#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ВЫБОРАМ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

31 марта 2002 г.

Васильева Наталья Васильевна,
руководитель общественного объединения "Независимый социальный женский центр Псковской области"

Для региональной команды из Пскова основной задачей работы по проекту "225", финансируемому Фондом проектов в области прав человека МИД Великобритании, стала защита интересов женщин и продвижение их на уровень принятия решений.
За время работы по проекту нами проведен анализ присутствия женщин в областных органах власти на всех уровнях. В результате отмечено, что участие женщин на уровне принятия решений минимальное. Пока на руководящих местах предпочтение также отдается мужчинам. Женщины принимают на себя роль исполнителей, занимая места специалистов низшего уровня, а мужчины на высокопоставленных должностях: начальники, заведующие отделами, председатели комитетов, главы или их замы. Итог нашего анализа - на сегодняшний день женщинам руководящие должности не доступны.
Анализ присутствия женщин в законодательных органах власти показал, что на уровне областной законодательной власти - в областном Собрании депутатов первого созыва было 4 женщины из 21 депутата, второго созыва - 2 женщины из 23 депутатов. В основном, женщины-депутаты второго созыва областного Собрания депутатов, а также работающие отдельные женщины в органах исполнительной власти не проявляли должной активности, выраженной в продвижении таких вопросов, как права женщин, социальная защищенность, социальные гарантии, вопросы демографии, здоровья населения, духовность. Эти вопросы не поднимались на уровень принятия решений, впрочем, как и вопросы равных прав мужчин и женщин. Лучше обстояло дело с количественным показателем в Городской Думе второго созыва (из 17 депутатов - 9 женщин).
По итогам выборов 31 марта 2002 г., на областной уровень - в областное Собрание вышли две женщины, и те по партийным спискам, одномандатников нет. А в представительных органах местного самоуправления из 351 депутата - 107 женщин. Это 30,5%. В 17 округах выборы не состоялись и будут проведены повторно.
Задачу нашей команды мы видели в увеличении числа женщин в органах власти на уровне принятия решений, в том числе и в областных. Нашим главным моментом в реализации проекта стал поиск женщин социально активных, готовых сегодня работать в органах власти, способных принимать решения и нести ответственность за принятые решения. Такие женщины в области есть, но, как оказалось, чтобы идти во власть необходимы дополнительные знания и умения: предвыборные технологии, психологическая подготовка женщин, формирование команды, знания по ведению предвыборной кампании.
В ходе проекта были выявлены женщины, для которых изначально проведен установочный обучающий семинар. Содержание семинара: вводная часть, информация о нашей деятельности в рамках проекта "225", выработка и постановка общей задачи, уяснение понятий "гендер", "гендерное равенство", анализ социально-экономической и политической ситуаций в области, в том числе на примере наличия мужчин и женщин в органах власти (соблюдение гендерного равенства). В ходе семинара участникам было предложено ответить на анкету, в которую вошли вопросы, показывающие отношение женщин к политике, о важности и необходимости нашего объединения для решения вопросов продвижения женщин в органы власти, участия в выборных кампаниях разных уровней. Также через анкету мы хотели узнать: желают ли участники семинара обучиться в "Школе политического лидера" и в какой роли в дальнейшем хотели бы себя видеть: кандидатом, помощником кандидата, работать в предвыборном штабе или наблюдателями на выборах; формы другого возможного участия, условия участия. Анкетирование показало, что все пришедшие активно интересуются вопросами политики, следят за политической ситуацией как в области, так и в стране, считают, что женщины необходимы во власти и должны там работать. Все женщины, кроме двух, выявили желание обучаться в "Школе политического лидера".

Основные принципы работы
"Школы политического лидера"

В сентябре 2001 г. "Школа лидера", работающая в Центре с 1999 г., получила окраску политической и в дальнейшем стала называться - "Школа политического лидера", в которой прошел обучение 31 человек, из них 28 женщин и 3 мужчин.
Работа "Школы политического лидера" была направлена индивидуально на каждого участника в соответствии с его пожеланиями. В ходе учебы использовались и групповые формы работы. В группах шла целевая работа по формированию команд, по подготовке к участию в предвыборной кампании в разных качествах. В работе Школы использовались различные наглядные и информационные материалы. Нашел широкое применение материал, полученный на семинарах-тренингах в Москве, осуществляемых в рамках проекта "225" под руководством Женской информационной сети.
Весь учебный процесс в "Школе политического лидера" был построен на принципах активного участия каждого, уважения мнения каждого, участниками вносились пожелания в работу, делались корректировки. У многих предварительные ожидания были выше. После включения всех в работу и проведения программных занятий нашей командой тренеров были сделаны следующие выводы:
1. Зачастую участники стремились получить знания, принять участие в "Школе политического лидера", но не всегда работали с полной отдачей, т. е. желаний было больше, чем приложенных сил.
2. Чем активнее вели себя обучающиеся, делились, обменивались опытом, тем лучше усваивался материал, выше получался результат.
Вот некоторые выводы тренеров о работе слушателей Школы:
- неодинаков уровень восприятия получаемого материала; это установлено в результате получения обратной связи;
- тяжело шла работа по сплочению коллектива;
- многие не хотели делиться информацией, а желали быть только в роли слушателей; от тренеров требовали лекционного изложения материала, поменьше практических занятий с активным включением самих участниц групп;
- были также и проблемы с дисциплиной отдельных участниц.
Анализируя эти моменты, мы делаем вывод, что для более активной позиции каждого и выработки общей единой стратегии необходимо вести еще большую просветительскую работу по лидерству, активно использовать интерактивные формы обучения, на первых занятиях большее внимание уделять упражнениям, направленным на сплочение, объединение группы; активно вести работу по гендерному просвещению. Необходимо использовать различные активные формы с участием женщин в выработке единой стратегии, в отработке и объединении усилий по определению поставленной цели. Такой подход сформирует команду для активного продвижения женщин во власть. Считаем, что информационно-образовательная работа является одним из важных направлений в повышении гражданственности и политической активности женщин.
В результате работы "Школы политического лидера" все-таки сформировалась группа единомышленников - 12 человек, из них 7 будущих кандидаток, 5 - будущих работников штабов. В момент подготовки к выборной кампании на каждый округ были определены кандидатки-женщины (с учетом их желания), а также по некоторым округам было выражено доверие отдельным кандидатам-мужчинам, которые поддержали наши идеи, нашу идеологию и планы дальнейшего сотрудничества в случае победы на выборах. Для нашей единой команды был сформирован единый штаб. В ходе выборной кампании раз в неделю проводились общие штабные встречи, на которых подводились итоги работы за неделю, отмечались успехи, трудности, недостатки и пути их преодоления. Были отработаны планы работы как команды, так и индивидуально каждого кандидата. К сожалению, на выборы единой командой выйти не удалось. Все кандидатки свои личные приоритеты все-таки поставили выше командных. Это было связано как с проблемой денежных ресурсов, так отчасти и с личными интересами. Для многих стало сложным найти средства для выпуска командных информационных материалов, к примеру, газеты, листовки, совместного выхода в эфир, несмотря на более низкие финансовые затраты при выходе на выборы единой командой.

Методы, использованные нашей
командой в ходе предвыборной кампании

В работе нашей команды в ходе предвыборной кампании на избирательном округе ╧ 3 в областное Собрание депутатов1 была использована такая форма работы с избирателями, как звонок по телефону. Было сделано около 1000 звонков. Данную работу проводили 4 добровольца.
Разговор с избирателями строился по заранее продуманному плану. Были даны рекомендации, подготовлен примерный текст разговора по телефону. Нами были использованы рекомендации и материалы из книги Брайена О'Дей "Шаг за шагом к победе на выборах".
Данный вид работы показал свою эффективность. Избиратели очень редко отказывались слушать и в общем были настроены доброжелательно. Многие заинтересованно вели беседу после прослушанной информации, просили занести буклет или газету, спрашивали о встречах. Но надо отметить, что данный вид работы играет положительную роль только в период первой половины предвыборной кампании, пока поток информации, как положительной, так и очень негативной, небольшой. Чем ближе к дню голосования, тем большее число лиц отказывалось слушать или просто бросало трубку.
Самое плодотворное время работы, как показала практика, - выходные дни, послеобеденное время. Стоит заметить, что не надо звонить в предпраздничные и праздничные дни. Больше всего звонков нами сделано в районах Любятово, Лепеши, Кресты (военный городок). По итогам выборов надо отметить, что, возможно, и звонки оказали положительное влияние на результаты голосования. В этих районах проголосовало больше всего людей за нашего кандидата, а в районе Лепеши наш кандидат занял первое место.
Другой вывод: стоит учитывать и такой принцип, как корпоративность, когда заранее известно, за кого пойдет голосовать основное население данного участка, территории. Например, в военном городке, в котором баллотирующийся военный работает на благоустройство данного военного городка и ставку делает на данный электорат, срабатывают несколько принципов: "Я военный и голосовать буду только за военного", "Он знает проблемы военных, семей военных и помог нам", "Он наш командир - мы за него" и т. д. и т. п. (район Кресты). Усилия кандидата-соперника должны быть активизированы на других территориях, нет необходимости тратить время, средства, усилия на переагитацию жителей данного военного городка.
Во время телефонных разговоров было выслушано много наказов и пожеланий от избирателей, которые необходимо использовать в предвыборной работе, в том числе при выпуске печатной продукции, ведении информационной работы, теле, радио-эфирах, а также на встречах. Наказы и пожелания позволяют лучше узнать кандидату свой округ и проблемы, которые на самом деле волнуют избирателей.
Используя данный вид работы, мы получали информацию и об отношении избирателей к выборам, кандидатам, готовы ли они идти на выборы, определились ли они, за кого будут голосовать и пойдут ли голосовать вообще.
Беседуя, можно определить отношение электората и к оппонентам.
Мы считаем, что такая форма работы необходима и ее надо использовать в предвыборных кампаниях с учетом допущенных проб и ошибок. Для такой работы необходимо выделять отдельное помещение, телефоны и работать постоянно (мы работали на дому по 3-4 часа в день).
Все ситуации постоянно обсуждались в штабе. Это спасало телефонистов от "сгорания", анализ звонков позволял менять тактику ведения разговора с учетом существующей и меняющейся предвыборной ситуации, настроений избирателей.
По округу ╧ 3 выборы не состоялись и нам придется еще много поработать с учетом ошибок как команды в целом, так и каждого ее участника в отдельности. Данное решение было принято на итоговом заседании штаба, проходившем в ночь подведения итогов голосования и в дальнейшие дни.

Наблюдения за ходом выборов
31 марта 2002 г.

Одним из направлений работы нашей команды во время выборов стали подготовка и организация наблюдения за выборами.
Предлагаем некоторые высказывания и выводы, сделанные на итоговом сборе всех наблюдателей:
- Доверия у населения нет ни к кому. Люди идут голосовать за тех кандидатов, кого знают лично или слышали о них от знакомых, родственников или соседей, т. е. доверяют больше мнению простых людей, не доверяют средствам массовой информации.
- Голосовать шли за тех, у кого много денег, в надежде получить какую-нибудь конкретную помощь.
- По привычке шли голосовать избиратели старшего поколения. Большинство из них женщины и голосовали за КПРФ (приезд лидеров партии из Москвы и встречи).
- Почти не было на голосовании избирателей среднего возраста. Также мало молодежи.
- По разговорам избирателей между собой можно сделать вывод, что народ устал от выборов, от грязной предвыборной агитации, от листовок, переполняющих почтовые ящики и разбросанных всюду. Люди прекрасно знают, сколько средств тратится на выпуск этой печатной продукции и на сами выборы. "Медвежью услугу" оказала отрицательная реклама на телевидении о кандидатах, в частности о Семенове (лидер регионального отделения партии "Единая Россия") в телевизионном ролике "Что обещал - что сделал". Противостояние между партиями "Единая Россия" и "Единство", а также блоком "Кузнецов, Савицкий, Полозов" сработало отрицательно. Многие высказывались: "Одни обещания пустые из года в год". В результате многие не пришли голосовать совсем, а те, кто пришли, - проголосовали против всех.
- В нашей области, как обычно, приоритеты отдают КПРФ и правящей партии в стране, в области.

Итак, подведем итоги

В чем же мы видим причину протестного голосования?
Первое.
Основной контингент избирателей - пожилые люди, после 55-60 лет. Это самый дисциплинированный электорат. Можно выделить в этой возрастной группе две позиции:
1. Избиратели, традиционно идейно поддерживающие КПРФ. Причем голоса отдавались коммунистам как по партийным спискам, так и по одномандатным округам (кандидатам, поддержанным КПРФ).
2. Избиратели, которым трудно было разобраться в большом количестве новых кандидатов: многие не представляли, куда и кого они должны избирать. Особенно сложно им было голосовать по партийным спискам или блокам. Выборная кампания была проведена недостаточно четко. Избиратели не были хорошо проинформированы о процедуре голосования. Кто пришел, по привычке также голосовал за КПРФ.
Второе.
Одномандатные кандидаты, партии, блоки во время предвыборной кампании слишком рьяно навязывали свои предвыборные материалы, чем вызывали раздражение и неприязнь.
Третье.
Люди не видят значительных улучшений в своей жизни. Потеряли веру в жизнь, в себя, разочарованы во власти, в обещаниях.
Четвертое.
Наблюдался контингент, который по-прежнему можно было просто купить за деньги или за бутылку спиртного.

И, наконец, немного статистики:
В результате работы "Школы политического лидера" 17 человек пошли на выборы:
В Псковскую Городскую Думу - 13 женщин (всего подготовлено 20 женщин).
В областное Собрание депутатов - 4 женщины (всего подготовлено 9 женщин).
Всего подготовлено женщин - 29.

Анализ прошедших выборов 31 марта 2002 г. в Псковской области.
Выборы в данное время проходили в Псковской области впервые по смешанной системе:
- в областное Собрание депутатов по одномандатным округам и по партийным спискам;
- в Городскую Думу;
- в местные органы исполнительной власти;
- глав администраций.
Всего было выдвинуто кандидатов:
В областное Собрание - по одномандатным округам - 109, из них мужчин - 98, женщин - 11.
В Городскую Думу Пскова - 77, из них мужчин - 59, женщин - 18.
В законодательный орган по районам и городам - 356, из них мужчин - 249, женщин - 107.

Прошли регистрацию:
В областное Собрание - по одномандатным округам - 106.
Снято с регистрации - 1, из них мужчин - 1, женщин - 0.
По партиям, объединениям и блокам - 8.
В Городскую Думу - 76, из них мужчин - 58, женщин - 18.
Снято с регистрации: - 0, из них мужчин - 0, женщин - 0.
Сняли сами: 2, из них мужчин - 0, женщин - 2.
В представительный орган по районам и городам - 351, из них мужчин - 244, женщин - 107.

Победили на выборах:
В областное Собрание - по одномандатным округам - 17, из них мужчин - 17, женщин - 0.
По партиям - 11 (КПРФ, "Единство", блок "Савицкий, Полозов, Кузнецов"), из них: мужчин - 9, женщин - 2 (от КПРФ и "Единства").
В Городскую Думу - 11, из них мужчин - 8, женщин - 3.
Всего в представительные органы власти по районам и городам - 351, из них: мужчин - 244 , женщин - 107.

1 В этом округе в областное Собрание баллотировалась Н.Васильева, руководитель НСЖЦ, координатор проекта "225" в Псковской области (прим. - ред.).