сильно бить. А другое судебное решение гласило, что если он все-таки это сделал, лучше бы закрыть дверь и дать им самим разобраться. У нас даже был кодекс, где говорилось, что мужчина не может бить свою жену после 10 часов вечера, чтобы не беспокоить ее криками соседей.

&N9;Правовая традиция, существующая в США, не является столь сильной в других странах. Так что это не всегда лучший путь решения проблемы. Однако имеет большое значение то, что в России существуют федеральные законы, закрепляющие равенство между мужчиной и женщиной. Мы в США все еще боремся за поправку о равноправии. У вас большой процент женщин (72%) верит в это равенство. Тогда, в 1976 году, когда мы начинали в Штатах, мы, вероятно, не набрали бы и 50% женщин, поддерживающих равенство. И еще один важный фактор - у вас очень образованные женщины.

&N9;Сила никогда не приходит к тем, кто не удосуживается взять ее. Правительство, система, насильники не предоставят женщинам равноправия - женщинам придется взять его самим. Знаменитая американская юристка по правам женщин Сьюзан Б. Энтони однажды сказала: "Я возьму свои права над, под или через закон". Точно так же и у вас в России: за те шесть месяцев, что я здесь, мое сердце радуется, когда я вижу, как женщины получают свои права - над, под или через закон, правительство, бюрократию, систему или экономику. По крайней мере, это дань справедливости. Женские организации также способны сделать многое для того, чтобы защитить женщин от насилия и дискриминации и добиться неформального равенства.