#2 (12)
2001 г.
Архив журналов | Содержание _

ВЫПИСКА ИЗ СТЕНОГРАММЫ
ОТКРЫТЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ КОМИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ НА ТЕМУ "СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАСТЛЕНИЯ"

 

4 февраля 2002 года

Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи С.П. Горячева.

Председатель.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы пригласили вас в Государственную Думу, чтобы всесторонне проанализировать ситуацию с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, сексуальной эксплуатацией детей, использованием их в наркобизнесе, в проституции. Вместе с приглашением мы заранее направили всем вам для изучения законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предложенный группой депутатов Государственной Думы. Также нам хотелось бы, чтобы сегодня в ходе обсуждения вы высказали свои точки зрения по этому законопроекту.
Сегодня в зале более 250 человек. Это депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств; среди них - министерство труда и социального развития, Министерства образования и здравоохранения, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и ряд других ведомств.
Мы очень благодарны субъектам Российской Федерации - 59 из них направили к нам своих представителей. Это и депутаты законодательных собраний, и представители исполнительных органов власти, комиссий по делам несовершеннолетних, уполномоченных по правам детей и подростков.
Большой интерес к слушаниям проявили наши уважаемые ученые, общественные организации, средства массовой информации, за это мы их также благодарим.

Председатель Комитета ГосДумы
по делам женщин, семьи и молодежи
Горячева С.П.

Уважаемые участники парламентских слушаний!
В этом зале нас собрала общая тревога и обеспокоенность за подрастающее поколение, за судьбу тех, кто оказался ненужным своим родителям, пополняя ряды беспризорников, кто стал, к сожалению, легкой наживой для преступников, извращенцев и дельцов.
Сегодня в нашей стране, переживающей демографический кризис, как минимум 1 миллион безнадзорных и беспризорных детей. Эта проблема за последние 10 лет выросла до размеров национального бедствия, и впору всем миром искать из нее выход. Не случайно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин потребовал от Правительства Российской Федерации самых решительных действий для осуществления незамедлительных мер по исправлению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью. Хотелось бы надеяться, что это не будет политической кампанией, так как действительно без государственных мер ситуацию не изменить.
Пока же дети брошены на произвол судьбы, мигрируют по городам и весям, становятся легкой добычей для бандитов, сутенеров, профессиональных попрошаек, порно- и наркодельцов. Неуклонно возрастает и количество преступлений в отношении детей, в том числе таких, как вовлечение их в любую незаконную сексуальную практику, включая сексуальное насилие, использование порно- и секс-индустрии. Нам особенно хочется поблагодарить газеты "Парламентская газета", "Труд", "Российская газета", "Россия" и другие, которые совершенно обоснованно обострили проблему сексуальной эксплуатации детей. Хочется выразить признательность и благодарность журналисту Аркадию Мамонтову за фильмы "Голубая орхидея", "Обратная сторона. Дети".
Сегодня действительно прямо можно говорить, что государственная политика в области защиты детей, в том числе от сексуальной эксплуатации и растления, явно неадекватна складывающейся ситуации; недостаточно эффективно и действующее законодательство. Именно поэтому на сегодняшних парламентских слушаниях мы предлагаем обсудить не только складывающееся положение, но и те правовые меры, которые необходимы для его исправления.
Настало время, когда необходимо ужесточить наказания за преступления в отношении несовершеннолетних - за сексуальную эксплуатацию, нравственное и физическое растление детей. Понятно, что это лишь одно из направлений защиты детей, но нельзя не видеть, что внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес на содержании притонов, сводничестве, проституции, порнографии, в который все больше втягиваются дети. Статистика свидетельствует, что в последнее время правоохранительными органами вскрывается все большее число таких преступных групп. Ежегодно в России выявляется, по самым скромным подсчетам, свыше 20 тысяч преступлений против половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних, а фактическое количество подобных деяний значительно выше официальной статистики. В Московский центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей помещено около 400 девочек, занимающихся проституцией. По количеству притонов разврата лидирует Новосибирская область - здесь выявлено 33 притона, в Санкт-Петербурге - 27, в Москве - 22. При этом десятки таких заведений остаются нераскрытыми. Активизировав свою деятельность, правоохранительные органы Москвы в декабре прошлого года выявили целую сеть притонов, разбросанных по городу и замаскированных под бани, сауны, салоны. Преступные синдикаты поняли, что можно зарабатывать огромные деньги, используя детей в качестве товара, причем почти легально, пользуясь несовершенством нашего законодательства, отсутствием должной государственной политики в этом сложном вопросе. Детей используют для удовлетворения извращенных потребностей педофилов; лица, причастные к порноиндустрии, реализуют свою продукцию по каталогам по всем без исключения регионам России. Для изготовления и распространения этих фотоснимков и видеозаписей, изображающих развратные и даже садомазохистские действия с детьми, сформированы преступные сети, объединяющие сотни и тысячи людей.
Специалисты-криминологи утверждают, что Россия по-прежнему остается страной чудес для педофилов всего мира, здесь даже появились посредники по организации секс-туров для извращенцев. О случаях секс-вояжа иностранцев в Россию можно рассказывать немало, достаточно вспомнить громкое дело "Голубой орхидеи" против изготовителей и распространителей детской порнографии с использованием Интернета. Одним из фигурантов дела оказался педофил из США, долго пользовавшийся этой порнографической страницей в Интернете, а затем прибывший в Москву для непосредственного сексуального общения с нашими мальчиками.
По неофициальным подсчетам, доля российской детской порнографии в платных сайтах мирового Интернета сегодня составляет более половины от всего массива, а прибыль от этого бизнеса уже сейчас измеряется умопомрачительными цифрами. Порносайты приносят своим владельцам десятки тысяч долларов в месяц. Российская преступность хорошо усвоила самый омерзительный вид бизнеса, связанный с превращением детей в источник наживы.
Притом, если потерпевшим становится взрослый, его будут искать по паспортным, по другим данным. А ребенок, не нужный своим родителям, не имеющий удостоверения о личности? Кто озаботится о подростке, живущем на вокзале, в подвале, канализационном люке, если он вдруг исчезнет? Ясно, никто.
Давайте все же коснемся и причин сложившейся ситуации. Многие из них, вполне очевидно, лежат на поверхности. Это прежде всего кризис нравственного и воспитательного потенциала семьи, бедность, разложение духовных устоев общества.
О чем вообще можно говорить, если под влиянием пропаганды красивой жизни некоторые матери сами приводят своих детей на эротические и порносъемки. Для многих из них торговля душой и телом превратилась в обыденный и, по сути, поощряемый обществом и некоторыми средствами массовой информации источник существования; и подталкивают их к этому помыслу не всегда нужда, но и снятие психологических барьеров, атрофия чувства стыда, о чем нередко с восторгом упоминается как о достижениях сексуальной революции в противовес пуританской морали.
А посмотрите, как живет российская семья. Каждая вторая семья с несовершеннолетним ребенком имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного уровня. При двух детях бедность отмечается в 65 процентах семей. При трех - свыше 80 процентов, а при четырех - практически во всех семьях.
Особые трудности испытывают семьи, где один из родителей безработный, а также неполные семьи. Каждый седьмой ребенок воспитывается в таких семьях.
В условиях коммерциализации образовательной, спортивно-оздоровительной, культурной сферы детям из бедных семей фактически закрыт доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.
Сейчас в России около 700 тысяч детей-сирот, это больше, чем в конце Великой Отечественной войны. Но если в войну родители погибали, то сейчас только 5 процентов истинных сирот, а остальные - так называемые социальные сироты при живых родителях.
Число беспризорных детей в стране, по разным данным (к сожалению, статистики официальной нет), оценивается в 1-2 миллиона человек, а в летний период, по некоторым оценкам, достигает 3-4 миллионов.
Дети, не нужные своим родителям, пополняют армию безнадзорных детей улиц, малолетних бродяг, попрошаек, проституток, правонарушителей и даже бандитов.
Пополняют ряды беспризорных и дети из стран СНГ. Из 25 тысяч несовершеннолетних, помещенных в прошлом году в центры временной изоляции, более 5 тысяч (около 20 процентов) прибыли с территорий субъектов Федерации и 1200 - из стран СНГ и Балтии. Именно эти несовершеннолетние чаще всего попадают в сферу криминальных интересов дельцов секс- и порнобизнеса.
Дети все чаще становятся жертвами непродуманной информационной политики в сфере массовой информации, рекламы, образования и культуры. На экранах кинотеатров и в видеосалонах, на телевидении, в печатных изданиях, в рекламе появилось непомерное количество коммерческой продукции, где культивируются жестокость, насилие, секс, где открыто попираются традиционные нормы морали и нравственного воспитания детей и юношества.
Некоторые специализированные журналы для несовершеннолетних провоцируют детей к раннему началу, извращениям половой жизни.
Так, к примеру, предназначенный для чтения детей 12-14-летнего возраста журнал "16", приложение к журналу "Ровесник", специальным решением судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации признан специализированным эротическим изданием, распространение которого среди несовершеннолетних запрещено действующим законодательством.
В связи с тем, что Россия, в отличие от развитых зарубежных стран, фактически впервые столкнулась с разнообразными формами открытого публичного растления детей, общество застигнуто врасплох, а российские дети оказались фактически и юридически незащищенными. Парадоксальная ситуация: в России сегодня нет закона, который регламентировал бы, какую продукцию сексуального характера можно производить и распространять, а какую - нет. В законодательстве даже не ищите определения порнографии, насилия, жестокости, сексуальной эксплуатации - их там просто нет. Не стоит поэтому удивляться, что имеющиеся на законодательном уровне запреты на распространение продукции порнографического характера, пропаганду насилия и жестокости остаются декларативными.
В уголовном законодательстве оборот детской порнопродукции не выделен в качестве особо опасного преступления и влечет такую же ответственность как и оборот любых иных форм порнографической продукции.
Отсутствует норма об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в порнобизнес, зрелищные мероприятия сексуального характера, в сферу оказания платных сексуальных услуг; не предусмотрена повышенная уголовная ответственность за организованные коммерческие формы растления детей.
Давайте же посмотрим, каково законодательство других стран. По уже упоминавшемуся ранее делу в отношении "Голубой орхидеи" российские власти вынуждены были отпустить американского секс-туриста, совращавшего российского мальчика, поскольку тому уже исполнилось 14 лет. Ведь по УК России развратные действия в отношении детей влекут уголовную ответственность только в отношении малолетних - до 14 лет. Несмотря на это, сексуальные похождения своего соотечественника американское правосудие сочло тяжким преступлением, он был арестован сразу по возвращении на родину, и по американским законам, ему грозят 45 лет тюрьмы.
В Бельгии 13 апреля 1995 года принят закон, который расширяет национальную юрисдикцию в случаях детской проституции и детской порнографии, детского секс-туризма. За безнравственные деяния с целью удовлетворения порочащих наклонностей других лиц путем подстрекательства, поощрение или облегчение развратных действий, нравственное разложение или вовлечение в проституцию, совершенные в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. А в отношении малолетних детей до 10 лет - на срок от 15 до 20 лет. За детскую порнографию карается лишением свободы любое лицо, которое демонстрирует, продает, распространяет или ввозит визуальный материал с изображением детей в возрасте до 16 лет независимо от согласия несовершеннолетнего.
В настоящее время законодательство 30 процентов государств Европы запрещает любые, в том числе и добровольные, сексуальные контакты между взрослыми и детьми, не достигшими 16-летнего возраста. В число таких государств входят Бельгия, Финляндия, Норвегия и другие. Более того, в отдельных странах возраст защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних в ряде случаев повышается до 18 лет. Это во Франции, Швеции, Канаде, Венгрии, Дании, Греции и других. В России ненасильственное преступление против половой неприкосновенности детей и общественной нравственности не отнесено законодательством к категории тяжких и особо тяжких. Это приводит к тому, что лица, осужденные за сексуальные преступления в отношении детей, выходят на свободу по амнистии или освобождаются досрочно и вновь совершают преступления.
Для сравнения: по уголовному кодексу Франции ненасильственное побуждение несовершеннолетних к развратным действиям карается сроком заключения от 5 до 7 лет и штрафом около 100 тысяч франков. Итальянское законодательство предусматривает лишение свободы сроком от 6 до 12 лет тюрьмы за производство детской порнографии. Несомненно, российское законодательство о защите детей от сексуальной эксплуатации нуждается в существенной доработке, в процессе которой необходимо учесть как зарубежный опыт, так и нормы международных правовых актов. А посмотрите, каковы они? В статье 34 Конвенции о правах ребенка предложено принимать все необходимые меры для предотвращения склонения или понуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности, эксплуатации детей в проституции, использования детей в порнографии и порнографических материалах. Специальный Стокгольмский 1996 года протокол Конвенции ООН о правах ребенка требует от государств принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации.
Международно-правовые обязательства России, связанные со вступлением ее в Совет Европы, также требуют инкорпорации в отечественном законодательстве - в том числе уголовном - требований Европейской конвенции по правам человека 1950 года, Европейской конвенции по соблюдению прав детей 1996 года.
Сознавая все это, наш Комитет, как я уже сказала, в содружестве с представителями других комитетов подготовил проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Его текст вам направлялся ранее. Мы предлагаем изменения 12 статей Уголовного кодекса и введения 3 новых статей. Это касается, в частности, статьи 135 об ответственности за вовлечение лиц, не достигших 16-летнего возраста, в оборот продукции сексуального характера. Статья 242 со значком 1 предусматривает уголовную ответственность за изготовление и оборот продукции порнографического характера с использованием детей. И, наконец, статья 242 со значком 2 предусматривает ответственность за распространение продукции, пропагандирующей насилие, жестокость, то есть направлена против криминализации общественного сознания.
Кроме этого, мы предусматриваем в проекте закона усиление уголовной ответственности за особо опасные формы посягательства на несовершеннолетних. И в частности, за коммерческие формы сексуальной эксплуатации детей и подростков, при которых дети становятся инструментом для извлечения наживы. За сексуальное посягательство со стороны лиц, от которых дети находятся в зависимости; к ним относятся родители, воспитатели, опекуны, педагоги. За публичные формы растления несовершеннолетних, в том числе совершаемые с использованием средств массовой информации, Интернета и других современных средств коммуникаций. За сексуальное посягательство на малолетних, за групповые и организованные формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних и за их рецидив. За эксплуатацию детей, вовлеченных в занятие проституцией сутенерами, сводниками, содержателями притонов.
Впервые предлагается ввести в Уголовный кодекс специальные нормы, предусматривающие достаточно жесткие меры ответственности за оборот детской порнографии, за публичные формы распространения материалов, пропагандирующих насилие, жестокость, наркоманию, токсикоманию, а также за интеллектуальные формы растления несовершеннолетних, в том числе связанные с вовлечением их в зрелищные мероприятия сексуального характера. Предлагается повысить с 14 до 16 лет возрастную границу уголовно-правовой защиты детей от ненасильственных преступлений против их половой неприкосновенности. Это статьи 134, 135. Те изменения, которые были внесены Федеральным законом от 25 июля 1998 года в статью 134 относительно понижения возраста уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних, были явно непродуманными, поскольку создали условия для безнаказанного использования детей 14-15-летнего возраста для удовлетворения извращенных сексуальных потребностей взрослых.
Проектом закона предусматриваются более длительные сроки лишения свободы. То есть мы считаем, что эти преступления должны быть отнесены к тяжким. Штрафные санкции более высокие, конфискация имущества в том случае, если преступления связаны с извлечением прибыли за счет несовершеннолетних. Вводится уголовная ответственность за торговлю детьми, сопряженную с незаконным удержанием их за границей для получения выкупа и для вовлечения в занятие проституцией или иных видов эксплуатации, принуждение, допустим, к работе в ночных клубах, притонах или иных подобных местах. Для правоприменительной практики очень важно, что в законопроекте дается определение ключевых понятий, таких как: понятия "продукция сексуального характера", "продукция порнографического характера", "пропаганда насилия и жестокости" и других. Это важно во избежание произвольного толкования самого закона. Законопроект подготовлен к первому чтению, а это означает, что нам важно услышать вашу точку зрения относительно самой концепции. Поддерживаете вы концепцию законопроекта или не поддерживаете. Мы готовы выслушать ваши замечания и предложения. Обещаем, что все они будут тщательно учтены, в том числе и критические. Если за основу будет принят этот законопроект, мы сможем во втором чтении поработать по конкретным статьям закона, по санкциям, по понятиям, и тогда мнение специалистов, уже более узких, нам будет очень важно. Мы считаем, что усиление уголовно-правовых мер - это часть большой работы, которую необходимо выполнить государству, чтобы защитить наших детей от нравственного и сексуального растления. Следует помнить слова древнего мудреца о том, что без общества целомудрия нет общества милосердия.
Я благодарю вас за внимание.

Начальник Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Бигулов А.А.

Уважаемые участники парламентских слушаний!
В последние годы в России все более угрожающими становятся проблемы нравственного растления, сексуального извращения и эксплуатации несовершеннолетних, распространение порнографии, проституции, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Несовершеннолетних все чаще стали использовать для получения прибыли.
Одной из доходных сфер бизнеса являются интимные услуги, предоставляемые подростками. В то же время средства массовой информации, вольно или невольно, стимулируют интерес несовершеннолетних к сексуальной сфере жизни. Телевидение, газеты, журналы изобилуют соответствующими материалами. С учетом того, что нравственное воспитание подростков оставляет желать лучшего, а зачастую отсутствует вовсе, пропагандируемая информация попадает на благодатную почву.
Эффективно противодействовать растлению несовершеннолетних не позволяет несовершенная нормативно-правовая база, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации. Лиц, совершающих антиобщественные деяния, зачастую невозможно привлечь к ответственности из-за отсутствия соответствующих норм в уголовном законодательстве, а привлекаемые подвергаются смехотворно незначительному наказанию или избегают его, например, из-за ставших ежегодными актов об амнистии. Некоторые преступления стали уже привычными и потому незамечаемыми. Так, в городе Москве за весь 2000 год было зарегистрировано всего лишь 22 факта содержания притонов, тогда как в каждом номере многих газет регулярно публикуются десятки объявлений о предоставлении так называемых интимуслуг. Но все виды сводничества, не сопряженные с предоставлением помещения, с 1997 года вообще выведены за пределы действия уголовного закона.
Наибольшее количество фактов содержания притонов выявляется в Новосибирской области, Санкт-Петербурге, Москве. Что же касается детской проституции по вызову, а тем более уличной проституции, то они приняли совершенно неконтролируемые масштабы, поскольку вот уже 5 лет не входят в предмет регулирования уголовного закона.
По незаконному изготовлению и распространению порнографии лидирует Москва, затем Санкт-Петербург, Краснодарский край, Омская область, Республика Татарстан, Самарская область и другие субъекты Российской Федерации.
Вместе с тем по фактам незаконного изготовления и распространения порнографии в 44 регионах страны, то есть в половине субъектов Федерации, за весь 2000 год (2001 год не привожу, поскольку статистика еще не готова) не было возбуждено ни одного уголовного дела. Между тем лица, причастные к порноиндустрии, распространяют свою продукцию по каталогам по всем регионам России. Повсеместно производятся съемки порнофильмов, которые через Москву и другие крупные города направляются потребителям за рубеж.
При этом низкая активность правоохранительных органов в возбуждении уголовного преследования по делам данной категории объясняется и несоответствием уголовного законодательства той степени общественной опасности, которой достигло данное направление криминальной деятельности. Речь идет о том, чтобы путем усиления санкции статьи 242 Уголовного кодекса России перевести данное преступление в категорию тяжких. Это предложение не следует воспринимать как носящее тотальный репрессивный характер. Его целью не является назначение излишне суровых наказаний. Вопрос назначения наказания относится к компетенции суда. Суд в соответствии с законом имеет возможность в зависимости от конкретных обстоятельств дела назначить наказание ниже низшего предела, установленного минимального предела, наказание, не связанное с лишением свободы, либо условное осуждение.
Однако отнесение данного вида преступления к категории тяжких позволит на законодательном уровне констатировать тот факт, что в настоящее время криминальная порноиндустрия, как вид антиобщественной деятельности, переросла рамки преступлений небольшой тяжести, которые приданы ей действующим законом. Указанный недостаток законодательства влечет за собой целый ряд неблагоприятных правовых последствий.
За период, прошедший после вступления в силу действующего Уголовного кодекса России, не было принято ни одного акта по амнистии, который не охватывал бы преступлений, предусмотренных статьей 242 Уголовного кодекса. В таких условиях массовый характер приобрело прекращение уголовных дел данной категории по не реабилитирующим основаниям.
Поэтому возбуждение большого количества уголовных дел, отнесенных ныне законодателем к категории дел о преступлениях небольшой тяжести, неспособно само по себе причинить сколько-нибудь существенный ущерб криминальным деятелям порноиндустрии. Деяния, предусмотренные данной и рядом других норм УК, фактически декриминализированы.
Особым спросом у зарубежных потребителей пользуется детская порнография. Для экспорта за рубеж фотоснимков и видеозаписей, изображающих развратные действия с детьми, сформированы преступные сети, в которых действует множество людей. Одним из примеров может служить группировка Кузнецова.
В ходе следствия было установлено, что Кузнецов и его сообщники, имея связи более чем в 20 городах России, получали оттуда фотоснимки, видеозаписи с изображением действий сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних детей. Далее эти материалы переправлялись в Германию, Великобританию, США, Италию, Канаду и другие страны. Следует отметить, что многие получатели этих материалов за рубежом были осуждены к длительным срокам лишения свободы, тогда как сам Кузнецов - к 2 годам лишения свободы, причем условно.
Неоправданно низкие санкции, предусмотренные статьями 241, 242 Уголовного кодекса России, только поощряют таких лиц к продолжению преступной деятельности. Только в городе Москве за последние два года в отношении Кузнецова и его сообщников на основании актов об амнистиях были прекращены 3 уголовных дела. Неудивительно, что участники этой группировки Сукорцев, Солнцев, Эльбе и другие вновь стали совершать преступления, связанные с изготовлением детской порнографии и опять привлечены к уголовной ответственности.
Группировка Кузнецова - не исключительный случай, такие же организации, изготовители и распространители порнографии были выявлены правоохранительными органами Санкт-Петербурга, Перми и других городов. Однако низкие санкции, предусмотренные уголовным законом, позволяют преступникам возобновлять свою преступную деятельность едва ли не сразу же после приговора суда или прекращения уголовного дела в результате очередной амнистии.
Надо признать, что нынешняя редакция диспозиции 242 УК по сравнению с аналогичной нормой Уголовного кодекса РСФСР явилась шагом назад в деле борьбы с этим явлением. Неудачная формулировка закона: "незаконное распространение порнографии" (подчеркиваю - незаконное) позволяет преступникам уходить от ответственности.
Специального закона о порнографии, как уже говорилось, не существует. Для того чтобы доказать незаконный характер ее распространения, следственным органам приходится ссылаться на международные нормы, правила торговли и даже приказ Министерства культуры Российской Федерации "О порядке проката кино- и видеопродукции". Многие торговцы порнографией в результате остаются безнаказанными, поскольку обоснованно ссылаются на то, что не нарушают никакого специального закона, и соответственно распространение ими порнографии нельзя признать незаконным.
Прежняя формулировка уголовного закона, содержавшегося в УК РСФСР 1960 года, позволяла противодействовать распространению порнографии более эффективно. Если в 1995 году по этой статье было возбуждено 845 уголовных дел, а в 1996-м - 1005, то в 1997 году, с началом действия нового Уголовного кодекса России, их количество снизилось в 2,5 раза и после этого снижалось ежегодно. Весьма негативную роль сыграло еще одно изменение данной нормы закона, которое коснулось исключения из диспозиции квалифицирующего признака: хранение с целью сбыта. По мнению действующего законодательства, изъятию подлежит лишь видеокассета с порнофильмом, явившаяся предметом контрольной закупки, тогда как целые склады, заполненные предназначенной к продаже порнопродукцией, должны возвращаться владельцам.
Следственными органами Москвы установлено, что на протяжении ряда лет на рынке "Горбушка" существовала организация по сбыту порнопродукции, так называемая "Треугольная аллея". В этот промысел, практически открытый, было втянуто более ста человек. К торговле порнографией привлекали и школьников тоже. Ежемесячный доход преступников достигал десятков миллионов рублей. К уголовной ответственности привлекались, как правило, только продавцы-сбытчики.
Выход на более крупных организаторов порнобизнеса требовал глубокой оперативной разработки. Однако ввиду отсутствия в законе квалифицирующего признака в совершении данного преступления организованной группой борьба с преступными организациями распространителей порнографии остается вне сферы деятельности подразделений органов внутренних дел, которые специализируются на борьбе с организованной преступностью.
Раскрытие порностудий - редкость и происходит, как правило, случайно. Подавляющее большинство выявленных распространителей порнографии - это случайно нанятые продавцы, не имеющие сведений о месте ее изготовления. Достаточно сказать, что по 361 уголовному делу, возбужденному в 2000 году по статье 242 УК, привлечено к уголовной ответственности всего лишь 277 человек.
Отнесение незаконного изготовления и распространения порнографии к категории тяжких преступлений будет в значительной мере способствовать решению этой проблемы, появится возможность поставить борьбу с этим преступным явлением на качественно иной профессиональный уровень. Так, например, появятся законные основания и обязанность применять те виды оперативно-розыскных мероприятий, которые в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности" могут производиться лишь для выявления тяжких и особо тяжких преступлений. Например, оперативный эксперимент. Это в полной мере относится и к преступлениям, связанным с сексуальной эксплуатацией.
Несмотря на то, что содержание притона - это отрасль преступной деятельности, осуществляемая, как правило, организованной группой лиц, по 145 уголовным делам этой категории было привлечено к уголовной ответственности всего 138 человек. Следует отметить, что действующая редакция статьи 241 УК по сравнению с аналогичной нормой Уголовного кодекса РСФСР не только существенно снизила возможности уголовного преследования лиц, осуществляющих сексуальную эксплуатацию, но и носит весьма ограниченный характер по сравнению с требованиями, установленными международным правом. В частности, статья 1 Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами требует подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти одного лица сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица, эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица.
Данная Конвенция предусматривает также ряд мер, направленных на международное сотрудничество в деле борьбы с проституцией, которые принимают на себя в качестве обязательств государства-участники Конвенции. Кроме того, Конвенция декларирует, что проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества. Очевидно, что соответствующие нормы российского законодательства должны быть приведены в соответствие с международно-правовыми нормами.
Слабо ведется борьба с вовлечением несовершеннолетних в занятия попрошайничеством, бродяжничеством и проституцией. По всем уголовным делам, расследуемым в Москве в 2000-2001 годах, по фактам вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией были привлечены к ответственности только лица, непосредственно вовлекшие несовершеннолетних в эти занятия. В каждом случае по одному. Между тем по всем этим делам, кроме одного, установлено, что сексуальную эксплуатацию этих же потерпевших осуществляли и другие лица, которые к ответственности не привлекались, так как они не вовлекали, а лишь использовали несовершеннолетнего для занятия проституцией. Ответственность за это уголовным законом не предусмотрена. Более того, если установлен факт занятия несовершеннолетнего проституцией, но при этом не установлен сутенер, который первым вовлек его в эти занятия, уголовные дела, как правило, не возбуждаются вообще.
Рынок порноиндустрии стимулирует совершение половых преступлений в отношении малолетних детей. Следственными органами установлены факты продажи порнографии с детьми восьми- и даже шестилетнего возраста.
Многих лиц с неустойчивой психикой просмотр подобных порнографических записей подталкивает к совершению развратных действий в отношении малолетних. При этом порнография используется как средство развращения потерпевших детей. Например, в Москве в 2001 году был осужден Пчелкин, который в результате просмотра видеокассеты педофилической направленности, купленной им на том же рынке "Горбушка", сам стал осуществлять развратные действия в отношении дочерей своей сожительницы.
Константинов, регулярно покупавший порновидеозаписи на этом же рынке, привлек к участию в порносъемках четверых своих детей, а также многих других, которых заманивал к себе в гости.
Маркин, страдающий гомосексуальной педофилией, демонстрировал малолетним подросткам видеозаписи соответствующей направленности, после чего они соглашались вступать с ним в половую связь.
Подобные же факты выявлены в 2000-2001 годах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. При этом отнесение распространения порнографии к преступлениям небольшой тяжести, частое применение амнистии приводят к тому, что работники правоохранительных органов, сомневаясь в судебной перспективе подобных дел, не принимают должных мер в установлении источников происхождения порновидеозаписей и в большинстве случаев даже не выделяют материалы по факту сбыта порнографии в отдельных производствах.
Например, только в шестой Детской психиатрической больнице города Москвы с 1997 года, времени введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации, количество несовершеннолетних потерпевших, проходивших психиатрическую экспертизу по уголовным делам, возросло в два раза. Из них 75 процентов составляли потерпевшие от преступлений сексуальной направленности. Ни один из них, включая подростков старше 14 лет, не осознавал в полной мере социального и нравственного характера совершаемых в отношении его сексуальных действий, хотя многие из них не страдали никакими психическими отклонениями или отставанием в развитии.
Расследование данной категории уголовных дел требует высокой квалификации, проведения сложных экспертиз, работы с большой свидетельской базой, качественного оперативного сопровождения уголовных дел в целях производства комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Однако пагубная тенденция не придавать всему этому значения на законодательном уровне пока сохраняется.
По новому Уголовно-процессуальному кодексу России, вступающему в силу с 1 июля текущего года, проведение предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 241, 242 Уголовного кодекса России, вообще не предусмотрено. Уголовные дела об этих преступлениях должны будут теперь расследоваться дознавателями в упрощенном порядке за срок менее одного месяца.
Невозможно, уважаемые коллеги, обо всем сказать. Но в целом инициативу группы депутатов Государственной Думы, которая подготовила соответствующий законопроект, Генеральная прокуратура России всемерно поддерживает.
Спасибо.