N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ПРАВА ЖЕНЩИН И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

Надежда Шведова,

доктор политических наук, ведущий науч. сотр. Института США и Канады Российской Академии Наук

Настало время подводить итоги второму тысячелетию и быть готовым войти в третье с ясным пониманием того, что мы возьмем туда, а с чем следует без сожаления расстаться. Необходимо взглянуть на проблему "здравоохранение и женщины" сквозь призму достижений современной цивилизации в строительстве гражданского общества.

Известно, что цивилизованное общество признает право каждого человека на охрану здоровья как на важную составную часть человеческого достоинства. Однако рассматривая право на охрану здоровья как важное право человека, многие считают это право наряду с другими социальными и экономическими правами вторичным, имеющим меньшую значимость, чем политические права. Можно ли согласиться с этим? Ответ очевиден. Разделить это мнение нельзя.

Напротив, важно осознать взаимосвязь между правом на здоровье и другими правами человека. Почему важен полный доступ женщин к здравоохранению с точки зрения достижения равенства женщин и мужчин? Есть ли объективная причина для постановки проблемы "женщина и ее право на охрану здоровья"? Нарушается ли право женщин на здоровье в нашем обществе? Какова роль правительства с точки зрения обеспечения возможностей доступа к здравоохранению?
Отвечая на поставленные вопросы, следует определить понятия "право женщины на здравоохранение" и "здравоохранительная деятельность государства". Очень часто дискуссии о праве женщин на здравоохранение ограничиваются темой "репродуктивная функция". Права на свободу деторождения, т.е. репродуктивные права, являются неотъемлемой частью права на здравоохранение. Безусловно, требования женщин к здравоохранению гораздо шире. Что же предпринимает в этой области государство? Какова его позиция? Как расшифровывается словосочетание "здравоохранительная политика"?

В узком смысле слова под здравоохранительной политикой государства подразумевают то, что предписано делать и что делает Министерство здравоохранения. Однако деятельность государства в сфере здравоохранения - это неотъемлемая часть социальной политики. Следовательно, в широком смысле здравоохранительная политика предусматривает всеобъемлющий контроль (при разнообразии его форм и методов) органов власти над поддержанием и управлением такой комплексной системы жизнедеятельности человека, которая обеспечивает бережное расходование человеческих ресурсов и сознательное их воспроизводство ради продолжительности жизни и увеличения периода творческого активного долголетия людей.

Под здравоохранительными мерами или деятельностью государства, с точки зрения широкого понимания термина "здравоохранение", должны подразумеваться меры в сфере экономики, экологии, политики и культуры, в совокупности воздействующие на комфортность жизни человека в обществе и его состояние здоровья, т.е. в здоровом обществе - здоровое население. Иными словами, должна проводиться активная здравоохранительная, основанная на гендерном подходе, экспертиза. А это означает проведение анализа и оценки сквозь призму интересов здоровья населения - мужского и женского - всех предпринимаемых народно-хозяйственных мер и социально-политических решений в государстве.

Сама по себе медицинская помощь не является главным фактором в здравоохранении. Логично в данном контексте утверждение о том, что, чем выше общественная потребность в оказании медицинской помощи, тем, значит, слабее в нем развито здравоохранение, при котором делается упор на сохранение здоровья на стадии превентивных мер, а не на этапе реакции на возникшие заболевания.

Сегодня в обществе много говорится о плачевном, больном состоянии здравоохранения в России. Здесь уместны следующие данные: около 70% трудового населения за 10 лет до пенсионного возраста имеет серьезную патологию. Отношение затрат на лечение и оздоровление составляет 10:1. Удельный вес скрытых от общества профессиональных болезней превышает 35-40%.

Очевидна направленность здравоохранительной деятельности государства на ослабление негативных воздействий на здоровье населения вследствие отсутствия целенаправленной превентивной здравоохранительной политики, построенной на принципах комплексного подхода.

Конституция РФ провозглашает, что Россия - "демократическое федеративное правовое государство", где "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Статья 7 Конституции провозглашает, что политика России "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Статья 41 (глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"), пункт первый, гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".

Таким образом, основополагающий законодательный документ жизнедеятельности российского государства признает право на здравоохранение как неотъемлемое право человека и гражданина. Эта статья в сочетании с положением пункта 2 статьи 19, который гласит: "Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации", представляет собой юридическую базу, на которой женщины могут и должны строить свою борьбу за достижение равенства в реализации своего конституционного права.

Следует также обратить внимание и на 42 статью этой же главы, посвященную праву гражданина/гражданки на "благоприятную окружающую среду". В ней, в частности,сказано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Данная статья важна тем, что она признает право на достоверную информацию и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека.

В настоящее время каждодневная практика показывает, что эти права остаются скорее благими пожеланиями, чем реальностью жизни. Главная проблема состоит в том, что российское государство, правительство не работает на граждан и гражданок - тех, кто платит налоги и содержит государство. И прежде всего не хватает юридически обоснованного и соответственно в законодательном порядке закрепленного механизма реализации прав во всех областях, включая и реализацию права на здравоохранение.

Для российской действительности в сфере здравоохранения характерны две крупнейшие проблемы: качество медицинских услуг, доступ к которым в новых рыночных условиях затруднен, особенно для женщин из-за финансовых проблем, и неразвитость механизма применения на практике провозглашенных в Конституции прав и свобод личности.

Как и ранее, сегодня сфера здравоохранения не входит в число приоритетных направлений государственной политики. Остаточный принцип финансирования - яркое тому свидетельство. И эту "брешь" покрывают "даровым" женским ресурсом. Ведь главным образом женщины несут основную ответственность за охрану здоровья всех членов семьи. Однако нужды самих женщин в охране их здоровья часто не удовлетворяются должным образом, начиная от потребности в лекарствах, и кончая обеспеченностью качественной медицинской помощью.

Женщины, как правило, откладывают свое обращение за медицинской помощью, тем самым усугубляя состояние своего здоровья, или они вовсе лишаются лечения.

В пределах одной страны могут наблюдаться значительные различия в уровне здравоохранения между разными регионами и между социально экономическими, этническими и возрастными группами. Такая ситуация характерна для многих стран мира. Российская Федерация не является исключением. Хотя во многих странах отмечаются достижения в области базового здравоохранения, охрана здоровья женщин в целом и женщин-матерей, а также лечение от осложнений, возникших в связи с беременностью и родами, все еще находятся на очень низком уровне. Разница в ожидаемой продолжительности жизни женщин в Восточной и Западной Европе составляет в среднем 5-10 лет. Самым чувствительным показателем этого является сегодня смертность рожениц.

В России в начале 80-х годов число женщин, умерших в результате осложнений беременности, родов и послеродового периода, сократилось с 68 (на 100 тыс. родившихся) в 1980 году до 54 - в 1985 году, 47 - в 1990 году. Однако в 1992 г. этот показатель вырос до 52,4, а в 1994 г. в результате осложнений беременности, родов и послеродового периода умерли 737 женщин, или 52,3 в расчете на 100 000 родившихся. В 1996 году впервые за многие годы уровень показателя материнской смертности стал ниже 50 на 100 тыс. человек, родившихся живыми, и составил 48,9. За период с 1994 по 1996 год от осложнений беременности, родов и после родов умерли 2102 женщины . Показатель материнской смертности в России остается в несколько раз выше, чем в развитых западноевропейских странах.

Вся совокупность факторов воздействует на репродуктивное здоровье женщин. Более 50% женщин репродуктивного возраста страдает гинекологическими заболеваниями. Снизилось число нормальных родов (с 37,9% в 1994 году до 31,8% в 1997 году). В течении родов увеличилось число аномалий родовой деятельности (1994 г - 119,5, 1996 - 127,7 на 1000 родов). Удельный вес преждевременных родов в 1994 г. составил 3,7%, в 1996 г. - 4%.

Свыше 5% женщин заканчивают беременность самопроизвольными или по медицинским показаниям абортами, около 4% - преждевременными родами. В 1997 году свыше 50% родов были осложнены анемией, болезнями системы кровообращения, мочеполовой системы, поздним токсикозом.

Преждевременная смертность населения остается по-прежнему высокой. В 1997 г. в рабочем возрасте умерли 535 тыс. человек, в том числе 98 тыс. женщин (18%). Удельный вес трудоспособных в возрастном отношении женщин в общем числе умерших женщин составляет около 10%. В 1995 г. в трудоспособном возрасте умерли 610 тыс. человек, в том числе 120 тыс. женщин. Первое место в структуре причин смертности женщин трудоспособного возраста по-прежнему занимают несчастные случаи, отравления и травмы: они обусловили гибель почти трети всех умерших женщин.

Каждая шестая женщина, занятая тяжелым физическим трудом, испытывает физические перегрузки. Их число - 74 тыс. женщин, что составляет 1% от всех женщин, занятых в отраслях промышленности и транспорта.

На предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи на оборудовании, не отвечающим требованиям техники безопасности, работало 20,3 тыс. женщин, из них в промышленности - 19,6 тыс.

На предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса около 600 тыс. женщин выполняют работы, связанные с вредными и тяжелыми условиями труда. Именно на предприятиях агропромышленного комплекса, где наиболее неблагополучное положение с производственным травматизмом и условиями труда, пострадало 20 тыс. женщин. В период 19941997 гг. погибла 1681 женщина (1994 г. - 441 женщина, 1995 г. - 427 женщин, в 1996 г. - 356 женщин, в 1997 г. - 352 женщины).

За период 1993-1997 гг. выросли показатели заболеваемости на 100 тыс. женщин: эндометриозом - на 46%; воспалительными заболеваниями - на 30,5%; женским бесплодием - на 3,2%. В 1996 г. численность больных туберкулезом возросла по сравнению с 1994 г. на 13% и составила 300,8 тыс. человек против 266,3 тыс. человек. В 1996 г. выявлено больных женщин с впервые установленным диагнозом "активный туберкулез" на 17,7% больше, чем в 1994 г.

На середину июля 1997 г. (по имеющимся данным) зарегистрировано 1062 ВИЧ-инфицированные женщины, из них 23 - больные СПИДом (на 1 января 1994 г. были зарегистрированы 264 женщины, инфицированные ВИЧ). За период с 1987 г. по 1997 г. по причине ВИЧ-инфекции умерли 72 женщины.

В проекте пятого периодического "Доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" говорится, что "увеличилась заболеваемость злокачественными новообразованиями. Так, численность этих больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях, на 100 тыс. человек увеличилась до 1308 человек против 1240 в 1994 г. Растет этот показатель и среди женщин".

При этом не дается разбивка по полу, что вызывает неудовлетворение, поскольку не соблюдается гендерный подход даже в "женском" докладе, который по определению должен содержать достоверную информацию о положении женщин.

Ситуация в сфере охраны труда женщин остается неблагоприятной. На начало 1998 года на крупных и средних предприятиях и в организациях промышленности, транспорта и связи численность женщин, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 12% от общей численности женщин, занятых в этих отраслях; соответственно на промышленных предприятиях - 14,9%; в строительных организациях - 6%; на предприятиях транспорта - 4,9%; в организациях связи - 2,2%. Между тем, препятствия на пути к полноценной охране здоровья затрудняют женщинам использование других прав человека и, таким образом, мешают равенству женщин. Плохое здоровье - часто непреодолимый барьер для женщины в ее стремлении вести активный образ жизни, принимать участие как во всех видах общественно-политической деятельности, таких, как собрания, избирательные кампании, выступления, так и в других сферах жизнедеятельности, будь то дома или вне его.

Таким образом, существует тесная, внутренне обусловленная взаимосвязь и взаимозависимость реализации права на охрану здоровья и политических прав и свобод.

Каковы позитивные функции государственных органов и социальных институтов? Иными словами, что они должны делать, чтобы способствовать доступу женского населения к здравоохранению? Ясно, что долг правительства и других социальных институтов - не препятствовать доступу женщин к здравоохранению. Вопрос в том, как добиться, чтобы этот долг выполнялся.

Необходимо осознание самими женщинами существующей по отношению к ним дискриминации в сфере здравоохранения и признание этого факта широкой общественностью. Спросите женщин на улице о том, чувствуют ли они себя дискриминируемыми. И ответ окажется отрицательным. Затем поинтересуйтесь: "А как быть с "двойной нагрузкой"? Разве "двойная нагрузка" не является дискриминационной основой реализации равного права женщин на здравоохранение? Безусловно - является.

Давайте посмотрим на другие аспекты этой проблемы. Как следует оценивать ситуацию, при которой женщина сталкивается с отсутствием доступа: - к качественным медицинским услугам;
-к средствам контроля за рождаемостью и к сексуальному образованию;
-к медицинским услугам по прерыванию беременности (абортам);
- к качественной дородовой и послеродовой помощи;
-к лечению женщин - жертв изнасилования, инцеста и других форм сексуального нападения и насилия;
- к обучению женщин в области ухода за детьми, гигиены питания и в других сферах, связанных со здоровьем семьи;
- к здравоохранению для жительниц сельской местности, для мигрантов, перемещенных лиц, женщин-инвалидов, женщин пожилого возраста и т.д.

Следует взглянуть на такие "критерии доступности" медицинского учреждения для женщин, как:
- часы работы, которые должны совпадать со свободным временем у женщин;
- удобное расположение медицинских учреждений;
- медперсонал соответствующей культуры: вежливый и корректный, т.е. наличие радушной, а не холодной или пугающей атмосферы;
- предоставление услуг, согласованных с женщинами и отвечающих их нуждам, включая особые нужды сельских жительниц, беженок, перемещенных лиц, пожилых и инвалидов.

И если, пользуясь этими критериями, женщины получают все больше негативных ответов, это означает, что приходит осознание своего положения как дискриминированного.

Кроме того, женщины сталкиваются с недостаточным вниманием правительства к заболеваниям, поражающим в основном женщин. Финансируемые правительством научные медицинские исследования и разработки часто базируются на данных, получаемых в результате наблюдения за мужчинами, при этом женщины исключаются из участия в таковых и не получают необходимого лечения.

Следует обратить внимание и на такой факт, что иногда сама медицина способствует созданию новых технологий, которые фактически увековечивают угнетение женщин. Так, женщин подталкивают идти на дорогостоящие, связанные с большим риском, косметические операции, чтобы соответствовать навязанным стереотипным идеалам красоты. Что необходимо для реализации права женщин на здравоохранение и что могут женщины сами сделать для этого?

В средствах массовой информации достаточно часто соревнуются в предсказании катастрофы в отношении здравоохранения. И "пророчествуют" прежде всего те, кто находится на высоких официальных постах, которые как раз и должны решать эти проблемы. Вот, например, цитата нынешнего министра здравоохранения РФ Стародубова В.И., который в свою бытность заместителем министра в 1997 году произнес: "Состояние здоровья нашего общества не то что вызывает тревогу, оно приближается к тому катастрофическому минимуму, ниже которого уже речь будет идти об угрозе национальной безопасности не только в плане воспроизводства населения, но и в плане состояния самого населения...Роль государства в обеспечении охраны здоровья населения четко не определена. Мы должны сохранять здоровье здоровых".

Так почему же это не делается? Не потому ли, что существует коллективная ответственность правительства, которая делает его персонально безответственным? А в результате - не с кого и спросить ответа. Таковы законы. А их принимает высший законодательный орган - Федеральное Собрание Российской Федерации. Ответственно ли это? Безусловно, нет.

И не потому ли, что именно в этом же 1997 году правительство тратит на себя, на администрацию Президента 115% от запланированных средств (т.е. находят деньги!), а и без того мизерные средства на здравоохранение с трудом реально выделяются, и то в значительно урезаном виде?

Как свидетельствует Ю.Болдырев, заместитель председателя Счетной Палаты, в 1997 году Центробанк только на зарплату своим сотрудникам израсходовал 7,5 трлн. рублей. (А это деньги налогоплательщиков). Давайте сравним, что сказано в проекте Пятого периодического доклада Правительства Российской Федерации о мерах, принятых с целью реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1998 года. В частности, во второй его части сказано, что Постановлением Правительства РФ на реализацию программы "Безопасное материнство" в 1995-1997 гг. предполагалось выделить 40,5 млрд. рубл., реально федеральным бюджетом было предусмотрено 5,34 млрд. рубл., а фактически получено 3,5 млрд. рублей (1995 г. - 0,95 млрд. рубл, или 86,6%, 1996 г. - 1,25 млрд. рублей или 77,7%, 1997 г. - 2,39 млрд. Рублей, или 90,4%). А на выполнение программы "Планирование семьи" за период 1993-1997 гг. получено 71,37 млрд. рублей.

Итак, порядок цифр: 7,5 триллиона рублей - на зарплату работников Центробанка против 3,5 млрд. рублей на все "Безопасное материнство" России на три года! Таким образом, без лишних аргументов очевидно, каковы на самом деле приоритеты государства. Древние говорили: "Ищи причину в себе". Следует осознать, что мы, женщины, гражданки-налогоплательщицы составляем более половины избирателей, что мы вправе настоятельно потребовать признания здравоохранения приоритетной национальной задачей. А это означает пересмотр прежде всего бюджетных приоритетов в пользу здравоохранения. Почему мы должны соглашаться с тем, что наши деньги идут в значительной степени на развитие военнопромышленного комплекса, а не на нужды здравоохранения? Разве это разумно с точки зрения здравого смысла и развития общества?

Кроме того, необходима активная работа по мобилизации прежде всего женской общественности, а также и всей общественности России на борьбу с нецивилизованным отношением к проблемам полового воспитания, планирования семьи и права женщин распоряжаться своим телом по собственному усмотрению.

Известно, что в конце января 1999 года - после принятия Ивановским законодательным собранием - губернатор подписал закон, где запрещено слово "половое воспитание". Шла острая борьба по поводу этого закона. Закон предусматривает т.н. "семейное воспитание" только с 14 лет с согласия родителей. До 14 лет нельзя проводить никакого полового воспитания. Победила активная позиция церкви, аргумент которой такой: "Прежде на Руси такого не было. Даже стеснялись говорить на эту тему".

Эта первая ласточка - страшная ласточка. Против полового воспитания в школе, планирования семьи активно выступают и некоторые женские организации, и либерально-демократическая партия в лице ее напористого лидера. Программа планирования семьи не получила поддержки и в Комитете по делам женщин, семьи и молодежи. Противники утверждают, что планирование семьи, искусственное прерывание беременности, т.е. аборты, - это "происки врагов" по сокращению населения России.

Представляется, что это опаснейшая тенденция, которую нельзя игнорировать и особенно в условиях раздробленного женского движения. Оно повторяет ошибки общедемократических сил, демонстрирующих неспособность консолидировать свои усилия для достижения общих целей. Женскому движению необходимо искать сотрудничества с российскими учителями и медицинскими работниками, большинство которых - женщины, и они с успехом набираются опыта борьбы за свои социально-экономические права. Женщины должны быть начеку, чтобы в один "прекрасный" день не обнаружить, что потеряли свое право на собственный контроль над собственным телом и собственной жизнью. Крайне необходимо осознание самими женщинами существующей по отношению к ним дискриминации в сфере здравоохранения.

Также представляется целесообразным учитывать позитивный опыт, накопленный как в собственной стране, так и мировым сообществом. Накануне Всемирной женской конференции в Пекине (1995 год) Всемирная организации здоровья (ВОЗ) выступила с инициативой под названием "Инвестиции в здоровье женщин", касающейся здоровья женщин в центрально- и восточноевропейских странах. Была проведена конференция, где выработаны рекомендации, суть которых можно сжато объединить в "Три шестерки" по обеспечению реализации права женщин на здравоохранения. Они включают: - шесть основных принципов деятельности по обеспечению здоровья женщин;
- шесть областей первоочередной здравоохранительной деятельности.
- шесть политических механизмов для обеспечения интересов женщин в рамках политических реформ.
К "Основным принципам" относят следующие:
1. Инвестиции в здоровье. Что это значит?

Женщины являются центральным ресурсом общества. Индекс человеческого развития показывает, что ни одна страна не относится к своим женщинам так же хорошо или таким же образом, как к своим мужчинам. Ряд исследований, проведенных в рамках ООН и Всемирного Банка, показывает, что предназначенные для женщин инвестиции дают большую отдачу.

Инвестиции на цели охраны здоровья женщин сами по себе выгодны, способствуют улучшению здоровья детей, увеличивают благосостояние семей и общин, могут уменьшить расходы по обеспечению здоровья и увеличить производительность.

2. Права человека.

Устав ВОЗ определяет, что здоровье является "одним из основных прав любого человека". Изменение общественного здравоохранения должно гарантировать право самим определять свой половой и репродуктивный выбор. Право женщины самой контролировать свою сексуальность и фертильность должно быть признано и должно получить статус основного права человека.

3. Здоровье в течение всей жизни.

Подход к здоровью женщины должен основываться на определении ВОЗ, согласно которому здоровье является состоянием физического, социального и душевного благополучия.

4. Участие во власти.

Женщины должны играть ведущую роль в формулировании политики и здравоохранения, в процессах принятия решений и при реализации программ. Это является условием для улучшения здоровья женщин.

5. Дружелюбные по отношению к женщинам службы здравоохранения.

Стратегия здравоохранения и службы здравоохранения должны уважать и защищать человеческое достоинство женщины и гарантировать право на интимность. Службы здравоохранения должны учитывать специфические потребности женщин и обеспечивать проявление чуткости и деликатности в вопросах, касающихся пола.

6. Отношения между полами.

Большие изменения в связи со здоровьем женщин приводят к изменению соотношения сил между женщинами и мужчинами. Ответственность за планирование семьи и воспитание детей должна быть распределена между женщинами и мужчинами. Приоритетные действия:
1. Снижение смертности рожениц.
2. Поощрение сексуального и репродуктивного здоровья.

3. Введение благоприятных для женщин систем возмещения и оплаты медицинских услуг.

4. Поддержка программ, нацеленных на поощрение здорового образа жизни.

5. Борьба с насилием в отношении женщин.

6. Улучшение положения женщин, работающих в службах здравоохранения.

Особый интерес представляют "Шесть политических механизмов". Среди них следующие:
1. Необходимость наличия в стране органа по проблемам здоровья женщин, который должен заниматься разработкой междисциплинарной политики и здравоохранения женщин и плана действий.

2. Необходимость создания национального форума по проблемам здравоохранения для женщин.

3. Необходимость создания надежной системы информации для междисциплинарной политики и здравоохранения женщин, которая бы включила такие области, как образование, труд, социальные службы и жилищное строительство. Это требует создания таких систем наблюдения и представления отчетов, которые бы использовали специфические, учитывающие гендерные особенности данные о социально-экономическом положении и здоровье женщин.

4. Необходимость регулярного составления всеобъемлющих отчетов о здоровье женщин и представления этих документов парламенту, средствам массовой информации и широким слоям общественности и населения.

5. Необходимость в разработанной стратегии для исследования здоровья женщин с конкретным указанием областей приоритетных разработок и с изложением планов последующих мер и действий. Исследовательский подход должен быть многодисциплинарным.

6. Необходимость представления отчетов мировому сообществу по выполнению Национального плана действий, содержащих достоверные и объективные данные о состоянии здоровья женщин, к обсуждению которых активно должны привлекаться неправительственные женские организации и другие общественные объединения.

В заключение необходимо подчеркнуть: путь изменений - тернистый и длительный. Чтобы требовать изменений в рамках демократического процесса, необходимо участие женщин во власти. А участие женщин во власти является результатом их способности объединяться. Женщины должны полноправно участвовать как в определении приоритетов национальной политики во всех сферах жизни, так и в паритетном участии в реализации намеченных программ, в том числе и здравоохранительных. Это является объективной предпосылкой для реализации права женщин на здравоохранение, а, значит, реализации прав человека. Того, который живет сейчас и будет жить в XXI веке.

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. (пятый периодический), Москва 1998 год.

"О социально-экономическом положении женщин России", Госкомстат, 1996.