#1-2 (15)
2003 г.
Архив журналов | Содержание _

НА РОССИЙСКОМ ЗАПАДЕ ЖЕНСКОЕ БОЛЬШИНСТВО ПОКА ЖИВЕТ ПО ЗАКОНАМ МУЖСКОГО БОЛЬШИНСТВА

Ирина Герцик,
руководитель Совета РОО "Лига избирательниц Калининградской области",

Ольга Новосад,
журналист, член РОО "Лига избирательниц Калининградской области"

Сегодня Калининградская область оказалась на передовом российском крае. Введение визового проезда ─ это лишь верхушка айсберга проблем, вызванных вступлением соседних государств в Европейский Союз. Не менее актуальным является и гендерный аспект. Область ─ в окружении благополучных с точки зрения "женского вопроса" государств. По представительству женщин в органах власти Швеция занимает первое место (45%), Дания ─ 38%, Финляндия ─ 37%, соседние ─ Польша ─ около 20%, за ней подтягивается Литва (более 10%), в Калининградской области ─ нет и 10%. В последнее время в области бывают сотни иностранных делегаций, им есть, с чем сравнивать. У нас женщин-политиков во власти единицы. А в Германии, с которой складываются тесные взаимоотношения, правящая партия отдает каждое второе место женщинам, партия-оппонент ─ каждое третье, и нет политических партий, не предусмотревших не менее половины мест в списках для коллег-женщин. В Калининградской области из трех десятков партий, заявивших о себе в СМИ (из пятидесяти российских партий, стартующих на выборы в Государственную Думу), ни одна не объявила о квотировании мест для женщин в партийных списках. Депутаты областной Думы в целом поддержали проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", но предложение разработать свой региональный законопроект отклонили. Одна женщина на десять мужчин приходится в законодательном органе власти ─ областной Думе, и если кандидатки не попадут в партийные списки, число их может стать меньше в следующем созыве.

Между тем достижение равенства между мужчинами и женщинами является неотъемлемой частью процесса достижения подлинной демократии. Демократия неосуществима вне политического избирательного процесса. Статья 19 (часть 3) Конституции РФ провозглашает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (╧67-ФЗ от 12 июня 2002 года) направлен в первую очередь на стимуляцию участия политических партий в выборах различного уровня, таким образом, должна усилиться роль партий в обществе. Во всех субъектах Российской Федерации вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов власти, т.е. не менее половины депутатских мандатов будет распределена между партиями, принявшими участие в выборах. Областной закон уже принят. В 1996 году женщины были представлены в трех из четырех избирательных блоков и объединений, принявших участие в выборах: "Калининградской областной федерации профсоюзов", "Янтарном крае России", "Калининградской областной организации Компартии РФ". Профсоюзы включили 3 женщины в избирательный список под номерами 3, 5, 10. Местные коммунисты и демократы включили в избирательный список по одной женщине, предоставив им последние места в списке. В избирательных программах ни одно из объединений и блоков не поднимало вопрос об улучшении положения женщин в обществе. На выборах 2001 года в избирательные списки от 10 избирательных блоков и объединений были включены 13 женщин (14%) из 77 (86%) мужчин-кандидатов.

На выборах 2001 года уже 10 избирательных блоков и объединений боролись за 5 депутатских мандатов. Женщины были включены семью избирательными блоками и объединениями в свои избирательные списки, но только 2 избирательных блока поставили женщин в "лидерскую тройку": "В поддержку Президента России" и "Янтарный край России ─ за созидание". Ни одна женщина не возглавляла список кандидатов. В программах избирательных блоков и объединений, участвующих в местных выборах, вопрос о гендерном равноправии, о повышении статуса женщины в обществе не поднимался. На выборах депутатов Калининградской областной Думы вопрос об улучшении положения женщин в Калининградской области региональными отделениями общероссийских общественных политических организаций также не поднимался.

Как видим, используя формулу "равноправие мужчин и женщин" мужчины-политики говорят только о равенстве социальных возможностей мужчин и женщин, данная установка явно противоречит конституционному принципу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Не ограничивая "политическую активность женщин", "либерал-демократы" просто не предоставляют женщинам места в избирательных списках как на федеральном, так и региональном уровнях. В настоящее время в представительных органах местного самоуправления Калининградской области работают 336 депутатов (111 женщин ─ 33%, 225 мужчин ─ 67%). Ранее из 336 местных депутатов женщин было 99 (29,4%), мужчин ─ 237 (70,6%). Количество женщин-депутаток увеличивается на уровне городов и районов. Избрание женщин в органы местного самоуправления является признанием того, что женщинам ближе насущные ежедневные проблемы населения, их политика близка к потребностям людей. Женщинам легче победить на местных выборах, т.к. здесь не нужны большие финансовые ресурсы, с одной стороны, с другой стороны, избирателям проще сделать выбор, т.к. в муниципальных образованиях люди знают друг друга и, как правило, отдают свои голоса женщинам, которые лучше понимают и решают ежедневные проблемы избирателей. В 7 муниципальных образованиях из 22 в Калининградской области советы депутатов возглавляют женщины. Два муниципальных образования в Калининградской области возглавляют женщины ─ г. Пионерский, Черняховский район.

Для того, чтобы область не выпадала из европейского окружения, развивала демократические институты, на первом этапе необходимы следующие действия. Сформировать законодательную базу, обеспечивающую активное участие женщин во всех сферах общественной жизни. Проводить обязательную гендерную экспертизу законодательства, особенно в сфере трудового и социального права. Способствовать продвижению женщин в органы государственной власти, в том числе в законодательстве о политических партиях закрепить рекомендательную норму о паритетном представительстве мужчин и женщин в руководящих органах. Совершенствовать семейное законодательство с целью обеспечения гарантий равных прав мужчин и женщин в воспитании и обеспечении детей, уравнивания родителей, не состоящих в браке, в правах к родителям-супругам. Ратифицировать международные конвенции, обеспечивающие права женщин в сфере занятости. Подписать и ратифицировать Европейскую Социальную Хартию, статья 20 которой гарантирует право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола. Активно содействовать женскому предпринимательству; поддерживать женские некоммерческие, неправительственные организации. Разрабатывать специальное законодательство в сфере общественных неправительственных организаций, особенно законодательства о государственной регистрации женских организаций; принять пакет законов об упорядочении налогообложения в сфере третьего сектора; содействовать повышению статуса женских организаций, в том числе их международного статуса; способствовать созданию сети центров реабилитации женщин ─ жертв насилия.

Одним из шагов на пути реализации намеченного стала Международная научно-практическая конференция "Реализация политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в Скандинавских странах и северо-западе России", организованная Советом Министров Северных стран, РОО "Лига избирательниц Калининградской области", администрацией области и централизованной библиотечной системой города Калининграда. В работе форума приняли участие представители исполнительной и законодательной власти региона, муниципалитетов, общественных организаций, учебных заведений. Приветствовали участников Пелтонен Карита ─ советник Совета Министров Северных стран, заместитель главы администрации (губернатора) Калининградской области Г.С. Янковская.

Ирена Халета, вице-президент Лиги польских женщин, обратила внимание на то, что равная возможность, равные права женщин и мужчин в политической, общественной, экономической жизни ─ это все еще "открытый" процесс, переживающий этап адаптации к требованиям Евросоюза. В. Шимкувене (Литва, Шауляй) справедливо отметила, что женская политика ─ это политика нации, ориентированная на будущее, а мужская ─ это политика власти в настоящем времени. И баланс интересов настоящего и будущего должен быть выдержан. Большой интерес вызвали доклады председателя Постоянного комитета по социальной политике областной Думы Л.Н. Зелинской "Женщина и политика", уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ирины Вершининой "Гендерная политика и права человека в области", председателя РОО "Лига избирательниц Санкт-Петербурга" Татьяны Дорутиной "Женское лицо российской политики" и другие. Результативно поработали все четыре секции: продвижение женщин на уровень принятия политических решений; гендерная экспертиза социальной политики; реализация права на труд в гендерном измерении; деятельность кризисных центров как новое направление в деятельности женского движения России. Кризисные центры только открываются в области, и опыт "продвинутых" стран просто необходим.

Участники конференции обменялись мнениями, информацией, определили приоритеты в реализации равных прав и возможностей. Сегодня этот вопрос как никогда актуален. Впереди целая череда выборов в законодательные органы власти всех уровней: от федеральных до муниципальных. Предстоит административная реформа, включающая реформу государственной службы, реорганизацию местного самоуправления под "европейский стандарт". Сделана ставка на укрепление политических партий. Поэтому так актуальна политика равных прав и возможностей именно в самом западном российском регионе, переживающем этап интенсивной интеграции в ЕС. Ее реализация на этом этапе может стать как никогда результативной.