N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

ОльгаСамарина

зам. руководителя Департамента по делам семьи, женщин, детей Министерства труда и социального развития РФ

Прежде всего, позвольте выразить благодарность организаторам парламентских слушаний, комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи за возможность обсуждения такой сложной и неоднозначной проблемы, какой является проблема предотвращения насилия в семье.

Причины возникновения семейного насилия различны. Это и трудности адаптации личности к социально-экономическим преобразованиям, происходящим в последние годы, и асоциальное поведение, связанное с алкоголизмом и наркоманией, и простая распущенность.

Сегодня, обсуждая проблему предотвращения насилия в семье, мы не должны забывать, что это проблема государственная. Приняв международные правозащитные соглашения, Россия взяла на себя обязательства по защите граждан от насилия, совершаемого как официальными, так и частными лицами и организациями. По Международному пакту о гражданских и политических правах наше государство должно обеспечить право на жизнь и безопасность для всех лиц, находящихся на его территории, не различая их по каким-либо признакам, в том числе по признаку пола или возраста.

Признание Правительством Российской Федерации наличия проблемы насилия, в том числе и семейного, подтверждается тем, что эта проблема обозначена в качестве одной из пяти приоритетных, вызывающих особое беспокойство, в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и тем, что она конкретизирована в Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Однако вся сложность разрешения этой проблемы состоит в том, что семейное насилие - скрытое явление, в значительной степени носящее латентный характер.

К сожалению, официальная российская статистика не дает возможности объективно оценить масштабность данного явления. Как правило, жертвы не хотят сообщать, что они подверглись насилию. Зачастую их останавливают страх, чувство стыда или чувство преданности семье. Жертвы семейного насилия не всегда обращаются в правоохранительные органы даже тогда, когда насилие носит физический характер. А в случае систематического психологического насилия у жертвы даже не возникает мысли о возможности привлечения к предупреждению конфликта представителей власти. Есть здесь и вина правоохранительных органов, не всегда должным образом реагирующих на обращения граждан по поводу семейного насилия. В результате оно фиксируется только тогда, когда совершается преступление, то есть тогда, когда надо работать с последствиями данного явления.

Для предотвращения насилия надо вести работу не тогда, когда сам факт насилия состоялся, а значительно раньше.

Однако, к сожалению, как в массовом сознании, так и в официальных документах утвердилась упрощенная точка зрения, согласно которой насилие в семье сводится только к физическому насилию. Но это далеко не так.

Кроме физического воздействия в семье нередко отмечаются и другие формы насилия над личностью: сексуальное, насилие в виде принуждения к потреблению алкоголя или наркотических средств, экономическое и морально-психологическое насилие, угроза применения физического насилия. Эти формы насилия никак сегодня не фиксируются, законодательно не регламентируются.

Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо становятся жертвами насилия, либо сами подвергают насилию своих близких. Рост беспризорности и безнадзорности тоже порождает насилие. Причем процесс может развиваться и выходить из-под контроля. Если ребенок наблюдает моральное насилие в семье родителей, то где гарантия, что в своей семье впоследствии он не применит физическое насилие?

Сегодня жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из 2079 государственных центров социального обслуживания семьи и детей, при которых есть либо соответствующие отделения, либо "телефоны доверия". В последние годы получило развитие еще одно направление - создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кризисных центров помощи женщинам.

К началу 1998 года действовали кризисные центры помощи женщинам в СанктПетербурге, Астраханской, Тюменской, Волгоградской, Оренбургской областях и Республике Саха. В этих центрах в 1997 году получили помощь почти 2 тыс. женщин и более 1,5 тыс.

семей.

Необходимость создания кризисных центров для женщин обусловлена возрастанием числа женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помочь которым невозможно без вмешательства квалифицированных специалистов. Это случаи изнасилования, насилие в семье, рождение ребенка малолетними матерями и прочие. Зачастую требуется помещать таких женщин в стационары, где им может быть оказана социально-психологическая помощь.

Только шесть таких кризисных центров входят в структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но наряду с ними существует система негосударственных учреждений, занимающихся решением данной задачи в тесном взаимодействии с государственными органами. По сути, именно в оказании помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, подвергшимся насилию в семье, в полной мере проявляется социальное партнерство государства и некоммерческого сектора. То, что сегодня не под силу государству, берет на себя общественность, работая в тесном контакте с соответствующими подразделениями органов власти.

Сегодня мы, как никогда, понимаем, что качественная социальная работа должна основываться на тесном взаимодействии всех ветвей власти, так или иначе занимающихся решением социальных проблем населения, особенно решением проблемы предотвращения семейного насилия. В связи с этим для нас представляют существенный практический интерес технологии взаимодействия органов социальной защиты, внутренних дел, учреждений здравоохранения, образования, то есть всех тех структур, которые в силу своей компетенции работают с жертвами семейного насилия.

И еще один аспект интересующей нас проблемы, на котором нельзя не остановиться.

Насилие в семье имеет место практически во всех странах независимо от уровня их развития и качества жизни. Что же надо сделать для предотвращения самого факта семейного насилия? По всей видимости, надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попрание прав, в том числе и в семье (а сегодня, может быть, в основном в семье), недопустимо и осуждается обществом.

И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нам нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нам нужны публикации, не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нам нужны новаторские подходы в вопросах предупреждения или, как минимум, сдерживания насилия в семье.

Семейное насилие - явление недопустимое в цивилизованном обществе. Совершение насилия попирает права человека: право на здоровье, на свободу выбора, наконец, право на жизнь. И особенно страшно, когда насилие совершается над тем, кто слабее, кто не всегда способен постоять за себя, - над женщинами и детьми.