|
|
Необходимость законодательных и практических мер по профилактике насилия на гендерной почве Фонд поддержки гражданских инициатив "ФОКУС" в рамках совместного проекта с Итальянской ассоциацией "Женщины в развитии" (AIDOS), осуществляемого при поддержке программы LIEN-TACIS Европейского Союза и Фонда народонаселения ООН, внедряет на российской почве систему оказания комплексной помощи женщинам, пострадавшим от насилия. Мы направляем свои усилия на создание жизнеспособной сети организаций, способных оказывать помощь жертвам насилия на гендерной почве (НГП)*. Сеть объединяет учреждения разного профиля: медицинские учреждения, общественные организации, кризисные центры, оказывающие социально-психологическую и юридическую помощь женщинам и т.д. В то же время, какой бы отлаженной ни была система оказания помощи женщинам, пострадавшим от НГП, предотвращение насилия на уровне общества невозможно без действенной законодательной базы и механизмов выполнения законов, защищающих от НГП. Сегодняшнее российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Оговорена также ответственность за такие формы насилия, как побои, истязание ─ "физические и психические страдания, которые могут быть результатом систематических побоев (пыток, угроз, оскорблений)", за угрозы, клевету, за оскорбление, выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, унижающую его честь и достоинство. Однако эти нормативные акты направлены на ликвидацию последствий случившегося. Они начинают действовать только в том случае, если вред женщине уже нанесен, и направлены на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил уголовно наказуемые действия. О профилактике насилия в действующем законодательстве речи пока не идет. В течение десяти лет неоднократно предпринимались попытки разработки и вынесения на пленарное заседание Госдумы законопроектов, которые бы узаконили действия, направленные на профилактику насилия на гендерной почве. Однако до сих пор эти попытки не увенчались результатом. В то же время проблема насилия в отношении женщин в России обостряется. Среди преступлений с бытовой мотивацией, совершаемых в том числе в рамках семьи, велика доля убийств и доведения до самоубийства, а также угроз убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, телесных повреждений и побоев различной степени тяжести, истязаний и случаев хулиганства. Медленно, но неуклонно ─ на 3√4 процента в год ─ растет количество преступлений, жертвами которых становятся женщины. И это только официальная, зарегистрированная статистика. В 40 процентах случаев женщины ─ жертвы насилия не обращаются в правоохранительные органы либо потому, что не верят в то, что виновный понесет наказание, либо не желая давать показания против человека, с которым она находится в близких или родственных отношениях. Таким образом, хотя законы, направленные на борьбу с насилием у нас есть, они ─ как и многие другие ─ не соблюдаются или работают в полсилы. Очевидно, что российское законодательство нуждается в изменениях и дополнениях, которые бы в первую очередь способствовали профилактике НГП. * Понятие "насилие на гендерной почве" включает в себя слово "гендерная" потому, что его жертвами, в подавляющем большинстве случаев, становятся женщины. Недостаток физической силы и, как правило, более низкий социальный статус делают женщин уязвимыми перед лицом актов насилия. Главная цель человека, прибегающего к НГП, заключается в получении контроля и власти над жертвой. НГП обычно носит характер оскорбления. По своему характеру насилие может быть разовым, повторяющимся или хроническим. Насилие на гендерной почве определяется как "всякий акт, причиняющий или потенциально способный причинить физический, сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозы подобных актов, принуждение и незаконное лишение свободы, как в общественной, так и в частной жизни" (Декларация ООН "О насилии в отношении женщин", пункт Ь.). |