#1 (10)
2000 г.
Архив журналов | Содержание _

Деятельность региональных групп по проекту "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании"

 

Представительницы команды женских общественных организаций пяти регионов России (Иркутск, Псков, Санкт-Петербург, Петрозаводск и Дубна Московской области), участницы сентябрьского семинара-тренинга "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании", в течение последующих двух с половиной предвыборных месяцев развернули работу на местах, используя полученные в сентябре знания, приобретая новые и накапливая свой опыт. Эта работа предусматривала также обучение женщин-кандидатов и их групп поддержки ведению избирательных кампаний, работе с избирателями и со СМИ. Участницы проекта встречались с независимыми кандидатами, с представителями партий и блоков, которые заинтересованы в сотрудничестве с женскими общественными организациями и готовы учитывать в своих программах интересы женской части электората. Как показал этот опыт совместной работы команд, выполнение поставленной задачи - дело непростое и требующее длительного, кропотливого труда. Однако ожидаемые результаты дорогого стоят, т.к. известно, что женщины - самые ответственные избиратели в любые времена, на любых выборах и вне зависимости от возраста. На выборах в декабре 1999 года этот факт был еще раз продемонстрирован: в голосовании приняли участие около 67% от общего числа женщин-избирательниц России. Аналогичная цифра для мужчин составляет около 44%.

Анализ результатов сентябрьского семинара, проведенного в рамках проекта, еще раз подтвердил важность и необходимость учебы для женских организаций, особенно в насыщенный выборными кампаниями момент российской истории. И хотя это сложная и новая для широких слоев населения деятельность - определение своих интересов, декларативное их обозначение и отстаивание во время выборов на различных уровнях принятия решений - ее актуальность уже ни у кого не вызывает сомнения, что и стало главным выводом работы инициативных региональных групп. Увеличение числа женщин, принимающих участие в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти России, приведет не только к повышению статуса женщины, но и к улучшению положения семьи, детей и всех членов общества.

После завершения выборов 1999 года для участников проекта было важно совместно обсудить как результаты выборной кампании, так и ту работу, которую провели региональные группы. Второй семинар, "Женщины и лоббирование", состоявшийся в январе 2000 года при поддержке Национального демократического института, подвел итоги деятельности региональных групп и оценил значение проекта в целом. Были обсуждены ошибки, отмечены достижения и выработаны рекомендации на будущее.

Ниже представлены результаты деятельности региональных групп по реализации проекта "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании" за период с октября 1999 г. по январь 2000 г., то есть за четыре месяца, которые были отведены для выполнения проекта и приурочены к избирательной кампании 1999 года. Этот опыт ценен сам по себе, и его осмысление поможет в дальнейшем более правильному построению стратегий по продвижению интересов женщин и на местах, и на федеральном уровне.

Республика Карелия

В Республике Карелия период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации совпал с периодом подготовки и проведения выборов в Петрозаводский городской Совет депутатов. Поэтому работа инициативной группы шла по двум направлениям:

1. Работа по выдвижению и поддержке женщин от Республики Карелия в состав Государственной Думы Российской Федерации.

2. Работа по выдвижению в Петрозаводский городской Совет депутатов.

В состав инициативной группы вошли:

- Бойченко Л.Д., координатор данного проекта в Республике Карелия, руководитель Карельского центра гендерных исследований;

- Прохорова Л.В., заместитель координатора проекта, председатель правления Карельского регионального общественного движения "Матери против наркотиков";

- Соколова Т.А., руководитель петрозаводского городского общества "Красный Крест";

- Дыбина Н.А., заместитель председателя общественной организации "Совет женщин Петрозаводска";

- Карпина С. П., руководитель общественной организации "Северные колокола".

С января 2000 года к проекту подключились:

- представитель Ассоциации журналисток Карелии Красавцева Н.Г.

- женские общественные организации г. Костомукши - "Ярославна" (руководитель Н. Мищенко) и г. Сортавала - "Надежда", (руководитель В. Новикова).

В Карелии работа инициативной группы в избирательной кампании стартовала с проведения "круглого стола" на тему: "За честные выборы - продвижение женщин в органы власти", подготовленного Карельским центром гендерных исследований (КЦГИ). Этому предшествовал ряд встреч и консультаций, проведенных оргкомитетом. Так, например, состоялась встреча в Совете Министров Республики Карелия с председателем Комиссии по вопросам улучшения положения женщин, в ходе которой был обсужден проект закона Республики Карелия "О лицах с семейными обязанностями". Была достигнута договоренность о том, что проект пройдет гендерную экспертизу в КЦГИ.

В работе "круглого стола" в качестве ведущих и экспертов принимали участие Л. Завадская, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции 2-го класса, Е. Здравомыслова, кандидат социологических наук, Л. Бойченко, кандидат исторических наук, свои интересы на этом "круглом столе" представляли также 16 общественных организаций.

В рамках программы "круглого стола" обсуждались проблемы лоббирования интересов женских организаций во время избирательной кампании. Была прочитана краткая лекция о возможностях использования электоральной кампании для усиления позиций женских организаций и других инициатив, обсуждались различные стратегии в этот период, а также проблемы женского политического лидерства - проводился совместный анализ эффективных стратегий женского политического представительства на примере биографий российских женщин - лидеров общественных движений и политических объединений. Было еще раз подчеркнуто, что устойчивыми характеристиками эффективного женского лидерства являются профессиональная компетентность, стаж работы в политических и общественных организациях, политическая репутация, умение сочетать принципиальные позиции с компромиссными тактиками. В результате анализа перспектив развития женских организаций было отмечено, что в современной политической ситуации республиканские женские организации имеют больше шансов политического представительства на республиканском и местном уровнях. При этом было замечено, что барьером женского политического участия на любом, в том числе и локальном, уровне, являются грязные технологии, отсутствие финансовых ресурсов и жесткая конкуренция, к которой женщины зачастую не готовы. В качестве одной из предвыборных стратегий для женщин в современной ситуации называлось вхождение в крупные политические партии и блоки с позицией в первой пятерке списка. Женщины, баллотирующиеся по одномандатным округам, имеют значительно меньше шансов, чем женщины, идущие по партийным спискам, и мужчины, также баллотирующиеся по одномандатным округам.

На "круглом столе" обсуждались законопроекты, способствующие ухудшению положения некоторых групп женщин, в частности закон о запрете занятости женщин на рабочих местах с вредными условиями труда, что не всегда адекватно воспринимается даже самими женщинами, а ведь в результате принятия этого закона могут оказаться безработными 1,5 млн. женщин с низким уровнем образования и квалификации, обремененные семьями, часто не имеющие возможности повышения и изменения квалификации. Юристом Л. Завадской было выдвинуто предложение организовать кампанию с участием женских НПО против утверждения этого закона.

На "круглом столе" было также достигнуто соглашение о поддержке кандидатов в депутаты в Петросовет: руководителя КЦГИ Л. Бойченко и двух женщин, выдвинутых организацией ветеранов Петрозаводска.

Оба направления деятельности в период проведения избирательной кампании включали в себя консультации кандидатов в депутаты, подготовку листовки, представляющей программу кандидатов. Обсуждались возможности противостояния грязным технологиям.

По первому направлению Карельский центр гендерных исследований (Л.Д. Бойченко) организовал помощь в сборе подписей для Злобиной Ларисы Афанасьевны, работавшей в составе предыдущей Думы. В течение всего периода работы Злобиной Л.А. в Думе с ней поддерживались постоянные отношения, т.к. она всегда старалась защищать интересы карельских женщин.

Одновременно, прогнозируя возможность победы на думских выборах Пивненко Валентины Николаевны, работавшей Председателем Палаты Республики в Законодательном Собрании РК, инициативная группа оказывала содействие в поддержке данной кандидатуры в течение всего предвыборного периода. Одна из участниц инициативной группы - Прохорова Л.В. - входила в группу наблюдателей на избирательном участкеN20 от Пивненко В.Н.. В ходе этой работы были отмечены некоторые формы манипулирования мнением избирателя, особенно пожилого. Под видом консультации плохо разбирающемуся в избирательном бюллетене пожилому избирателю некие молодые люди незаметно пытались навязать свое мнение и получить голос за своих кандидатов.

Второе направление - деятельность по выдвижению в Петросовет - было особенно близко инициативной группе, т.к. ее четыре представительницы, они же участницы сентябрьского семинара-тренинга: Бойченко Л.Д., Соколова Т.А., Дыбина Н.А., Карпина С.П., проводя в жизнь его идеи, стали кандидатами в депутаты Петросовета. В ходе подготовки к выборам они прошли полностью цикл предвыборных и выборных мероприятий, начиная со сбора подписей в поддержку своей кандидатуры, чтобы зарегистрироваться в городской избирательной комиссии кандидатом в депутаты. Были проведены встречи с избирателями, выступления в СМИ. Эти мероприятия завершались участием в день выборов на избирательных участках в роли наблюдателей. В ходе этой повседневной, кропотливой работы было опробовано большинство методов предвыборной агитации.

К сожалению, первые шаги членов инициативной группы не были лишены ошибок, что в этот раз не позволило выдвигавшимся от инициативной группы женщинам стать депутатами. Но ими приобретен определенный опыт, который и будет использован в ходе последующих выборных кампаний. Так, уже 30 января 2000 г. в Петрозаводске состоялись довыборы в Законодательное собрание по Голиковскому округу, член инициативной карельской группы Соколова Т.А. участвовала в них в качестве кандидата и победила.

С подведением итогов по данному проекту Бойченко Л.Д. выступила по карельскому радио в женской программе "Зеркало" 29 января 2000 г.

В январе же в газете "Неустово карьяла" была опубликована большая статья Н. Красавцевой о проекте и о январском семинаре.

Прохорова Л.В. 26 января 2000 г. в своем выступлении в карельской региональной общественной организации "Матери против наркотиков" дала подробную информацию о состоявшемся семинаре и проделанной работе по проекту "Активизация гражданских инициатив и роль НКО в избирательных кампаниях".

В намерения этой группы в случае победы женщин на выборах вход целенаправленная работа с депутатами-женщинами для создания в Петросовете женской фракции, т.к. участницам этой проектной группы кажется удачным опыт женской фракции в Государственной Думе РФ 5-го созыва, и они хотели бы использовать его с целью продвижения интересов женщин через такую же фракцию в Петросовете.

Московская область: города Дубна, Талдом, Дмитров, Клин и Кимры

Руководитель проекта - О.Г. Гангрская.

Участники проекта: Т. Ивашкевич, М. Студенова, И. Крюкова, Л. Калинина, В. Абазова, Л. Кашникова, Я. Вешнякова, Н. Кавалерова, З. Мамедова, Н. Каблюкова, В. Хапаева, Т. Рахманова, а также волонтеры.

После участия в работе сентябрьского семинара-тренинга "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании" его участницы от центра "Стимула" провели семинар для всех сотрудников центра, где ознакомили присутствующих с материалами семинара-тренинга и наметили план работы в предстоящих выборных кампаниях. Самые сложные выборы проходили в Дубне, т.к. предстояло избирать:

- депутата в Государственную Думу

а) по округуN 104 (16 кандидатов , из них 1 женщина);

б) по федеральному списку (28 кандидатур);

- губернатора Московской области;

- городской Совет депутатов (17 округов, 12 женщин-кандидатов;

- главу города.

Поэтому работа в предшествующее выборам время была очень интенсивной.

После проведения организационного семинара в октябре 1999 г., на котором была выработана стратегия и намечен план работы в предстоящей избирательной кампании, началась активная работа по претворению этого плана в жизнь.

Чтобы определить число политических блоков и движений, политические симпатии среди избирателей - жителей названных городов - и выявить волонтеров, желающих участвовать в выполнении проекта "Стимулы", была разработана и распространена анкета, содержание которой как пример приводится ниже.

Для того чтобы проследить, как проходит избирательная кампания в Дубне, члены "Стимулы" решили активно в ней участвовать на всех уровнях. Для этого в центральную избирательную комиссию было подано заявление об участии в работах избирательных комиссий активистов центра "Стимула". Были составлены списки активистов центра, работающих в избирательных комиссиях, в штабах депутатов, агитаторов и наблюдателей. В избирательных комиссиях работали 9 человек, в штабах - 4, в качестве наблюдателей - 14.

Каждую неделю участники региональной группы проводили рабочие совещания, где обсуждались текущие дела, определялись ближайшие задачи и происходило знакомство с соответствующей литературой.

В ноябре определились списки кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному округуN104, по федеральным спискам, претендентов на пост губернатора, кандидатов в городское Собрание депутатов и кандидатов на должность главы города. Среди претендентов было 12 женщин. На очередном собрании региональной команды было решено познакомиться с предвыборными программами всех женщин-кандидатов и при совпадении интересов поддержать их всеми имеющимися у "Стимулы" возможностями. Для этого были выработаны предложения, которые можно было бы предложить кандидатам в депутаты, и принято решение провести "круглый стол" "Женщины в политике", где и состоялась первая встреча с женщинами - кандидатами в городской Совет депутатов.

На этом "круглом столе" была обсужден широкий круг важных для города социальных проблем и совместные пути их решения. Много внимания уделялось грамотному проведению избирательной кампании, а именно: как составить свою избирательную программу, как сделать так, чтобы женский голос зазвучал в городе, и многому другому. Все присутствовавшие на встречах кандидаты выразили большое желание, чтобы для них был проведен семинар-тренинг по избирательным технологиям.

Одновременно активисты центра "Стимула" проводили встречи с избирателями, вели предварительные опросы и пришли к выводу о том, что необходимо организовать встречу с яркой и авторитетной среди населения женщиной-лидером. Таким образом, по приглашению центра "Стимула" Дубну посетила депутат Государственной Думы РФ, лидер движения "За гражданское достоинство" Э.А. Памфилова, которая встретилась со студентами Дубнинского международного университета и жителями города.

Центром "Стимула" в ноябре 1999 г. был подготовлен к изданию специальный выпуск "Приложение к еженедельнику "Дубна. Наука. Содружество. Прогресс", посвященный предстоящим выборам и поддержке всех женщин - кандидатов в депутаты городского Совета, который вышел в декабре того же года.

В декабре, когда началась активная работа в избирательных комиссиях, участились многочисленные встречи с избирателями и кандидатами в депутаты, была завершена разработка предвыборных технологий для продвижения женщин - кандидатов в городской Совет депутатов.

Опыт последних избирательных кампаний подтвердил важную роль независимых наблюдателей. Первое, с чем пришлось столкнуться региональной команде в работе с наблюдателями, - это разница в понимании целей и задач наблюдения. Поэтому 8 декабря был проведен семинар-тренинг для наблюдателей от общественных организаций.

За неделю до выборов пригласили всех женщин - кандидатов в депутаты городского Совета на семинар "Роль женщин НКО в избирательных кампаниях. Избирательные технологии".

Центр "Стимула" еще раз подчеркнул, что он поддерживает всех женщин - кандидатов в депутаты, так как в каждой из представленных программ заложены те принципы, которые исповедуют "стимульцы" и намечены те планы, которые можно реализовать только общими усилиями.

После проведения выборов 19 декабря 1999 г. стало ясно, что для Московской области выборы еще не закончились. 9 января 2000 г. состоялся 2-й тур голосования на должность губернатора области.

При подведении итогов выборов все работающие в этом проекте участницы региональной команды Дубны отметили, что выборы в г. Дубне прошли без нарушений. В 17 округах из 12 женщин, претендовавших на депутатское звание, избраны 6, что составляет 35%, из них 2 кандидата - врачи, 3 кандидата - учителя, 1 - специалист по дошкольному воспитанию.

"Стимула" намерена продолжить работу в этом направлении, используя приобретенный опыт, ибо только собственная инициатива, борьба за свое гражданское достоинство позволяют женщине занять достойное равноправное положение в обществе. "Лидерами не рождаются, ими становятся",- так считают женщины из "Стимулы" и надеются, что у них хорошие перспективы.

А Н К Е Т А

Род занятий (в настоящее время)________________________________________

Возраст_____________пол (муж./женск.)_________________

Что, на ваш взгляд, произошло положительного за годы перестройки__________________________________________________________

Как вы думаете, могут ли выборы любого уровня изменить нашу жизнь________

_____________________________________________________________________

Как вы думаете, что можно изменить за 1 год______________________________

_____________________________________________________________________

За 10 лет_____________________________________________________________

Повлияет ли положительно участие женщин во властных структурах любого уровня (да, нет) ___________________________________________________

Собираетесь ли вы участвовать в выборах (да, нет)__________________________

Хотели бы вы поработать волонтером во время избирательной кампании (если да, укажите свой тел. и имя)____________________________________________

_____________________________________________________________________

Ваши политические симпатии (заполнять по желанию)__________________

_______________________________________________________________

 

Спасибо.

Информационно-образовательный центр "Стимула"

Тел. 6 58 64

Предложения центра "Стимула" в предвыборные программы кандидатов в депутаты городского Собрания депутатов

1. Воплощать в жизнь реальные, позитивные и жизненно необходимые идеи.

2. Проводить в городе активную социальную политику. Для этого необходимо разработать и утвердить оптимальный прожиточный минимум для города. За соблюдением этого уровня депутаты должны отчитываться перед избирателями.

3. Поддерживать все общественные инициативы, направленные на решение социальных проблем в городе.

4. Принять на городском уровне "Положение о социальном заказе" с обязательным использованием его при объявлении и проведении конкурсов, направленных на решение социальных проблем на альтернативной основе.

5. Создать благоприятные условия для развития общественных фондов, меценатства и других социальных и культурных учреждений в городе.

6. Создать единую городскую программу по профилактике, лечению и реабилитации наркозависящих больных.

7. Поддержать программы для детей и молодежи.

10. Улучшить торговое обслуживание населения.

Женская организация из г. Талдома, участница этой же региональной группы проекта, также вела большую работу по продвижению женских интересов в своей предвыборной работе. Женщины из кризисного центра "Душа" работали в штабах кандидатов в депутаты и отстаивали интересы женщин во время предвыборной кампании. Руководитель региональной группы от Талдома Н.Н. Каблюкова работала с кандидатом в ГД РФ А.А. Иваненко, кандидатом на пост губернатора Московской области А.И. Тихоновым.

Женщинами из центра "Душа" было проведено 18 трехчасовых занятий в шести группах агитаторов команды А.И. Тихонова. В этих семинарах приняло участие в общей сложности около ста человек. Семинары были организованы для того, чтобы повысить эффективность агитационной работы, способствовать созданию слаженно работающих команд, формированию профессионального имиджа, отработке навыков эффективной коммуникации, а также повышению уровня информированности агитаторов об их правовом статусе.

Анализ отзывов участников семинара и наблюдение за динамикой последующей работы групп говорит о важности проведения подобного обучения.

Во время занятий агитаторы лучше узнали друг друга, почувствовали заинтересованность в достижении общей цели. Они приобрели навыки общения, проработали типичные и нетипичные ситуации, возникающие в ходе предвыборной работы. Большое внимание уделялось продвижению женских интересов во время агитационной работы. Полезность этой работы была еще и в том, что она помогла наиболее полно раскрыть возможности каждого члена команды.

З. Мамедова возглавляла работу региональной группы в избирательной кампании среди женских и общественных организаций г. Дмитрова. Были подготовлены агитаторы и общественные наблюдатели. Привлечены также женщины из информационного ресурсного центра "Багира" для работы в избирательных комиссиях. Сама З. Мамедова, руководитель центра "Багира", была доверенным лицом В.В. Гальченко и М.А. Меня.

В городе Клин предстояло избрать главу города, губернатора области и депутата в ГД РФ. Женские организации г. Клина поддерживали кандидатуру Л.И. Петровой на пост главы администрации и Б.В. Громова с М.А. Менем, баллотировавшихся в тандеме на пост губернатора и вице-губернатора Московской области.

Участницы региональной команды из г. Кимры вошли в политическое движение "Женская ассамблея Тверской области", они избирали только депутатов в ГД РФ и также работали по программе проекта.

Санкт-Петербург (Центр независимых социальных исследований, инициативная группа "За равные права и возможности женщин")

На протяжении всего периода подготовки и проведения электоральной кампании в Санкт-Петербурге группа осуществляла мониторинг и анализ деятельности кандидатов в депутаты и их избирательных штабов. А также осуществляла сбор газетных материалов по избирательной кампании в Санкт-Петербурге по таким СМИ, как: "Невское время", "Санкт-Петербургские ведомости", "Вечерний Петербург", "Час пик", "Деловой Петербург", "Пульс" (весь период, начиная с сентября 1999 года, исполнитель Л. Седова).

В состав группы входили: Е. Белокурова, Е. Здравомыслова Г. Еремичева Т. Обласова, А. Топорова, Н. Яргомская.

В течение октября - ноября 1999 г. было составлено обращение "О соблюдении прав и представительстве интересов женщин в выборных программах кандидатов в депутаты Государственной Думы третьего созыва". Проект обращения обсуждался с экспертами - юристами, политологами, кандидатами в депутаты, представителями электоральных штабов. Значительное время занял поиск адресов избирательных штабов кандидатов в депутаты и рассылка обращения. В процессе этой работы группа столкнулась со следующими проблемами: сложность доступа к избирательным штабам, невостребованность инициативы группы, связанной с распространением обращения. Такую ситуацию можно объяснить рядом обстоятельств. Во-первых, для составления такого рода текста необходима большая юридическая компетентность, во-вторых, тема гендерного равноправия в области политики кандидатами в депутаты и представителями их штабов не считается актуальной. Наконец, к моменту включения данной региональной проектной группы в избирательную кампанию все кандидаты в депутаты, которых она была готова поддержать, уже были обеспечены мощными избирательными штабами, в которые входили многопрофильные эксперты. Включение нашей группы в эту деятельность, таким образом, оказалось затрудненным, что связано, в том числе, и с кратким сроком ее работы. (Как мы увидим ниже, подобную оценку ситуации представляет и иркутская группа "Ангара", организация которой характеризуется значительно большей степенью институционализации). Тем не менее, были установлены контакты с Лигой избирательниц Санкт-Петербурга, Центром гендерных проблем, Санкт-Петербургским штабом СПС и "Яблоком".

Одной из поставленных группой задач в рамках данной избирательной кампании стало отслеживание электоральной кампании кандидата-женщины и кандидата-мужчины. В качестве кандидата-женщины была выбрана Оксана Дмитриева. В штабе Оксаны Дмитриевой члены проектной группы проводили консультации, посещали ее встречи с избирателями (этот участок работы вела Г. Еремичева: ноябрь - декабрь 1999 г.). В качестве кандидата-мужчины был выбран Михаил Айвазов. Для него была разработана анкета ветерана Ижорского завода, которая использовалась в дальнейшем для определения целевой группы кандидата в депутаты (работа осуществлялась в октябре Е. Здравомысловой). В Лиге избирательниц были проведены консультации с кандидатами-женщинами и участниками штабов (Г. Еремичева: ноябрь - декабрь 1999 г.).

Инициативная группа участвовала в конференции "Памяти Старовойтовой" в Петербурге (20 ноября 1999 г., Е. Здравомыслова, Г. Еремичева). Видеокассета с записью интервью Г. Старовойтовой, посвященного проблемам участия женщин в структурах власти, была показана участникам проекта на январском семинаре в Москве.

На конференции по политическому участию женщин, проводимой ОПО "Яблоко", на обсуждение было представлено обращение, составленное для кандидатов в депутаты. На этой конференции члены группы активно участвовали в выработке меморандума для ОПО "Яблоко" об увеличении женского участия в объединении (20 ноября 1999 г., Н. Яргомская, Е. Белокурова).

Были опубликованы две статьи, посвященные проблемам лоббирования интересов женщин в политике: статья Г. Еремичевой "Женщины должны участвовать и побеждать в выборах" в газете "Лига избирательниц"N10 (23), 1999, а также статья А. Топоровой в информационном листке Санкт-Петербургского центра гендерных проблем "Посиделки"N8, 1999.

По итогам прошедших выборов в Санкт-Петербурге был проведен анализ электоральной статистики по результатам голосования за женщин-кандидатов. Данные электоральной статистики были взяты из собранных публикаций и Интернета. Анализ показал, что уровень участия женщин в политике достаточно низок - в Санкт-Петербурге женщины составили менее 10% от общего числа кандидатов. Тем не менее, из 8 округов в трех победу одержали женщины (О.Г. Дмитриева, И.М. Хакамада и В.Н. Иванова). Успех этих кандидаток, на наш взгляд, обусловлен следующими факторами: партийная принадлежность, место в партийном списке, личная известность, профессионализм. Практически никто из этих кандидатов не апеллировал к женским интересам в политике.

В декабре 1999 г. вся региональная проектная группа Санкт-Петербурга приняла участие в обсуждении статьи проф. Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУ СПб) Г. Голосова "Политические партии, электоральные системы и женская представленность в региональных законодательных собраниях России".

Псков

После возвращения с сентябрьского семинара руководитель псковской группы Н.В. Васильева провела собрание организационного совета, работающего по проекту, на котором были обсуждены следующие вопросы:

- отчет по итогам учебы и проделанной работе;

- подготовка к началу предвыборной кампании ВЫБОРЫ-99;

- составлен план работы.

Также были определены цель и задачи работы организационного совета на предстоящие выборы в Государственную Думу РФ и выборы глав районных администраций.

Было поддержано решение Н.В. Васильевой баллотироваться в ГД РФ.

За время предвыборной кампании

    1. Организована работа службы связей с общественностью.
    2. Организована работа пресс-службы.
    3. Постоянно проводился сбор информации о кандидатах в депутаты Государственной Думы и кандидатов-женщин на место глав районных администраций.
    4. Изучена и собрана информация о партиях, движениях, блоках, представленных на выборах в Псковской области.
    5. Велся постоянный анализ поступающей информации от СМИ (радио, газеты, ТВ), материалы все находятся в папках.
    6. Определены адресные группы, их проблемы, цели, стратегии, определены главные лозунги.
    7. Проведена соответствующая работа со следующими социальными группами: промышленники, студенты, женщины, дети, пенсионеры, сельские жители и др.

В течение всей избирательной кампании вели изучение общественного мнения (отв. за пресс-службу Ю.В. Егорова):

    1. Проведены опросы населения с целью изучения проблем избирателей.
    2. Проведена оценка экономической и политической ситуации.
    3. Выявлены сильные и слабые стороны всех партий, движений, кандидатов предвыборной кампании.
    4. Создано шесть фокусных групп (в каждую группу входили шесть-восемь человек для более глубокого изучения электорального поведения избирателей).
    5. Проведен "круглый стол" "Выборы 2000 - начало новой эры".
    6. На основе анализа всей полученной информации определены сильные и слабые стороны избирательной кампании Н.В. Васильевой, работы региональной группы.

Работа штаба (отв. В.В. Ванифатьева):

    1. Проведено собрание организационного совета, работающего по проекту, на котором была выработана стратегия дальнейшей работы с учетом сильных и слабых сторон, выявленных в процессе предвыборной кампании.
    2. Определены наиболее успешные, ключевые элементы агитационной работы и просчитаны действия оппонентов в той или иной ситуации. Решили реализовать все возможности в предвыборной кампании.
    3. Составлен календарный план работы.
    4. Распределены обязанности между добровольцами, участвующими в помощи кандидату по сбору подписей, агитации в избирательных округах.

Велась подготовка выступлений, статей в СМИ, подготовка фотовыставки и фотоматериалов (отв. за пресс-службу Ю. В. Егорова).

Работа проводилась по плану, который по предварительной договоренности был составлен пресс-службой Независимого социального центра совместно с местными СМИ.

Была определена ресурсная база (отв. за службу общественных связей Н.Б. Кувшинова):

    1. Добровольцы.
    2. Финансовая помощь.
    3. Общественные организации.
    4. Женские организации.
    5. Политические организации.
    6. Органы власти.
    7. Доверенные лица и наблюдатели.

Активная работа по "всей линии фронта" предвыборной борьбы неожиданно, уже к концу октября, привела кандидата в депутаты в ГД РФ Н.В. Васильеву к мысли об отказе от участия в избирательной кампании. Двадцать четвертого октября 1999 года, в день сдачи подписей в избирательную комиссию, Н.В. Васильева вместе с рабочей группой приняла решение о снятии своей кандидатуры с выборов.

Мотивами этого отказа послужили следующие соображения:

    1. В ходе поездок, встреч с избирателями у Н.В. Васильевой создалось впечатление, что люди настроены апатично, они не проявляют интереса к выборам - "народ никого не хочет слушать".
    2. Н.В. Васильева, возглавляемый ею Независимый социальный женский центр на протяжении последних 3-4 месяцев испытывали "информационную блокаду". СМИ не давали информации не только о кандидате Н.В. Васильевой, но и о деятельности центра, предполагая, что это будет косвенная агитация за кандидата. Проведенная в Пскове при поддержке социального центра конференция организации "Надежда и опора", несмотря на приглашения со стороны организаторов, была практически проигнорирована журналистами. Н.В. Васильева располагала информацией о "цензорах" областной администрации, которые контролировали "проход" информации, так или иначе относившейся к выборам.
    3. Н.В. Васильева испытывала давление, в том числе и угрозы. В качестве примера давления называлось судебное разбирательство. Относительно давняя история оказалась "вдруг" реанимирована именно в предвыборный период. Более общей формой давления называлось нагнетание обстановки вокруг финансового положения женского центра - "за счет чего, кого живет центр?", выражались (и тиражировались) сомнения в "чистоте" источников существования центра.
    4. При сборе подписей у Н.В. Васильевой, ее штаба возникли подозрения, что борьба будет нечестной - "создалось такое впечатление, что, кроме нас, никто из других кандидатов подписей не собирал, значит, подписи за них будут "липой", или эти подписи покупали - по 10 рублей каждая".
    5. Н.В. Васильева испытывала неоднозначное отношение к ее желанию участвовать в выборах со стороны некоторых помощников (тех, кто работает в центре и был привлечен к предвыборной деятельности). Не все одобряли ее желание "заниматься политикой".
    6. Предвыборная борьба на практике оказалась слишком затратной, ослабляла центр, его ресурсы. Итогом кампании могли бы оказаться проигранные выборы и ослабленный центр.

26 октября это решение было доведено до всех участников предвыборной кампании по выборам кандидата Н.В. Васильевой на собрании группы. В собрании приняли участие эксперты проекта - И.Д. Горшкова из Москвы и Е.Н. Здравомыслова из Санкт-Петербурга.

Ситуация в Пскове обнажила следующие проблемы:

    • при работе с электоратом необходимо четко знать интересы и нерешенные проблемы будущих избирателей и проводить опросы населения для выявления таких проблем и интересов, уметь вывести избирателей из состояния неверия и апатии, убедить, завоевать доверие;
    • при взаимодействии со СМИ надо изыскивать средства для проведения широких избирательных кампаний в СМИ, иметь план заблаговременной информационной деятельности, а не только действовать в "горячий сезон" ("начинать избирательную кампанию надо на следующий день после выборов"), активнее использовать альтернативные способы коммуникации, развивать собственные СМИ, уметь обосновывать свою позицию, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, иметь убедительное объяснение по всем вопросам своей деятельности (прежде всего в части финансовой поддержки);
    • обладать психологической стойкостью, уверенностью в себе, в правоте своей позиции, иметь сплоченную команду соратников, для этого необходимы специальные психологические тренинги по повышению уверенности (ассертивности), мероприятия по сплочению соратников, акции солидарности кандидаток, их штабов, объединенных общей целью - усиления политического влияния женщин.

"Сход с дистанции" Н.В. Васильевой привел к необходимости корректировки плана действий в оставшееся время избирательной кампании. Были переопределены основные задачи:

1) использовать предвыборную ситуацию для усиления Независимого социального женского центра;

2) способствовать включению женских интересов в "повестку дня" избирательных программ кандидатов;

3) способствовать кадровому продвижению женщин во властные структуры.

Чтобы не "потерять лицо" организации, вместе с экспертами были выработаны стратегии для трех наиболее важных целевых аудиторий, с которыми должны и будут общаться представители социального женского центра: администрация города, соратники и электорат Н.В. Васильевой, ее бывшие конкуренты в предвыборной кампании и ее враги. Эти стратегии одновременно являются и перспективами развития идей проекта в Пскове для данной проектной группы.

Наталью Васильеву и ее центр хорошо знают в Пскове, она известна администрации города, ее отказ от регистрации на выборах был неожиданностью для многих, и поэтому можно рассчитывать, что администрация будет интересоваться тем, что же произошло, что именно заставило Наталью изменить первоначальному плану.

Данная электоральная кампания - это во многом кампания денежных мешков. Бедной в финансовом отношении общественной организации трудно тягаться с другими кандидатами, которые готовы купить голоса избирателей. Надеяться на выигрыш трудно при таких обстоятельствах. Большая политика в России вряд ли может считаться честной политикой, при таких условиях она вытесняет женщин, и есть статистика на этот счет. Электорат достаточно пассивен, особенно в регионах. Опыт посещения районов Псковской области особенно удручающ. Голос избирателя легко купить, его мнением легко манипулировать, большинство не верит в выборы, считает их игрой элит. Население культурно и политически не развито.

В этих условиях нужно заниматься политикой и практикой на другом уровне, а именно:

- политикой на уровне местных органов власти (именно здесь принимаются решения, важные для города и области);

- практикой малых дел, которую осуществляют неправительственные организации.

Именно в этом заключаются политические предпочтения Н.В. Васильевой. Она будет работать на укрепление своего центра и движения "Надежда и опора", которое еще не зарегистрировано как общественное движение, поскольку у него нет года деятельности. Одна из перспективных программ центра - программа женского лидерства. Она является чрезвычайно важной в условиях политической апатии населения и достаточно низкого уровня политической культуры женщин. Женщины не способны конкурировать с кандидатами-мужчинами, потому что у большинства из них мало опыта публичной деятельности, а тот опыт, который они имели, был чаще всего опытом не лидерским, а исполнительским.

Байкальский регион: города Иркутск, Ангарск, Усольск, Саянск, Шелехов, Республика Бурятия

Региональная рабочая группа проекта первоначально состояла из двух групп представительниц Байкальского союза женщин "Ангара" - в Иркутске и Ангарске. Затем ее состав и география расширились, и уже к середине избирательной кампании она включала в себя представительниц от Иркутска (А.А. Широбокова, С.В. Уралова, М.А. Мошкова, Л.П. Свистунова), от Ангарска (О.И. Троицкая, Л.Л. Суворова, Т.В. Бачина, В.Г. Лушникова), от Саянска (руководитель Н.И Грибачева), от Усольска, от Бурятии (Л.П. Чиркова, М.Н Лущак). Координацию деятельности этих групп осуществляла иркутская рабочая группа во главе с А.А. Широбоковой, которая всю избирательную кампанию тесно сотрудничала с Лигой женщин-избирательниц Байкальского региона, созданной в форме инициативной группы на первой межрегиональной конференции "Инициативы женщин Байкальского региона" 1 - 3 июля 1999 г. Координатором группы была выбрана С.В. Уралова. Совместно с Лигой были сформулированы женские интересы, лоббирование которых рабочая группа проводила через кандидатов в депутаты и политические блоки.

Члены рабочей группы провели консультации с политическими блоками "Единство", "Народовластие", "Отечество", "Яблоко". С ноября 1999 г., когда окончательно сформировались списки, началась работа с конкретными кандидатами в депутаты.

Рабочая группа, получив материалы на сентябрьском семинаре и самостоятельно изучив их, обсуждала возникающие вопросы в ходе индивидуальных консультаций с участниками московского семинара-тренинга.

5 ноября 1999 г. рабочая группа провела семинар с представительницами Лиги женщин-избирательниц. Обсудили ход кампании, согласовали план действий в соответствии с выдвинутыми женскими интересами, договорились о еженедельном совещании для корректировки действий иркутской группы и передачи информации в города Шелехов, Саянск, Ангарск. До 19 декабря было проведено шесть таких совещаний, на которых анализировался ход предвыборной кампании. Была отмечена невысокая активность избирательных блоков и депутатов вплоть до 5 - 10 декабря.

Поскольку была принята установка - работать со всеми партиями, блоками и отдельными кандидатами в депутаты, проявляющими интерес к женским проблемам, то деятельность рабочей группы распределилась по нескольким направлениям.

а) А.А Широбокова. и С.В. Уралова работали с блоком "Отечество - вся Россия". Это было связано, во-первых, с тем, что А.А Широбокова является председателем Иркутского отделения ДЖР, которое вошло в этот блок, и, во-вторых, с тем, что сформулированные женские интересы в основном соответствуют платформе блока "Отечество" и представлены в его программе.

б) О.И. Троицкая и ангарская рабочая группа работали с блоком "Единство". Работа с этим блоком позволила участницам рабочей группы взаимодействовать с ведущими политическими силами г. Ангарска, что было важно для дальнейшей работы после выборов. Кроме того, работа с этим блоком за счет его возможностей расширила количество контактов с прессой и хозяйственными руководителями не только города Ангарска. Всё это - хорошая перспектива для лоббирования женских интересов и сформулированной платформы в социальных кругах, далеких от понимания гендерной симметрии и идеи равенства прав и возможностей женщин и мужчин.

в) Участники программы из городов Шелехов и Саянск разъясняли интересы женщин, сформулированные женскими общественными организациями, кандидатам в депутаты и работали с политическим блоками по поручениям иркутской и ангарской групп. Особенно важной эта работа была для руководителя саянской рабочей группы Н.И. Грибачевой, т.к. предполагалось, что она будет баллотироваться в Саянскую городскую Думу.

г) Л.П. Свистунова работала с кандидатом в депутаты ГД РФ от Иркутского одномандатного округа Ю.М. Теном. Этот депутат прошлой Государственной Думы был хорошо известен иркутской группе, он оказывал поддержку одному из проектов союза "Ангара", реализуемому через кризисный центр. Именно Ю.М. Тен предоставлял бесплатно помещение кризисному центру для организации очного консультирования. Л.П. Свистуновой был подготовлен агитационный ролик в поддержку кандидата в депутаты Государственной Думы Ю.М. Тена. Из семи депутатов, баллотирующихся по этому округу, победу в выборах одержал Ю.М. Тен.

д) Бурятское отделение ДЖР и рабочая группа, участвующая от проекта в Бурятии, работала по собственному плану с блоком "Отечество - вся Россия" и кандидатами в депутаты по одномандатным округам от этого блока. Сформулированные женские интересы были предложены названному блоку и кандидатам в депутаты и были приняты ими, так как совпадали с программой блока "Отечество - вся Россия". Опыт участия в предвыборной кампании был весьма полезен для участниц рабочей группы, поскольку две из них планировали выдвигаться кандидатами в депутаты на выборах в городскую Думу (г. Улан-Удэ: Л.П. Чиркова, М.Н Лущак).

В период избирательной кампании стартовал ряд идей Союза женщин "Ангара", осуществляемых через проектную рабочую группу:

1. Программа женской школы лидерства, разработанная проектной группой с учетом требований высшей школы. Реализация программы будет осуществляться силами Гендерного центра Союза женщин "Ангара", который создается совместными усилиями Иркутского государственного университета (факультет сервиса и рекламы, декан В.К. Карнаухова), Иркутского государственного технического университета (Центр новых социальных и гражданских технологий) и Байкальского союза женщин "Ангара". К июлю 2000 года предполагается подключение к участию в работе центра Бурятского государственного университета (г.Улан-Удэ). Участие вузов в организации и работе Гендерного центра позволяет безболезненно решать проблему лицензирования для реализации программы школы женского лидерства.

С февраля 2000 года в Иркутске начала работу воскресная школа женского лидерства. Уже в процессе избирательной кампании имелось 15 желающих обучаться в школе, хотя официального набора в нее не проводилось.

2. Долгосрочный проект под названием "Группа-50", который должен быть окончательно сформирован к лету 2000 г., предполагает включать в себя школу женского лидерства и целевую программу продвижения женщин Иркутской области и Бурятии во властные структуры. В основу программы положены материалы данного проекта "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании", опыт участников рабочей группы Байкальского региона при реализации его в Иркутской области и Бурятии, а также других регионов, участвовавших в проекте, и результаты трех месяцев обучения в школе женского лидерства.

3. Расширена география проекта. Так, в рамках проекта "Инициативы женщин Байкальского региона", который осуществляется при поддержке американской общественной организации "Проект Гармония", 27 - 28 ноября 1999 г. рабочая группа в составе А.А Широбоковой, С.В. Ураловой и Г.М. Закировой провела семинар с женщинами Усольского района. Он был поддержан администрацией Усольского района и мэром Усольска Ниной Ивановной Суворовой. Семинар включал в себя три темы, две из которых соответствовали направлению проекта "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании". В семинаре приняли участие 49 женщин Усольского района, в числе которых были представители администрации района, школ, библиотек и других учреждений, активно взаимодействующих с женской аудиторией. 35 участниц семинара работали в секциях "Женское лидерство", "Выборные технологии" и "Женщины и СМИ".

По результатам семинара было решено предоставить программу школы женского лидерства в сельскую школу поселка Белореченский, которая два года работала над организацией молодежного парламента под руководством мэра Н.И. Суворовой. Н.И. Суворова обратилась к Союзу женщин "Ангара" с предложением разработать совместную программу "Инициативы женщин Усольского региона". Программа была оформлена к 31 марта 2000 года. В неё вошел блок, реализующийся проектом "Группа-50" Союза женщин "Ангара".

4. Результаты работы Байкальского союза женщин "Ангара" по проектам "Инициативы женщин Байкальского региона", "Продвижение интересов женщин во время выборной кампании", другим программам по женскому лидерству и в преддверии выборов в Государственную Думу освещались в радиопередаче, в специальном выпуске радиопрограммы "Зеркало". В передаче принимала участие кандидат в депутаты Государственной Думы от ОВР, председатель Общероссийской общественно-политической организации "Движение женщин России" (ДЖР) Екатерина Филипповна Лахова.

После радиопередачи было получено еще 8 заявок на обучение в школе женского лидерства от женщин различного возраста.

Еще шесть человек записалось в школу после презентации программы "Продвижение интересов женщин во время предвыборной кампании" в небольшой молодежной аудитории. Все шестеро участвовали в семинаре, организованном в ноябре 1999 года при посещении Иркутска экспертами проекта Ириной Горшковой и Марией Котовской.

Большое желание обучаться в школе женского лидерства высказали студенты ИГУ после выступления перед ними Е.Ф. Лаховой и презентации такой школы А.А Широбоковой.

Опыт многопланового участия проектной группы Байкальского региона в избирательной кампании 1999 года дал очень много для понимания политической ситуации в регионе, методов продвижения интересов женщин. Было констатировано, что в рамках современных политических процессов не проявляется целенаправленного активного интереса к женским организациям. Женщины пока не рассматриваются как серьезные политические партнеры. Но для избрания женщин в законодательные органы пока шансов больше при включении их в списки партий и блоков, конечно, на соответствующие ближние позиции, чем баллотирование в одномандатных округах. По мнению А. Широбоковой, их участие в данной избирательной кампании следует рассматривать как "разведку", своего рода "маркетинговое исследование". В результате этого исследования были критически переосмыслены способы и приемы проведения избирательной кампании и сделан вывод, что "избирательные технологии зачастую рождаются просто на ходу", и хотя деньги значат много, т.к. позволяют привлекать квалифицированные имиджмейкерские команды, например, из Москвы, но это имеет и оборотную сторону: этим людям приходится практически с нуля "погружаться" в местную проблематику. Значит, рано или поздно придет осознание необходимости создания своих местных имиджмейкерских команд, и представительницы женских организаций, стратегической целью которых является продвижение женщин во власть, должны обязательно участвовать в этом процессе. Женщины могут сделать многие виды работ качественнее, скрупулезнее, лучше, а главное - дешевле.

Как отметила эксперт из Москвы И. Горшкова, представляется реальным массированное женское участие в выборах и прохождение в местные органы власти (в областную, городскую Думу), тем более что в адрес женщин уже поступают такие предложения "сверху". Об этом рассказала одна из участниц встречи из Саянска, где в нынешней городской Думе из 12 депутатов 7 женщин.

Участницы проектной группы видят на этом пути главную трудность - пассивность, даже апатию электората, особенно его женской части. Опыт общения с избирательницами свидетельствует об их глубокой погруженности в решение бытовых проблем, женские социальные инициативы не находят понимания и поддержки. Обсуждение вопросов политической жизни вызывает отторжение. Вместе с тем именно среди женщин необходимо искать своих основных сторонниц. В этой связи представляется необходимым инициирование появления сети различных женских групп, которые бы охватывали как можно большее число женщин, объединенных общим хобби, клубами по интересам (общество любителей кошек, вязание крючком и пр.), но находящихся в орбите крупной организации. Нужно не отталкивать женщин, которые явно не интересуются политикой, а понимать интересы других людей.

Такая организация, как Союз женщин "Ангара", осознает свой главный "предвыборный" потенциал и даже капитал - позитивный опыт решения социальных проблем своего региона инициативными группами, входящими в состав Союза.

Ниже приводится итоговый документ совместной работы Союза женщин "Ангара" и Лиги избирательниц Байкальского региона - сформулированный список женских интересов, который предлагался кандидатам в депутаты ГД РФ для включения в их предвыборные программы и использовался при анализе опубликованных программ кандидатов, чтобы определиться, кого из них будут поддерживать женские организации региона.

Женские интересы (равные права и равные возможности)

1) Социально-экономическое положение. Лозунг: экономическую независимость - женщинам.

Механизм реализации. Поддержка женского предпринимательства и широкого участия женщин в развитии малого бизнеса: микрокредитование; формирование организационной, информационной и финансовой инфраструктуры; совершенствование системы подготовки и переподготовки женщин с учетом новых возможностей и потребностей.

2) Здоровье. Лозунг: здоровая семья - основа здорового государства.

Механизм реализации. Охрана репродуктивного здоровья, материнства и детства:

- организация финансирования специализированных программ здорового образа жизни ("Репродуктивное здоровье граждан", "Сознательное родительство", "Ответственное репродуктивное поведение");

- обеспечение гарантированного конституцией права женщин на бесплатную медицинскую помощь.

3) Насилие. Лозунг: семья без насилия - государство без конфликтов.

Механизм реализации. Обеспечение прав на личную безопасность граждан:

- принятие закона о предотвращения насилия в семье;

- развитие сети кризисных центров, профилактика насилия;

- повышение правовой культуры и информированности женщин об их правах;

- защита прав детства и юношества.

4) Женщины и власть. Лозунг: гендерная симметрия - гарантия социальной стабильности государства.

Механизм реализации. Продвижение женщин в структуры исполнительной и законодательной власти всех уровней:

- внесение изменений и дополнений в избирательное законодательство, позволяющее расширить представительство женщин в списках кандидатов в депутаты от политических партий и объединений;

- введение Уполномоченного по правам женщин в Комиссии по правам человека;

- поддержка образовательных программ в специализированных школах женского лидерства;

- введение в штатные расписания организаций и учреждений должности уполномоченного по правам женщин.

5) Гражданские инициативы. Лозунг: развитие третьего сектора - основа гражданского общества в России.

Механизм реализации. Развитие и поддержка общественных и некоммерческих организаций: социальное партнерство НКО с государством; налоговая политика, поддерживающая и стимулирующая развитие НКО; учебные программы по организации и управлению НКО для образовательных учреждений.

6) СМИ. Лозунг: женщины России - это шанс России.

Механизм реализации. Формирование нового информационного пространства; доступ женских организаций к СМИ, принадлежащим государству, с целью изменения стереотипов представления женщин; законодательное ограничение на распространение порнографии и сцен насилия.

По материалам российско-британского проекта подготовлено к печати Элеонорой Ивановой