#1 (10)
2000 г.
Архив журналов | Содержание _

 

Использование международного права в продвижении женщин в ходе выборов

Светлана Поленина

профессор, доктор юридических наук,

председатель Комиссии по правам женщин

Международного Союза юристов

Постараюсь свою беседу свести к максимально практическим вещам. Первое. Мы, женщины, должны понимать, что выборы по партийным спискам, по сути, мы уже проиграли. Мы их проиграли еще на этапе формирования избирательных блоков, на этапе разработки программ. Перед нами сейчас стоит задача, во-первых, постараться помочь женщинам, которые будут выдвигаться по одномандатным округам; и во-вторых, как-то поддержать те партии и тех людей, которые находятся в списках партий и блоков, более или менее отражающих интересы женщин. Но я хотела бы, чтобы вы поняли одну вещь: для женщин, и об этом говорит опыт всего мира, выгоднее пропорциональная избирательная система. Полгода тому назад у нас в прессе возникла эта проблема, и наш президент, ориентированный только на то, чтобы сохранить свою власть, а не отразить интересы всего населения, сказал, что нам надо переходить исключительно на одномандатную систему выборов. Мировая практика показывает: при такой системе выборов в первую очередь работают деньги. И в тех странах, где женщины добились более или менее крупного представительства в органах власти, это достигалось через партии и в первую очередь через левые партии. Я подчеркиваю этот факт, и хотя сейчас несколько поздно, поезд ушел, но в то же самое время нам надо уже сейчас воспитывать и сами наши левые партии. Надо говорить партийным лидерам о том, что, если вы считаете себя левыми, будьте добры, и ведите себя соответствующим образом, то есть выдвигайте и внутри партий, и в парламент женщин.

Но есть еще вторая проблема, и я хотела бы, чтобы вы поняли, что этот вопрос тоже надо в дальнейшем лоббировать. Мы, идя по системе, существующей во многих странах, в том числе в Англии, отказались от так называемого императивного мандата. Это значит, что выдвинуть-то и выбрать кандидатов в депутаты можно, а отозвать их практически потом невозможно. И нам надо помнить, что есть законы, которые нам надо лоббировать в наших интересах, в частности добиваться, чтобы был установлен порядок отзыва депутатов.

Сейчас практическая задача состоит в том, чтобы помогать агитировать за женщин, которые будут баллотироваться, в первую очередь, в одномандатных округах. И меня попросили, чтобы я вам сказала, как можно при этом использовать нормы международного права. Но прежде чем говорить об этом, я хочу продолжить одну мысль, о которой вам говорила Надежда Александровна Шведова. Речь идет о том, что иерархия интересов у мужчин и женщин разная. Проводилось очень много социологических исследований, смысл которых состоял в том, чтобы выявить, какая иерархия интересов у мужчин и женщин. Результаты этих исследований, по сути, везде идентичны. У мужчин иерархия интересов примерно такая: в первую очередь - бизнес, торговля, финансы, и кончается шкала интересов национальной безопасностью. А у женщин иерархия интересов идет в другой последовательности: начинается с социальной защиты населения (даже не с детей!), потом идут здравоохранение, дети, экология и кончается миром во всем мире. Когда вы будете объяснять людям, почему, собственно, надо выбирать женщин, вы и говорите: у мужчин интересы идут в такой последовательности, а у женщин - в другой. Сказать, что лучше, невозможно, но для того, чтобы были учтены интересы всего населения, нужно, чтобы среди принимающих решения депутатов были и те и другие. Это понятно и чисто тактически убедительнее.

Но я должна предупредить вас вот о чем. Будьте в одном вопросе, пожалуйста, осторожны. Надежда Александровна сказала вам о том, что, дескать, женщины всегда идут впереди, выдвигая какие-то идеи. Вам могут возразить, особенно в России. Дело в том, что в России есть один биолог, его фамилия Геворкян, который развил биологическую теорию полов, (начиная от пчел и кончая человеком), постарался показать, что женские особи всегда традиционны, они сохраняют, а не развивают связи, а вот мужские особи обычно несут прогресс - хороший ли, плохой ли, но несут изменения. Вы на это говорите, что еще неизвестно, хорошо ли и для человека то, что хорошо для пчелок, это раз, а кроме того, вопрос состоит еще и в том, какие изменения нам нужны сейчас? Для России важно, чтобы были и изменения, и разумный консерватизм.

Теперь я перехожу к международному праву. Вы, конечно, понимаете, что теперь вам нужно опираться уже не только на статью 19 Конституции РФ, а и на статью 15 Конституции. Прочитайте ее, пожалуйста, очень внимательно. В ней важны две части: часть первая и часть четвертая особенно. В ней говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ входят в правовую систему России, т.е. их можно и нужно применять. Речь идет о международных договорах (конвенциях), которые нашей страной ратифицированы, но ратифицированы они моли быть еще Советским Союзом, а Россия в этом смысле правопреемница Советского Союза. Последняя часть ст.15 Конституции РФ также говорит о том, что если закон национальный противоречит международному договору, то нужно руководствоваться международным договором. И вот я сейчас, исходя из той самой иерархии ценностей, о которой мы говорим, кратко постараюсь пройтись с вами по международным документам и показать, на какого вида международные договоры вам надо опираться, доказывая важность наличия женщин среди депутатов.

Прежде всего, для мужчин, как уже говорилось, важна национальная безопасность, а для женщин - мир во всем мире. И, конечно, в первую очередь это вопросы войны и мира. Вы сами понимаете: и косовская проблема, и то, что сейчас происходит в Чечне и Дагестане, -- все это вы должны брать в виде примера и должны говорить: женщины стараются по мере сил и возможностей не допустить войны, может быть, это и удалось бы, если бы у нас были женщины-генералы. Не так, как в МВД. Я очень рада, что там правовым управлением заведует женщина-генерал, это хорошо и приятно. Но я думаю, что и многими другими управлениями в МВД могли бы заведовать женщины.

Теперь второе понятие - международное гуманитарное право. В чем смысл Женевских конвенций? Дело в том, что сразу после войны, после всех ужасов войны в Женеве в 1949 году состоялась дипломатическая конференция, на которой были приняты четыре конвенции: об улучшении участи раненых; об улучшении участи военных лиц, пострадавших при кораблекрушении; об обращении с военнослужащими и о защите гражданского населения во время войны. Эти Конвенции ратифицированы Советским Союзом, они и сейчас применяются, и вам надо это знать. И когда говорят о всяких ужасах, происходящих на войне, вам надо все время апеллировать к этим документам.

Но помимо четырех Женевских конвенций есть еще два документа, относящихся к международному гуманитарному праву. 8 июня 1977 года к этим Женевским конвенциям были приняты два так называемых Дополнительных протокола, которые конкретизировали, как же надо эти конвенции применять. Причем один из них касается международных вооруженных конфликтов, а второй - конфликтов немеждународного характера, т.е. именно то, что сейчас происходит в Чечне, Дагестане. Почему были приняты такие дополнительные протоколы? Потому что за это время число конфликтов внутригосударственных во всем мире резко возросло. И это очень важно помнить. Кстати, имейте в виду одну вещь: когда Советский Союз ратифицировал эти дополнительные протоколы, в указе о ратификации было сказано: " распространить в вооруженных силах эти документы и проводить их изучение" .

Третий момент, очень важный. Это международные документы против рабства, жестокости и пыток. По этому вопросу вы можете взять Всеобщую декларацию прав человека. Там имеется статья пятая, которая прямо говорит, что это является нарушением прав человека и что с этим надо бороться. И это очень важное, очень принципиальное положение.

Теперь вопрос о детях. Женщины всегда стоят на защите прав детей. Вы должны обязательно посмотреть Конвенцию о правах ребенка 1989 г. Но если у вас ее под рукой не будет, я вам подскажу, как это компенсировать. Возьмите Семейный кодекс РФ. Там есть глава о правах детей, где эта Конвенция учтена. Назову некоторые вещи, которые вам в этом вопросе могут быть интересны. Согласно СК РФ ребенок имеет право общаться со всеми родственниками, даже если родители живут раздельно; ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений и со стороны родителей. Он может даже сам в суд пойти, если он старше 14 лет, и суд обязан рассматривать это дело.

Следующий очень важный вопрос - здоровье населения. Вам надо знать, что есть специальная Всемирная организация здравоохранения, она принимает много самых различных документов, и, претворяя их в жизнь, женщины всегда будут более точными и более основательными в своих требованиях. Кроме того, вам надо помнить о Каирской конференции по народонаселению, где рассматривалась проблема, которая здесь уже упоминалась, - проблема абортов. Надо сказать, что именно эта проблема в Соединенных Штатах склонила женское население в сторону демократов, потому что и Рейган, и Буш вслед за ним усиленно отстаивали мысль, что никаких абортов нельзя допустить, а поскольку демократы были на другой позиции, женские объединенные усилия поддержали демократов.

Теперь следующие документы, которые тоже очень важны. Это вопросы экологии. По этому поводу был целый ряд конференций: в Рио-де-Жанейро и последующие, и они очень важны и принципиальны. Вам здесь раздавали любопытный материал, который называется " Не пугайтесь глобализации экономики" . Написана книга Оскаром Лафонтеном, который пытался какое-то время стоять во главе социал-демократической партии Германии, и Кристой Мюллер - кто она, я не знаю. Эта книга любопытна с точки зрения того, как кадры пытаются доказать, что рост американского влияния - это совсем не так плохо, потому что мы (Германия) все-таки стоим на своих ногах, и вообще не бойтесь. Не знаю, по каким причинам Лафонтен уступил Шредеру руководство партией, я не следила так внимательно за этим, социал-демократы сейчас с треском проигрывают региональные выборы в Германии.

И еще одно. Это вопросы насилия в обществе во всех его проявлениях. И в самой простейшей, когда люди боятся ходить по улицам, боятся изнасилования, боятся грабежа. И насилия на работе, когда в нашей стране женщинам, принимаемым на работу, чуть ли не напрямую предлагают сожительство. И насилие в семье, которое приобретает все большее и большее распространение. Я хотела бы вам напомнить лишь два международных документа. Один более старый, это Конвенция от 2 декабря 1949 года о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. И второй - относительно новый документ, это Декларация об устранении насилия в отношении женщин 1993 года. Только не забывайте о разнице между конвенцией и декларацией, потому что конвенция - это как закон, она связывает ратифицировавшее ее государство, а декларация - это подтверждение намерений государств.

Теперь одно общее пожелание. Перед тем как идти на встречу с любым избирателем, с любым коллективом, пожалуйста, самым внимательным образом прочитайте три документа: Всеобщую декларацию прав человека, но там вы по женщинам найдете чуть-чуть. Прочитайте обязательно также два международных пакта: о политических и гражданских правах и второй пакт об экономических, социальных и культурных правах. Они приняты в 1966 году. Там вы найдете немножко больше по поводу женщин. И третий документ, который вам обязательно нужен, это Европейская конвенция о правах человека (1950 г.).

Что вам надо обязательно помнить? Вам надо помнить, что все конвенции, которые я называю, это хартии - индивидуума, т.е. документы, которые имеют в виду отдельного человека: отдельную женщину, отдельного мужчину, отдельного ребенка. А для нас нужно еще проводить вторую мысль: надо говорить о том, что не менее чем эти документы, а может, и, более важны для нас коллективные права женщин. Категория коллективных прав касается не только женщин, но и детей, и инвалидов, и безработных и т.д. Это очень важная категория, к которой надо широко апеллировать и которую надо пояснять. Во-первых, что такое коллективные права? Это права отдельных слоев населения, которые по причинам физиологическим, психологическим, социальным или другим не могут иметь равные с другими слоями населения возможности осуществлять равные для всех права. Это принципиальная мысль. Простейший пример: женщина, когда она ждет ребенка, никогда не может быть настоль же свободной в своих действиях, как мужчина.

И вот первым документом в истории человечества, который касается именно коллективных прав, и явилась Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года. Я вам назову только одну статью, которая прямо относится к теме нашего семинара. Это статья седьмая: " Государство обязано ликвидировать дискриминацию в отношении женщин в политической и общественной жизни" . И что это включает, помимо права голосовать и быть избранным? " Право избираться наряду с мужчинами во все публично избираемые органы и участвовать в формировании и осуществлении политики правительства, занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления" . Вот вы, как раньше " Отче наш" , должны помнить эту статью.

Есть еще один принципиальный и очень важный вопрос, который вам могут задать. Я, может быть, не стала бы этот вопрос здесь поднимать, если бы не вернулась совсем недавно с очень интересного профессионального семинара, который проходил в Нижнем Новгороде. Проводил его Юридический институт системы МВД на очень специальную тему: о законодательной технике. И вот когда уважаемый мною заведующий кафедрой полковник Баранов В.М., профессор, доктор юридических наук выступал на тему, казалось бы, абсолютно не связанную с женщинами, о примечаниях к законам, он вдруг немножечко шутя вспомнил Р.Аушева: " Вот Аушев в Ингушетии сейчас многоженство ввел". И сказал так, как будто это шутка. Я встала и сказала: " Как хорошо, что взяла с собой Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Это ведь ей противоречит тут нарушение и статьи 15, помимо статьи 19, Конституции РФ" . Один международник, который рядом сидел, тут же говорит: " Да ничего там нет!" Я говорю: " Вот увидите" . И вот сейчас я хочу вам об этом сказать, потому что не исключено, что вам могут эту проблему выдвигать.

Чему же противоречит введение в России многоженства? Прежде всего, это противоречит статье 19 Конституции РФ, потому что о равных правах и равных возможностях можно говорить только тогда, если бы наряду с многоженством было бы установлено и многомужество. Мы, конечно, немного здесь хихикаем по этому поводу, но я должна вам напомнить, что Аушев не первый, то же самое предлагал К.Илюмжинов в Калмыкии, то же самое предлагал и даже внес как законопроект к позору Госдумы, депутат Семенов, заместитель председателя Комитета по делам женщин, детей и молодежи Апариной А.В. и член ЛДПР. Вы представьте, что такое многоженство в каком-нибудь ауле. Очень просто: умер муж - наследство будет делиться между всеми женами, значит, права женщин будут ущемлены.

Пока я оперировала Конституцией РФ. А теперь давайте пооперируем Конвенцией 1979 г. Начнем со статьи первой. Посмотрим, что такое дискриминация. Написано: " Дискриминация - это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола , которое сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения основных прав, свобод и т.д." .

Берем статью вторую, в ней есть пункт " г" : " Государства-участники осуждают дискриминацию и обязуются принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин" . Это значит, что, сколько бы нам ни ссылались на то, что у них двести лет многоженство было, мы отвечаем: было время, когда все с ветки еле-еле слезли, а сейчас, извините, вы уже должны соблюдать законы и в том числе международные конвенции.

И последнее. Это статья пятая, пункт "а" . В статье пятой говорится: "Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипностью роли мужчин и женщин" . Вот вам совершенно конкретные статьи Конвенции, которые могут вам помочь пояснить, почему многоженство для нас неприемлемо.

Но дело еще в одном: тот указ, который Р.Аушев принял, противоречит еще и статье 14 Конституции, которая говорит о том, что Российская Федерация - это светское государство. Я должна сказать, что последнее время не понимаю, в какой стране мы живем. Не понимаю того совершенно невероятного взлета религиозной активности и религиозного фанатизма, почитания, которое сейчас возникло применительно ко всем религиям, в том числе и православной. Почему это чуть ли не возводится в ранг государственной политики? Всему свое место. Хочешь верить - тебе никто мешать не будет, но не возводите это в закон.

И самая последняя вещь. Спросите своих слушателей: как вы считаете, Таджикистан - это мусульманское государство? Подавляющее большинство жителей - да, мусульмане. Так вот, в 1998 г. они принимали новый Семейный кодекс, перед этим был поставлен на референдум всего населения вопрос о том, надо ли вводить многоженство. Причем для них это был не только вопрос религии (кстати, этот вопрос поднимался и в Казахстане). И результат референдума был отрицательный, в основном голосами женщин многоженство провалили. Вот это, я считаю, вам крайне важно помнить.

И последнее. Что могут сделать неправительственные организации для борьбы с этим указом? Нас всех волнуют другие проблемы, и никто из тех, кто имеет право пойти в Конституционный суд РФ, туда не идет. Значит, надо ставить вопрос перед кандидатами в депутаты: будете ли вы ставить в Конституционном суде вопрос о признании этого указа неконституционным? А что можем мы с вами сделать? Это не так просто, потому что, согласно пункту 4 статьи 125 Конституции РФ, Конституционный суд РФ рассматривает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле. Значит, задача состоит в чем? Просто общественная организация не может пойти в Конституционный суд, потому что там крайне ограничен круг субъектов, которые вправе это сделать. Значит, если вы знаете женщин, пострадавших от многоженства, насилия или дискриминации, им надо помочь написать заявление , им надо помочь пройти через все судебные инстанции. И вы должны помнить, что это в какой-то мере не только право, но и обязанность неправительственных объединений, потому что у нас есть Закон об общественных объединениях, в нем есть статья 27, пункт 3, который говорит, что в задачу неправительственных объединений, помимо прочего, входит защита интересов своих членов. Т.е. вам надо убедить конкретную женщину, чтобы она пошла в суд. Это непростая вещь, и как это сделать, я пока не знаю. Я бы сказала даже так: мне кажется, что это было бы даже проще делать через депутатов.