N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

О РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН"

Галина Карелова

заместитель министра Министерства труда и социального развития РФ, председатель оргкомитета конференции 28-30 октября 1998 года в г. Москве состоялась российско-американская конференция "Предотвращение насилия в семье в отношении женщин".

Идея проведения конференции возникла в ходе визита супруги Президента США Хиллари Родэм Клинтон в г. Екатеринбург. Дальнейшее развитие это предложение получило во время официального визита госпожи Клинтон в Москве в сентябре 1998 г.

Основная задача конференции - повышение информированности общественности о проблемах насилия в отношении женщин в семье и обмен опытом работы по его предотвращению.

В работе конференции приняли участие более 200 человек. От российской стороны в работе конференции участвовали представители 32 субъектов Российской Федерации, в том числе представители федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Аппарата Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, неправительственных общественных объединений, науки, средств массовой информации. От американской стороны - представители Посольства Соединенных штатов Америки в Российской Федерации, федеральных и исполнительных органов США, общественной организации КОННЕКТ США-Россия.

Пленарное заседание конференции открыла Г.Н. Карелова - заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, председатель Организационного комитета по подготовке и проведению конференции.

Участникам конференции- было зачитано приветствие от супруги Президента США Хиллари Родам Клинтон и супруги Президента Российской Федерации Наины Иосифовны Ельциной.

В докладе Организационного комитета по подготовке и проведению конференции были освещены существующее положение и проблемы возникновения насилия в семье, а также меры по предотвращению насилия в отношении российских женщин.

Проблемы и меры по предотвращению насилия в семье в отношении американских женщин были подробно освещены в докладе Посла США в России Джеймса Коллинза.

С большим интересом были заслушаны доклады Решетовой Н.Ю. - заместителя начальника Управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Стуколовой Т.И. - заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации, Лебедева М.А. - заместителя начальника Управления по международному сотрудничеству и правам человека МИД России, Бонни Кэмпбела - Директора отдела, отвечающего за проблемы насилия в отношении женщин США, Кузнецовой И.М. - советника аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, Борщева В.В. - заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Силласте Г.Г. - президента международной ассоциации "Женщины и развитие", Сьюзен Хартман - директора общественной организации КОННЕКТ США-Россия, Натхо Р.Х. - Министра труда и социальной защиты Республики Адыгея, Трубникова В.М. - Министра внутренних дел Республики Хакасии, Божедоновой А.Н. - председателя Комитета по делам семьи и детства Республики Саха (Якутия), Бережной Н.А. - председателя исполкома ассоциации "Равенство и мир" и др.

Практический интерес представляли выступления специалистов, оказывающих непосредственную комплексную помощь жертвам насилия в действующих Кризисных центрах помощи женщинам. Среди них следует отметить Писклакову М.П. - директора регионального общественного объединения "АННА", Ермакову Л.М. - руководителя кризисного центра "Екатерина" (г. Екатеринбург), Вахмянину Т.А. - координатора программы "Насилие против женщин" при региональной администрации Нижегородской области, Черненькую И.А. - директора центра для переживших сексуальное насилие "Сестры", Халдееву И.И. - руководителя Саратовского регионального общественного фонда "Кризисный центр".

В своих выступлениях российские и американские специалисты рассказали об основных причинах семейных конфликтных ситуаций, поделились накопленным опытом работы по профилактике возникновения насилия в семье, а также по оказанию конкретной помощи жертвам насилия.

В ходе обсуждения путей предотвращения насилия в семье было отмечено возрастающее внимание к этой проблеме как со стороны Совета Европы, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, так и со стороны Правительств Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.

В то же время, несмотря на проделанную Правительством Российской Федерации работу по выполнению принятых обязательств в связи с ратификацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, проблема насилия в отношении женщин продолжает вызывать особое беспокойство и требует безотлагательного решения. Участники конференции в своих выступлениях неоднократно подчеркивали, что реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только через реализацию социального партнерства государственных органов и общественных объединений, организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категорическое осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие специализированных учреждений помощи жертвам насилия.

29 октября 1998 года участники конференции продолжили свою работу в трех секциях: правовое обеспечение решения проблем предотвращения насилия против женщин в семье, организацию работы кризисного центра помощи женщинам и взаимодействие различных учреждений по профилактике и предотвращению насилия против женщин в семье.

В ходе работы секций продолжался поиск рациональных путей решения проблемы предотвращения насилия в семье в отношении женщин.

30 октября 1998 года участники конференции обсудили результаты работы секций. В ходе обсуждения были выработаны конкретные рекомендации в адрес законодательной и исполнительной власти, неправительственных организаций, средств массовой информации, направленные на принятие действенных мер и консолидацию усилий в решении проблем по предотвращению насилия в семье. Резолюция участников российско-американской конференции "Предотвращение насилия в семье в отношении женщин" прилагается.

РЕЗОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН" Мы, участники российско-американской конференции "Предотвращение насилия в семье в отношении женщин", обсудив стратегии и направления работы по профилактике семейного насилия и оказанию эффективной помощи женщинам, подвергшимся насилию в семье, ОТМЕЧАЕМ, что: насилие в отношении личности - явление недопустимое в цивилизованном обществе, особенно когда оно совершается в отношении наименее защищенных и зависимых членов семьи - женщин, детей, престарелых, насилию в семье не существует оправдания ни культовыми, ни психологическими, ни социальными, ни расовыми, ни религиозными и др. основаниями, возрастает внимание к проблеме предотвращения насилия в семье со стороны Совета Европы, ООН и ее специализированных учреждений, Правительство Российской Федерации признает проблему насилия в отношении женщин, в том числе семейного, одной из приоритетных областей, вызывающих особое беспокойство в России, решение проблемы насилия в семье - задача как государственных органов власти, так и широкой общественности, накоплен определенный международный опыт работы по профилактике и предотвращению насилия в семье, который требует обобщения и распространения, реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только на основе социального партнерства государственных органов и общественных объединений через организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категорическое осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие специализированных учреждений помощи жертвам насилия, действующее законодательство не позволяет в полной мере пресекать случаи домашнего насилия, в средствах массовой информации недостаточно внимания уделяется проблемам насилия в семье.

ОБРАЩАЕМСЯ К ПАЛАТАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ совершенствовать и развивать действующее законодательство в части создания правовой основы предотвращения насилия в семье, обеспечить реализацию Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в части выполнения положений раздела "Предотвращение насилия и личная безопасность", ускорить разработку новой редакции закона "О предотвращении насилия в семье", обеспечить широкое участие женских неправительственных объединений в обсуждении проектов законодательных и нормативных актов по проблемам насилия в семье.

К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обеспечить действенный контроль за безусловным и неукоснительным выполнением законодательства в части применимой к защите прав и свобод человека в ситуации насилия в семье, ввести в практику работы проведение мониторинга по проблемам насилия в семье в отношении женщин и детей, организовать статистический учет случаев насилия в семье, оказывать поддержку неправительственным организациям в работе по предотвращению насилия в семье, в том числе в создании и организации работы Кризисных центров помощи женщинам, систематически заслушивать на заседаниях Комиссий по вопросам улучшения положения женщин федерального и регионального уровней проблемы профилактики и предотвращения насилия в семье в отношении женщин, организовать систему подготовки кадров для работы по профилактике насилия в семье и оказанию помощи жертвам домашнего насилия, разработать программы образовательных курсов по проблемам профилактики и предотвращения насилия в семье, используя опыт общественных объединений и некоммерческих организаций 'в решении этих проблем, разработать совместно с неправительственными организациями образовательные программы по проблемам насилия в семье в отношении женщин и детей, ввести в практику работы пресс-центров регулярное представление средствам массовой информации пресс-релизов по проблемам насилия в семье.

К ЖЕНСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ И НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ принимать активное участие в обсуждении проектов законодательных и нормативных актов по проблемам насилия в семье, шире развивать социальное партнерство с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов предотвращения насилия в семье, обобщать и распространять имеющийся опыт работы в части организации и создания Кризисных центров помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ активизировать работу по формированию у населения неприятия любых форм насилия над личностью, широко освещать международный опыт решения проблем предотвращения насилия в семье в отношении женщин и детей, обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации работы, проводимой в субъектах Российской Федерации, по профилактике и предотвращению насилия в семье, пропагандировать опыт работы государственных и неправительственных Кризисных центров помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Постановление Минтруда РФ от:10 июля 1997 г.

"Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам" Министерство труда и социального.,: развития, Российской федерации постановляет: Утвердить Примерное положение о Кризисном. центре помощи женщинам согласно приложению.

Первый заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации Ю . Люблин Приложение к Постановлению Минтруда РФ от. 10 июля 1997 г. N 40 Примерное положение о Кризисном центре помощи женщинам I. Общие положения. II. Цель, задачи и основные направления деятельности Центра.

III. Структурные подразделения Центра.

Приложение. Примерное штатное расписание Центра (при функционировании по всем направлениям работы).

I Общие положения I.1. Кризисный центр помощи женщинам (далее - Центр) является учреждением государственной: (муниципальной) системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.

I.2. Центр создается, реорганизуется и .";ликвидируется. местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения.

I.3. Свою деятельность Центр осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными нормативами правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также Примерным положением о Кризисном центре помощи женщинам (далее - Положение). I.4. Центр организуется -и: :--содержится-: за :,:::счет: , -средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также за счет доходов от хозяйственной или иной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

I.5. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории и оказывают им организационно-методическую и практическую помощь.

I.6. Для размещения Центра в .установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми необходимыми видами коммуникаций (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон и пр.), отвечать санитарногигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

I.7. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, бланк cо своим наименованием, - открывает счета в банках (включая валютные), в том числе внебюджетный счет для поступления средств от предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

I.8. Штатное расписание Центра утверждается директором Центра в пределах установленного фонда оплаты труда (Примерное штатное расписание - приложение к настоящему Положению).

I.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются общим собранием (конференцией) его работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром, - директором Центра.

I.10. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями социальной защиты населения, взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях.

I.11.При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.

I.12.Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник Центра в рамках действующего законодательства.

II. Цель, задачи и основные направления деятельности Центра II.1. Целью создания Центра является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

II.2. Основными задачами Центра являются: создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.

II.3. Деятельность Центра направлена на: выявление совместно с государственными органами и:: общественными объединениями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних. дел, по делам молодели, занятости,. миграции, комитетами Общества Красного Креста, ассоциациями многодетных, неполных семей, обществами инвалидов и . другими) женщин, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи; предоставление клиентам Центра необходимых социальных услуг разового или постоянного характера; поддержку женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций; социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта; повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; рекламно-пропагандистскую работу (распространение информации о задачах и перечень услуг, оказываемых Центром, пропаганда в местных средствах массовой информации деятельности Центра).

II.4. Центр оказывает социальные услуги следующим категориям женщин: подвергшимся психофизическому насилию; потерявшим родных и близких (вдовы); имеющим детей-инвалидов; женщинам-инвалидам; одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; несовершеннолетним матерям; беременным женщинам, в том числе несовершеннолетним и одиноким; женщинам из неполных семей; находящимся в предразводной и послеразводной ситуации; находящимся в конфликте с семьей; находящимся в отпуске по уходу за ребенком; самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов; женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми.

II.5. Центр может оказывать :социальные услуги женщинам, как обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости,: миграции и других служб. II.6. Социальные услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно. По решению руководства Центра и местной администрации отдельные виды социальных услуг могут представляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление этих социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.

III Структурные подразделения Центра III.1. Центр может иметь следующие подразделения: Отделение дневного пребывания; Стационарное отделение.

III.2. Отделение дневного пребывания предназначается для: - диагностики состояния женщин; - разработки мероприятий по реабилитации женщин и координации их выполнения; - оказания экстренной психологической помощи по "телефону доверия"; - организации поэтапного выполнения мероприятий по реабилитации женщин; - оказания женщинам медико-социальной, психолого-педагогической, юридической, бытовой помощи; - проведения досуговых мероприятий (в т.ч. с целью профилактики); - индивидуальной работы с клиентами по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка; - консультирования по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное, развитие и др.) - содействия в направлении в специализированные учреждения лиц, требующих лечения в специализированных учреждениях opганов здравоохранения.

Отделение работает в течение рабочей недели в дневное и вечернее время.

III.3. Стационарное отделение создается для пребывания в нем женщин и обеспечивает бытовые, психологические и прочие условия их жизнедеятельности на срок не более двух месяцев.

Основными направлениями деятельности отделения являются: - обеспечение доступной, своевременной и эффективной помощи женщинам, нуждающимся во временном приюте; - оказание квалифицированного и равностороннего (психологического, педагогического, медицинского, юридического и др.) консультирования в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности; - проведение индивидуальных диагностических бесед в целях выявления актуальных проблем и степени психологического стресса, помощь в их разрешении, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации; - предоставление бесплатного питания; - содействие и принятие юридического решения об изменении или создании иной среды жизнедеятельности; - привлечение к сотрудничеству организаций, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку.

Оказание помощи женщинам осуществляется в любое время суток, независимо от места жительства любая женщина в Центре может получить первичную консультацию специалистов.

В ряде конкретных случаев женщины могут проходить курс реабилитации (независимо от места жительства) в отделении дневного пребывания и в стационарном отделении.

Срок пребывания в Центре зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей обратившихся за помощью, но не более двух месяцев.

Основой жизнедеятельности женщин, проживающих в Центре, являются: взаимопомощь, самообслуживание, соблюдение общечеловеческих нравственных норм общежития.

Права и обязанности проживающих в отделении регламентируется документами, утвержденными директором Центра.

Приложение к Примерному по положению о Кризисном центре помощи женщинам Примерное штатное расписание Центра (при фиксировании по всем направлениям работы)



N Наименование должности Количество штатных единиц 
1. Директор Центра 1.0
2. Заместитель директора 2.0
3. Главный бухгалтер 1.0
4. Бухгалтер 1.0
5. Заведующий хозяйством 1.0
6. Секретарь-машинистка 1.0
7. Инспектор по кадрам (делопроизводитель) 1.0
8. Кладовщик 0.5
9. Кастелянша 0.5
10. Повар 3.0
11. Рабочий по кухне 2.0
12. Уборщик по кухне 1.0
13. Рабочий по стирке и ремонту спецодежды 1.0
14. Гардеробщик 1.0
15. Водитель грузового автомобиля 1.0
16. Водитель легкового автомобиля 2.0
17. Сторож-вахтер 3.0
18. Слесарь-электрик 0.5
19. Слесарь-сантехниr 0.5
20. Уборщик служебных помещений 2.0
 2. Отделение дневного пребывания
1. Заведующий отделением 1.0
2. Специалист по социальной работе 2.0
3. Юрисконсульт 1.0
4. Психолог 3.0
5. Психотерапевт 1.0
6. Невропатолог 0.5
7. Психоневролог 0.5
8. Врач-нарколог 0.5
9. Врач-сексопатолог 1.0
10. Социальный педагог 1.0
11. Социолог 1.0
12. Инструктор по труду 0.5
13. Трудотерапевт 0.5
14. Педагог-трудотерапевт от 3 и более,
по возрождению народных промыслов в зависимости от
спроса и предложения
15. Парикмахер 0.5
16. Косметолог 0.5
17. Психолог-психотерапевт "телефона доверия" 4.0
18. Культорганизатор 0.5
19. Терапевт 1.0
 3. Стационарное отделение
1. Заведующий отделением 1.0
2. Специалист по социальной работе 2.0
3. Медицинская сестра 2.0
4. Сестра-хозяйка 1.0
5. Медицинская сестра-хозяйка 1.0 1.0