#1 (10)
2000 г.
Архив журналов | Содержание _

Женщины идут во власть ...но не могут дойти

Ирина Герцик председатель совета Лиги избирательниц Калининградской области

Количество женщин в Государственной Думе 3-го созыва уменьшилось на 2% по сравнению с предыдущим составом Думы.

Анализ состава депутатов Госдумы показывает снижение количества женщин-депутатов. Вот только несколько цифр: Госдума 1-го созыва (1993г). - 13,6%, Госдума 2-го созыва (1995г.) - 10% (45 женщин). Женщины в нынешней Думе представлены до неприличия малым числом: 34 из 441 депутата - меньше 8%!

На фоне перманентного системного кризиса и незатухающей войны в Чечне даже этот небольшой гендерный анализ воспринимается общественным сознанием как"детские игры". Более того, проблемы женщин и молодежи кажутся уже действующим депутатам Государственной Думы столь несущественными, что в Комитете по делам женщин и молодежи нет необходимого кворума. Всего шесть депутатов хотели бы заниматься этой проблематикой, другие же подались в более"престижные" комитеты.

Мы можем долго анализировать гендерный аспект принимаемых политических решений, но реальное изменение ситуации возможно только тогда, когда участие самих женщин в политической жизни будет более активным. Что делать в первую очередь? Активнее выдвигаться кандидатами в депутаты на всех уровнях! Это, кстати, советуют и депутаты-мужчины, жестко возражающие против введения квот для женщин в партийных списках. Мол, пусть женщины активней выдвигаются в одномандатных округах, на выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления.

А женщины пока вяло выдвигаются. Как показали выборы в Государственную Думу, из 245 одномандатных округов в 76 женщины вообще не выдвигались. Всего депутатами хотели стать 216 женщин, а прошло только 20, 14 прошли по партийным спискам. Даже в Москве, Санкт-Петербурге - городах, где можно говорить о существовании политической культуры, женского движения, женщины практически не выдвигаются. При выдвижении кандидатов в депутаты по партийным спискам женщины стоят, как правило, на непроходных местах.

Почему это происходит? У женщин не хватает уверенности в собственных силах, не хватает знаний предвыборных технологий, недостает финансовых средств и знаний, каким образом их искать. Их пугает огромная конкуренция со стороны мужчин - кандидатов в депутаты. Например, в Калининградской области в областную Думу выдвигалось 119 кандидатов. Женщин было всего 17 человек, стали депутатами 4. Наша практика показывает: там, где соотношение кандидатов 1:2 или 1:3 (один кандидат - женщина, остальные - мужчины), побеждает, как правило, женщина. Так что не надо бояться, надо выдвигаться.

Скоро выборы в большинстве субъектов РФ в представительные органы власти и органы местного самоуправления. Это удачный повод разработать и реализовать программу поддержки женщин - кандидатов в депутаты.

На наш взгляд, следует объединить наши усилия и совершить прорыв сначала на уровне местного самоуправления. В Калининградской области, например, представительство женщин в органах местного самоуправления не более 12%. Ничтожно мало! А доля женщин в составе населения области составляет 53%. Налицо явный дисбаланс между численностью женского населения Калининградской области и количеством женщин-депутатов. Мы предлагаем совместно разработать программу поддержки женщин - кандидатов в депутаты. Пилотный проект может быть"обкатан" в трех-четырех регионах, где в ближайшее время состоятся выборы. В Калининградской области, например, выборы грядут в октябре 2000 - марте 2001 года.

Для участия в проекте в регионах должна быть составлена база данных женщин-лидеров. Далее должен быть разработан тест, по результатам которого определяется, готова ли женщина выдержать трудности предвыборной борьбы и работать в представительном органе власти. Кстати, подобное тестирование давно и успешно применяет организация"Список Эмили", консультирующая женщин - кандидатов в депутаты от демократической партии США.

Необходимо обучение женщин - кандидатов в депутаты предвыборным технологиям, применение которых позволит успешнее конкурировать с соперниками-мужчинами в предвыборной борьбе.

Уже на этапе выдвижения женщины - кандидаты в депутаты будут чувствовать себя увереннее, зная, что информационная, консультативная поддержка им обеспечена. Большие проблемы возникают у женщин-кандидатов с ведением собственной рекламной кампании. Не все столь богаты, как Ирина Хакамада, чтобы оплачивать услуги рекламных агентств. Возможно, для женщин-кандидатов, не обладающих большим предвыборным фондом, можно было бы предложить какие-то недорогие, но эффективные рекламные ходы, обменяться опытом разных регионов. Ведь даже предвыборные листовки женщин-кандидатов зачастую напоминают пресловутые"Их разыскивает милиция". Неэффективной оказывается предвыборная борьба и тогда, когда у женщин-кандидатов нет четких представлений о структуре предвыборного штаба, о том, каким образом привлечь финансовые средства, добровольцев и, в конечном итоге, голоса избирателей.

Хорошо бы поучить наших женщин ведению публичных дебатов, умению эффектно преподнести свою предвыборную программу в те несколько минут рекламного времени, которые предоставляются местными телекомпаниями.

Объединив наши усилия, мы добьемся большего, чем поодиночке. Реализовав подобный проект в трех-четырех регионах, мы получим реальные шансы увеличить процент женщин в местных органах власти, а в будущем добиться гендерного паритета в государственных представительных органах власти.

Мы ищем партнеров, заинтересованных в наших предложениях и готовы выступить координаторами проекта в нашем регионе.