ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РАМКАХ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.С. Смирнова,
кандидат юридических наук
Одной из наиболее сложных задач современной России является
изменение взаимоотношений власти и человека. В Конституции Российской
Федерации 1993 года впервые было провозглашено: "Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
За последние годы в России был принят ряд законов, усиливающих гарантии
соблюдения прав граждан, были ратифицированы основополагающие международные
соглашения в области прав человека. Вместе с тем демократические преобразования
и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали
существенному прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод российских
граждан.
Сложности социально-экономического положения привели к снижению уровня
жизни и к массовым нарушениям прав детей. За последние три года их количество
сократилось почти на 4 млн. Детская смертность в России в 1,5 раз выше,
чем в среднем в мире. В ходе реформирования государственной системы были
разрушены многие механизмы защиты прав детей. Часть детей сегодня находится
вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантирует
Конституция Российской Федерации и многочисленные законы.
Следует отметить, что положение с правами человека является показателем
уровня развития общества. В этих условиях важно создание новых, демократических
институтов, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека государственными
органами. Таким институтом, известным во многих странах, стал институт
омбудсмана. В России он именуется Уполномоченным по правам человека, статус
которого впервые был закреплен Конституцией Российской Федерации 1993
года.
Защите прав ребенка посвящена значительная часть работы, проводимой аппаратом
Уполномоченного на протяжении всех лет его деятельности. Но, к сожалению,
наличие ряда причин, имеющих объективный характер, не позволяет Уполномоченному
в полной мере охватить все области деятельности государства, затрагивающие
права ребенка.
Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис
последних лет обусловили рост детской безнадзорности. Показатели детской
беспризорности в настоящее время разнятся от 2,5 млн. до 4 млн., но, безусловно,
это недопустимая цифра для нашего государства, имеющего достойные традиции
в этой сфере. Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны, - отмечается
в Докладе Уполномоченного за 2000 год. Все эти причины в свою очередь
ведут к увеличению числа преступлений, совершенных лицами, не достигшими
14 лет (возраста уголовной ответственности).
В России в настоящее время около 2 млн. неграмотных детей, которые пополняют
собой ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок. Недостаточное
финансирование образовательной системы приводит к тому, что ряд детей
оказывается за пределами школы.
Такая проблема, как социальное сиротство, является актуальной для России.
Число детей-сирот доходит до 625 тыс. При этом дети, осиротевшие в результате
смерти родителей, составляют лишь 10%. Ухудшаются условия пребывания детей
в детских домах. Растет число их самовольных уходов из этих учреждений.
Проведенные прокуратурой проверки подтверждают факты жестокого обращения
с детьми в интернатах ряда регионов России. Прокурорами внесено около
300 представлений (в том числе в Министерство образования Российской Федерации).
Поступающие в настоящее время в аппарат Уполномоченного жалобы освещают
эту проблему во всей остроте. Так, обращение, поступившее от председателя
Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области в защиту
четырех детей, брошенных на произвол судьбы молодой жительницей г. Баку,
не могло оставить равнодушными ни сотрудников аппарата Уполномоченного,
ни представителей государственных структур, к которым пришлось обращаться
за помощью. Дети указанной гражданки, многократно оставляемые ею в детских
учреждениях России, нуждаются в юридическом оформлении их статуса. Сложности
возникли по причине того, что мать, ведя бродяжнический образ жизни, утеряла
документы детей, сама исчезла из города. Сотрудниками аппарата Уполномоченного
были запрошены соответствующие структуры органов внутренних дел, которые
проявили должную оперативность по розыску матери. Было направлено письмо
с ходатайством о содействии в Азербайджан, где родились дети и где, по
их словам, у них имеются родственники, с целью направления в адрес интерната
копий свидетельств о рождении. Судьба этих детей, к сожалению, типичная
для российских регионов, подвергшихся миграционным потокам, является показательной
для представления о проблемах. В связи со сказанным, необходимо отметить,
что особую озабоченность Уполномоченного вызывает положение вынужденных
переселенцев. Они испытывают сложности в связи с постановкой на учет по
месту пребывания, приобретения статуса вынужденного переселенца, выплатой
компенсации за оставленное жилье и имущество, получением постоянного или
временного жилья, трудоустройством на новом месте жительства. Имеются
трудности с медицинским обслуживанием и пенсионным обеспечением. О подобных
фактах Уполномоченный сообщал в Федеральную миграционную службу России
и требовал устранения недостатков. В настоящее время реформа, охватившая
эту сложную структуру, не позволяет эффективно воздействовать на процесс
защиты столь уязвимой категории населения.
Необходимо также отметить, что все имеющиеся проблемы взрослого населения
отражаются на положении несовершеннолетних. Проблемы безработицы, низкий
уровень заработной платы родителей, недостаточное выделение материальных
средств на детские пособия, алкоголизация и криминализация населения -
все проблемы бумерангом возвращаются в семьи.
Для преодоления негативных тенденций, способствующих распространению этих
явлений, необходима стабилизация в экономической и социальных сферах.
Важны законодательные меры. В 1999 году был принят Федеральный закон "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
реализация которого имеет большие сложности. Значимым стало принятие в
рамках президентской программы "Дети России" Федеральной целевой
программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
позволившей за счет средств федерального бюджета укрепить материально-техническую
базу учреждений и служб государственной системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, разработать ее научно-методические
основы, организовать подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся
этой работой. Необходим государственный подход к проблеме укрепления российской
семьи в целом, к повышению ее статуса, к закреплению этого понятия на
уровне идеологии. Имеет особую актуальность повышение осознания молодежью
такого важного в жизни шага, как заключение брака. Необходима пропаганда
здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей, среди которых дети
имеют наиболее значимое место.
Уполномоченный не остается в стороне от решения этих проблем, реагирование
его отличается своевременностью и целенаправленностью. В большинстве случаев
государственные органы принимают к сведению замечания, высказанные Уполномоченным,
что свидетельствует о наметившемся взаимопонимании перспектив нашего сотрудничества.
Уполномоченный поддерживает идею учреждения ювенальной юстиции в Российской
Федерации. Он включен в состав Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних
при Правительстве Российской Федерации, которой поручено осуществление
мер по защите прав детей в нашей стране.
Проблемы эти требуют комплексного подхода к поиску путей разрешения. В
силу того, что дети являются самой незащищенной группой населения, для
обеспечения их прав нужны дополнительные независимые механизмы. Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и неправительственных
организаций о создании в России института Уполномоченного по правам ребенка.
Но на сегодняшний день вопрос остается открытым.
Защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения,
должна стать одним из приоритетов в социальной политике государства. В
любом обществе забота о самых обездоленных, о тех, кто не в состоянии
обеспечить себя сам, всегда ложится на плечи государства. К Уполномоченному
продолжают поступать жалобы на сложности реализации Федерального закона
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В отдельных
регионах продолжается систематическая невыплата пособий на содержание
детей. Такими регионами являются Приморский край, Амурская, Ростовская
область. Основной причиной создавшейся ситуации является недостаточное
финансирование расходов на выплату пособий из средств местных бюджетов.
После обращений Уполномоченного к судебным приставам удалось реализовать
решения судов о погашении задолженности по детским пособиям ряду заявителей
из Ярославской области и Приморского края.
В заключение необходимо отметить, что проблемы нарушения прав ребенка
не могут быть решены одним из звеньев государственной системы, необходимо
активное слаженное участие всего государственного механизма. В аппарате
российского омбудсмена рассматривается вопрос о создании отдельного подразделения,
деятельность которого будет непосредственно связана с проблемами несовершеннолетних.
Безусловно, мы готовы к более действенному сотрудничеству со всеми заинтересованными
государственными органами и населением.
Обозначенные в настоящей статье проблемы несовершеннолетних, с которыми
приходится сталкиваться Уполномоченному и сотрудникам его аппарата, являются
лишь частью работы, которую предстоит нам всем проделать - как государству,
так и обществу - с целью защиты прав детей, которые должны стать достойными
продолжателями лучших традиций российского государства. Гражданское общество,
о необходимости формирования которого много говорится в настоящее время
в средствах массовой информации, должно также способствовать закреплению
в сознании населения ответственности за подрастающее поколение. У общества,
которое не уделяет должного внимания детям, не может быть будущего. Сегодня
ребенок, смотрящий на окружающий мир чистым, доверчивым взглядом, нуждается
в защите. Россия должна вернуться к лучшим традициям прошлого по закреплению
его статуса - будущего гражданина, защитника, строителя и устроителя своего
отечества.
|