#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

ОПЫТ РАБОТЫ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ЖЕНЩИН "АНГАРА" ПО ЛОББИРОВАНИЮ ЖЕНСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РЕГИОНЕ

Широбокова Альбина Анатольевна,
к. экон. н., директор Центра новых экономических, социальных и гражданских технологий ИрГТУ, президент Союза женщин "Ангара"

Байкальский региональный Союз женщин "Ангара" создан в 1992 г.. За это время мы прошли путь от решения отдельных проблем, связанных с улучшением положения женщин, до понимания того, что, только объединив усилия женщин в продвижении их интересов, добившись их вхождения во власть, мы сможем реально влиять на ситуацию. Во многом понять это нам помогло участие в проекте "225", финансируемом Фондом проектов в области прав человека МИД Великобритании (FCO UK). Именно системная работа в рамках проекта по лоббированию интересов женщин и продвижению их во власть заставила нас провести анализ нашей деятельности за все эти годы, выделить основные направления, обеспечивающие решение поставленных задач, объединить усилия различных направлений деятельности организации на выполнение целей и задач проекта. Важным моментом, продвинувшим профессиональную работу нашей организации в этом направлении, было то, что в 2001 г. пять женщин, работающих с Союзом "Ангара", прошли первый тренинг по защите и продвижению интересов женщин, организованный в рамках проекта "225" Женской информационной сетью. Именно с этого момента была создана рабочая группа, которая и стала катализатором профессионального развития данного направления деятельности нашей организации.
Особенность ситуации текущего момента в Иркутской области заключается в том, что после последних выборов в Законодательное собрание Иркутской области число женщин в депутатском корпусе сократилось с 4 до 1 из 45 депутатов. И это при том, что, по данным Комитета государственной статистики Госкомитета РФ Иркутской области, женщины по уровню образования не только не уступают мужчинам, но и превосходят их. Однако женщин практически нет не только среди депутатов, но и в органах законодательной и исполнительной власти на должностях, связанных с принятием решений. Так, в органах законодательной и исполнительной власти Иркутской области нет ни одной женщины на должности, относящейся к государственным служащим группы "А". И даже среди работников группы "Б" в органах законодательной власти области одни мужчины. Только в последней группе "В" женщины составляют подавляющее большинство - 73%. В избирательных и контрольных органах, где существуют не три, а две группы ("А" и "В"), женщин, соответственно, 40% и 85%.
Не велика доля женщин и на руководящих постах в различных отраслях хозяйственной деятельности Иркутской области. Ситуация здесь такая же: чем выше должность, тем более ощутим разрыв по признакам пола. Среди работников, имеющих вузовские дипломы, мужчины чаще занимают высшие административные должности, женщины же трудятся в ранге специалистов. Но состав депутатского корпуса в основном представлен руководящим составом предприятий или активно и успешно действующими предпринимателями, в числе которых доля женщин в Иркутской области исключительно мала. Среди предпринимателей, например, женщины составляют 25%.
Экономическая ситуация Иркутской области характеризуется сокращением производства и, как следствие, ростом безработицы, и увеличением конкуренции на рынке труда. Именно поэтому политики и хозяйственники часто поднимают тему возвращения женщины в семью. Так, официально зарегистрированная безработица составляет примерно седьмую часть реальной, и на 1 января 2001 г. в областном центре занятости состояли на учете 24 124 безработных. Из них 16 617 женщин и 7507 мужчин, т. е. женщин в 2,2 раза больше. Армию безработных пополняют уволенные по сокращению штатов. И здесь картина складывается не в пользу женщин: их доля среди уволенных по сокращению штатов - 57%. Безработица - очень емкая тема, требующая отдельного рассмотрения, тем более, что многие женщины являются единственными кормилицами семьи.
Необходимо отметить резкое отличие оплаты труда работающих женщин по сравнению с мужчинами, выполняющими подобную работу. Уже само разделение труда на "мужской" и "женский" предполагает неравные возможности мужчин и женщин и предопределяет разную заработную плату. Ее размер в отраслях с преимущественно женским персоналом был и остается значительно ниже, чем в сфере мужской занятости. Статистика Иркутской области не фиксирует различий в заработной плате по полу, но определенное представление о сравнительных уровнях оплаты труда можно получить из данных о заработной плате по отраслям. Именно таким образом полученные данные представлены в статистическом сборнике, упомянутом ниже. В Иркутской области чуть более половины (51%) общей численности занятых в экономике - женщины. Женщины преобладают в таких отраслях экономики, как связь (67,7%), проектные организации (61,7%), торговля, общепит, МТС (75,6%), операции с недвижимостью (61,5%), общая коммерческая деятельность (79,9%), здравоохранение (85,6%), образование (82,3%), культура (75,7%), наука (58%), общественные объединения (56,5%). Женщины зарабатывают в среднем на 39% меньше, чем мужчины, а в организациях, осуществляющих общую коммерческую деятельность, - в 2,5 раза меньше. Заработная плата в отрасли "связь" составляет 56% от зарплаты мужчин, в проектных организациях - 59%, в научных учреждениях - 60%. Заработная плата женщин выше только в двух отраслях: розничная торговля (на 10%) и управление (на 14%). На крупных промышленных предприятиях женщины чаще всего занимают места низового инженерно-управленческого персонала и являются рабочими массовых профессий. Нередко женщины и мужчины начинают с одинакового образовательного уровня, но в дальнейшем женщины отстают по квалификации на два-три разряда, что связано с периодом рождения и воспитания детей. Результатом этого отставания является более низкий уровень зарплаты.
Последствия гендерных различий в оплате труда весьма серьезны как для отдельно взятой семьи, так и для Иркутской области в целом. Снижение социального статуса и уровня жизни приводит к ухудшению здоровья самих женщин и их детей. Материальная незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне являются одной из причин снижения рождаемости (мы имеем отрицательный прирост рождаемости - 4,4%), возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, наблюдается рост наркомании и алкоголизма среди женщин и детей. Назревают и другие социально-экономические проблемы, требующие безотлагательного решения.
Все это свидетельствует о достаточно сложном социально-экономическом положении женщин в Иркутской области. Именно поэтому только системный и комплексный подход к решению проблемы продвижения интересов женщин способен обеспечить стабильные и позитивные результаты. При этом особое место в формировании имиджа женщин играют социальные проекты, реализуемые женскими организациями и инициативными группами. Работа Союза "Ангара" в двух направлениях - социальные проекты и продвижение женских интересов - сформировала определенные положительные тенденции в этом направлении. Развитие гендерной компоненты на уровне государственной власти также оказывает положительное влияние на ход позитивных изменений. Так, например, впервые в нашей области был издан статистический сборник, в материалах которого приведена оценка ситуации положения женщин в Иркутской области (Женщины в современной экономике. Иркутск, 2001). Значительные позитивные изменения происходят в образовательной сфере: вводятся гендерные курсы, готовятся курсовые и дипломные работы по оценке ситуации и разработке предположений по улучшению положения женщин.
Работа в проекте "225" позволила нам создать инициативную группу из 8 женщин, жительниц различных городов Иркутской области: Саянска, Ангарска, Бодайбо. Включение в рабочую группу представителей высшей школы позволило активизировать работу с молодежью, что оказалось серьезным фактором развития идей проекта. "Школа лидера", созданная в рамках проекта одной из участниц рабочей группы - Галиной Лобановой, представлена не только женской, но и мужской аудиторией. Огромный интерес вызывают у женских организаций Сибири и Дальнего Востока учебные материалы, которые мы получаем в результате семинаров и тренингов, проводимых в рамках проекта "225" Женской информационной сетью в г. Москве.
Созданная в 1999 г. сеть женских организаций Сибири и Дальнего Востока получила новое направление деятельности - лоббирование женских интересов. Все информационные материалы мы распространяем по нашей сети.
Обобщая сказанное и анализируя выполненную работу, мы пришли к выводу, что деятельность в направлении продвижения интересов женщин должна быть организована системно и сосредоточена на трех направлениях:
o продвижение женщин во власть;
o работа с электоратом;
o организация и развитие целевых программ по социальным проблемам и проблемам, затрагивающим интересы женщин.

В идеальном варианте развития направлений конкретные программы должны быть оформлены в виде типовых блоков, снабженных методическими проработками. Это позволяет в каждом конкретном случае в зависимости от результатов оценки ситуации использовать типовые решения, прошедшие пилотную апробацию в уже реализованных проектах, и тем самым обеспечивать достижение целевых задач.
Продвижение женщин во власть, на наш взгляд, должно содержать следующие обязательные компоненты:
1. Школы подготовки потенциальных кандидатов в органы власти любого уровня. Необходимо разработать различные варианты школ и сопровождающие методические материалы и программы курсов. В данном проекте - это представленные программы "Школы лидерства", однако для более глубокой и профессиональной подготовки необходимо разработать большую программу с соответствующим методическим обеспечением.
2. Подготовка специалистов выборных кампаний. Создаются специализированные школы по подготовке PR-технологов и специалистов. Впоследствии эти специалисты будут обеспечивать женщинам-кандидатам выборные кампании, что позволит сократить расходы, которые на сегодня практически нереальны для организации выборов женщин. К работе в школах привлекаются заинтересованные в прозрачных и честных выборах. Готовятся типовые программы и методические материалы по всем направлениям. С учетом местных условий выбираются те модули, которые реализуют конкретные местные целевые установки. В данном проекте разработаны лишь программы нескольких направлений в подготовке специалистов выборных кампаний, которые пока не снабжены методическими материалами. Работа школы опирается на практический опыт специалистов-профессионалов по выборным технологиям, при этом двое из них - Ольга Троицкая и Вера Лушникова входят в рабочую группу проекта.
3. Формирование банка данных специалистов выборных кампаний женщин и потенциальных кандидатов для работы в органах власти и управления в выборных кампаниях.

Подготовка электората включает следующие элементы:
1. Гендерное просвещение. Должны быть разработаны различные образовательные программы и методическое обеспечение к ним. В данном проекте использовался учебный курс "Гендер и общество" в совокупности со специализированным учебным пособием.
2. Социальное партнерство.

С НКО. Необходимо обеспечить создание коалиций по продвижению женских интересов за счет выделения специальных направлений деятельности в рамках темы "Гендер и общество". Взаимодействие по различным программам с выделением специальных тематик "Гендер и общество". В данном проекте - это включение секции "Гендер и общество" во II Байкальский Экономический форум, включение в план работы Совета НКО г. Иркутска и Иркутской области гендерной проблематики и т. д.
С властью. Создание специализированных советов, комиссий при администрациях и законодательных органах и внедрение в них компоненты "Гендер и общество". Важным моментом является подготовка лоббистов из числа депутатов и специалистов, которые могли бы работать в интересах женщин. В данном проекте эти направления реализуются за счет создания общественно-экспертного Совета Законодательного собрания и включения лидеров женских организаций в качестве членов Совета. А также включение специализированного направления "Гендер и общество" в конкурс грантов Губернского собрания.
С образовательными учреждениями для внедрения специальных курсов по гендерному образованию. В рамках проекта "Гендерное просвещение", поддержанного канадским Фондом поддержки российских женщин, Союзом "Ангара", курс "Гендер и общество" был внедрен в учебные программы 10 ВУЗов и ряда школ и ПТУ Иркутской области и Республики Бурятия.
Программа формирования имиджа. Разрабатываются специализированные типовые программы, которые могут быть адаптированы к конкретным ситуациям путем специализированной адаптационной настройки. Так, например, в рамках своих проектов Союз женщин "Ангара" проводит конкурс "Женщина-директор года".
Организация специализированных кампаний, технологии проведения которых могли бы быть размещены в специальном банке данных.
Специализированная работа со СМИ, в том числе издание специализированных СМИ и включение гендерной компоненты в действующие СМИ. В условиях работы нашей организации - это издание специального журнала "Гендер и общество", который публикуется за счет средств канадского Фонда поддержки российских женщин.
Взаимодействие с библиотеками. Создание специализированных гендерных разделов. Наша организация уже третий год формирует специализированный раздел в областной детско-юношеской библиотеке. Пополнение тематики раздела в настоящее время ведется библиотекой самостоятельно.

Организация и развитие целевых программ по социальным проблемам и, проблемам, затрагивающим интересы женщин, ориентированы на развитие таких компонент, как создание банка данных типовых решений социальных и гражданских проблем, а также проблем, отвечающих интересам женщин и апробированных в пилотных проектах НКО. Примером могут являться типовые образовательные программы по гендерному равенству, программы первичной профилактики наркомании в школах, которые переданы сегодня Союзом "Ангара" в качестве пилотных многим женским организациям России, а также в созданную женскую сеть Сибири и Дальнего Востока. Мы готовим и новые программы (по работорговле, профилактике онкозаболеваний и т. д.). Есть в нашем банке и типовые программы, созданные другими НКО. Эта работа только началась, но уже сейчас она востребована другими НКО.
Таким образом, по каждому из трех направлений возможно создание типовых модулей, которые могут быть использованы в каждом конкретном случае с доработкой специализированного адаптационного механизма. Например, типовое положение о работе общественного Совета с учетом гендерной компоненты или типовое положение о проведении конкурса "Женщина-директор года" и т. д.
Такой подход позволит более эффективно использовать синергетический эффект партнерского взаимодействия при решении проблем продвижения женщин во власть.