#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

О проекте "225"

Хотя Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин более 22 лет назад, и современная Конституция России гарантирует женщинам право голосовать и быть избранным, в Государственной Думе только 7,6% женщин, а в региональных законодательных органах не более 10%. В Федеральном правительстве одна женщина, но ни в одном из 89 регионов России нет женщины-губернатора. Поэтому не удивительно, что, к примеру, Закон по пчеловодству может быть принят к рассмотрению Государственной Думой, в то время как из более чем 40 законопроектов, касающихся домашнего насилия, разработанных за последние 10 лет, ни один принят не был.
Электоральные исследования сосредотачиваются на 3 основных проблемах:
а) количество женщин, выдвигающих свои кандидатуры на выборах любого уровня, чрезвычайно мало;
b) электорат не считает, что женщины способны представлять органы власти, а также не достаточно хорошо понимает ценность гендерного равенства в политике в целом;
c) 50% Думы формируется по партийным спискам: партиям же не удается самостоятельно продвигать женщин-кандидатов в эти списки.
В то же время многочисленные исследования ООН показывают, что "только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. И только тогда, когда их доля приближается к 30%, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. Но главный вывод ООН заключается в том, что только паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любой страны"1.
Однако, пока эти проблемы стоят на повестке дня, государственная власть не сможет эффективно решать вопросы российских женщин, т. е. большинства населения России.
Вышеизложенные факты стали предпосылками разработки и реализации Женской информационной сетью проекта "225", который стартовал в июне 2001 г. и осуществлялся при финансовой поддержке Фонда проектов в области прав человека МИД Великобритании (FCO UK).
Основной целью данного проекта стало создание необходимых условий для обеспечения гендерного равенства в российском политическом процессе и осуществления женщинами права быть избранными. Проект "225" явился логическим продолжением программы "Женщины и лоббирование", которая осуществлялась в 1999-2000 гг. для улучшения взаимодействия между женщинами-избирательницами и политической элитой страны.
Для достижения этой цели Женская информационная сеть определила следующие задачи:
1. Четко определить, в чем состоит значимость наличия гендерного аспекта в политике.
2. Разработать и внедрить стратегии лоббирования, помогающие включить этот аспект в политический процесс.
3. Способствовать тому, чтобы женщины понимали, что в момент выборов сила находится в их руках и что они могут и должны делегировать свои полномочия тем кандидатам, которые будут отстаивать их интересы и на уровне формирования политики, и на уровне законодательной власти.

Проектная деятельность включала в себя сбор и анализ информации о положении и нуждах женщин в регионах, работу с электоратом, политиками, депутатами, женскими организациями, создание и апробацию региональных моделей программ по защите и продвижению интересов женщин до, во время и после выборов, а также распространение информации посредством публикации брошюр и размещения информации на сайте Женской информационной сети.
Участниками проекта стали представительницы женских организаций из Дубны, Иркутска, Петрозаводска, Пскова, Санкт-Петербурга.
Хотелось бы отметить, что одним из ярких результатов проекта "225" стало увеличение числа регионов-участников программы по защите и продвижению интересов женщин. Так, в настоящее время, помимо проекта "225", Женская информационная сеть реализует еще два проекта, направленных на достижение гендерного равенства в политическом процессе: "Права женщин в России и выборы" (финансируется Вестминстерским фондом за демократию) и "Больше женщин у власти - ниже уровень бедности в России" (финансируется DFID через Британский Совет). Всего в проектной деятельности участвуют 14 российских регионов.
О том, какая работа была проведена в рамках этих проектов и каких результатов удалось добиться региональным командам, вы узнаете из статей, опубликованных ниже.

Женская информационная сеть

1 Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины. Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М., 2000. С. 4.