N8
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

Мы не "Лебедь, Рак и Щука",

или О взаимодействии правоохранительных органов и населения (женщин) по предотвращению насилия в семье и профилактике правонарушений среди детей и подростков

Зоя Молокова

кандидат технических наук,

президент Центра "Современная женщина"

Семинар на заданную тему провел в мае 1999 года Центр "Современной женщины" ( руководитель к.т.н. Молокова З.Э.) на базе Академии народного хозяйства при правительстве РФ при финансовой поддержке Американской ассоциации юристов (ABA CEELI). В семинаре приняли участие сотрудники правоохранительных органов Западного округа Москвы, жители, сотрудники АНХ при правительстве РФ, представители общественных организаций.

Цель этой встречи состояла в выработке механизма взаимодействия органов власти и общественно активных жителей ЗАО г. Москвы и общественных организаций в решении ряда социальных проблем: профилактике домашнего насилия, правонарушений в семье и среди подростков.

В июне 1999 года московской государственной думой принят в первом чтении законопроект "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", внесенный депутатом Осокиной И.Л. Указанный законопроект определяет основные принципы и формы взаимодействия органов Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные с реализацией целевых социальных программ города Москвы, района Москвы, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности.

В ходе работы семинара были сформированы группы из представителей правоохранительных органов и жителей Западного округа. В группах были определены основные проблемы, которые существуют в округе по правонарушениям, а также обсуждались пути действий для предотвращения случаев насилия в семье.

По коллективному мнению групп, обсуждаемые проблемы должны решаться на разных уровнях принятия решений (федеральном, городском и местном). Наиболее существенными проблемами были названы: проблемы домашнего насилия,

&N168; токсикомания, алкоголизм и наркомания,

&N168; проблемы профессионального обучения взрослого населения и обучения в школах,

&N168; Безработица среди подростков и взрослых,

&N168; Отсутствие информации и системы своевременного выявления неблагополучных семей и несовершеннолетних правонарушителей,

&N168; Недостаточное финансирование программ по предупреждению правонарушений,

&N168; Недоступность и недостаточность спортивных секций и досуговых клубов для молодежи,

&N168; Правовая безграмотность населения.

Предложения, которые, по мнению группы, должны решаться на федеральном уровне:

&N183; Совершенствование законодательной базы и исполнение законов &N45; внести дополнения и изменения к действующему законодательству о совершенствовании деятельности ОВД при Префектурах города.

&N9;Помимо коллективного мнения, были заслушаны мнения отдельных участников семинара. Нам кажется, что эти мнения, отражающие законодательную практику, заслуживают специального рассмотрения. Примечательно мнение ст. инспектора. отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних УВД ЗАО г. Москвы Терентьевой Н.И относительно законодательства и конкретной практики.

Например, аспект ответственности родителей перед своими детьми. Так, статья 156 Уголовного кодекса РФ "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" не работает, реализовать эту статью непросто. Материалы, предварительно готовящиеся по статье 156 УК РФ, на стадии передачи в прокуратуру и оформления в суд , переквалифицируются на другие статьи, например, ст. 115 "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", или ст. 116 "Побои". Непосредственно статья 156 УК РФ по фактам насилия, жестокого обращения к детям в практике не проходит. Было бы хорошо, с помощью населения, школы и общественных организаций разработать механизм взаимодействия при оформлении дел по защите прав детей. Население, обладая дополнительной информацией, передает ее правоохранительным органам.

Ст. инспектор привела много фактов действительных нарушений прав несовершеннолетних. Несовершеннолетние дети беспомощны, боятся прийти в милицию и пожаловаться на жестокое отношение к ним родителей. Были случаи, когда в прокуратуре не поддержали инициативу инспекции по делам несовершеннолетних в отношении неблагополучной мамы, о привлечении ее к ответственности. А ребенку было всего 7 лет. Куда этот ребенок может обратиться? И если жители, педагоги не выявят факт жестокого обращения в отношении детей, не обратятся в правоохранительные органы, то в соответствующих органах могут просто об этом не знать. Значит, во - первых это информационное обеспечение, а во-вторых - участие в процессе прохождения материалов на стадии работы прокуратуры и суда.

Белан А. И. , участковый ОВД "Раменки", считает, что необходимо обратиться к решению проблемы принудительного лечения наркоманов и алкоголиков. Население, соседи не участвуют в судьбе таких людей. Их в основном волнует личное спокойствие и безопасность. Материальное наказание, штрафы алкоголика или наркомана - это удар по бюджету семьи, т.е. это опять действия против несовершеннолетних детей и жены. Попытки взаимодействия с населением не приводят, как правило, к какому-нибудь результату. Родители подростков, которые потенциально могут стать наркоманами или нарушителями, не спешат обращаться за консультацией и помощью в милицию.

Жительница ЗАО г. Москвы Краюхина Н.В., считает ,что проблемы многодетных матерей и семей кроются в трудной экономической ситуации: многие лишились работы, у кого - то родился ребенок, и потом женщина не смогла найти работу. Женщины активны, они хотели бы переквалифицироваться для получения хорошей и достойной зарплаты. Но многие вынуждены сейчас в своем районе, например "Ново- Переделкино," оставаться дома из - за сложной обстановки - употребления детьми наркотиков. "Если уйти на работу, вечером вернешься неизвестно к чему - к "разбитому корыту". Поэтому многие женщины хотели бы заняться домашним бизнесом либо работать близко от дома и одновременно оказывать посильную помощь властным структурам, правоохранительным органам для изменения обстановки к лучшему.

Причины детских и подростковых правонарушений и заболеваний в большей степени кроются в экономической ситуации. И мы хотим обратить внимание на эту проблему органов власти и общественности, выработать совместную схему работы, обращения. Взрослые и дети нуждаются в помощи - создании кризисного центра, в решении проблем переквалификации и образовании, укреплении здоровья. В любой момент взрослый человек может оказаться на больничной койке, и дети будут брошены, и никому не будет интересно, что происходит с этими детьми. А затем, они могут попасть в среду наркоманов и правонарушителей. Мы хотим своих детей уберечь от беды. Лишаясь работы, мы лишаем будущего своих детей. Нужно помочь тем, кто хочет выбраться из этой ситуации, - женщинам, мужчинам и детям. Трудно говорить, потому что уже многие пытались изменить ситуацию в семье, но в то же время, даже найдя работу, боятся просто оставить ребенка дома одного, во дворе.

Участники семинара не только обсуждали наболевшие проблемы, но и прослушали лекции старшего научного сотрудника Государственного исторического музея России А.К. Аверьяновой "Исторический опыт женского движения в России. Исторические личности и их влияние на стабилизацию в обществе" и кандидата психологических наук О.Ф. Потемкиной "Психологические аспекты правоохранительной работы".

Обработка результатов опроса участников семинара выявила важность участия женских общественных организаций в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и проведение профилактики в неблагополучных семьях ( 28% ).

Все материалы семинара обобщены и представлены в префектуру ЗАО г. Москвы для дальнейшего рассмотрения и принятия решения. Кто знает, может, это позволит в дальнейшем создать в Западном округе кризисный центр для женщин и детей, наладить связь с населением по профилактике правонарушений, создать условия для профессиональной адаптации женщин из социально не защищенных семей, создать условия для продолжения учебы особо одаренных детей небогатых родителей( стипендия префектуры или префекта для продолжения учебы в престижных высших учебных заведениях).

Мы рады, что наша инициатива собрать вместе представителей разных структур - правоохранительных органов, населения и общественности удалась, был интересный и полезный обмен мнениями, думаю, будет и продолжение.

Мы не "лебедь, рак и щука"!