|
![]() |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в статью 11 Закона РСФСР "О милиции" (в части предотвращения насилия в семье) Насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, сексуальное, психологическое) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся женщины, дети, престарелые родители. В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, алкоголизм, хулиганство), предшествуют длительные семейные конфликты. По данным МВД России, в период с 1994 по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссоры и других бытовых причин, возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в 1996 году. Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя. Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми, предусмотренное статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации, на практике применяется крайне редко из-за сложности установления в гражданском процессе истинных причин происхождения травмы у ребенка. Лишение же родительских прав в качестве дополнительной меры наказания в отношении родителей, совершивших преступление против своих детей, в Уголовном кодексе Российской Федерации не предусмотрено. Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатах и других аналогичных учреждениях дети полностью зависят от любого взрослого, а не только должностного лица. Однако, несмотря на установление в новом Уголовном кодексе уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, вопросы квалификации действий родителей, учителей, воспитателей и других лиц, допускающих такое обращение с детьми, противоречиво решаются в следственной и судебной практике ввиду нечеткости формулировки статьи 156 УК РФ. Особенно незащищенными оказываются малолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. Более того, дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) и о побоях (статья 116 УК РФ) возбуждаются в порядке частного обвинения (статья 27 УПК РСФСР). По логике закона ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что абсолютно нереально. Многим трагедиям способствует также отсутствие должного контроля, крайне небрежное, недобросовестное отношение родителей, работников детских учреждений к охране жизни и здоровья детей. Такая беспечность приводит к серьезным заболеваниям детей, различным травмам, к попыткам самоубийства и самоубийству детей. Родители и другие лица, доведшие детей до такого состояния, никакой ответственности не несут. В крайнем случае, родителей лишают родительских прав, что для деморализованных родителей не является наказанием. Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье. Немалая часть воспитателей и родителей относится к этому явлению как к вполне допустимому, оправдывая применение антипедагогических мер воздействия спецификой воспитанников или особенностями ребенка. Факты жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях зачастую скрываются. Зная о таких фактах, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы. Многие женщины и старики, которые стали жертвами насилия в семье, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять меры по защите своих прав. Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем-насильником. Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психологопедагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низка. Нет достаточного количества специализированных социальных учреждений, оказывающих необходимую социальную помощь жертвам насилия в семье. Многим гражданам такая помощь вообще недоступна из-за ее платности. Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав. На повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения и направлены подготовленные проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон РСФСР "О милиции". 1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации": 2. В Уголовном кодексе Российской Федерации: 3. В Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР: 4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях: 5. В Законе РСФСР "О милиции": Предлагаемые дополнения и изменения не потребуют привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, а также внесения изменений, дополнений или отмены нормативных правовых актов.
|