N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

АФРИКАНСКОЕ БЫТИЕ РУССКИХ ЖЕНЩИН.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ.

Наталья Крылова

доктор исторических наук, Институт Африки РАН

В рамках, заданных темой, естественно, можно представить лишь самые общие сведения о правах и обязанностях иностранцев, проживающих в африканских странах, поскольку более детальное рассмотрение этого вопроса потребовало бы глубокого и тщательного анализа каждого положения о правах и обязанностях лиц, их реализации на практике. Кроме того, между официальным утверждением и внедрением в жизнь того или иного законодательного акта, как известно, проходит немало времени. Особенно, если это касается такого специфического контингента, как почти шеститысячный отряд русских женщин (а также их несовершеннолетних детей), ныне постоянно проживающих в большинстве стран Африки , и такого периода, как последние десятилетия ХХ века в России, переживающей коренную реконструкцию законодательной жизни внутри страны и вне ее. Для тех читателей, кто пока еще находится внутри страны и может оказаться вне ее, и всех тех, кто хочет подробно ознакомиться с этой темой, можно рекомендовать авторскую монографию "Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации", изданную в Москве в 1996 году издательством "РОССПЭН".

Вопросы гражданства. Кому они нужнее: России или Африке?

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности является состояние гражданства, иначе говоря, политическая принадлежность индивида к данному государству, обусловливающая характер политико-правовых отношений между ними. Эта принадлежность предполагает, с одной стороны, наделение гражданина правами, дающими ему возможность участия в государственной и общественной жизни, а с другой, - установление Конституцией и другими нормативными актами обязанностей гражданина в отношении государства. Сложность правового положения русских женщин - жен африканских граждан - на протяжении почти четырех десятилетий состояла в том, что, по преимуществу сохраняя советское гражданство, наши соотечественницы на родине мужа почти неизбежно сталкивались с коллизией прав и законов, как иностранные граждане со статусом постоянно проживающих в данной стране. Это означало, что они были ограничены в правах собственности, наследования, опеки, трудоустройства, передвижения по стране, участии в политической жизни и т.д. В то же время, пересекая Государственную границу своей Родины, российские граждане и их дети подпадали под юрисдикцию государства пребывания и на них распространялось - частично или полностью - уголовное, гражданское, административное, брачно-семейное законодательство.

В свою очередь, советское законодательство (в частности, ст. 9 Закона о гражданстве СССР 1990 г.) определяло, что граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства и (ст. 7) что вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.

Ситуация с вопросами гражданства по отношению к этой группе населения некоторым образом изменилась с принятием в России двойного гражданства. Теперь можно официально сохранять российское гражданство, одновременно принимая, если это позволяет законодательство страны пребывания, местное гражданство. В юридических терминах это выглядит следующим образом: "Гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РСФСР" (ст. 3, п. 2 Закона РСФСР о гражданстве РСФСР, вступившего в силу 28 ноября 1991 года). Статья 4 того же Закона предусматривает сохранение гражданства Российской Федерации лицом, проживающим за ее пределами. Кроме того, граждане России за пределами своей страны пользуются защитой и покровительством Российской Федерации, и государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации (пп.1 и 2 статьи 5 Закона ). С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года это положение было закреплено и на уровне Основного закона. Статья 62 гласит: "1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Так формулирует закон. На практике же привилегиями двойного гражданства наша соотечественница может в полном объеме пользоваться лишь в том случае, если принимающее государство законодательно допускает двойное гражданство и между ним и Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение. Однако в Африке немного стран, разрешающих двойное гражданство (например, АРЕ, Нигер, Кабо-Верде или Габон, Ангола), и еще меньше тех, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие соглашения. Поэтому обратимся к законодательной конкретике отдельных стран, рисующих сложную и многообразную картину правовых взаимоотношений в вопросах гражданства между нашей соотечественницей и принимающей ее африканской страной.

х х х

Юридические системы современных африканских государств также во многих случаях переживают сложный период перестройки, приспособления к новым условиям, поскольку основные действующие законы ряда стран остаются по существу теми же, какими они были накануне обретения страной суверенитета, хотя за период независимости могло быть (как, например, в Нигерии, Верхней Вольте или Зимбабве) принято несколько конституций, выпущено множество различных кодексов и законов. Юридические системы многих африканских стран продолжают сохранять основные принципы и институты права, разработанные для "заморских владений" французскими, английскими, бельгийскими или португальскими законодателями и экспертами. В результате сегодня в стране могут одновременно действовать некодифицированное обычное право, основанное на издавна существующих собственных юридических традициях, и "современное право" , введенное колонизаторами в прежнюю эпоху и основанное на праве метрополии (имеются в виду прежде всего англосаксонская и романогерманская правовые системы). И конечно, такое положение редко упрощает ситуацию с правовым статусом наших соотечественниц. Разберем это на нескольких примерах.

Законодательства некоторых африканских стран допускают и признают наличие двойного гражданства. Например, согласно положениям о гражданстве Габона, регламентируемым Законом N 89/91, принятым Национальным собранием и подписанным президентом Габонской Республики 2 марта 1962 года, граждане Габона могут иметь двойное (и более) гражданство. Граждане Габона, если они имеют гражданство двух или более стран, могут отказаться от габонского гражданства. Документом является сертификат о гражданстве.

Упомянутым выше Законом предусматривается несколько вариантов получения габонского гражданства. В интересующем нас случае габонское гражданство по браку предоставляется лишь лицам женского пола, вышедшим замуж за гражданина Габона. В случаях, если по национальному закону женщине, вышедшей замуж за габонца, сохраняется гражданство ее страны, она может отказаться от габонского гражданства.

Двойное гражданство принято, но поставлено под определенные условия и в Республике Экваториальная Гвинея (РЭГ). Единственно возможным из способов приобретения гражданства РЭГ женщиной-иностранкой является натурализация (т.е. принятие лица в гражданство данной страны по его просьбе), происходящая как по воле индивида, так и независимо от нее. Натурализация в силу закона, то есть не основанная на личном выборе лица, является правовым следствием брака иностранки с экватогвинейцем, в силу самого факта которого она автоматически приобретает гражданство РЭГ, теряя предыдущее.

Закон о гражданстве РЭГ предусматривает некоторые способы сокращения бипатризма (двойного гражданства). Практически во всех странах основной характерной чертой гражданства считается лояльность лица в отношении своего государства. В соответствии с Законом о гражданстве 1990 года нарушение этой лояльности, проявившейся, например, в поступлении на службу в армию иностранного государства или натурализация в иностранном государстве, влечет экспатриацию в РЭГ. Для сокращения же случаев приобретения множественного гражданства по "праву крови" (то есть гражданство, определяемое через гражданство родителей) при смешанном браке Закон наделяет детей от такого брака гражданством по так называемому "праву крови" отца.

Допускает и признает наличие двойного гражданства египетское законодательство. Российские гражданки, постоянно проживающие в АРЕ, согласно местному законодательству имеют право и практически в ряде случаев получают египетское гражданство. Статья 6 Закона N 26 о египетском гражданстве от 1975 года гласит, что заключение брака с египтянином не влечет за собой предоставления его супруге египетского гражданства, если по прошествии двух лет с момента заключения брака (кроме случая смерти супруга) не последует соответствующего декрета министра внутренних дел АРЕ.

Иностранка, получившая египетское гражданство, не теряет его при расторжении брака, кроме тех случаев, когда ей возвращается иностранное гражданство или она заключает брак с иностранцем и принимает гражданство супруга. Весьма современен принятый в мае 1990 года Национальной народной ассамблеей новый Закон о гражданстве Республики Кабо-Верде. Его главным новшеством стало признание статуса двойного гражданства. Конкретно для этой страны признание института бипатризма является несомненно прогрессивным юридическим актом, поскольку исторически кабовердеанцы имели большую специфику расселения как в границах государства, так и за ними. Так, сегодня за пределами республики проживает в два раза больше кабовердеанцев, нежели в самом государстве.

Возвращаясь собственно к Закону, отметим, что в соответствии с ним любой кабовердеанец и член его семьи независимо от страны проживания с момента рождения обладают по своему желанию одновременно с гражданством государства пребывания и кабовердеанским гражданством с вытекающим отсюда предоставлением возможности пользоваться по достижении совершеннолетия всеми политическими, экономическими, социальными, юридическими, избирательными и иными правами, а также соблюдением определенных обязанностей, зафиксированных в соответствующих законодательных актах. При этом специалисты отмечают, что фактом предоставления кабовердеанского гражданства не наносится никакого ущерба законности юридических отношений ранее принятому кабовердеанцем гражданству иностранного государства.

Однако, пожалуй, наиболее либеральным, с правовой точки зрения (по сравнению с предыдущим), выглядит новый Закон о гражданстве Народной Республики Анголы, принятый в мае 1991 года на Внеочередной сессии Народной ассамблеи. Главным его нововведением стала допустимость двойного гражданства. Статья 12 нового Закона отныне дает возможность иностранным гражданам, заключившим брак с гражданами Анголы, приобрести ангольское гражданство, не теряя при этом предыдущего гражданства. Причем пункт 3 этой статьи содержит следующее положение: "Заявление о недействительности или расторжении брака не наносит ущерба приобретенному гражданству лица, добровольно заключившего брак".

В связи с принятием этого закона, а также законодательно допустимым бипатризмом в РФ некоторые из наших соотечественниц пожелали приобрести ангольское гражданство, сохранив при этом предыдущее. Предполагается, что уже сейчас (без специального соглашения) двойное гражданство, утвержденное в обеих странах, упростит процедуру оформления виз на въезд и выезд, а также увеличит вероятность трудоустройства русских женщин в Анголе. Такова ситуация в странах, где допускается бипатризм. Однако преимущества от признания Российской Федерацией двойного гражданства наши соотечественницы почувствуют, как мы отмечали выше, лишь после заключения специальных соглашений между обеими странами. До этого, увы, неизбежны коллизии законов.

х х х

Значительным разнообразием в формах и способах предоставления гражданства иностранке отличается группа африканских стран, не признающих двойного гражданства. Однако и здесь (как и в предыдущих случаях) эти вопросы теснейшим образом связаны с характером взаимоотношений между данной африканской страной и нашим государством, а также с правовым обычаем, утвержденным в принимающей русскую женщину стране.

Иностранная гражданка, постоянно проживающая в Заире и состоящая замужем за заирцем, согласно Закону N 81-002 от 29 июня 1981 г. о заирском гражданстве может при условии отказа от любого другого гражданства получить заирское, подав заявление спустя 12 месяцев после оформления брака. Заявление составляется по специальной форме, предусмотренной статьей 36 того же Закона, и оно входит в силу только в день его регистрации. Особо хотелось бы выделить последнее обстоятельство, поскольку на практике срок оформления всех виз и разрешений составляет несколько месяцев (иногда до года), в течение которых иностранка не может работать и пользоваться другими гражданскими правами. Учитывая настороженность и даже враждебность, с которой, как правило, встречают родственники мужа его жену - гражданку России, период обустройства в Заире проходит для нее крайне болезненно.

И еще одно замечание, связанное с оформлением пребывания русской женщины - жены заирца на его родине. Основанием для ее постоянного проживания в Заире является брачный контракт, в соответствии с которым муж - гражданин Заира - путем нотариального оформления документа обязывается предоставлять жилье и содержать жену-иностранку и детей на протяжении всего срока их пребывания в Заире. На основании такого контракта Национальное агенство иммиграции, созданное в 1986 году, рассматривает вопрос о выдаче нашим соотечественницам вида на жительство. В случае положительного решения в паспорте этой женщины ставится отметка о том, что ей разрешено пребывание в Заире до тех пор, пока остается в силе брачный контракт, и выдается вид на жительство сроком на два года, который затем продлевается.

В соответствии с законодательством Сенегала женщина-иностранка, вышедшая замуж за сенегальца, приобретает сенегальское гражданство с момента заключения брака. Однако, если закон страны, гражданкой которой является иностранка, позволяет ей сохранить свое гражданство, то она имеет право при констатировании бракосочетания отказаться от сенегальского гражданства.

Если бракосочетание совершается в Сенегале, то заявление о приеме сенегальского гражданства должно производиться судьей, в присутствии которого происходит церемония. Подобное заявление при бракосочетании за границей производится в присутствии дипломатических или консульских представителей в данной стране. Эти официальные лица должны немедленно поставить в известность Министерство юстиции о решении женщины-иностранки. В случае возражения со стороны правительства Сенегала заинтересованная сторона считается не получившей сенегальского гражданства. Определенной лояльностью правового положения иностранных гражданок отличаются гражданские законодательства Нигера и Лесото.

Вопросы гражданства в Республике Нигер регулируются Кодексом о гражданстве, который законодательно закреплен ордонансом главы государства N 84-33 от 23 августа 1984 года. Нигерское гражданство достигается "правом крови" или "правом почвы" (то есть в связи с рождением на территории данной страны), а также путем вступления в брак или натурализации. Вопросы изменения гражданства в этой стране являются делом исключительно внутренним и не могут регулироваться нормами международного права, то есть международные акты здесь не имеют преимущества.

Опуская первые два способа получения нигерского гражданства, обратимся к пути через брак. Женщина-иностранка, вступающая в брак с нигерцем, может претендовать на получение нигерского гражданства, если в течение одного года после вступления в брак она подает соответствующие документы в местные органы регистрации актов гражданского состояния.

Президент Республики в случае несогласия с возможностью существования подобного брака (между нигерцем и женщиной-иностранкой) своим декретом в течение одного года может воспрепятствовать получению иностранкой нигерского гражданства.

Вступая в брак, иностранка может и не принимать нигерское гражданство, однако в случае расторжения брака с нигерцем иностранная гражданка, получившая нигерское гражданство, его не теряет.

Основным законодательным документом, определяющим порядок вступления в гражданство Королевства Лесото и выхода из него, является Положение о гражданстве Лесото, опубликованное в правительственной газете N 13 от 2 апреля 1971 года (Положение N 16 от 1971 года). Согласно Положению гражданином этой страны иностранец может стать по регистрации и по натурализации. Первый способ уготован помимо граждан стран Британского содружества и лиц без гражданства также иностранкам, состоящим в браке с лесотцами.

Лица, приобретшие лесотское гражданство по регистрации (как впрочем и по натурализации), могут быть лишены такового, если они, несмотря на официальный отказ от предыдущего гражданства, продолжают его сохранять, ведут себя нелояльно в отношении Лесото или своими действиями наносят ущерб престижу страны. В этом случае не исключена возможность их депортации. Пример бюрократически сложной, отработанной еще колониальным административным порядком процедуры оформления гражданства иностранке через брак представляет современная Кения. Порядок приема в гражданство этой страны определяется Конституцией 1969 года (раздел VI) и Законом о кенийском гражданстве N 170, принятым в 1967 году. Последним определяется как получение, так и выход из кенийского гражданства для лиц иностранного происхождения.

Для наших согражданок, постоянно проживающих в Кении, процедура оформления кенийского гражданства выглядит следующим образом: 1. Одновременно с заявлением по форме В (для женщины, которая на день получения Кенией независимости - 12 декабря 1963 года - была оформлена браком с кенийским гражданином или же вышла замуж за кенийца после получения страной независимости) в Департамент иммиграции направляется письмо мужа заявительницы (гражданина Кении) о том, что он не возражает против предоставления кенийского гражданства его жене.

2. Через некоторое время письмом Департамент иммиграции уведомляет о том, что заявление принято к рассмотрению и предписывает заявительнице явиться в районное отделение криминальной полиции.

3. После двух-трех собеседований в отделении криминальной полиции в районном полицейском участке берутся отпечатки пальцев на предмет идентификации по картотеке уголовных преступников.

4. Ориентировочно, в срок от одного до трех месяцев, в течение которого заявительница ставится под негласное наблюдение полиции, Департамент иммиграции направляет в ее адрес письмо с выводом о том, что кенийское гражданство может быть ей предоставлено, и предложением явиться в Департамент, имея при себе 6 тыс. кенийских шиллингов (около 350 долларов США).

5. В Департаменте иммиграции заявительница заполняет 5 экземпляров формы, содержащей подписку в благонадежности (присяга), подпись заверяется в регистрационном отделе магистрата и возвращается в Департамент.

6. После уплаты сбора (см. выше) на руки заявительнице выдается расписка об уплате, сертификат о предоставлении кенийского гражданства, но с оговоркой, что оно будет аннулировано, если выход из советского/российского гражданства не будет оформлен в течение 28 суток. Этот срок может продлеваться до 90 суток, а при особых обстоятельствах (как, например, в практике выхода из гражданства СССР, процедура оформления которого продолжалась иногда до 9-10 месяцев) и на более длительный срок.

7. Как только заявительница предъявляет документ (справку консульского отдела посольства), подтверждающий, что она вышла из гражданства СССР и сдала свой советский паспорт, ей оформляется кенийский паспорт. Дополнительная трудность и так совсем не простой процедуры оформления кенийского гражданства вызывается еще и тем, что временами возникает необходимость по два-три раза продлевать срок подтверждения выхода из гражданства.

Как показывает практика предыдущих лет, кенийские власти не отказывали в предоставлении гражданства нашим соотечественницам, вышедшим замуж за кенийцев. Более того, случаи выхода лиц этой группы из гражданства СССР и обращение к кенийским властям с просьбой предоставить им гражданство Республики Кения в тот период заметно участились. Именно тогда местные власти, начав кампанию за "кенизацию" рабочей силы, отказывали в постоянной работе иностранным гражданам и, особенно, гражданам СССР, ставя условием предоставления работы получение местного гражданства.

Правовое положение наших граждан, постоянно проживающих в Того, в основном определяется Законом о тоголезском гражданстве N 78-34 от 7 сентября 1978 года и Законом о режиме пребывания иностранцев в Того N 25 от 13 июня 1973 года. Согласно Закону о гражданстве "иностранка, вышедшая замуж за тоголезца, приобретает тоголезское гражданство со дня бракосочетания" (ст. 5), если она в соответствующей форме и до дня свадьбы не сделала заявления об отказе от гражданства (ст. 6). Если брак оформляется за границей, то такое заявление должно быть сделано в консульском учреждении Того (ст. 30). Расторжение брака предполагает утрату иностранкой тоголезского гражданства (ст. 23).

На практике большинство проживающих в Того русских женщин получают тоголезское гражданство, так как это открывает им наиболее простой путь для трудоустройства. К этому же, как отмечают наши дипломатические службы, их побуждают мужья-тоголезцы. Оформление приобретения гражданства для них сводится (в отличие от скрупулезных требований, утвержденных в Лесото или Кении) к предоставлению в министерство юстиции письменного заявления, должным образом легализованных копий свидетельств о рождении и браке, а также свидетельства о тоголезском гражданстве мужа. Представительницы нашей общины проживают в стране в основном по местным удостоверениям личности, а за границу (пока за исключением своей Отчизны) выезжают по тоголезским паспортам. В то же время женщины сохраняют советские/российские паспорта и становятся на учет в консульский отдел своего посольства, осуществляя таким образом практику бипатризма, законодательно не принятого в стране.

Но пожалуй, наиболее ярким свидетельством того, насколько глубоко в прошлое страны уходит проблема двойного гражданства и как непросто законодательно решить ее сегодня, оставаясь под воздействием устойчивой историко-культурной традиции, является пример Королевства Марокко.

В период протектората (1912 - 1956 годы) население Марокко имело значительную прослойку иностранцев, главным образом выходцев из стран Западной Европы. Несмотря на религиозные и национальные отличия, это неизбежно приводило к появлению смешанных браков.

С получением страной независимости число иностранцев несколько снизилось. В тот период были приняты законы о гражданстве, исключавшие появление в Марокко бипатридов. С этой же целью в стране была организована раздельная служба ЗАГС для европейцев и марокканцев, непризнание местным законодательством браков, заключенных с иностранцами за границей и т.д.

Королевство Марокко - арабо-мусульманское государство. Здесь ислам возведен в ранг официальной политики и его каноны во многом превалируют над светскими законами, регулирующими внутреннюю жизнь страны. Это наложило своеобразный отпечаток как на формулировки статей закона о гражданстве, так и на положения других законодательных актов, без которых невозможно рассмотрение вопроса о получении марокканского подданства (прежде всего имеются в виду королевский дахир 1957 года "О личном статусе", определяющий критерии гражданского положения индивида в марокканском обществе, и дахир 1960 года "О смешанных браках"). Эта же религиозная традиция крепко связала местное брачно-семейное законодательство с гражданским.

Согласно последнему за норму при оформлении гражданства по рождению берется обычная марокканская семья, в которой отец и мать - мусульмане и подданные Марокко, а новорожденный считается марокканским гражданином после внесения его данных в Регистр актов гражданского состояния.

Чаще сложности в вопросах гражданства возникают при смешанных браках, особенно на начальном этапе становления молодой семьи, возникшей за пределами Марокко.

Ст. 10 Закона о гражданстве вполне светски предусматривает право женщин-иностранок на получение марокканского гражданства по вступлении в брак с подданным Марокко. Вместе с тем (по свидетельству Иммиграционного отдела префектуры г. Касабланки) этим правом иностранки из немусульманского мира почти не пользуются. И для этого есть свои причины: во-первых, как жены марокканцев, они после оформления брака по марокканским законам приобретают все права местных гражданок; во-вторых, как гражданки иностранного государства, они дорожат своим гражданством, сохраняют его на случай осложнений личной жизни или в интересах будущего своих детей. Наконец, как иностранки со статусом постоянного проживания в Марокко, они, их мужья и дети имеют безусловное право на выезд из страны (по частным делам или окончательно), что немаловажно для смешанной семьи, тем более с введением в начале 90-х годов большинством западноевропейских государств визового режима для марокканцев.

Далее более подробно остановимся на практике, условиях и особенностях мусульманского брака. Возвращаясь же к прежней повествовательной канве, заметим, что в реальной жизни ситуация, как это часто случается, выстраивалась иначе: введение принципов демократии, настойчивые усилия режима привлечь в страну иностранный капитал привели к тому, что в высших слоях марокканского общества стало престижным иметь жену-европейку; все возрастающее число смешанных браков марокканцев с иностранками (в том числе с "иноверками") способствовало появлению нового поколения граждан, фактически имеющих двойное гражданство: одно гражданство ребенок от смешанного брака получает по линии родителяиностранца, второе - марокканское - по рождению в соответствии с местным законодательством, на основании которого он является полноправным гражданином этой страны. Рождение этих детей регистрируется не только в марокканских бюро ЗАГС, но по желанию родителей в соответствующих консульствах. С наступлением совершеннолетия (иногда и раньше) они получают национальные документы соответствующих стран. По имеющимся данным, в современном Марокко проживают бипатриды практически из всех европейских государств; к этой категории относятся и дети от браков наших согражданок с марокканцами.

Таким образом, в современном Марокко, законодательно не признающем двойного гражданства, фактически существует значительная прослойка бипатридов. Марокканское руководство и высшее мусульманское духовенство довольно реалистически оценивают сложившуюся ситуацию и вынуждены мириться с феноменом бипатризма, пытаясь время от времени контролировать этот процесс с помощью дополнительных распоряжений властям на местах. В то же время, проводимая в стране политика либерализации и приватизации экономики, возросшие связи с другими государствами послужили факторами, придавшими этому явлению устойчивый характер. В перспективе, по всей видимости, количество лиц этой категории будет расти и прежде всего за счет смешанных браков, заключаемых марокканцами как за границей, так и в консульских учреждениях европейских стран на территории Марокко.

х х х

Есть еще один аспект проблемы правового статуса русских женщин, постоянно проживающих за пределами родины, который сегодня невозможно обойти вниманием. Это - вопрос их собственного, родного, так сказать, гражданства. По данным нашего опроса, еще в начале 90-х годов такая проблема перед ними попросту не стояла. На вопрос нашей анкеты, распространенной в 19 африканских странах среди русских женщин - жен граждан этих государств: "Ваше гражданство?" 217 из 235 опрошенных (то есть 92,8%) объявили себя советскими гражданами.

После распада Союза ССР и образования новых независимых государств, принятия последними законодательных актов о гражданстве постоянно проживающие в странах Африки граждане - выходцы из СССР - оказались в крайне сложной ситуации. Для большинства из них (напомним, что основная масса наших соотечественниц в Африке - уроженки России) вопрос более или менее решился с утверждением Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Как свидетельствует информация Консульской службы РФ, в целом Закон "О гражданстве РФ", вступивший в силу 6 февраля 1992 года, вызывает заметный интерес у наших соотечественниц, находящихся в браке с африканцами. Многие из них заявляют о своей готовности приобрести в порядке регистрации гражданство РФ. В такой, например, маленькой колонии русских , как Джибути (4 женщины, вышедшие замуж за джибутийцев во время их обучения в бывшем СССР и один наш соотечественник, женатый на джибутийке и постоянно проживающий здесь после окончания учебы в России), уже к концу марта 1993 года было завершено оформление приобретения гражданства РФ в соответствии со статьей 18 Закона.

Вообще же темпы процедуры превращения живущих в странах Африки советских граждан в граждан Российской Федерации, намеченные в Москве, явно не выдерживаются, поскольку немедленно возникает ряд проблем, связанных со спецификой их правового положения женщин-иностранок (а равно и их детей от смешанных браков), а также с неотрегулированностью правового механизма этого превращения.

Рассмотрим, например, ситуацию, сложившуюся в АРЕ. Напомним, что в соответствии с египетским законодательством иностранка, состоящая в браке с египтянином и не имеющая гражданства по мужу, лишается многих прав, связанных с получением разрешения на постоянное проживание в стране, с трудоустройством, социальным, медицинским, пенсионным обеспечением, имущественными и наследственными делами. При определенных условиях ей может грозить даже потеря материнства. Естественные опасения за свое будущее, будущее своего ребенка побуждают многих из них принимать гражданство Египта, не отказываясь при этом от российского (законодательство этого государства допускает двойное гражданство). В результате многие наши соотечественницы приняли египетское гражданство. Это-то и блокировало им ныне саму возможность получения гражданства РФ. Ибо статья 3 Закона допускает приобретение российского гражданства иностранным гражданином (а приобретшая египетское гражданство бывшая советская гражданка - уже иностранка, согласно нашему законодательству) при условии его отказа от прежнего гражданства. Исключение делается лишь для тех граждан, государства которых (вспомним статью 3, п.2) имеют с РФ соответствующее соглашение. Россия соответствующего договора с АРЕ не имеет. Пункт "г" статьи 18 Закона гласит: "В порядке регистрации гражданство РФ приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ". Под его действие подпадают граждане бывшего СССР, постоянно проживающие за пределами России, последние обязаны представить в консульские учреждения РФ документ об отсутствии или прекращении иного гражданства. Однако именно это обязательное требование и является невыполнимым для подавляющего большинства наших соотечественниц в АРЕ, а также их детей по указанной выше причине.

Что касается женщин, постоянно проживающих в АНДР, то в своем стремлении обеспечить собственную финансовую независимость они вынуждены нарушать предписания существующего Закона (в частности, ст. 3). По сведениям Генконсульства, начиная с 1993 года некоторые из наших соотечественниц подали ходатайство о предоставлении им гражданства АНДР (другая группа намеревается сделать это в ближайшее время). Объяснение их действиям кроется в особенностях алжирского наследственного права, в частности, тех его положений, в соответствии с которыми у жены могут возникнуть законные претензии на наследство мужа-алжирца, если она является гражданкой АНДР. В противном случае законными признаются лишь претензии его детей. Жена же имеет право сохранить за собой лишь свадебные подарки.

И еще один сюрприз получило наше консульско-посольское сообщество со вступлением в силу Закона о гражданстве. В связи с принятием Закона об изменениях и дополнениях к Закону РСФСР "О гражданстве РСФСР" могут приобретать российское гражданство без отказа от гражданства Алжира мужья наших соотечественниц. Консульский отдел посольства РФ в АНДР в конце 1993 года уже имел несколько обращений по этому поводу.

Сегодня женщин - и небезосновательно - беспокоят также проблемы приобретения гражданства РФ лицами, постоянно проживающими в данной стране, родственники-россияне которых умерли. Соотечественниц со вступлением в силу Закона РФ о гражданстве волнуют также вопросы приобретения российского гражданства лицами, постоянно проживающими на территориях африканских стран, родственники которых (будучи русскими и родившиеся на территории РСФСР) проживают на территориях других республик, входивших в СССР (например, военнослужащие, вышедшие в отставку, и пр.).

Однако наиболее сложно, если не сказать, драматично, складываются отношения с возрожденной Отчизной у женщин - жительниц бывших республик СССР, объединенных ныне в Содружество Независимых Государств. В связи с отсутствием практически во всех точках Африканского континента представительств этих государств женщины попросту лишены возможности решить вопрос своего гражданства. Сотрудники консульских служб России на местах отмечают, что их запросы в МИДы стран СНГ по конкретным вопросам гражданства, как правило, остаются без ответа. Два года спустя после образования СНГ в Дакаре, Алжире, а точнее, в большинстве столиц африканских стран существуют лишь посольства Российской Федерации и, насколько известно из дипломатических источников, ни одно государство СНГ не спешит с открытием здесь своих представительств. Молодые независимые государства как-будто забыли о своих соотечественниках в Африке. И казашки, белорусски, узбечки, украинки (их процент в общем массиве соотечественниц в африканских странах колеблется, напомним, от 25 до 45%) остаются сегодня без гражданства. В отсутствие делегирования полномочий по представлению интересов стран СНГ российским посольствам, например, в Дакаре, граждане - выходцы из стран ближнего зарубежья вынуждены, дабы не оказаться без консульской, юридической и возможной другой помощи, просить принять их в российское гражданство. В АНДР это в основном бывшие граждане Украины, имеющие украинскую национальность и никогда не проживавшие на территории России. Ничем не закончились попытки одной из наших соотечественниц, ныне проживающей в Джибути, оформить украинское гражданство (в настоящее время мать этой женщины живет в Крыму). Ее заявление, направленное в октябре 1992 года на имя президента Украины, не было удостоено внимания последнего. Конечно, по нашему закону, все, имеющие паспорт бывшего СССР, могут претендовать на российское гражданство. И отменять его сегодня, как подчеркивает официальный МИД России, было бы политически ошибочно. В нашем же конкретном случае женщин беспокоит вопрос о дальнейшей судьбе межгосударственных отношений России и стран ближнего зарубежья, особенно в плане урегулирования проблем безвизового режима передвижения, защиты интересов российских граждан в этих странах и т.п. Семьи многих граждан - выходцев из России также сменили место жительства и теперь оказались за границей. Вопросы их посещения, возможность поселиться на постоянное жительство в странах - бывших республиках Союза ССР, имея российское гражданство, также беспокоит наших соотечественниц. Ими высказывается опасение, не явится ли их принадлежность к гражданству РФ обстоятельством, способным осложнить их поездки в другие страны - участницы СНГ. Особенно это беспокойство проявляется в период отпусков. Нередко оно провоцируется сообщениями российских средств массовой информации, из которых у соотечественниц складывается впечатление, будто бы общегражданские загранпаспорта при въезде в Москву будут в обязательном порядке изыматься, а оформление новых паспортов РФ займет у них слишком много времени.

Конечно, все эти правовые нюансы, подчас неразрешимые коллизии сильно осложняют и так неспокойную работу наших загранучреждений. Впрочем, сами дипломатические представительства в своих сообщениях отмечают, что соотечественницы в целом с пониманием относятся к сложившейся ситуации.

С другой стороны, вполне естественно, что женщины проявляют тревогу в связи с тем, что, несмотря на их обращения к высшим должностным лицам РФ, вопрос о приобретении ими российского гражданства продолжает оставаться нерешенным. Ведь, строго говоря, речь идет о людях, годами, а то и десятилетиями оторванных от Родины. Поэтому решение о вступлении в российское гражданство для них, имеющих все кровнородственные корни в другой стране СНГ, очень ответственно и требует не только собственных размышлений, но и конкретных и компетентных юридических консультаций.