#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

"ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

Здравомыслова Ольга Михайловна,
к. филос. н., вице-президент Горбачев-Фонда,
секретарь Социал-демократической партии России

Широко известно, что, хотя в положении женщин в последние десятилетия произошли огромные перемены, сопоставимые с мирной социальной революцией, реальное равноправие мужчин и женщин все еще остается недостижимым идеалом. Поэтому многие влиятельные политические силы в современном мире вновь и вновь поднимают вопрос о положении женщин и их роли в общественной и политической жизни. Для социал-демократии этот вопрос является традиционно значимым. Более того, современные социал-демократические партии в своих программах специально подчеркивают, что с угнетением по признаку пола необходимо бороться так же, как и с угнетением классовым. Женщинам должно быть обеспечено не просто юридически формальное культурное и бытовое равноправие, но и реальные возможности участия в политике, бизнесе и профессиональной деятельности.
В проекте программы Социал-демократической партии России, принятом на объединительном съезде в ноябре 2001 г., сказано буквально следующее: "Социал-демократы выступают за широкое и реальное участие женщин в жизни общества и управления страной. Они будут добиваться увеличения представительства женщин в структурах власти и общественных объединений, отстаивающих принцип квотирования".
Положение женщин в России и проблемы женского движения стали одними из приоритетных направлений в деятельности СДПР. Но работа в этом направлении имеет свои особенности и требует терпения, внимания и тщательности, поскольку женский вопрос в современной России содержит в себе целый клубок противоречий. Разрешать эти противоречия необходимо, если мы действительно хотим, чтобы Россия стала современной, демократической, развитой страной.
В то же время надо отдавать себе отчет в том, что общественное мнение, в том числе и женское, еще не готово даже к серьезному обсуждению проблемы. Она, фактически, отдана на откуп демагогам от политики, религии, философии и морали. Несмотря на разнообразие исходных позиций и аргументов, все они сходятся в одном: женщине не место в общественной жизни и прежде всего в политике. Необходимо противопоставить псевдонаучной демагогии цивилизованную, аргументированную точку зрения, основанную на знании и здравом смысле.
Проблемы женщин современной России требуют не только обсуждения, но и безотлагательных политических решений.
Специалисты хорошо знают цифры статистики и результаты исследований последнего времени, которые показывают, что доля женщин среди бедных существенно выше, чем доля мужчин. По данным исследований, проведенных по заказу Всемирного банка, в населении с доходами ниже прожиточного уровня в 1999 г. насчитывалось 32 млн. женщин и 24,5 млн. мужчин. Так называемые материнские семьи и одинокие пожилые женщины (которые составляют 90% лиц старших пенсионных возрастов) составляют сейчас группу населения с самым высоким риском бедности. Не случайно, наряду с известным выражением "новые бедные" появилось еще одно - "феминизация бедности". Речь идет о том, что женщины не просто составляют большинство среди неимущих, но и о том, что женская бедность, как правило, проявляется в самых крайних формах - в застойной и глубокой бедности, из которой нет выхода.
Сохраняется неравенство в оплате труда женщин и мужчин - по данным ВЦИОМ, женская зарплата составляет 52% от зарплаты мужчин (70% по данным Госкомстата). Для последнего времени особенно характерно вытеснение женщин из отраслей с наиболее высокими темпами роста заработной платы (прежде всего из такой когда-то традиционно "женской" отрасли, как финансы и кредит).
О трудностях, с которыми сталкиваются женщины, пытающиеся делать карьеру, тоже широко известно. 64% работодателей при найме руководителей высшего звена отдают безусловное предпочтение мужчинам. При этом замужняя женщина-мать, сколь бы ни стремилась к профессиональной самореализации, оказывается в заведомо невыгодном положении. Фактически в условиях жесткой конкуренции, созданной рынком, она поставлена в условия, когда вынуждена выбирать между семьей и работой. Женщина, как правило, решает вопрос в пользу семьи и оказывается в статусе низкооплачиваемого работника или домашней хозяйки, т. е. в положении полностью зависимого человека, будущее которого ничем не обеспечено. Не удивительно поэтому, что в последние 2-3 года резко увеличивается численность домохозяек, желающих работать, и одновременно - численность тех из них, которые отчаялись найти работу. Фактически речь идет о неравенстве "стартовых шансов", которые при господстве рыночной экономики, как показывает опыт многих стран, у женщин оказываются значительно ниже, чем у мужчин. Публичная политика обязана учитывать эти новые обстоятельства и новый опыт, но только активная гражданская позиция самих женщин может заставить общество обратиться к этим проблемам. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Перечисленные проблемы, что называется, лежат на поверхности. Очевидно - и это показывает опыт всех стран, ориентированных на построение социального государства, - политика, которая формулируется преимущественно представителями одного пола, не может отвечать потребностям всех граждан. Заниженное представительство женщин в органах, принимающих решения, открыто признается недостатком современных либеральных демократий. В России, как известно, положение с представительством женщин во власти плачевно.
Многочисленные исследования показывают, что, хотя активность женщин в приватной сфере весьма высока, их роль в публичной сфере неуклонно сужается. В общественном мнении укрепляются представления о том, что "уход" женщин из сферы принятия решений - явление вполне нормальное и даже благоприятное для общества, поскольку способствует оздоровлению и укреплению семьи; что женщины якобы сами предпочитают социально пассивную позицию, поскольку полностью поглощены интересами выживания семьи. Эти представления развивают и пропагандируют СМИ. Не имея общественной и государственной поддержки, женщины оказываются неконкурентоспособны в сферах, где принимаются решения и, следовательно, их опыт и воля не учитываются ни в реальной политике, ни в законотворческой деятельности.
Но дело не только в том, что женщины составляют меньшинство в политике и на всех уровнях принятия решений. В последние годы стало особенно очевидно, что влияние действующих в политике женщин "тонет" в море открытого недоброжелательства, которое вызывает всего лишь идея возможности партнерства мужчин и женщин в политике. Начав в конце прошлого года серию семинаров СДПР об участии женщин в политике, мы уже успели это почувствовать.
Интерес к этим семинарам (мы провели их в Москве, Пскове и Владимире) был большой, в них участвовали не только женщины, но и мужчины, молодежь. Нам стало ясно, что в столице и в регионах, во всех социальных группах есть женщины, которые разделяют наши позиции и готовы работать с нами. Мы увидели, что уже работающие женские организации по своим взглядам и целям близки нам.
В то же время среди женщин, с энтузиазмом бросающихся в общественную и политическую деятельность, много тех, кто еще не готов к конструктивной и профессиональной работе. Это вовсе не означает, что мы должны отталкивать энтузиастов. Но это означает, что нужно обдуманно формировать "ядро" из тех, кто способен конструктивно действовать уже сейчас. Безусловно, этих женщин надо обучать тому, как "работать" в публичной сфере, - только тогда партнерство мужчин и женщин в политике станет реальным. Такое партнерство нашему обществу просто необходимо.