#2 (12)
2001 г.
Архив журналов | Содержание _

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАСТЛЕНИЯ"

г. Москва 4 февраля 2002 г.

Рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся социально-правовой защиты детей от сексуальной эксплуатации, нравственного и физического растления, участники парламентских слушаний отмечают:
современное состояние социально-правовой защиты половой неприкосновенности, нормального развития, нравственности детей не соответствует сложившейся и прогнозируемой социальной и криминальной ситуации в этой сфере, требованиям международного права и отечественного законодательства, направленным на охрану несовершеннолетних;
нуждаются в выполнении рекомендации Комитета по правам ребенка ООН, вынесенные в адрес России по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., о принятии всех необходимых мер для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений как в семье, так и вне ее;
внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес на содержании притонов и сводничестве, проституции, порнографии, развитии теневого рынка сексуальных услуг и вовлечении в эту порочную деятельность несовершеннолетних, распространены организованные формы сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях;
вызывает крайнюю обеспокоенность распространение новых, нетрадиционных форм открытого, массового, публичного растления несовершеннолетних, сексуализации, маргинализации и криминализации сознания и поведения детей и подростков с использованием в этих целях средств массовой информации, специализированных эротических периодических изданий, рекламы, видеоиндустрии, современных телекоммуникационных средств, сети Интернет, образовательно-просветительских проектов и иных каналов информационного воздействия;
в настоящее время отсутствуют исчерпывающие научно обоснованные данные, статистическая картина и прогнозы вышеуказанных процессов в их влиянии на будущее России;
действующее уголовное законодательство России не учитывает в полной мере появления новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс- и порнобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции;
необходимо пересмотреть не обоснованное специальными познаниями в области детской психиатрии, психологии, педагогики, физиологии и других отраслей знания законодательное решение о снижении до 14 лет в Уголовном кодексе РФ возраста потерпевших от развратных действий и иных ненасильственных половых преступлений, повлекшее безнаказанное расширение за счет несовершеннолетних социальной базы секс- и порнобизнеса;
до сих пор не находят должной государственной оценки и адекватного противодействия общественно опасные деяния взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в порнобизнес, в оборот продукции, оказание услуг и в зрелищные мероприятия, имеющие выраженную сексуальную направленность (пип-шоу, стриптиз-клубы, эротические и порнографические фото- и видеосъемки, массажные эротические салоны и т.п.);
требуется незамедлительное принятие комплекса законодательных, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных мер, направленных на защиту духовной и информационной безопасности детей и подростков, обеспечение их нормального нравственного, психического, духовного и физического развития, включая меры регулирования и контроля над хлынувшими в современное российское общество информационными потоками, в том числе распространяемыми через сети Интернет;
до сих пор не реализована в отраслевом законодательстве России норма ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите "ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе ... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Принимая во внимание важность и неотложность решения обсуждаемых проблем, их значение для обеспечения национальной безопасности России, участники парламентских слушаний считают необходимым РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Президенту Российской Федерации:

претворить в жизнь конституционную обязанность государства по защите и поддержке материнства, детства и семьи, включая повышение социального престижа института семьи, материального благосостояния, уровня и качества жизни российских семей;
уделить особое внимание созданию условий для нормального развития, духовной и информационной безопасности детей в основных сферах их жизнедеятельности (в семье, в сферах воспитания, образования, культуры, массовой информации), защите несовершеннолетних от нравственного и физического растления, сексуальной и экономической эксплуатации в качестве приоритетного направления государственной политики в области охраны детства и обеспечения интересов национальной безопасности России;
установить систематический контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по созданию условий для нормального нравственного, психического и духовного развития несовершеннолетних, предупреждению их растления и эксплуатации, вовлечения в занятие проституцией, секс- и порноиндустрию;
поручить Правительству Российской Федерации:
осуществлять в полном объеме финансирование федеральных целевых программ и мероприятий, направленных на защиту детства, предупреждение растления и эксплуатации несовершеннолетних;
организовать и сопроводить соответствующим финансированием комплексные (с привлечением специалистов различного профиля в области охраны детства), межведомственные научные исследования состояния проблемы, ее взаимосвязи с другими социальными болезнями общества: детской беспризорностью, безнадзорностью, правонарушениями, суицидом, психическими аномалиями среди несовершеннолетних, их виктимизацией, ростом заболеваний, передаваемых половым путем, ранней беременностью, младенческой и материнской смертностью и врожденными патологиями детей, родившихся от несовершеннолетних матерей;
поручить Прокуратуре Российской Федерации:
разработать единую коцепцию борьбы с сексуальной эксплуатацией и растлением несовершеннолетних;
повысить эффективность надзора за соблюдением законности в сфере охраны половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

принять в приоритетном порядке проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;
привести действующие федеральные и проектируемые законодательные акты в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального и нравственного совращения, эксплуатации и сексуальных злоупотреблений;
строить законопроектную работу в области охраны детства, руководствуясь принципом системного, комплексного подхода к созданию правовых гарантий обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, их нормального психического, нравственного и духовного развития (прежде всего в законодательстве о массовой информации, образовании, культуре, гражданском, семейном, административном праве);
инициировать разработку и принятие Федерального закона "О защите нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации";
продолжить законодательную деятельность по расширению социально-правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых (в том числе коммерческих и публичных) форм растления, сексуальной эксплуатации, посягательств на половую неприкосновенность, а также от пропаганды насилия, жестокости, сексуальной вседозволенности, потребления наркотических средств и психотропных веществ;
дополнить ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" пунктом о проведении специальной комплексной экспертизы (психолого-педагогической, психолингвистической, психиатрической, культурологической, криминологической, религиоведческой) материалов средств массовой информации и рекламы, предназначенных для детей и подростков, а также образовательных программ, методик, учебной и учебно-методической литературы (особенно используемых в экспериментальных проектах), предоставив право инициирования таких экспертиз педагогам, воспитателям, родителям и самодеятельным организациям учащихся;
дополнить Закон РФ "Об образовании" нормой, устанавливающей гарантии обеспечения сохранности жизни и здоровья, психической, духовной и физической безопасности детей при осуществлении экспериментальной и инновационной деятельности в системе общего и дополнительного образования;
установить в отраслевом законодательстве норму об обязательном получении добровольного информированного согласия родителей на участие их несовершеннолетних детей в любых видах экспериментальной и инновационной деятельности (образовательного и просветительского характера, в анкетировании и опросах и пр.), как дополнительную правовую гарантию защиты детей от растлевающих видов информационнного и психического воздействия.
3. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

поддержать проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;
продолжить законодательную работу, направленную на обеспечение информационной безопасности, защиту нравственности, психического, нравственного и духовного здоровья и нормального развития детей в сферах массовой информации, образования и культуры, а также на ограждение несовершеннолетних от оборота продукции, оказания услуг и организации зрелищных мероприятий сексуального характера.

4. Правительству Российской Федерации

при разработке федеральных целевых программ, направленных на защиту детства, особое внимание уделять противодействию деструктивным процессам в социально-культурной и духовно-нравственной сферах общества, порождающим жестокое обращение с детьми, их сексуальную эксплуатацию и растление, предусматривая меры по восстановлению, сохранению и приумножению отечественных созидательных традиций семейного и коллективного воспитания несовершеннолетних;
разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов, направленных на охрану прав детей на нормальное психическое и нравственное развитие, информационную и духовную безопасность в сферах образования, воспитания, культуры, массовой информации и рекламы;
разработать и внедрить в повседневную практику систему мер по реабилитации несовершеннолетних жертв сексуального совращения и эксплуатации;
принять комплекс мер, направленных на сокращение незанятости несовершеннолетних в сферах образования, трудоустройства и организованных форм досуга, как социальной предпосылки их вовлечения в проституцию, секс- и порнобизнес; обеспечить достоверную статистическую информацию о состоянии, структуре и региональной распространенности незанятости несовершеннолетних;
во исполнение действующего законодательства обеспечить соблюдение запретов на распространение среди несовершеннолетних печатной, аудио-, видео- и иной продукции сексуального (эротического) характера, а также информации, популяризирующей антиобщественное и преступное поведение, пропагандирующей нормы и ценности криминальной среды; принять меры, направленные на предупреждение и пресечение использования несовершеннолетних в изготовлении, рекламировании и распространении указанных видов продукции;
разработать предусмотренные ст. 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и обеспечить введение в действие нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной информации (включая информацию, содержащуюся в рекламе, образовательных программах, используемую в образовательных методиках и учебно-методической литературе, при оформлении полиграфической продукции учебного назначения), не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет;
установить систематический контроль за внедрением и соблюдением указанных нормативов в деятельности средств массовой информации, рекламных агентств и образовательных учреждений;
в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий и реализации положений п. 3 ст. 14 Федерального Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" разработать положения: 1) "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей" (как важнейших средств массовой коммуникации, воспитания, обучения и социализации несовершеннолетних), 2) "О специальной комплексной экспертизе (психолого-педагогической, психолингвистической, психиатрической, культурологической, криминологической, религиоведческой) образовательных программ, методик, учебной и учебно-методической литературы", 3) "О специальной комплексной экспертизе материалов средств массовой информации и рекламы, предназначенных для детей и подростков";
провести ревизию используемых и проектируемых в общеобразовательной практике учебников, учебно-методических пособий и образовательных программ, а также фондов школьных библиотек с целью выявления и исключения из них информации, способной нанести вред нравственному и духовному развитию ребенка, его психическому и физическому здоровью;
предусматривать в федеральных целевых программах предупреждения преступности в Российской Федерации специальный раздел, включающий комплекс мер по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности, нравственности и нормального развития несовершеннолетних;
разработать формы государственной статистической отчетности, отражающие состояние преступности против половой неприкосновенности, нравственности и нормального развития несовершеннолетних.

5. Верховному Суду Российской Федерации

провести обобщение судебной практики и разработать руководящие указания по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131, 132, 133, 134, 135, 151, 241, 242 УК РФ, в отношении несовершеннолетних и малолетних потерпевших.