РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАСТЛЕНИЯ"
г. Москва 4 февраля 2002 г.
Рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся социально-правовой
защиты детей от сексуальной эксплуатации, нравственного и физического
растления, участники парламентских слушаний отмечают:
современное состояние социально-правовой защиты половой неприкосновенности,
нормального развития, нравственности детей не соответствует сложившейся
и прогнозируемой социальной и криминальной ситуации в этой сфере, требованиям
международного права и отечественного законодательства, направленным на
охрану несовершеннолетних;
нуждаются в выполнении рекомендации Комитета по правам ребенка ООН, вынесенные
в адрес России по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября
1999 г., о принятии всех необходимых мер для ускорения процесса реформирования
законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от
любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений
как в семье, так и вне ее;
внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес на содержании
притонов и сводничестве, проституции, порнографии, развитии теневого рынка
сексуальных услуг и вовлечении в эту порочную деятельность несовершеннолетних,
распространены организованные формы сексуальной эксплуатации детей в коммерческих
целях;
вызывает крайнюю обеспокоенность распространение новых, нетрадиционных
форм открытого, массового, публичного растления несовершеннолетних, сексуализации,
маргинализации и криминализации сознания и поведения детей и подростков
с использованием в этих целях средств массовой информации, специализированных
эротических периодических изданий, рекламы, видеоиндустрии, современных
телекоммуникационных средств, сети Интернет, образовательно-просветительских
проектов и иных каналов информационного воздействия;
в настоящее время отсутствуют исчерпывающие научно обоснованные данные,
статистическая картина и прогнозы вышеуказанных процессов в их влиянии
на будущее России;
действующее уголовное законодательство России не учитывает в полной мере
появления новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный,
зарубежный и международный секс- и порнобизнес, в открытые и завуалированные
разновидности проституции;
необходимо пересмотреть не обоснованное специальными познаниями в области
детской психиатрии, психологии, педагогики, физиологии и других отраслей
знания законодательное решение о снижении до 14 лет в Уголовном кодексе
РФ возраста потерпевших от развратных действий и иных ненасильственных
половых преступлений, повлекшее безнаказанное расширение за счет несовершеннолетних
социальной базы секс- и порнобизнеса;
до сих пор не находят должной государственной оценки и адекватного противодействия
общественно опасные деяния взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних
в порнобизнес, в оборот продукции, оказание услуг и в зрелищные мероприятия,
имеющие выраженную сексуальную направленность (пип-шоу, стриптиз-клубы,
эротические и порнографические фото- и видеосъемки, массажные эротические
салоны и т.п.);
требуется незамедлительное принятие комплекса законодательных, социальных,
финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных
мер, направленных на защиту духовной и информационной безопасности детей
и подростков, обеспечение их нормального нравственного, психического,
духовного и физического развития, включая меры регулирования и контроля
над хлынувшими в современное российское общество информационными потоками,
в том числе распространяемыми через сети Интернет;
до сих пор не реализована в отраслевом законодательстве России норма ст.
14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" от 3 июля 1998 года о защите "ребенка от информации,
пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, в том числе ... от распространения печатной продукции, аудио-
и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".
Принимая во внимание важность и неотложность решения обсуждаемых проблем,
их значение для обеспечения национальной безопасности России, участники
парламентских слушаний считают необходимым РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1. Президенту Российской Федерации:
претворить в жизнь конституционную обязанность государства по защите
и поддержке материнства, детства и семьи, включая повышение социального
престижа института семьи, материального благосостояния, уровня и качества
жизни российских семей;
уделить особое внимание созданию условий для нормального развития, духовной
и информационной безопасности детей в основных сферах их жизнедеятельности
(в семье, в сферах воспитания, образования, культуры, массовой информации),
защите несовершеннолетних от нравственного и физического растления, сексуальной
и экономической эксплуатации в качестве приоритетного направления государственной
политики в области охраны детства и обеспечения интересов национальной
безопасности России;
установить систематический контроль за деятельностью федеральных органов
исполнительной власти по созданию условий для нормального нравственного,
психического и духовного развития несовершеннолетних, предупреждению их
растления и эксплуатации, вовлечения в занятие проституцией, секс- и порноиндустрию;
поручить Правительству Российской Федерации:
осуществлять в полном объеме финансирование федеральных целевых программ
и мероприятий, направленных на защиту детства, предупреждение растления
и эксплуатации несовершеннолетних;
организовать и сопроводить соответствующим финансированием комплексные
(с привлечением специалистов различного профиля в области охраны детства),
межведомственные научные исследования состояния проблемы, ее взаимосвязи
с другими социальными болезнями общества: детской беспризорностью, безнадзорностью,
правонарушениями, суицидом, психическими аномалиями среди несовершеннолетних,
их виктимизацией, ростом заболеваний, передаваемых половым путем, ранней
беременностью, младенческой и материнской смертностью и врожденными патологиями
детей, родившихся от несовершеннолетних матерей;
поручить Прокуратуре Российской Федерации:
разработать единую коцепцию борьбы с сексуальной эксплуатацией и растлением
несовершеннолетних;
повысить эффективность надзора за соблюдением законности в сфере охраны
половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
принять в приоритетном порядке проект Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации",
направленный на усиление уголовной ответственности за нравственное растление,
сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;
привести действующие федеральные и проектируемые законодательные акты
в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими
международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального
и нравственного совращения, эксплуатации и сексуальных злоупотреблений;
строить законопроектную работу в области охраны детства, руководствуясь
принципом системного, комплексного подхода к созданию правовых гарантий
обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, их нормального
психического, нравственного и духовного развития (прежде всего в законодательстве
о массовой информации, образовании, культуре, гражданском, семейном, административном
праве);
инициировать разработку и принятие Федерального закона "О защите
нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации";
продолжить законодательную деятельность по расширению социально-правовых
гарантий защиты несовершеннолетних от любых (в том числе коммерческих
и публичных) форм растления, сексуальной эксплуатации, посягательств на
половую неприкосновенность, а также от пропаганды насилия, жестокости,
сексуальной вседозволенности, потребления наркотических средств и психотропных
веществ;
дополнить ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" пунктом о проведении специальной
комплексной экспертизы (психолого-педагогической, психолингвистической,
психиатрической, культурологической, криминологической, религиоведческой)
материалов средств массовой информации и рекламы, предназначенных для
детей и подростков, а также образовательных программ, методик, учебной
и учебно-методической литературы (особенно используемых в экспериментальных
проектах), предоставив право инициирования таких экспертиз педагогам,
воспитателям, родителям и самодеятельным организациям учащихся;
дополнить Закон РФ "Об образовании" нормой, устанавливающей
гарантии обеспечения сохранности жизни и здоровья, психической, духовной
и физической безопасности детей при осуществлении экспериментальной и
инновационной деятельности в системе общего и дополнительного образования;
установить в отраслевом законодательстве норму об обязательном получении
добровольного информированного согласия родителей на участие их несовершеннолетних
детей в любых видах экспериментальной и инновационной деятельности (образовательного
и просветительского характера, в анкетировании и опросах и пр.), как дополнительную
правовую гарантию защиты детей от растлевающих видов информационнного
и психического воздействия.
3. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
поддержать проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление
уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение
и эксплуатацию несовершеннолетних;
продолжить законодательную работу, направленную на обеспечение информационной
безопасности, защиту нравственности, психического, нравственного и духовного
здоровья и нормального развития детей в сферах массовой информации, образования
и культуры, а также на ограждение несовершеннолетних от оборота продукции,
оказания услуг и организации зрелищных мероприятий сексуального характера.
4. Правительству Российской Федерации
при разработке федеральных целевых программ, направленных на защиту детства,
особое внимание уделять противодействию деструктивным процессам в социально-культурной
и духовно-нравственной сферах общества, порождающим жестокое обращение
с детьми, их сексуальную эксплуатацию и растление, предусматривая меры
по восстановлению, сохранению и приумножению отечественных созидательных
традиций семейного и коллективного воспитания несовершеннолетних;
разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации пакет законопроектов, направленных на охрану прав детей на нормальное
психическое и нравственное развитие, информационную и духовную безопасность
в сферах образования, воспитания, культуры, массовой информации и рекламы;
разработать и внедрить в повседневную практику систему мер по реабилитации
несовершеннолетних жертв сексуального совращения и эксплуатации;
принять комплекс мер, направленных на сокращение незанятости несовершеннолетних
в сферах образования, трудоустройства и организованных форм досуга, как
социальной предпосылки их вовлечения в проституцию, секс- и порнобизнес;
обеспечить достоверную статистическую информацию о состоянии, структуре
и региональной распространенности незанятости несовершеннолетних;
во исполнение действующего законодательства обеспечить соблюдение запретов
на распространение среди несовершеннолетних печатной, аудио-, видео- и
иной продукции сексуального (эротического) характера, а также информации,
популяризирующей антиобщественное и преступное поведение, пропагандирующей
нормы и ценности криминальной среды; принять меры, направленные на предупреждение
и пресечение использования несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании
и распространении указанных видов продукции;
разработать предусмотренные ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и обеспечить введение
в действие нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
иной информации (включая информацию, содержащуюся в рекламе, образовательных
программах, используемую в образовательных методиках и учебно-методической
литературе, при оформлении полиграфической продукции учебного назначения),
не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16
лет;
установить систематический контроль за внедрением и соблюдением указанных
нормативов в деятельности средств массовой информации, рекламных агентств
и образовательных учреждений;
в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности
ребенка, защиты его от негативных воздействий и реализации положений п.
3 ст. 14 Федерального Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" разработать положения: 1) "Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для
детей" (как важнейших средств массовой коммуникации, воспитания,
обучения и социализации несовершеннолетних), 2) "О специальной комплексной
экспертизе (психолого-педагогической, психолингвистической, психиатрической,
культурологической, криминологической, религиоведческой) образовательных
программ, методик, учебной и учебно-методической литературы", 3)
"О специальной комплексной экспертизе материалов средств массовой
информации и рекламы, предназначенных для детей и подростков";
провести ревизию используемых и проектируемых в общеобразовательной практике
учебников, учебно-методических пособий и образовательных программ, а также
фондов школьных библиотек с целью выявления и исключения из них информации,
способной нанести вред нравственному и духовному развитию ребенка, его
психическому и физическому здоровью;
предусматривать в федеральных целевых программах предупреждения преступности
в Российской Федерации специальный раздел, включающий комплекс мер по
противодействию преступлениям против половой неприкосновенности, нравственности
и нормального развития несовершеннолетних;
разработать формы государственной статистической отчетности, отражающие
состояние преступности против половой неприкосновенности, нравственности
и нормального развития несовершеннолетних.
5. Верховному Суду Российской Федерации
провести обобщение судебной практики и разработать руководящие указания
по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131, 132, 133, 134,
135, 151, 241, 242 УК РФ, в отношении несовершеннолетних и малолетних
потерпевших.
|