#2 (12)
2001 г.
Архив журналов | Содержание _

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Необходимость разработки и принятия вышеназванного законопроекта
вызвана несовершенством и пробельностью регламентации в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Современное состояние уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности, нормального развития несовершеннолетних, нравственности детей не соответствует сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в этой сфере, требованиям международного права и отечественного законодательства, направленным на охрану детей. Действующее уголовное законодательство России не учитывает в полной мере появления новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс- и порнобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции.
В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка государствам-участникам (в том числе и России) предложено принять "все необходимые меры для предотвращения: а) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; b) использования в целях эксплуатации детей в проституции и иной незаконной сексуальной практике; с) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах". В заключительных документах Комитета ООН по правам ребенка, вынесенных по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений как в семье, так и вне ее.
Во исполнение названных и иных международно-правовых принципов, норм и рекомендаций, а также требований российского законодательства (см. Приложение 2) законопроектом предлагается внесение комплекса изменений и дополнений в УК РФ.

Настоящий проект Федерального закона имеет своими целями:
расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, посягательств на половую неприкосновенность, сексуальной эксплуатации;
приведение УК РФ в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;
реализацию в нормах уголовного законодательства положений российского законодательства, направленных на обеспечение нормального развития несовершеннолетних, нравственности и здоровья населения;
усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с коммерческими, организованными и транснациональными формами секс- и порнобизнеса и использованием в нем детей.

В настоящем проекте Федерального закона предусмотрено:
повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возрастных границ уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности (статьи 134 и 135 УК);
дифференциация уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности в зависимости от характера содеянного и возраста потерпевших (статьи 133, 135, 1351, 241 ч. 2., 242 ч. 3,2421 УK и дp.);
повышение уголовной ответственности за совершение преступлений против несовершеннолетних родителями, педагогами и иными лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию детей и надзору за ними (статьи 133, 134, 135, 1351, 150, 151 и 242 УK);
расширение круга уголовно наказуемых деяний против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности (статьи 133 ч. 2, 3, 1351, 241 ч. 2, 2421, 2422 УK), в том числе путем введения новых специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за коммерческую сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних (новые статьи 1351, 2421);
признание преступными общественно опасных деяний взрослых лиц, направленных на вовлечение несовершеннолетних в порнобизнес, а также в оборот продукции, оказание услуг и зрелищные мероприятия сексуального характера (статьи 126, 135, 151, 152, 242 УК);
установление уголовной ответственности за оборот детской порнографии и использование детей в качестве моделей для изготовления продукции порнографического характера (статья 2421 УК);
установление уголовной ответственности за массовые, публичные формы растления детей с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей (включая Интернет), рекламы (статьи 135, 1351, 242, 2421);
отнесение к категориям тяжких или особо тяжких преступлений общественно опасных деяний, связанных с организацией или пособничеством занятию проституцией (статья 241), а также с детской порнографией, вовлечением несовершеннолетних в занятие проституцией, в оборот продукции порнографического характера, совершенных при отягчающих обстоятельствах (статьи 2421 ч.ч. 2, 4, 5, 151 ч.ч. 2, 3, 242 ч.ч. 4, 5 УК);
ужесточение уголовной ответственности за групповые, организованные, публичные и коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних, за рецидив таких преступлений (статьи 133, 134, 135, 1351, 150, 151, 152, 240, 241, 242, 2421 УК);
повышение ответственности за похищение человека (статья 126 УК) и вовлечение в занятие проституцией (статья 240 УК), сопряженные с незаконным перемещением или удержанием потерпевшего за границей;
установление повышенных экономических санкций за коммерческие формы сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, в том числе сопряженные с незаконным извлечением дохода в крупном и особо крупном размере (статьи 1351, 242, 2421 УК);
законодательное определение ряда уголовно-правовых понятий, используемых в новых, измененных и дополненных законопроектом нормах: "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порнографического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости" (примечания к статьям 126, 1351, 151, 242, 2421 и 2422 УК).

Настоящим законопроектом вносятся следующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
1. В целях повышения эффективности уголовно-правовой защиты несовершеннолетних 14-15 лет от сексуального совращения проектом закона предусмотрены следующие меры.
Исключается признак "заведомости" недостижения потерпевшим четырнадцатилетнего возраста из действующих составов преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (статьи 131, 132). Отсутствие легального толкования данного признака способствует произвольному его толкованию и как следствие - уходу виновных от уголовной ответственности. Для предупреждения таких ошибок и злоупотреблений и обеспечения неотвратимости ответственности виновных указанный признак не предусмотрен и в новых, проектируемых составах преступлений, выделяющих малолетних в качестве особо охраняемой категории потерпевших (статьи 135, 1351, 241, 242, 2421 проекта).
Предлагается повышение до шестнадцати лет возраста потерпевших от преступлений, предусмотренных в УК РФ статьями: 134 "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста" и 135 "Развратные действия". Устанавливается, что действие указанных норм не распространяется лиц, состоящих на момент совершения указанных действий в зарегистрированном браке с несовершеннолетним.
Это вызвано потребностью в устранении последствий необоснованной, произвольной декриминализации ненасильственных половых контактов с несовершеннолетними 14-15-летнего возраста. УК РФ 1996 г., а затем Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.06.98 г. (╧ 92-ФЗ) существенно сократили, по сравнению с УК РСФСР 1960 г., гарантии правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Для потерпевших от развратных действий максимальный возраст был снижен с 18 до 14 лет (статья 135 УК РФ), а от добровольного полового сношения или иных действий сексуального характера (статья 134 УК РФ) - с 16 до 14 лет (в УК РСФСР 1960 г. потерпевший от такого деяния определялся как "лицо, не достигшее половой зрелости"). Такое законодательное решение не соответствует общемировым тенденциям уголовной политики, ориентированной на повышение уровня уголовно-правовой защиты детей, и противоречит современным научным данным о возрастном психофизиологическом развитии (установлено, что биологическая и психологическая зрелость ребенка, необходимая для начала половой жизни, наступает в большинстве случаев к 16 годам, а социальная - еще позже).
Высокая вероятность причинения даже ненасильственными половыми преступлениями серьезного вреда физическому, психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних обусловливает введение законопроектом в статьях 134 и 135 УК РФ таких отягчающих обстоятельств, как психическое расстройство, самоубийство потерпевшего, заражение его ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, наступившие по неосторожности. Предусмотрено также повышение в указанных статьях ответственности за рецидив преступлений и за их совершение в отношении двух и более лиц.
2. В статьях 133, 134, 135, 1351, 150, 151 и 2421 УК предлагается ввести повышенные меры ответственности за совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.
3. В составах преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и преступлений, связанных с их сексуальной эксплуатацией, проектом закона предусмотрена дифференциация уголовной ответственности виновных в зависимости от возраста потерпевших. Совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего впервые предполагается выделить в качестве отягчающего обстоятельства в действующих статьях УК: 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", 241 "Организация или пособничество занятию проституцией" и 242 "Распространение продукции порнографического характера".
16-летний возраст потерпевших предлагается установить в новых составах преступлений: в части 3 статьи 133: "Понуждение лиц, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста, к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера друг с другом путем подкупа, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста"; в частях 1 и 2 статьи 1351 "Вовлечение лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в оборот продукции сексуального характера"; частях 1 и 2 статьи 2421: "Изготовление и оборот продукции порнографического характера с использованием лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста". Малолетний возраст (до 14 лет) потерпевших выделен в качестве обстоятельств, отягчающих ответственность, в статьях 135, 1351, 241, 242, 2421УKPФ.
4. В статье 133 УК "Понуждение к действиям сексуального характера" в целях дифференциации ответственности предлагается установить повышенные меры ответственности за множественные и групповые формы таких преступлений, а также за понуждение лиц, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста, к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера друг с другом путем подкупа, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
5. В статьи 133, 134 и 135 УК предлагается ввести в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних "из корыстных побуждений". Это вызвано распространением на практике фактов сексуального совращения детей с целью извлечения личной материальной выгоды (совершение взрослыми лицами половых сношений, развратных действий в отношении несовершеннолетних за вознаграждение, предоставляемое третьими лицами: педофилами, изготовителями порнографической продукции и т.п.).
6. В целях противодействия бесконтрольному распространению открытых, массовых, публичных форм растления детей и подростков (в том числе с использованием просветительских проектов, средств массовой информации, современных телекоммуникационных средств, сети Интернет), посягающих на неопределенно широкий круг потерпевших, проект закона вводит в действующую статью 242 УК специальный состав преступления, предусматривающий повышенные меры ответственности за "распространение, демонстрацию или рекламирование продукции порнографического характера среди заведомо несовершеннолетних". Законопроект также дополняет УК новой нормой - ч. 1 статьи 1351, устанавливающей ответственность за распространение, демонстрацию или рекламирование среди лиц, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста, продукции сексуального характера, совершенные с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной публичной форме".
Такие публичные формы развратных действий и коммерческой эксплуатации несовершеннолетних могут обусловить негативные последствия для психосексуального и социального развития личности: отклонения в психике и поведении детей, рост половой деморализации подростков, расторможение влечений с невротизацией или асоциальным поведением. Предлагаемые составы отличаются от состава статьи 135 "Развратные действия" публичными способами совершения преступления - с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной публичной форме, иной мотивацией деяния (содеянное может быть не связано с возбуждением или удовлетворением сексуальных потребностей виновного или потерпевшего, а преследовать корыстные, прагматические, конъюнктурные или иные цели), возможностью его совершения как с прямым, так и с косвенным умыслом.
7. В качестве новых специальных составов преступления законопроектом выделяются общественно опасные деяния, связанные с коммерческими формами эксплуатации несовершеннолетних. Впервые в части второй статьи 1351 вводится уголовная ответственность за "привлечение лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, к изготовлению, распространению, публичной демонстрации или рекламированию продукции сексуального характера, а равно к участию в зрелищных мероприятиях сексуального характера, либо к оказанию услуг сексуального характера". В статье 242 УК РФ "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов" проектом устанавливается повышенная уголовная ответственность за "привлечение заведомо несовершеннолетнего к изготовлению, распространению, демонстрации или рекламированию такой продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста", особенно за групповые, организованные, публичные, насильственные и иные особо опасные формы такого вовлечения.
8. Проектом восполняются пробелы Уголовного кодекса в регламентации уголовной ответственности за вовлечение взрослых и несовершеннолетних лиц в занятие проституцией, а также за эксплуатацию проституции третьими лицами. Статья 151 УК, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, дополняется понятием "использования" потерпевшего в указанных видах антиобщественных деяний. Введение в названную статью, а также в статьи 126 "Похищение человека" и 152 "Торговля несовершеннолетними" указанного нового термина позволит более точно отразить в уголовно-правовых категориях случаи, когда ребенок в силу малолетнего возраста, психического состояния, отставания в развитии или иных обстоятельств не осознает фактический характер, общественную опасность и юридическое значение действий виновного взрослого.
Устранены недостатки действующих статей 150, 151 УК РФ, связанные с отсутствием в них квалифицирующего признака совершения преступления "в отношении двух или более лиц", а в статье 150 также признака "неоднократности" преступлений. Повышенные меры ответственности за деяния, связанные с коммерческой, экономической и сексуальной эксплуатацией потерпевшего призваны отразить вводимый в указанные составы преступлений новый квалифицирующий признак "использования несовершеннолетнего для систематического извлечения прибыли".
Новации, предлагаемые для внесения в действующую редакцию нормы статьи 240 УК "Вовлечение в занятие проституцией", хотя непосредственно и не относятся к несовершеннолетним (специальный состав такого преступления предусмотрен статьей 151 УК), но обусловлены прежде всего их профилактической направленностью. Деяния, предусмотренные указанной статьей, сами по себе являются основой для воспроизводства организованных форм "секс-индустрии" и порнобизнеса, в связи с чем требуют дифференциации и ужесточения ответственности. В этих целях законопроектом предусмотрено расширение перечня уголовно наказуемых способов вовлечения в занятие проституцией. Статья 240 УК выступает и как резервная норма для случаев квалификации вовлечения в занятие проституцией лиц, несовершеннолетний возраст которых неочевиден для виновного или намеренно скрывается потерпевшими.
Законопроектом уточнено название и расширен перечень деяний в статье 241 УК "Организация или содержание притонов для занятий проституцией" за счет охвата ею общественно опасных деяний субъектов, организующих, руководящих, способствующих или эксплуатирующих занятие проституцией другими лицами: сводников, сутенеров, диспетчеров, водителей и иных лиц, извлекающих прибыль за счет проституток. Статья в новой редакции предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств совершение указанных преступлений в групповых и организованных формах, неоднократно либо в отношении несовершеннолетних лиц.
9. Статья 152 "Торговля несовершеннолетними" дополнена квалифицирующими признаками, предусматривающими ответственность за "незаконное перемещение несовершеннолетнего через границу или незаконное удержание его за границей", а также совершение таких действий "в целях совершения действий сексуального характера либо вовлечения или использования несовершеннолетнего в совершении преступления или иных антиобщественных действий, а равно в занятии проституцией или зрелищных мероприятиях сексуального характера". В предлагаемой редакции норма охватывает и случаи вывоза потерпевших, в том числе детей, за рубеж на законных основаниях (в туристические, гастрольные поездки, на обучение, "по обмену" и т.п.), с последующим незаконным удержанием их за границей в целях получения выкупа за их возвращение, для вовлечения их в занятие проституцией, иных видов сексуальной или экономической эксплуатации (принуждение к работе в ночных клубах, притонах и иных местах, включая использование обманных обещаний трудоустройства за рубежом). Аналогичные признаки предлагается включить также в составы статей 126 "Похищение человека" и 240 "Вовлечение в занятие проституцией", что соответствует требованиям статьи 35 Конвенции о правах ребенка, обязывающей государства-участников предпринимать все необходимые меры "для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме".
Принимая во внимание сходство правоохраняемых объектов в статьях 126 (п. "д" ч. 2) и 152 УК, а также повышенную общественную опасность торговли детьми, проектом предусмотрено приведение санкций статьи 152 в соответствие с санкциями ст. 126 УК РФ. В целях предупреждения детоубийств и с учетом распространения случаев совершения виновными сделок по поводу передачи детей в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств в санкции ч. 1 ст. 152 предложено исключить указание на минимальный срок лишения свободы с сохранением альтернативных мер наказания.
10. В связи с повышенной общественной опасностью современных информационных форм растления детей, охватывающих неопределенно широкий круг несовершеннолетних, законопроект предусматривает введение в качестве отягчающего признака в статьях 135, 242 и 2422 УК, "совершение преступления с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной публичной форме". Понятие "использование средств массовой информации или иных публичных форм для совершения преступлений" уже имеется в действующем УК в статьях 129, 130, 282 и 354 и не является для него новацией. Введение аналогичного понятия в составы преступлений, связанных с посягательствами на права детей и общественную нравственность, позволяет реализовать уголовно-правовыми средствами требования статьи 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
11. Указанным выше целям соответствует и введение настоящим законопроектом новой статьи 2422 УК Российской Федерации, предусматривающей ответственность за "распространение, демонстрацию или рекламирование продукции, пропагандирующей насилие, жестокость или немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, если это деяние совершено с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей либо в иной публичной форме".
12. В примечаниях к статьям 126, 1351, 151, 242, 2421 и 2422 законопроекта во избежание произвольного, расширительного толкования используемых ими новых терминов предусмотрены определения таких понятий, как "продукция сексуального характера", "зрелищные мероприятия сексуального характера", "продукция порнографического характера", "действия сексуального характера", "проституция", "пропаганда насилия и жестокости". В составах преступлений, предусматривающих коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения детей (статьи 135 , 242 и 2421) и выделяющих отягчающие признаки извлечения дохода в "крупном или в особо крупном размере", предусмотрены стоимостные показатели таких доходов.
Реализация Федерального закона, в случае его принятия, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Приложение
Перечень международных и российских нормативных правовых актов и рекомендаций, касающихся защиты здоровья, нормального развития и нравственности несовершеннолетних, обосновывающих принятие настоящего проекта Федерального закона
1. Конвенция ООН о правах ребенка (статьи 13, 17, 34, 35 и др.).
2. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 года), провозглашающая подлежащими уголовному наказанию следующие деяния: изготовление или хранение порнографических предметов с целью их продажи, распространения или публичного выставления; ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях указанных предметов, или пуск их тем или другим путем в обращение; торговля или совершение с ними операций какого бы то ни было вида, распространение, публичное их выставление или же сдача их, в качестве профессии, в прокат; а также анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем сведений о порнографических предметах в целях поощрения их оборота или торговли ими.
3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (2 декабря 1949 года), рассматривающая в качестве преступления деяния каждого, кто: сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица; содержит дом терпимости или управляет им, сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости; сдает в аренду или снимает здание, или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.
4. Венская декларация и программа действий (25 июня 1993 года), ориентирующая на укрепление национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации, включая детскую порнографию, детскую проституцию, другие формы сексуального надругательства.
5. Специальный Стокгольмский протокол (1996 г.) к Конвенции ООН о правах ребенка, требующий принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации.
6. Рекомендация 1065 (1987 г.) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации.
7. Резолюция ╧ 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.).
8. Рекомендация ╧ R (91) 11 Комитета министров Совета Европы государствам-членам Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними (9 сентября 1991 года), предусматривающая приведение в соответствие национального законодательства по сексуальной эксплуатации детей; принятие мер, направленных на выявление и наказание лиц, поощряющих или способствующих проституции несовершеннолетних или извлекающих выгоду из нее; на пресечение и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях; введение с учетом тяжести преступления соответствующих санкций за производство и сбыт любых порнографических материалов, в которых фигурируют дети; изучение целесообразности введения уголовных санкций за обладание детскими порнографическими материалами.
9. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 года ориентируют государства на поощрение средств массовой информации к сведению "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43).
10. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. ╧ 712) предусматривают усиление помощи семье в воспитании детей путем введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости.
11. Закон РФ "О средствах массовой информации" (статья 4) вводит запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также запрет на "распространение в средствах массовой информации, в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами".
12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. ╧ 24) и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г. ╧ПР-1895) предусматривают введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления; разработку специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества.