#2 (12)
2001 г.
Архив журналов | Содержание _

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Доклад на конференции "Гражданское общество и власть")

Москва, 19 февраля 2002 г.
М.В. Гордеева,
кандидат экономических наук,
руководитель Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ


Конвенция о правах ребенка 1989 года относится к основополагающим международным документам в области обеспечения защиты прав и законных интересов детей. Положения Конвенции, прежде всего принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, недискриминации, права ребенка на жизнь и полное гармоничное развитие личности, являются основным руководством к действию в интересах детей.
Правительство Российской Федерации стремится к тому, чтобы дух и положения Конвенции, которая была ратифицирована нашей страной в 1990 году, были максимально полно отражены в государственной социальной политике в отношении детей и последовательно проводились в жизнь. На этом пути удалось достигнуть определенного прогресса.
В рамках государственной социальной политики сформирован самостоятельный блок в отношении детей. Решение проблем детства строится на основе среднесрочной стратегии действий. Широко используется положительно зарекомендовавший себя на практике программно-целевой метод решения актуальных проблем детства. В 1995-2000 годах благодаря реализации Национального плана действий в интересах детей удалось в значительной мере продвинуться в решении многих острых проблем. В связи с завершением срока действия основополагающих стратегических документов, определяющих государственную политику в отношении детей, на межведомственной основе разработаны документы, определяющие стратегию действий в интересах детей на предстоящее десятилетие, а также мероприятия в этой области на ближайшие два года.
Подготовлен проект Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации). В августе 2001 года Правительством Российской Федерации утвержден План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы.
Удалось значительно продвинуться в формировании новой, адекватной сегодняшним социально-экономическим реалиям законодательной базы обеспечения прав и законных интересов детей в соответствии с нормами Конвенции.
Произошли принципиальные перемены в системе социальной защиты детей, возникли новые формы социальной поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья; сформировалась и динамично развивается система социальных учреждений нового типа - учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Приоритетным направлением деятельности по обеспечению прав детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства таких детей. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случаях международного усыновления.
Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Приняты меры нормативного и организационного характера, направленные на обеспечение доступности услуг здравоохранения, профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращения распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически стопроцентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность (в 2001 году, по предварительным данным, она составила 14,8 на 1000 родившихся).
Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции, межведомственной координации деятельности министерств и ведомств.
С 1994 года в режиме мониторинга ежегодно готовится государственный доклад о положении детей в Российской Федерации. Наряду с аналитическими статьями по основным проблемам жизнедеятельности детей доклад содержит большой объем статистической информации по всем аспектам положения детей, о мерах, принимаемых на государственном уровне по решению проблем детства. Справочник распространяется как среди федеральных и региональных органов государственной власти, так и среди широкой общественности, прежде всего общественных и научных организаций, занимающихся проблемами детей.
Углубленному анализу состояния дел в области обеспечения прав и законных интересов детей, корректировке мер, принимаемых государством, способствует подготовка национальных докладов о выполнении Конвенции о правах ребенка. В 1999 году Комиссией ООН по правам ребенка был рассмотрен второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка. В настоящее время идет работа по подготовке третьего периодического доклада.
С 1993 года работает Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции о положении детей и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Только в 2001 году на ее заседаниях были рассмотрены такие важные вопросы, требующие межведомственной координации, как: промежуточные итоги выполнения Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка; периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах; соответствие российской системы правосудия в отношении несовершеннолетних международным нормам; проблемы занятости детей и подростков наихудшими формами добывания средств к жизни и методы их решения.
Налаживаются диалог и позитивное сотрудничество структур гражданского общества и государственной власти на всех уровнях.
Конвенция о правах ребенка - фундаментальный международный документ. Ее нормы охватывают весь комплекс прав ребенка. Каждая из 45 статей Конвенции, касающихся конкретных прав ребенка, заслуживает особого доклада. Сегодня представляется целесообразным остановиться только на некоторых, наиболее важных и сложных проблемах детей России в контексте положений Конвенции. В частности, на проблемах обеспечения прав детей, в том числе детей-инвалидов, защиты детей от любого рода насилия и жестокого обращения, включая экономическую и сексуальную эксплуатацию, профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, увеличения выделения финансовых и материальных ресурсов на реализацию политики в отношении детей. На эти проблемы было обращено внимание в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка на второй периодический доклад о выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка.
Большое значение в практической реализации прав детей отводится ресурсному обеспечению реализации социальной политики, перераспределению средств в пользу нуждающихся и пр. Обозначившаяся тенденция к экономическому росту и предпринимаемые Правительством РФ усилия позволили достигнуть положительных изменений в этой области.
Значительно увеличились объемы финансирования из средств федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ по улучшению положения детей, которые рассматриваются Правительством как важный инструмент реализации государственной социальной политики в отношении детей, защиты их прав и обеспечения жизненных интересов.
Если в 1998 году на 100% была профинансирована только программа "Одаренные дети", то уже по итогам 1999 года в полном объеме профинансированы практически все федеральные целевые программы. В целом объем финансирования по сравнению с 1998 годом в 2000 году увеличился почти в 2,2 раза (694,7 млн. руб. и 1492,68 млн. руб. соответственно).
По окончании срока действия программы "Дети России" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001-2002 годы. Финансирование программ предусмотрено в существенно большем объеме. Бюджетом 2001 года затраты на реализацию программы "Дети России" в целом увеличены по сравнению с 2000 г. на 23,4%, в том числе на программу "Развитие социального обслуживания семьи и детей" - на 41,6%, "Безопасное материнство" - на 40,3%, "Дети-инвалиды" - на 28,8%, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - на 26%, "Дети-сироты" - на 20,2%. Фактические объемы финансирования с учетом дополнительных доходов были еще выше.
С учетом дополнительных доходов объемы средств, выделенных из федерального бюджета в 2001 году на финансирование программ, по сравнению с 2000 годом увеличились более чем в два раза, а по программе "Дети-инвалиды" - более чем в три раза (по программе "Дети-инвалиды" - 186,4 млн. руб. в 2000 г. и 621,2 млн. руб. в 2001 году, по программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей" - 46,5 млн. руб. и 105,0 млн. руб., по программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 110,3 млн. руб. и 239,3 млн. руб. соответственно). Это позволило существенно продвинуться в решении задач, определенных программами. Помимо средств из федерального бюджета, на реализацию указанных федеральных целевых программ привлекались средства бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетных источников (по предварительным данным, в целом в 2001 году на сумму более 950 млн. руб.).
В 2002 году на реализацию федеральных целевых программ, входящих в блок программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы, в федеральном бюджете предусмотрено 801,3 млн. рублей.
Важно, что обеспечивается 100% финансирование и других программ и мероприятий, предусматривающих решение неотложных проблем детства. Так, в 2001 году обеспечено финансирование в полном объеме федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2002 годы". Программа включает мероприятия по совершенствованию системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, в том числе детьми и молодежью; разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений методики проведения антинаркотического просвещения, пропаганду здорового и безопасного образа жизни; систему лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотиков без назначения врача. Учитывая значимость работы по профилактике наркомании, федеральным бюджетом на 2002 год финансирование указанной федеральной целевой программы предусмотрено в объеме 309 млн. рублей.
Значительно возрос объем средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на организацию оздоровительной кампании детей и подростков. В 2001 году на организацию детской оздоровительной кампании из федерального бюджета было запланировано 600 млн. рублей. Фактически же выделено свыше 1 млрд. 150 млн. рублей, в том числе свыше 550 млн. рублей за счет дополнительных доходов (1998 год - 110,6 млн. руб., 1999 год - 321,2. млн. руб.). Это позволило уже второй год обеспечивать круглогодичный отдых и оздоровление детей и подростков, существенно увеличить число детей, охваченных организованными формами отдыха (около 10 млн. детей в 2001 году), сохранять на доступном для родителей уровне стоимость путевок, направлять дополнительные средства на обеспечение отдыха детей, нуждающихся в особой поддержке государства. В частности, в 2001 году было направлено около 37 млн. руб. в Республику Саха (Якутия) на оздоровление детей из районов, пострадавших от весеннего паводка, и около 18 млн. руб. - на отдых и оздоровление детей Чеченской Республики.
Увеличены объемы средств, направляемых на прямую материальную поддержку семей с детьми, что позволило повысить размеры государственных пособий, значительно сократить задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка.
С 1 января 2001 года (впервые после четырехлетнего перерыва) в среднем на 20% были повышены размеры пособий гражданам, имеющим детей. В настоящее время стоит задача дальнейшего поэтапного повышения размера пособия. На первом этапе, с 1 января 2002 года, повышены размеры пособий, связанных в основном с рождением ребенка: единовременного пособия при рождении ребенка, по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий - в 3 раза (соответственно с 1,5 тыс. руб. до 4,5 тыс. руб. и со 100 руб. до 300 руб.), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет - в 2,5 раза (с 200 до 500 руб.). На втором этапе планируется, при условии погашения имеющейся задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка, повысить и его размер.
Начиная с 2000 года к выплате ежемесячного пособия на ребенка привлекаются средства федерального бюджета. На эти цели в 2000 году было выделено 3,2 млрд. руб. С 2001 года изменен механизм финансирования ежемесячного пособия на ребенка: текущее финансирование выплаты ежемесячного пособия на ребенка теперь в полном объеме осуществляется из федерального бюджета целевым назначением. Это положение закреплено федеральным законом.
Перечисленные федеральные меры, а также усилия самих регионов по улучшению положения с выплатой пособий позволили добиться сокращения задолженности. Ее сумма сократилась более чем на 40%, и если на 1 августа 1999 года она составляла 30,3 млрд. руб., то на 1 января 2002 года - 17,1 млрд. руб.
Улучшению благосостояния семей с детьми способствовали также снижение за 2001 год почти на 14% задолженности по заработной плате, рост реальных денежных доходов почти на 6%.
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, - детская беспризорность и безнадзорность.
Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностной ориентации населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Мощным фактором детской безнадзорности, помимо проживания в неблагополучной семье, несомненно становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Характеризуя масштаб проблемы, необходимо различать понятия "беспризорные" и "безнадзорные" дети.
Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль над их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует. К этой категории можно отнести всех так называемых проблемных детей при живых родителях. Они становятся объектами внимания криминальных структур.
Беспризорность - крайнее проявление безнадзорности. Беспризорные полностью прервали отношения со своей семьей, ушли из дома. Они становятся детьми, оставшимися без попечения родителей, проживают на улицах и вокзалах, вовлекаются в наихудшие формы занятости, от попрошайничества до проституции. Данные за последние 5 лет показывают, что количество беспризорных детей во всей стране составляет от 100 до 130 тысяч ежегодно, или 1/10 от общего числа безнадзорных детей. Принимая во внимание остроту ситуации, проблеме детской беспризорности и безнадзорности в последние годы уделялось большое внимание.
Вопрос о мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних дважды рассматривался на заседаниях Правительства (в 1999 и в феврале 2002 года), в 2001 года - на заседании Совета безопасности. Действующая Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации регулярно анализирует состояние дел по профилактике детской безнадзорности и беспризорности. В январе - феврале 2002 года в ряде министерств (Минтруда, МВД, Минобразования) организована работа оперативных штабов по проблемам детской беспризорности и безнадзорности. В Минтруда открыта круглосуточная телефонная "горячая линия".
Активно формируется сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). На начало 2002 года их число достигло 911 учреждений (в 1997 году - 614). Это наиболее динамично развивающееся направление социального обслуживания семьи и детей
Социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - единственные в Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения, принимающие детей по их личному обращению, если ситуация, связанная с его жизненными проблемами, по мнению самого ребенка, определяется как трудная жизненная. Решение вопросов обеспечения права ребенка на уважение его личного мнения решается параллельно с сохранением права на воспитание его в родной семье. С семьей и ребенком работают психологи учреждения, социальная служба, обеспечивающая при необходимости в дальнейшем патронирование семьи. В результате в 2001 году 80 тыс. детей и подростков вернулись в родные семьи.
Восстановление семейных и социальных связей ребенка, профилактика беспризорности являются одним из основных направлений работы социальных служб. Укрепление позиций семьи, обеспечение стабильной психологической ситуации, оказание своевременной помощи позволяют сократить рост социального сиротства, обеспечить воспитание ребенка в оптимальных для его развития и роста условиях.
Одной из перспективных форм семейного устройства несовершеннолетних, реализуемой специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются семейные воспитательные группы. Это структурные подразделения специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; при этом дети живут и воспитываются в семье воспитателя, с которым заключается трудовой договор.
Помимо названных учреждений, на решение проблем семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, профилактики этих явлений направлена деятельность и других учреждений социального обслуживания в помощь семье и детям. В целом за 2001 год в 2744 учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,6 млн. несовершеннолетних.
В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действуют 94 центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Начиная с 1997 года, федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обеспечивает поддержку развития системы учреждений профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Только в 2001 году объем финансирования программы с учетом дополнительных доходов составил 239,234 млн. рублей.
В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания в 2001 году шла работа по подготовке проекта соответствующего соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств. В настоящее время этот документ готовится Исполкомом Содружества Независимых Государств к рассмотрению на заседании Совета министров иностранных дел и Совета глав правительств Содружества.
За короткий срок Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решена проблема организации и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений. В 2000-2001 годах на эти цели были выделены средства из федерального бюджета. Практически во всех субъектах Российской Федерации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, созданы транзитные специализированные учреждения, осуществляющие прием и перевозку по территории Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания. В настоящее время органами исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств.
Несомненно, основным нормативным актом, регулирующим деятельность созданной системы, является Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (╧ 120-ФЗ). Каким бы несовершенным он ни был, в нем четко определены основные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которыми наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются Минтруда России, МВД России, Минобразования России, Минздрав России. Законом установлены компетенция каждого ведомства, полномочия и сфера ответственности.
Вместе с тем пока не удалось переломить негативные тенденции с детской безнадзорностью и беспризорностью.
В законодательстве существует целый ряд пробелов, способствующих распространению этих негативных явлений. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут реализовать эту функцию в полной мере, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, а также с расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Действующая в настоящее время сеть социозащитных учреждений соответствует нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации, примерно на 22%; количество учреждений (особенно это касается социальных приютов) не соответствует потребностям в них. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
Органами исполнительной власти столицы практически до 2000 года не предпринималось активных действий по созданию условий для решения проблем детской безнадзорности и детской беспризорности. На начало 2001 года в Москве в системе органов социальной защиты населения и органов по делам молодежи действовало лишь 3 социальных приюта для детей. Только во втором полугодии 2001 года создано государственное экспериментальное учреждение "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних".
В настоящее время правительством Москвы принят ряд дополнительных мер по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности. Утвержден межведомственный совет по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, который возглавляет мэр Москвы Ю.М. Лужков. Увеличено количество мест в учреждениях социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения. Утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи. В настоящее время, по данным Комиссии социальной защиты населения Москвы, число мест в учреждениях для несовершеннолетних составляет 1007.
Проблема детской безнадзорности и беспризорности сложна и многоаспектна, ее успешное решение возможно только при активном участии широкой общественности, всего гражданского общества. К сожалению, пока потенциальные возможности общественных организаций в решении проблем детской беспризорности и безнадзорности используются не в полной мере.
В ближайшее время необходимо принять дополнительные меры по снижению остроты ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью, а именно:
* внести в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дополнения в части расширения профилактических функций органов внутренних дел;
* урегулировать вопрос правового обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые должны обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
* сформировать банк данных о "неблагополучных" детях, не посещающих без уважительных причин школу, детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, детях, нуждающихся в особых условиях воспитания, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, правонарушителях, детях из неблагополучных семей и т.п.;
* разработать четкий порядок взаимодействия ведомств в соответствии с их компетенцией по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне.
С проблемой безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних тесно соприкасается проблема экономической эксплуатации детей, вовлечения их в другие наихудшие формы труда, определенные Конвенцией Международной организацией труда ╧ 182.
Указанный вопрос является острой проблемой для многих стран, в частности, он актуален и для нашей страны. При сотрудничестве с МОТ начата последовательная работа по борьбе с распространением наихудших форм детского труда и эксплуатации детей.
В Санкт-Петербурге и Москве проведено обследование детей, живущих и работающих на улице. Проект показал ряд проблем на пути пресечения распространения наихудших форм детского труда. В частности, сложности выявления и пресечения случаев занятости детей и подростков попрошайничеством и проституцией, проблемы реабилитации таких детей, отсутствие достоверной информации о масштабах данного явления, что в определенной степени обусловлено несовершенством законодательства, отсутствием эффективного механизма его реализации, недостаточностью профилактических мер в этой области.
В настоящее время готовятся предложения о возможности ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ ╧182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и реализации ее положений на практике. В связи с высокой социальной значимостью проблемы работа активизирована.
Для практического обеспечения прав и законных интересов детей большое значение Конвенцией придается созданию механизма независимого контроля за соблюдением прав детей, в том числе контроля за функционированием в числе прочего системы детских учреждений и обеспечение прав детей, находящихся в них.
В последние годы достигнуты определенные успехи в создании структур независимого контроля за соблюдением прав ребенка. На обеспечение прав и интересов детей, в том числе и детей, воспитывающихся в домах-интернатах, детей в системе отправления правосудия, направлена деятельность региональных уполномоченных по правам ребенка в ряде субъектов Российской Федерации. Проект при сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) начал свое действие с 1998 года, и в настоящее время учреждены посты 11 таких уполномоченных, в том числе три - на основе закона субъекта Российской Федерации. В числе прав уполномоченных - беспрепятственное посещение детских учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, в том числе домов-интернатов для детей-инвалидов.
Введение поста уполномоченного по правам ребенка рассматривается нами как действенный механизм, способствующий более полному обеспечению прав детей, а в случае нарушения прав - их восстановлению. При этом данный институт полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международных документов, определяющих способы защиты прав детей
В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации начата разработка проекта Федерального закона об основах организации деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Еще одна болевая точка российского общества - дети с ограниченными возможностями здоровья.
В последние 5 - 10 лет произошли значительные изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, а также интеграции в общество детей, имеющих ограничения в здоровье. Прежде всего необходимо отметить, что с 1999 года в соответствии с международными стандартами в Российской Федерации возраст для признания ребенка инвалидом повышен с 16 до 18 лет.
Основные усилия в сфере детской инвалидности в настоящее время сосредоточены на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, массовом обследовании новорожденных с целью выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации, обеспечении детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами, оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Главной целью является комплексная медицинская реабилитация таких детей в условиях проживания в семье.
Действенным механизмом обеспечения достижения этой цели является развитие новых специализированных социальных учреждений - реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Количество реабилитационных центров системы социальной защиты населения возросло на начало 2002 года до 237 (в 1997 году - 152). Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей, других учреждений социального обслуживания семьи и детей функционируют еще отделения реабилитации. Особенностью большинства учреждений является их многопрофильность, способность оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией.
Реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2001 году обслужено 180 тыс. детей-инвалидов и около 65 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов в (1997 году - 94 тыс. и 31 тыс. соответственно). Родители детей-инвалидов обучаются здесь методикам реабилитации детей, которые можно применять дома самостоятельно, им оказывается адекватная психолого-педагогическая и юридическая помощь. Учреждения реабилитации имеют стационарные отделения и отделения дневного пребывания, что дает возможность родителям детей-инвалидов не прекращать трудовую деятельность в связи с уходом за ребенком. В целом же в 2001 году различные виды помощи в системе социального обслуживания семьи и детей получила практически каждая вторая семья, воспитывающая ребенка-инвалида.
Важное место в решении проблем профилактики детской инвалидности и оказания помощи детям-инвалидам в социальной и медицинской реабилитации, реинтеграции их в общество отводится реализации федеральной целевой программе "Дети-инвалиды". С 1999 года финансирование программы регулярно увеличивается и обеспечивается в полном объеме, средства, выделяемые из федерального бюджета на ее выполнение, увеличиваются, программа получила статус президентской.
Все это свидетельствует о приоритетности для государства решения проблем этой категории детей.
Важнейшей проблемой в области социальной защиты детей-инвалидов является обеспечение комплексной реабилитации и развития детей, воспитывающихся в домах-интернатах для детей-инвалидов. Сегодня в 157 домах-интернатах для детей-инвалидов находится около 32 тыс. детей-инвалидов с тяжелыми физическими и умственными недостатками (всего детей-инвалидов в Российской Федерации более 670 тыс.). В настоящее время ведется работа по превращению интернатов для детей-инвалидов в стационарные реабилитационные учреждения. В настоящее время подготовлены Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей (детей с физическими недостатками)". Данным документом рекомендуется увеличение штатных единиц среднего медицинского и педагогического персонала; введение новых специалистов (врача-реабилитолога, психотерапевта, логопеда, психолога, социального педагога, социального работника и др.); введение новых направлений деятельности по реабилитации детей-инвалидов (психолого-медико-социальное, психолого-педагогическое). Это позволит обеспечить реализацию индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в полном объеме, разработку и внедрение новых реабилитационных технологий, повышающих результативность реабилитационного процесса.
К сожалению, существует большой блок вопросов законодательного характера, касающихся ювенальной юстиции, содержания детей под стражей, обращению с ними в местах лишения свободы, укрепления механизма в расследовании преступлений против детей, в частности детей, ставших жертвами насилия или злоупотребления, ощутимого продвижения по которым пока не произошло. Это объясняется в числе прочего и их сложностью, вследствие чего они не могут быть решены объективно за короткий срок. Успешное их решение, как и дальнейшее продвижение на пути улучшения положения детей в России, обеспечения их прав и законных интересов в соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка, возможно лишь при тесном и плодотворном сотрудничестве всех структур гражданского общества и государственной власти.
Работа по созданию условий для обеспечения прав и законных интересов детей в соответствии с духом и буквой Конвенции продолжается. В первом чтении принят Федеральный конституционный закон "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", названным законом предусмотрено создание в системе судов общей юрисдикции ювенальных судов.
В целях ужесточения ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Законопроект предусматривает расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, посягательств на половую неприкосновенность, сексуальную эксплуатацию. Это позволит реализовать в нормах уголовного законодательства положения российского законодательства, направленные на обеспечение нормального развития несовершеннолетних, их нравственности и здоровья.
С целью совершенствования государственной политики в отношении детей, выработки эффективных механизмов обеспечения прав и законных интересов детей предстоит утвердить Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года.
Большее место в улучшении положения детей отводится программно-целевому методу, который позволяет сконцентрировать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы.
В связи с завершением действия федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы в 2002 году предстоит разработать единую федеральную целевую программу "Дети России" на 2003-2006 годы, которая будет включать подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации ╧ 790 утверждена федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)". В нее наряду с прочими включены такие подпрограммы, как "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Вакцинопрофилактика", "О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации", "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем", "Неотложные меры по предупреждению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (анти-ВИЧ/СПИД)".
В консолидированном бюджете на 2002 год впервые на образование предусмотрено больше средств, чем на оборону.
Перечисленные меры будут способствовать продвижению на пути улучшения положения детей, обеспечения их прав и законных интересов в соответствии с нормами и принципами Конвенции.
В 2002 году должен быть представлен ООН третий периодический доклад о выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. К его подготовке, как это предусмотрено процедурой, будут привлечены федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации, представители общественных и научных организаций. Проект доклада будет широко обсуждаться. Подготовка доклада позволит еще раз тщательно и всесторонне проанализировать выполнение Конвенции в Российской Федерации.