#1 (10)
2000 г.
Архив журналов | Содержание _

Нас становится все меньше и меньше в структурах власти.

 

Людмила Завадская

кандидат юридических наук,

государственный советник юстиции II класса,

директор программы по защите

прав женщин ABA CEELLI

Многие акты, результирующие право женщин быть избранными в структуры власти, не реализуются. Последние выборы в Государственную Думу РФ - тревожный сигнал обществу. В Госдуме всего 7,7% женщин. Демократизм разве не включает в себя выдвижение женщин на уровень принятия решений? Да, включает! Разве нет конституционной нормы о равных правах и равных возможностях для двух полов? Есть! Что мешает ее реализации? Реализация пассивного избирательного права - права избирать - не вызывает критики. И мужчина и женщина юридически и фактически эгалитарны в его осуществлении. Более того, выборы демонстрируют всем, что женщины-избирательницы активнее мужчин в своем электоральном поведении.

Проблема в ином - в реализации прав быть избранными в структуры власти. Активное избирательное право - это право быть в политике. И оно не реализуется женщинами. А ведь нормативные предпосылки для этого есть. Нам предстоит преодолеть стереотипы общества, что женщина и власть не соединимы. Для этого необходимо сделать одно - начать работать по разрушению этого стереотипа. Работа должна вестись в двух направлениях: с женскими организациями, которые должны стать влиятельной силой общества на будущих выборах и с самим обществом. Оно должно быть более демократичным и уважать принцип конституционного равенства на деле.

Политические партии не поддержали идей по поводу введения квот для женщин при выдвижении кандидатами в депутаты. А это канал реальный, который способен быть каналом, соединяющим общество и власть! Отсутствие женщин во власти не способствует осуществлению идеи развития самого общества. Оно отсекает ум, талант, образование женщин. И это обкрадывает само общество, которое держится за старые стереотипы.

Власть и женщина должны иметь перспективу в меняющемся мире. Россиянки не должны быть вытеснены из власти только на том основании, что общество болеет старой, но излечимой болезнью - патриархатной моделью построения общества.

Излечим от этой болезни общество, и оно станет в перспективе не только демократичным, но и развивающимся.

Акты, приведенные ниже, говорят о том, что Закон и Право на стороне женщин России.

 

Основные законодательные и нормативные акты, иные документы, регулирующие права женщин в политической среде

1. Конституция РФ. Ст. 19.3

Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

  1. Конституция РФ. Ст. 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

4. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия.

  1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Ст. 7

(Ратифицирована. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980г.)

Государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны, и в частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право:

а) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы;

б) участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного самоуправления;

г) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954г.

"О ратификации"Конвенции о политических правах женщин".

5. Указ Президента РФ от 30 июня 1996г N1005

"О повышении роли женщины в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ."

6. Указ Президента РФ от18 июня 1996г. N932

"О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000г." п.п.1 - 3.

7. Постановление Правительства РФ от 8 января 1996г. N6

"О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации".

Концепция по улучшению положения женщин в Российской Федерации ( утв. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996г. N6).

Раздел I

Важнейшие особенности статуса женщин, вызывающие особую озабоченность в Российской Федерации.

Иные документы

    1. Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин. Найроби. Кения 1985г. Пункты 86-92.
    2. Венская декларация и программа действий 25 июня1993г.
    3. Международный Пакт о гражданских политических правах. Вступил в силу 23 марта 1976г.
    4. Статья 3

      Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

    5. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Провозглашена ГА ООН 7 ноября 1967г.
    6. Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1 - 5 сентября 1995г.).