N4-5
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"

(в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)

Виолетта Кошева
депутат Федерального Собрания - парламента РФ
Государственной Думы

16 октября 1998 года Государственной думой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями). Конвенция МОТ &N185; 156 была ратифицирована Российской Федерацией в октябре 1997 года.

Действующий КЗоТ принят более четверти века назад. Конечно, в него вносились некоторые дополнения и изменения, и они в какой-то мере затронули статьи, касающиеся труда женщин, но с тех пор в нашей стране изменился общественно-политический строй, что, естественно, привело к изменению отношений в сфере труда.

К сожалению, принятие нового Трудового кодекса - дело времени, а те варианты проектов, с которыми нам удалось ознакомиться, практически не учитывают того обстоятельства, что Россией ратифицирована названная Конвенция.

В статье 38 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что "забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей", т.е. отца и матери, мужчины и женщины. Аналогичная норма есть и в Семейном кодексе Российской Федерации. Но трудовое законодательство Российской Федерации пока далеко от предоставления работающим отцам реальных возможностей для участия в воспитании детей, поскольку большая часть норм, направленных на создание работникам условий для сочетания профессиональной деятельности с семейными обязанностями, была адресована исключительно женщинам. Только при отсутствии материнского попечения о детях (в случае смерти матери, лишения ее родительских прав и т.п.) гарантии и льготы, предоставляемые женщинам, с 1990 года союзным законодательством распространены на отцов, а также опекунов (попечителей).

Конвенция предусматривает выравнивание возможностей для работников с семейными обязанностями (мужчин и женщин) и работников, не обремененных такими обязанностями, в том числе посредством права. Поэтому в законопроект включены нормы, позволяющие не допустить неравенства работников независимо от пола и наличия семейных обязанностей в сфере трудовых отношений.

В соответствии с Конвенцией понятие "работники с семейными обязанностями" включает в себя работников, которые имеют несовершеннолетних детей и работников, которые осуществляют уход за больными членами семьи.

Ряд норм, устанавливающих особый режим труда и отдыха только для женщин, предлагается распространить и на мужчин, воспитывающих детей и осуществляющих уход за больным членом семьи. При этом остаются практически неизменными все те нормы Кодекса, которые учитывают физиологические особенности женского организма (беременность, роды).

В законопроекте используется дифференцированный подход, учитывающий возраст ребенка, за которым осуществляется уход, важность материнского ухода за ребенком в самые ранние периоды его жизни, и, безусловно, способность лишь женщины к вынашиванию ребенка (это уже требование Конвенции об охране материнства).1

Для того чтобы, с одной стороны, учесть интересы детей, а с другой - не допустить дискриминации в сфере труда отца или матери, осуществляющих воспитание ребенка, законопроектом предусматривается сохранение запрета на привлечение к работам в ночное время, сверхурочным работам и направление в командировки для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (в действующем КЗоТе РФ - до трех лет). Наряду с этим вводится норма, дающая не только женщине, имеющей ребенка в возрасте от полутора до трех лет, но и мужчине, имеющему ребенка от рождения до трех лет, возможность соглашаться или не соглашаться на работу в названных условиях.

Право работы в режиме неполного рабочего дня и использования дополнительных выходных дней и отпуска без сохранения заработной платы законопроектом предусмотрено для обоих родителей. Действующий Кодекс предоставлял такое право только одному из родителей, в основном матери.

При усыновлении ребенка отпуском может воспользоваться либо мужчина, либо женщина, также как получать пособие в связи с таким отпуском (раньше - только женщина).

Предусмотренные действующим Кодексом гарантии занятости, предоставляемые женщинам, имеющим детей, распространены на мужчин, воспитывающих детей до трех лет, и на родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, в семьях которых нет других членов семьи с самостоятельным заработком.

( сноска - 1 Конвенция &N185; 103 (МОТ) ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 года.)

В условиях массовой безработицы именно женщины становятся наименее конкурентоспособными на рынке труда. Запретительные нормы в действующем трудовом законодательстве, обремененность женщин "льготами" значительно сужают сферу их занятости в общественном производстве, делают их для работодателя очень "непривлекательными" работниками. Подобного рода "льготы" в нынешних условиях являются примером явной дискриминации женщин в сфере труда. Они вынуждают их и работодателя либо идти на заведомое нарушение закона в случае, когда женщины и профессионально, и материально заинтересованы в предлагаемой работе, соответствующих условиях и режиме труда, либо оставляют женщину за порогом производства, не давая ей права "свободно распорядиться своими возможностями к труду", оставляя без средств к существованию.

Безусловно, учитывая репродуктивную и материнскую функцию женщин, нецелесообразно, да и недопустимо полностью исключать все предусмотренные законом для этой категории работников гарантии (а такие попытки сегодня уже есть). Однако при этом следует помнить о праве самой женщины выбирать устраивающие ее условия труда и позволяющие работодателю выбирать работников по деловым качествам, а не по наличию или отсутствию распространяющихся на них льгот или запретов.

Предлагаемые изменения не отменяют действующие нормы, а переводят их из разряда императивных, жестко обязывающих, в разряд диспозитивных - предоставляющих участникам правоотношений самим договариваться по вопросам реализации предоставляемых законом прав.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что уровень гарантий не может оставаться неизменным, он может и должен меняться с учетом изменяющихся условий жизни, интересов самих граждан и реальной возможности обеспечения гарантий государством.

Принятие и реализация данного закона позволят создать предпосылки для установления, с одной стороны, равноправия мужчин и женщин в обществе и семье, с другой - обеспечения равных возможностей для работников с семейными обязанностями и работников, у которых таких обязанностей нет.