#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЖЕНЩИН ПОМОРСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Шубина Татьяна Федоровна,
к. филос. н., доцент кафедры философии Поморского государственного университета,
сотрудник Центра гендерных исследований при ПГУ


В условиях трансформации социальной структуры российского общества, сопровождающейся социальной поляризацией, изучение социальных аспектов пола открывает большие возможности для исследования общества как организованной модели социальных отношений между женщиной и мужчиной на уровне социальных групп и общностей. Изучая природу человеческого общества, исследователи сосредоточивали свое внимание на мужских проблемах, таких, как работа, война, преступность, причем сделанные выводы в равной степени применяли к обоим полам. Представления о том, что экономика определяет форму социальных отношений, а политика выражает интересы класса, не учитывали существование двух полов, имеющих разные социальные пространства. В течение многих веков в политическом, экономическом, социальном и культурном пространствах главенствовал мужчина, а деятельность женщин по освоению пространства была ограничена семейно-бытовой сферой.
Попытки женщин изменить свое положение воспринимались в общественном сознании чаще всего как противоестественные, обреченные на провал. Даже прогрессивно мыслящие ученые, такие, как И. Мечников, критически воспринимали возможность для женщин выполнять высшие формы умственной работы. "Нельзя в самом деле отрицать, что женская природа специально приспособлена к произведению и воспитанию детей. Недостаток инициативы, качества, столь существенного для занятия высшими родами человеческой деятельности, как наука и искусство, составляет одну из выдающихся особенностей женского склада. Это видно даже в такой области, как музыка, где, несмотря на отличную и продолжительную школу, женщина не могла пойти дальше виртуозности. Из женщин не вышло ни одной композиторши. Даже в сфере кулинарии и швейного искусства женщины обнаружили несравненно меньше таланта, чем мужчины".
Изучая влияние разнообразных факторов на становление и развитие общества и личности, передовые русские мыслители приходят к выводу, что духовное общение индивидов, активный процесс деятельности - есть путь построения человеческого общества. В. Хвостов считал, что суть социальной реальности составляют духовное общение, взаимодействие людей (и это прежде всего процесс психический). Главными факторами, способными повлиять на общественную жизнь, являются духовные, психические отличия полов, сформировавшиеся из анатомо-физиологических различий. Именно они - основная причина неодинаковой роли полов в исторической жизни. Поскольку психический характер женщины формировался исходя из функций деторождения и воспитания детей, социальная роль женщины никогда не будет абсолютно идентична характеру и роли мужчины. "Мужчина - представитель сознательного логического мышления, женщина - носитель импульсивного, эмоционально-чувственного начала, подчас на мнимых подсознательных опорах, фантазийного, вплоть до мистичности, суеверия". В. Хвостов считал, что со временем круг женских ролей в общественно-политической, культурной жизни будет расширяться и женщины внесут в культурное развитие свое женское начало. Во всей культуре, бывшей преимущественно мужской, усилится значение женского элемента. Феминизация культуры обогатит ее, сделав общечеловеческой в полном смысле слова.
В современной России в условиях коренных преобразований общественной жизни социальное пространство наполняют личности особого типа. Они объединяются не столько по характеру деятельности, сколько по условиям их жизнедеятельности, специфическим чертам образа жизни, сознания, психологии, пространственной организации. Восприятие человеком социального пространства связано с социальной идентификацией (причислением к кому-то). В основании идентичности лежат организованные значимые символы. Социальное взаимодействие реализуется только при условии принятия и адекватного понимания этих символов, создающих позитивный образ "коллективного Мы". Идентичность - переживаемые или осознаваемые смыслы общности - формирует осознание принадлежности индивида, чувство причастности и нерасчлененности, выступает массовым символом для социальных групп. Символы легко узнаваемы в представлениях масс о самих себе, они всплывают всякий раз в нужный момент. В них проявляются самоощущение и самоидентификация с общностью.
Идентификация формирует как "позитивную безопасность", способствуя социальной интеграции общества, так и "негативную безопасность", направленную на "отражение" различного рода социальных угроз (размывание социальных связей, аномия, фрустрация, маргинализация и криминализация социума).
Исследование фактора идентичности позволяет определить пределы безопасности и роль преемственности традиций в адаптационных процессах переходного общества современной России, соотнесения себя со своим полом, своей социальной группой.
С этой целью был проведен социологический опрос по репрезентативной для населения Архангельской области выборке - 1000 человек. Полученные материалы позволяют охарактеризовать современные идентификационные процессы по нескольким направлениям: региональная и локальная самоидентификации, включающие представления о "малой Родине"; национальный (русский) характер на уровне стереотипов; политические суждения и оценки относительно современного состояния территории области, состояния прав человека и, особенно, женщин. Данные опроса распределились следующим образом. Большее число опрошенных считают себя русскими - 43,3%, гражданами России - 28,4%, 15,6% - советскими людьми. 46,9% своей Родиной называют местность, где они родились, тогда как в 1993 г. эта цифра составляла только - 5%. Каждая социальная группа в недрах региональной общности имеет свое чувство принадлежности к этой общности в зависимости от интересов, стратегии, ценностей, символов. Так, например, идентичность различается по виду деятельности. Работающие чаще относят себя к группе россиян, чем безработные (19,1% и 9,35% соответственно). Женщины причисляют себя к русским в 23,5% случаев, тогда как мужчины - в 19,8%. Более значимы для женщины ее малая Родина, проблемы местного характера.
Пространственная проекция закрепляет в себе особую форму бытия людей, характеризующую наполненность социального мира человека, круг общения, его социальное окружение. Она является транслятором интересов личности на уровень общности, выполняет ряд иных функций, обеспечивающих в конечном итоге мотивацию деятельности включенных в нее членов общества.
К сожалению, женщины-северянки утрачивают связь с традициями, забывая ту историческую роль, которую они выполняли. Женщины-поморки в силу специфических особенностей были активными участницами общественной жизни. Участие девушек и женщин в ряде промыслов на паях с мужчинами, но часто и самостоятельно, создавало условия для относительного равноправия обоих полов или, во всяком случае, для более уважительного, чем в земледельческих районах, отношения к женщине. С.В. Максимов отмечал, что "в более цивилизованном Поморье отношение к женщине мягкое, ласковое, основанное на очень тонких, гуманных правилах". В отсутствие мужчин происходило повышение роли женского труда, увеличивался и объем работ, падающих на плечи женщин. В 1875 г. в отхожих промыслах участвовали 3866 женщин. 45 женщин были судохозяевами и кормщиками. Занимались перевозом по рекам (причем на большие расстояния) и даже ходили вдоль берега моря на баркасах, где были и гребцами, и рулевыми. Участвовали в различных видах рыбной ловли. На каждые 10 тыс. человек населения губернии приходилось 760 женщин-ремесленников. Промысловый характер занятий приводил к тому, что женщины повсеместно замещали мужские должности в сельской администрации, становясь на время отхода мужчин старостами, десятскими, почтальонами. В отсутствие мужчин (летом) в работе схода участвовали женщины, который в таком случае назывался "бабьим". Приглашались женщины на сходы и в обычное время (но приходили неохотно, т. к. к ним относились иронически). Будучи приглашенными, женщины пользовались равными правами при обсуждении. Говорили они на сходах мало, по чисто личным делам, защищая их с жаром и большой настойчивостью, не оставляя без протеста неприемлемых для себя решений.
59% женщин были грамотными, это намного превышало число грамотных женщин в С.-Петербурге и Москве. В процессе жизнедеятельности универсальный характер носил гендерный аспект, поскольку половые различия сохраняли "мировоззренческую мотивированность организации - упорядочение людей, их образа жизни, функций и поведения". В традиционном социуме половое объединение или обособление никогда не было случайным. Оно происходило в соответствии с представлениями о необходимости такого поведения для максимально успешного исполнения половых ролей. В мировоззрении народа половозрастные процессы понимались как некий космический цикл, а социальная структура как "последнее звено в структуре космической". Все процессы жизнедеятельности от распределения хозяйственных ролей или ритуального наполнения действительности напрямую были связаны с половозрастной стратификацией общества.
Таким образом, в северных районах, где земледелие было естественным образом ограниченно, в отличие от центральной России, трудовые роли не особенно различались в пределах общности. Гендерные различия влияли на экономическую деятельность, социальное воспроизводство, инициировали сотрудничество, обмен, соперничество, создавая узы доверия или вызывая конфликты. Деление на мужскую и женскую половины для Русского Севера становилось наиболее актуальным в периоды максимализации жизненных потенций.
Сегодня падение уровня жизни, безработица тяжелейшим образом воздействуют на положение женщин-северянок. Их последствия разрушительны, поскольку приводят к отчуждению, одиночеству, беззащитности, апатии и политической пассивности.
Доля женщин в населении Архангельской области составляет 51,4%, средний возраст 37,7 года, продолжительность жизни 72 года (мужчины - 60 лет). Трудоспособных женщин - 391,7 тыс. человек. Мы - крупнейшая социальная общность, отличающаяся специфической психологией и демографическими особенностями и определенным социальным статусом. Самыми феминизированными отраслями социальной сферы можно назвать науку, культуру, образование, здравоохранение. Зарегистрировано безработных женщин 22,8 тыс. человек. Доля женщин в общем числе безработных составила 67,9%, в 9 районах области - свыше 75% (Холмогорский, Котласский, Ленский, г. Мирный, Вельск и т. д.). Многие женщины отмечают потерю ценностных ориентиров. На первое место женщины ставят образование и здоровье, но здоровье рассматривается как средство, инструмент успешной деятельности. Например, состояние репродуктивного здоровья женщин в области продолжает оставаться одной из наиболее острых медико-социальных проблем. Так, число нормальных родов составило в текущем году только 21%. Образование, по мнению женщин, является фактором социальной активности и инициативности женщин (даже среди безработных, получивших профориентационные услуги, 63,4% составили женщины). На втором месте - "счастливая семейная жизнь", хотя, по мнению трети опрошенных, совмещение деловой карьеры и счастливой семейной жизни невозможно, т. к. "стартовые условия женщины ниже, чем у мужчины, и ей гораздо сложнее в жизни". С 1994 г. наблюдается рост негативных установок: усталости, безразличия, страха (от 29 до 47,5% опрошенных). В наивысшей степени насилию, отторжению и одиночеству подвержены женщины (даже с высшим образованием) в возрасте старше 45 лет.
В этом состоит одна из причин бойкота выборов. Другой причиной является недоверие депутатам, неверие в возможность повлиять на политику и т. д. Группа людей, не участвовавших в голосовании, составляет 40%. Наиболее активно принимают участие в избирательной кампании женщины - 60% (возрастная группа от 32 до 60 лет). Избирательные предпочтения женщин направлены на кандидатов - представителей гуманитарной сферы (врачи), а не на предпринимателей. Женщины в большей степени ориентированы на предвыборные обещания кандидатов, предлагающих улучшить жизнь семьи, детей и т. п. Среди женщин 60% солидарны с женщиной-кандидатом, хотели бы проголосовать за нее и одобряют участие женщин в политике. 40% мужчин по отношению к женщине настроены положительно. Чем выше уровень образования, тем отрицательнее отношение к женщине-кандидату в депутаты. Особенно негативно против женщин-кандидатов настроена гуманитарная интеллигенция (учителя). Рабочие более позитивно относятся к женщине-кандидату, чем служащие и руководители. Женским электоратом можно считать продавцов, медсестер, пенсионеров. Молодые люди - и мужчины, и женщины - настроены скептически по отношению к женщине-кандидату.
Приведем лишь несколько высказываний респондентов и респонденток.
Студентка ПГУ, 20 лет: "Женщин в политику лучше не допускать. За женщину-кандидата голосовать не буду". Студентка ПГУ, 21 год: "К женщине-политику отношусь настороженно". Студентка ПГУ, 22 года: "Я считаю, что женщин в политике быть не должно". Студент ПГУ, 22 года: "Сочувствую женщине-политику". Таких негативных оценок можно приводить довольно много (по результатам опроса). Конечно, есть и позитивные оценки. Студентка ПГУ, 20 лет: "Считаю, что женщине необходимо больше власти и свободы, т. к. она более рассудительна и добра". Студентка ПГУ, 20 лет: "Женщина может сделать гораздо больше, чем мужчина".

Однако, вопреки трудностям, женщины стремятся изменить свою жизнь, создавая различные женские организации, как политические, так и экономические. Если в 1994 г. в Архангельской области было зарегистрировано 6 женских объединений, то сегодня их свыше 20. Ограниченный доступ к ресурсам, отстранение от участия в принятии решений в сфере экономики, политики и даже семьи вызывают чувство одиночества, социальной изоляции. Способом обретения интереса к жизни, повышения собственной значимости в обществе и самоценности, преодоления опыта поражения и отчаяния может стать участие в женском движении.
Женщины стремятся попасть в органы местного самоуправления, а также и в Государственную Думу, участвуя в выборах. Хотя их число, по сравнению с мужчинами, минимально, наблюдается тенденция к сокращению. В 1995 г. общее число депутатов в органах местной власти составляло 599 человек, из них женщин - 207, т. е. 34,6%. В областном собрании депутатов - 39 человек, из них женщин - 7, т. е. 18%. В 2000 г. в органах местной власти насчитывалось 567 депутатов, из них женщин - 203, т. е. 35,8%. Более всего женщин-депутатов в Соловецком районе - 80% и на Новой Земле - 66,7%. В областном собрании депутатов - 39 человек, из них женщин - 5, т. е. 13%. По спискам политических партий в 1999 г. в Государственную Думу выдвигались 2 женщины. На проходивших в ноябре довыборах в Государственную Думу баллотировались 9 кандидатов. Из них 2 женщины: заместитель главы областной администрации Т. Румянцева и экономист из г. Северодвинска Т. Пожидаева. В выборах приняли участие 16% процентов избирателей, за Румянцеву проголосовали 50,86%, против всех - 11,96%.
В исполнительных органах власти региона женщины составляют 60,3%. Женщины-руководители - 37,8%. Но, к сожалению, решая многие социальные вопросы, женщины не считают себя представительницами женского движения. Они причисляют себя к выразителям интересов только той социальной группы, которую они защищают по роду своей деятельности. Не осознают себя субъектами политики. Это происходит из-за устойчиво сохраняющихся в нашем сознании стереотипов. Они предписывают ту или иную модель поведения ("женские" и "мужские" половые роли), устанавливают правила путем постоянного стилизованного повторения определенных действий, связанных с теми или иными половыми ролями. Отнесение себя к какому-то полу и следование бытовым стереотипам его понимания определяют "положенное место" женщины в обществе. Под определяющим влиянием социальных образов, приемлемых для женщин (мать, хозяйка, хранительница домашнего очага, воспитание детей, семейные обязанности, определенное образование, профессиональные занятия), в обществе формируется специфическое отношение к ним. Идеология семейного предназначения женщины делает практически невозможной реализацию равных прав и равных возможностей для женщины и мужчины даже в семейной сфере, поскольку роль мужчины - добытчик, хозяин.
Можно сказать, что на политическую активность женщин влияют региональные особенности, а также недостаточно развитая современная политическая культура и утраченная традиционная политическая культура. В связи с этим, а также на основании результатов социологического опроса в ноябре 2001 г. на кафедре философии Поморского государственного университета начал работу лекторий "Введение в гендерную теорию" в рамках проекта Женской информационной сети "Права женщин в России и выборы", финансируемого Вестминстерским фондом за демократию. Была определена следующая тематика лекций:
1. Философские основания гендерной теории.
2. Гендерный анализ истории.
3. Социология гендера.
4. История и теория феминизма.
5. Гендер, культура, коммуникации.
6. Политическая теория феминизма и права женщин.
7. Половозрастной подход в образовании.
Осуществлялась работа над программой проведения мониторинга и интервью с женщинами-депутатами и женщинами-кандидатами в депутаты, женщинами-лидерами, руководителями различных предприятий и учреждений. Проведены интервью с руководителями женских общественных организаций. Анализ интервью предполагается опубликовать в СМИ. Уже заключен договор о публикации с ежеквартальным журналом "Триумфальная арка", редактор Е.М. Муравьева. В рамках курсов по социологии, политологии, философии начато чтение лекций по правам женщин. В рамках реализации проекта "Права женщин в России и выборы", финансируемого Вестминстерским фондом за демократию, представители Архангельской региональной группы приняли участи во встрече женщин-лидеров. Итоги этой встречи позволяют сделать следующий вывод: большинство женщин-лидеров, представителей различных женских НКО стремятся к сотрудничеству. Но дальше стремлений дело пока не движется.
В заключение хотелось бы отметить, что, как показывает проведенное нами исследование, в созидательных начинаниях женщины активнее, чем мужчины. Исходя из реальности, женщины понимают, что полагаться можно только на себя. А сложившиеся стереотипы и создающиеся в настоящее время мифы опасны тем, что формируют двойное сознание в обществе, низкую самооценку у женщин. Только социальное равенство мужчин и женщин обеспечивает им равный доступ к экономическим и трудовым ресурсам, к формированию политики на всех уровнях, к участию в общественной жизни, в принятии решений по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам.