N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ на тему "Предотвращение насилия в семье"

Алевтина Апарина

председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи 16 марта 1999 года

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Сегодня Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи проводит парламентские слушания, посвященные проблеме предотвращения насилия в семье. Комитет неоднократно обращался к этой проблеме.

Вы знаете, что были подготовлены проект федерального закона "Об основах социальноправовой защиты от насилия в семье" и ряд сопровождающих его законопроектов. Рабата над этими проектами была начата еще депутатами Государственной Думы прежнего созыва.

Мы благодарны всем, кто на разных этапах Принимал участие в этой нелегкой и ответственной работе.

Но, к сожалению, концепция законопроектов не была поддержана теми, от кого зависит, станет ли проект законом. Поэтому, не отказываясь от самой идеи правового регулирования названной проблемы, мы были вынуждены пересмотреть свой подход к его форме.

Вероятно, мы не будем настаивать на принятии самостоятельного закона по проблеме, но более детально будем прорабатывать законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты.

Безусловно, мы помним о том, что Россия является государством, ратифицировавшим ряд конвенций по защите прав детей и женщин.

Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предусматривают защитную роль государства в тех случаях, когда существует опасность превращения семьи в источник эксплуатации или злоупотреблений.

Принятая в 1993 году ООН "Декларация об искоренении насилия в отношении женщин" обозначила главные области проявления насилия в отношении женщин и определила практические меры борьбы с "этим социальным злом".

Генеральная Ассамблея ООН от лица международного сообщества рекомендовала правительствам всех стран осудить насилие в отношении женщин и безотлагательно приступить к его искоренению всеми надлежащими средствами, в том числе путем разработки в рамках внутреннего законодательства (уголовного, гражданского, трудового, административного и др.) санкций за совершение преступлений в отношении женщин.

ООН было предложено и модельное законодательство о насилии в семье. На IV Всемирной конференции по положению женщин ООН (Пекин) отмечалось, что насилие в семье - это нарушение прав человека и, следовательно, это явление - не "частная" проблема семьи, а вопрос, требующий решения на государственном уровне.

Как видим, международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв. Важными составляющими этой системы представляются правовое обеспечение, а также общественная защита жертв насилия и деятельность социальных служб. При этом подчеркивается, что эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения. Какова же ситуация в нашей стране?

Мы вынуждены признать, что насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, сексуальное, психологическое) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся дети, женщины, престарелые.

В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, в России нет и никогда не было официальной статистики по этим вопросам. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты.

На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят свыше 3,5 млн. лиц антиобщественного поведения, в том числе более 296 тыс., отнесенных к категории семейных дебоширов, 421 тыс. хронических алкоголиков, систематически допускающих правонарушения, 73 тыс. наркоманов, около 40 тыс. психически больных граждан, чье поведение представляет угрозу для окружающих, в первую очередь для проживающих с ними под одной крышей. По данным Главного информационного центра МВД России, только в 1998 году расследовано более 164 тыс. преступлений с бытовой мотивацией.

Известно, что в период с 1994 года по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году.

Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.

Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.

Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1998 году по сравнению с 1994 годом в 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям.

В 1998 году сотрудниками органов внутренних дел было возбуждено 1,9 тыс. уголовных дел за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Более 27 тыс. материалов было направлено для решения вопроса о лишении родительских прав, что на 8,4 тыс. больше, чем в 1994 году.

Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатах и других аналогичных учреждениях (порой, не менее "закрытых", чем семья) дети полностью зависят от любого работающего в них взрослого.

Особенно незащищенными оказываются малолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. При этом дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью и о побоях возбуждаются в порядке частного обвинения. По логике закона, ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что, безусловно, абсолютно нереально.

Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье.

Зная о фактах жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.

Что касается женщин и стариков, которые становятся жертвами насилия в семье, то они, как правило, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять мер по защите своих прав.

Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем-насильником.

Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психолого-педагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низка. Многим нуждающимся такая помощь недоступна еще и по причине ее платности. Недостаточна пока сеть самих учреждений, оказывающих необходимую помощь жертвам насилия в семье.

Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм .защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав.

При этом, надеюсь, ни у кого из присутствующих в этом зале не вызывает сомнения, что правовое обеспечение обсуждаемой проблемы является лишь одним (далеко не единственным) звеном в длинной цепи самых различных мер, необходимых для ликвидации такого позорного явления, как семейное насилие.

Из материалов, представленных Генпрокуратурой России, в частности, следует, что неисполнение в полной мере различными структурами органов исполнительной власти и должностных лиц возложенных на них обязанностей по защите прав и законных интересов детей приводит ко всем известной ситуации - "у семи нянек дитя без глазу". Вероятно, проблема была бы менее острой, если бы все органы, учреждения, должностные лица, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов женщин, детей, других членов семьи, граждан, работали добросовестно и слаженно.

В последние годы в России были сделаны определенные шаги в законодательном решении проблемы предотвращения насилия в семье и помощи его жертвам.

В Семейном кодексе, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от насилия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект "родительской власти".

Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Родители, наносящие ущерб правам и интересам ребенка, за свои противоправные действия несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Жестокое обращение со своим ребенком, применение к нему физического или психического насилия, покушение на его половую неприкосновенность, так же как и совершение родителями преступления против жизни и здоровья ребенка (побои, истязания, неоказание помощи больному ребенку, оставление его в опасности и другое), являются безусловными основаниями для лишения родителей родительских прав.

При этом в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка в семье закон допускает досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей. Такое отобрание осуществляется органами опеки и попечительства, на которые по российскому законодательству возложены функции по защите прав и интересов детей.

Семейный кодекс впервые установил, что при нарушении своих прав ребенок вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, любое учреждение социального обслуживания семьи и детей (пока в России только 2079 таких учреждений), а по достижении 14 лет - также в суд. Конечно, в жизни дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. Учитывая эту ситуацию, Закон обязывает всех, кто окружает ребенка в повседневной жизни, незамедлительно сообщаить о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в орган опеки и попечительства. Получение такого сигнала является основанием для проведения проверки и принятия конкретных мер по защите и восстановлению нарушенных прав ребенка.

На защиту ребенка от различных форм насилия направлены и нормы нового Уголовного кодекса. Им установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми.

К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Впервые в российском законодательстве установлена уголовная ответственность за торговлю детьми.

Специальная глава УК устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Основной целью Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка", разработанного в нашем Комитете, является создание правовых и социально-экономических условии для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.

Что касается женщин, других совершеннолетних членов семьи, подвергающихся жестокому обращению, то они, в отличие от детей, обладают всей полнотой прав и обязанностей. Их правовой статус существенно отличается от правового статуса несовершеннолетних. В силу этого способы правовой защиты подвергающихся насилию взрослых членов семьи в основном те же, что и способы защиты нарушенных прав других граждан.

В новом Уголовном кодексе ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан (а значит - и женщин) независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.

Кодекс установил ответственность за вовлечение в занятие проституцией не только несовершеннолетних, но и лиц старше 18 лет, если такие действия были совершены путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана.

Из краткого анализа законодательства становится ясно, что оно направлено в основном на предотвращение неблагоприятных для ребенка, женщины, другого члена семьи последствий в случаях, когда вред им уже нанесен, а также на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия. Вопросы выявления и социальной профилактики насилия в отношении подвергающихся насилию членов семьи пока еще не получили необходимого законодательного решения. Во многом на решение этих проблем направлены принятые Госдумой в первом чтении проекты федеральных законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также предложенные вашему вниманию проекты, разработанные Комитетом (они в ваших папках).

Законопроекты предусматривают внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон РСФСР "О милиции". Предлагаемые в них нормы направлены на повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения, предотвращения насилия в семье.

Хочу заметить, что при подготовке названных проектов учитывался опыт прежних рабочих групп, анализ поправок, поступивших к ранее разработанным законопроектам, предложения участников российско-американской конференции по предотвращению насилия в семье в отношении женщин, материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, других министерств и ведомств, представителей общественности, различных специалистов в этой области.

А сейчас коротко о сути вносимых изменений и дополнений.

1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации": - уточнены и расширены виды социальной помощи, оказываемые гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными (конфликтными) внутрисемейными отношениями, а также гражданам, пострадавшим от конфликтов и жестокого обращения в семье; - предусмотрено бесплатное пользование услугами социальных служб для граждан, среднедушевой доход членов семьи которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают; - в перечень типов учреждений социального обслуживания включены кризисные центры помощи женщинам, центры социальной адаптации, которые имеют важное значение для оказания необходимой помощи (консультативной, психологической, правовой и т.п.) гражданам при конфликтах в семье, а также жертвам насилия.

2. В Уголовном кодексе Российской Федерации: - в качестве дополнительного вида наказания введено лишение родительских прав, которое применяется к родителям, если преступление сопряжено со злоупотреблением родительскими правами или совершено родителем в отношении своих несовершеннолетних детей, супруга или супруги; - на условно осужденного за совершение преступления, связанного с насилием в семье, возлагается обязанность пройти курс социальной реабилитации; - ряд составов преступлений против жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан дополнен признаком, предусматривающим повышенные меры уголовной ответственности в случае, если преступление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, материальной или иной зависимости от виновного, а также если преступление совершено родителем, педагогом, иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего; в новой редакции изложена статья 156, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетним. В ней под жестоким обращением с несовершеннолетним понимается совершение в отношении него действий, носящих характер мучения или истязания, а равно систематическое унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего; введена дополнительная статья 156-прим, устанавливающая уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного, иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за детьми, обязанности по охране его жизни и здоровья, а также пренебрежение жизненно необходимыми потребностями и нуждами ребенка, в результате которых причинен вред здоровью или развитию ребенка.

3. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР: - в связи с изменениями, внесенными в ряд статей УК РФ, соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный кодекс. Их суть состоит в том, что возбуждение дел по жалобе потерпевшего об умышленном причинении легких телесных повреждений или о побоях не может быть прекращено за примирением с обвиняемым, если эти преступления были совершены в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости; - установлена обязанность прокурора возбудить уголовное дело о причинении легких телесных повреждений и о побоях, если данные деяния совершены в отношении детей их родителями или законными представителями.

4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях: - введена административная ответственность за продажу спиртных напитков лицам, не достигшим восемнадцати лет; - усилена норма статьи 163, предусматривающая административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. К административной ответственности предлагается привлекать также взрослых лиц, которые совместно с детьми употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества; вводится новая статья, предусматривающая административную ответственность за унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего, если эти действия не содержат признаков такого преступления, как жестокое обращение с детьми; - установлена административная ответственность за несообщение достоверно известных фактов жестокого обращения с детьми.

5. В Законе РСФСР "О милиции": - права органов милиции дополняются правом на задержание в жилище лица, находящегося в состоянии опьянения, если его действия представляют непосредственную угрозу личной безопасности находящихся там граждан; - расширяются основания для реализации права работников милиции на проникновение в жилище граждан, если это необходимо для предотвращения и пресечения правонарушений при конфликтах в семье. Путь законопроектов еще только начинается, поэтому мы сможем рассмотреть ваши мнения по тому, какими этим законам быть.

Надеюсь, вы выскажете также конкретные предложения в адрес Правительства Российской Федерации, различных министерств и ведомств федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, неправительственных организаций, средств массовой информации, всех тех, кто должен и может заниматься решением этой сложнейшей проблемы, от кого зависит искоренение насилия в семье. Мы постараемся учесть их при доработке проекта рекомендаций парламентских слушаний.

Благодарю за внимание.