#2 (12)
2001 г.
Архив журналов | Содержание _

О КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Л.В. Корбут,
член-корреспондент Международной академии информатизации


Современное право в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверства, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, данных ему от рождения, потребовали особых гарантий, концептуальных и правовых, для разработки международных мер по защите прав человека. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение "основополагающих прав человека". В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека1, послужившие началом новой эры международного законотворчества в этой области. Организация Объединенных Наций создала "универсальный свод законов" по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека, включающие экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права, а также ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.
Действительно, благосостояние детей, их права и защита их прав были настоятельной заботой Организации Объединенных Наций, и чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом ООН, осуществляющим международную помощь детям.
Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты, что права детей следует охранять. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им "счастливое детство", заявив, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет", гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
Декларация подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако было ясно, что она не обеспечивала надлежащей правовой базы и требовала дальнейшего усовершенствования.
Решив отметить двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого года было проведено множество мероприятий и проявлен ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН2 проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, это дало основание для ее последующей ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств.
После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и для избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах, принимаемых по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов, предоставляемых государствами каждые пять лет, Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в котором приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.
Если какое-либо государство не приняло ничего в должной мере из рекомендаций, которые были ему сделаны при рассмотрении первоначального доклада Комиссией, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию и указать страну, которая не выполнила положений Конвенции и рекомендаций Комитета. Такому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций, что отразится на положении детей в данной стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в их странах.
Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты "Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей", а также "План действий по ее осуществлению", которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.
Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.
По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требований перед международным сообществом. Кроме того, предусматривалось, что следует способствовать контролю за государственной политикой в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является "великой хартией вольности" для детей и "мировой конституцией" прав ребенка - важнейшим документом в серии гарантирующих обеспечение защиты прав человека согласно международному праву. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения".
Из Конвенции следует, что ребенок является субъектом права и что все права человека - гражданские, культурные, экономические, политические и социальные - необходимые для его выживания, развития и защиты, взаимозависимы и неделимы.
Конвенция в ст. 1 определила, что "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста", за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, совершеннолетие наступает раньше.
Важнейший принцип международного права, касающийся недискриминации, включен в Конвенцию как один из основополагающих принципов (ст. 2). В Конвенции говорится, что "государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств". Кроме того, Конвенция рекомендует принятие мер по обеспечению защиты детей от всех форм дискриминации или наказания в связи с положением, деятельностью, мнениями или убеждениями родителей ребенка, законных опекунов или членов семьи. Основой основ принципа недискриминации является обеспечение равных прав и равных возможностей девочкам и мальчикам, детям-беженцам, детям иностранного происхождения, детям коренных и малочисленных народов, которые должны иметь права, какие имеют дети остального населения.
Неполноценным детям, детям-инвалидам должна быть предоставлена одинаковая со всем остальным населением возможность пользоваться правом на надлежащий жизненный уровень.
Конвенция (ст. З) настоятельно рекомендует в действиях в отношении детей государственным или частным учреждениям руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности, чтобы дать детям всю полноту защиты и заботы, которые необходимы для их благополучия. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений, ведающих вопросами социального обеспечения, и его осуществление как одного из основополагающих установлений Конвенции считается одной из важнейших задач.
Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, выживание и развитие. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях гарантирования права ребенка на жизнь и создания условий, способствующих обеспечению в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка, включая физическое, умственное, духовное, нравственное, психологическое и социальное развитие, при уважении человеческого достоинства, а также в целях подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе.
Конвенция знаменательна тем, что она проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и его права свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам, причем этим взглядам рекомендуется уделять должное внимание "в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка" (по вопросам семейной и школьной жизни, при отправлении правосудия, при помещении в учреждения по уходу за детьми и во время нахождения в них, при осуществлении процедур, связанных с предоставлением убежища и др.) (ст. 12).
Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свободам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (ст. 7); сохранению индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст. 8); свободе выражения своего мнения, праву получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопасности, здоровью или нравственности населения (ст. 13); свободе мысли, совести и религии (ст. 14); свободе ассоциаций и мирных собраний (ст. 15); защите личной жизни, семейной, неприкосновенности жилища, тайне корреспонденции, защите от посягательства на честь и репутацию (ст. 16); доступу к соответствующей информации и материалам из национальных и международных источников (ст. 17); праву не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст. 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни пожизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые совершены лицами моложе 18 лет (ст. 37а),
Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком (ст. 5); ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка (ст. 18, п.п. 1-2); случаям разлучения ребенка с родителями и воссоединению семьи (ст. 9 и 10); незаконному перемещению и невозвращению из-за границы детей (ст. 11); решению проблем по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (ст. 27, п. 4); особым случаям, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (ст. 20); усыновлению (ст. 21); периодической оценке условий, связанных с попечением о ребенке (ст. 25); грубому обращению и отсутствию заботы о ребенке, защите его от всех форм физического и психологического насилия (ст. 19); физическому и психологическому восстановлению ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов в условиях, обеспечивающих здоровье и достоинство ребенка (ст. 39).
Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и жизненного уровня детей, обеспечивающих их выживание и здоровое развитие (ст. 6, п. 2); охраны здоровья и услуг в области здравоохранения (ст. 24); социального обеспечения, служб и учреждений по уходу за детьми (ст. 26 и ст. 18, п. 3); детей, неполноценных в умственном и физическом отношении (ст. 23); уровня жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27, п.п. 1-3).
Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (ст. 28).
Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни (ст. 31).
В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях: дети-беженцы (решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм международного гуманитарного права (ст. 22); дети в вооруженных конфликтах, включая вопросы физического и психологического восстановления (ст. 38, ст. 39); дети в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних (ст. 40); дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение (ст. 37 b-d).
Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, включая выполнение любой работы, которая представляет опасность для здоровья ребенка, его физического, умственного, духовного, морального и социального развития (ст. 32). В этой же статье устанавливается возрастной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.
Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (ст. ЗЗ) и от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34), а также от похищения детей, торговле ими в любых целях и в любой форме (ст. 35). При осуществлении этой статьи необходимо координироваться с положениями других статей Конвенции, например по усыновлению, трудовой и сексуальной эксплуатации.
Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (ст. З0).
Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о правах ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции как для взрослых, так и для детей, а также доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.
Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она касается только самых насущных интересов ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, минимум прав, который должен иметь каждый ребенок, но это ни в коем случае не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться в законе государства-участника или в нормах международного права, действующих в отношении данного государства (ст. 41).
Государства должны стремиться расширять круг прав своих детей, принимая для этой цели дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.
Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.
Пока же во многих странах, в том числе и в РФ, национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет закон, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.
Поэтому так важно широко информировать во всех странах как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции о правах ребенка. Не случайно ООН объявила десятилетие (1995-2004 годы) по преподаванию прав человека. Естественно, что преподавание прав ребенка как составной части прав человека путем популяризации положений Конвенции является первейшей и неотлагательной необходимостью.
Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы поощрения и защиты прав детей и являющаяся на данном этапе уникальным собранием установлений с точки зрения полноты охвата проблем детства, подтверждает свою исключительную необходимость не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, бoльшим, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению.

1 Ст. 1 Устава утверждает, что уважение к правам человека является основным средством достижения целей Организации Объединенных Наций, а статьи 55 и 56 прямо обязывают государства-членов ООН содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод".
2 В 1946 г. Экономический и Социальный Совет создал Комиссию по правам человека, которая принялась за разработку основных прав и свобод человека. Комиссия - орган ООН, определяющий основные направления деятельности по защите прав человека, - изучает проблемы, возникающие в этой области, систематизирует новые международные нормы, наблюдает за соблюдением прав человека во всем мире, предоставляет помощь и рекомендации при образовании правозащитных организаций в новых или только возникающих демократиях.