#1-2 (15)
2003 г.
Архив журналов | Содержание _

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Галина Ивановна Климантова,
заместитель начальника Аналитического Управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ, доктор политических наук, профессор

Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, достойного образа жизни, долголетия, условий для полноценного участия в жизни общества. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации.

Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия являются важнейшими составляющими государственной социальной политики Российской Федерации в современных условиях. Пожилые люди внесли неоценимый вклад в развитие нашей страны, в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, в построение материального фундамента жизнедеятельности общества, в признанные во всем мире успехи науки и культуры. В то же время именно они переживают особенно глубокие социальные трудности в процессе радикального социально-экономического реформирования в нашей стране.

Проблемы граждан старшего поколения постоянно находятся в поле зрения Президента России, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, региональных и местных органов власти. В течение последних лет продолжалась работа по распространению и применению принятых мировым сообществом универсальных гуманитарных норм в отношении пожилых людей.

Международные принципы защиты прав пожилых людей

Во второй половине XX века, как свидетельствуют обобщенные статистические данные, средняя продолжительность жизни людей увеличилась на 20 лет, что в сочетании с сокращением рождаемости в большинстве развитых стран привело к росту общей численности людей пожилого возраста и увеличению их доли в общей массе населения.

Согласно имеющимся данным, в 2001 году возраст каждого десятого жителя Земли превышал 60 лет.

Из прогнозов ООН следует, что к 2050 году люди в возрасте старше 60 лет будут составлять свыше трети населения Земли. Сохранится тенденция к увеличению доли старых людей (имеющих возраст от 75 до 89 лет) и долгожителей среди старших возрастных групп: если в конце XX столетия люди от 80 лет и старше составляли 10% населения в возрасте старше 60 лет, то к 2050 году доля этой категории возрастет до 25%.

Процесс увеличения доли пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. Коренные сдвиги в демографической структуре побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, ряд базовых принципов и целевых установок, определяющих политику в интересах пожилых людей и защиту их прав, которая базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием для соответствующих мер в поддержку пожилых людей на международном и национальном уровнях.

В основе этой системы взглядов ─ идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации потенциала, накопленного старшим поколением. Люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор в процессе социального развития, а не бремя.

Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 года (1992 г.). Особое внимание к заботам и потребностям людей старших возрастов выражено в Европейской социальной хартии (1961 г.) и Дополнительном протоколе к ней (1988 г.), в конвенциях и рекомендациях специализированного учреждения ООН ─ Международной Организации Труда (МОТ), других международных актах. Оно подтверждено Декларацией и Программой действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.).

Взгляды на место и роль пожилых людей получили наиболее полное выражение в Принципах ООН "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста", принятых 46-й Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 года. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Принципы группы "независимость" подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы "участие" отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы "уход" затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принципы группы "реализация внутреннего потенциала" призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы "достоинство" затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада.

Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Они являются для государственных и общественных структур важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению.

Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствуют установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября) и решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей. Тема Международного года ─ "По пути к обществу для людей всех возрастов" ─ базировалась на концепции "общества для всех людей", основанного на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности.

Население Российской Федерации переживает период устойчивого демографического старения. Это выражается в увеличении как абсолютной численности, так и процентной доли лиц старше трудоспособного возраста. С 1979 до 2000 года процентная доля таких лиц возросла с 16,3% до 20,7%. При незначительном приросте, а в последнее время даже некотором сокращении численности населения, доля граждан старшего поколения неуклонно увеличивается. Особенно это относится к лицам старших возрастных групп ─ после 75√85 лет (процентная доля лиц старше 85 лет увеличилась с 1979 до 2000 года в 2 раза).

Превышение численности женского населения над мужским ─ общая социальная закономерность. Она значимо проявляется в Российской Федерации, и особенно в старших возрастных группах. Среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля мужчин составляет только треть (34,6%). Чем старше возрастная группа, тем меньше доля мужчин. Среди лиц старше 85 лет доля мужчин составляет уже только пятую часть (22,2%).

Увеличение численности и доли лиц старшего возраста происходит на фоне снижения или стабилизации на очень низком уровне ожидаемой продолжительности жизни. Минимальная ожидаемая продолжительность жизни была отмечена в 1994 году (57,6 года для мужчин и 71,2 года для женщин). С тех пор отмечается незначительный и неустойчивый ее рост (в 1999 году она составила соответственно 59,9 и 72,9 года).

Значительные различия в уровне ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин являются проявлением особенностей социально-демографической ситуации в нашей стране. Во всех развитых странах женщины живут дольше мужчин в среднем на 2√5 лет. В нашей стране этот разрыв составляет 13√14 лет и является самым большим в мире. Подобные цифры свидетельствуют об особо неблагоприятных условиях жизни мужского населения и большой доли смертности от неестественных причин в общей структуре смертности.

Очень важным показателем является демографическая нагрузка на работающее поколение. В 2000 году этот показатель в нашей стране был достаточно высоким ─ на 100 человек трудоспособного возраста приходилось 69 человек нетрудоспособного (в совокупности лиц старше и моложе трудоспособного возраста). Если в 1989 году в структуре нетрудоспособных доминировали молодые, то к 2000 году уже пожилые. В дальнейшем согласно прогнозам эта тенденция будет только нарастать.

Демографическое старение общества в Российской Федерации в последующие годы будет нарастать. В связи с этой социально-демографической ситуацией важнейшее значение имеет усиление государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста

Нормативно-правовые основы социальной поддержки граждан старшего возраста

Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативных правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе лиц старшего возраста. Нормы российского законодательства отвечают общим принципам международных правовых норм, принятых мировым сообществом и подписанных Российской Федерацией.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

─ нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

─ нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующие этим правам обязанности государства, негосударственных структур и семьи.

Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это ─ общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Так, согласно ст. 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди наряду со всеми имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 51 Конституции предоставляет пожилым людям право на квалифицированную юридическую помощь.

Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

Необходимо прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются.

Вместе с тем, некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.

Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 года ╧ 119√ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы ─ 60 лет и предоставил право руководителю государственного органа осуществлять, помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы.

Аналогичные нормы существуют относительно военнослужащих офицерского состава, служащих правоохранительных структур.

Пенсионное законодательство имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию ─ событием исключительной важности ─ тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем.

Уровень жизни пенсионеров определяется их доходами, в первую очередь пенсией, соотнесенными с уровнем цен на потребительские товары и услуги, отвечающие представлениям о социально признанных стандартах потребления для этой категории жителей. Оценка уровня жизни осуществляется с помощью величины прожиточного минимума (ПМ) и средней и минимальной пенсии. Соотнесение этих двух показателей называется покупательной способностью пенсий (ПС).

Величина ПМ пенсионера в Российской Федерации, по данным Госкомстата России и Минтруда России, устойчиво повышается. Однако это происходит более медленно по сравнению с ростом общего сводного индекса потребительских цен. Так, в 2000 году ПМ пенсионера увеличился на 8,7%, тогда как индекс общих потребительских цен вырос на 20%.

В структуре прожиточного минимума пенсионеров наибольшую долю составляют продукты питания (60%), а наименьшую ─ услуги (12%). Рост цен на услуги значительно опережает рост цен на продукты питания. В связи с этим доля услуг в потребительской корзине пенсионера увеличилась. Эта тенденция может привести к положительным изменениям всей структуры ПМ пенсионера.

Средние и минимальные пенсии в Российской Федерации последовательно растут. Так, в 2000 году размер средней пенсии увеличился по сравнению с предыдущим годом на 54,6%. Растет и минимальная пенсия по старости (с учетом компенсации), однако несколько меньшими темпами ─ только на 47,4%. Общий реальный рост пенсий в 2001 и 2002 годах составил около 20%.

В период с 1995 по 2000 год наблюдалась устойчивая тенденция увеличения разрыва между минимальной пенсией по старости и компенсаций к ней (с 1,6 до 3 раз). В настоящее время размер компенсаций к минимальной пенсии по старости также превышает саму эту минимальную пенсию. Такое положение вряд ли может быть оценено как положительное. Отсюда наиболее острой остается проблема повышения размера собственно минимальной пенсии по старости.

Соотношение среднего и минимального размеров пенсии по старости (с учетом компенсаций) сохраняется с 1996 года по настоящее время достаточно стабильным и составляет около 0,6.

ПС пенсии является важнейшим критерием при характеристике жизненного уровня пенсионеров и показывает условное количество наборов ПМ, которое пенсионер мог бы приобрести на свою пенсию. Если ПС=1, то жизненный уровень пенсионера характеризуется как минимальный для физического выживания. Если ПС<1, то, соответственно, жизненный уровень не удовлетворяет минимальным потребностям выживания.

Уровень ПС пенсий по России в целом существенно снижается. С 1994 по 2000 год ПС среднего размера пенсий снизилась с 1,29 набора ПМ до 0,76 набора ПМ (в 1,7 раза). Для минимального размера пенсий ─ с 0,67 до 0,47 набора ПМ (в 1,4 раза). Особенно резко сократилась ПС пенсий после скачка цен в августе 1998 года, перейдя критический барьер (ПС=1).

Однако с 2000 года зафиксировано хоть и небольшое, но все же устойчивое повышение ПС среднего размера пенсий с учетом компенсаций. Так, за 2000 год ПС средней пенсии выросла с 0,69 набора ПМ до 0,83 набора ПМ (на 20%). В 2001 году этот показатель составил уже 0,89 набора ПМ, а в начале 2002 года ─ около 0,96 набора ПМ.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации идет реформирование пенсионной системы. Законодательную базу пенсионной реформы составили пять федеральных законов, внесенных Президентом России в Государственную Думу и принятых Государственной Думой и Советом Федерации в 2001 году: "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Уже с начала 2002 года новые пенсионные законы принесли значительной части пенсионеров определенные позитивные результаты. Повышения пенсии после перехода к новой пенсионной модели с 1 января 2002 года были предусмотрены:

─ для работающих пенсионеров (прибавка по этой категории в среднем составила до 450√500 рублей);

─ для пенсионеров, достигших 80 лет, и инвалидов первой группы (пенсии увеличены минимум до 1110 рублей);

─ для инвалидов первой и второй групп с детства, а также детей-инвалидов (повышение пенсий до 900 рублей);

─ для круглых сирот (прибавка более 400 рублей);

─ для родителей, потерявших детей на военной службе (повышение базовой части трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть).

С учетом этих и целого ряда других категорий более высокие пенсии в январе 2002 года получили свыше 12 миллионов российских пенсионеров, а с 1 февраля для всех 38,5 млн. российских пенсионеров началась ежеквартальная индексация пенсий. Общие расходы на эти цели в 2002 году составили более 80 млрд. рублей. Это позволило увеличить средний размер трудовой пенсии в 2002 году на 33,4%, или на 369 рублей. Средняя пенсия в итоге возросла до 1520√1550 рублей.

По данным Госкомстата России, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе ─ августе 2002 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 9,9%, а средний размер назначенной месячной пенсии в реальном выражении в январе ─ августе 2002 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 18,9%.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что в отличие от прежнего пенсионного законодательства работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

В перечне социального законодательства ─ Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах". Это ─ один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Ветераны составляют многочисленный социальный слой населения Российской Федерации.

В соответствии с названным законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых ─ пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:

─ пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

─ получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

─ оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

─ медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

─ обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

─ трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

─ пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

─ получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" помогли конкретизировать ряд его статей: усовершенствованы общие положения закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.

Вместе с тем ситуация в части реализации ветеранских льгот продолжает оставаться сложной. Целый ряд установленных законодательством льгот реализуется не в полном объеме.

К специальному социальному законодательству относится и Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15 ─ об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 ─ об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 ─ об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 ─ об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, об этом законе необходимо сказать как действующем не в полном объеме и недостаточно влияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей.

В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон "О государственной социальной помощи".

В преамбуле закона четко определено, что "он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам".

В соответствии со ст. 7 закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания для прекращения оказания помощи; определен порядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих и их душевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной помощи.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

По данным Минтруда России, обследование пожилых людей, находящихся в семьях и проживающих в домашних условиях, с точки зрения способности к самообслуживанию показало:

─ в возрастной группе 60√74 лет способны себя полностью обслужить 5%, частичное самообслуживание возможно для 66%, не в состоянии себя обслуживать 29% обследованных лиц;

─ в группе старческого возраста 75√89 лет полностью себя обслуживают лишь 1,5%, частичное самообслуживание наблюдается у 65%, не в состоянии себя обслуживать 34%;

─ среди людей в возрасте 90 лет и старше полное самообслуживание оказалось недоступным никому из обследованных, а число лиц, способных к частичному самообслуживанию и неспособных себя обслуживать, распределилось поровну.

Приведенные данные свидетельствуют о значительной численности пожилых и старых людей с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в социальном обслуживании.

Социальное обслуживание является одной из неотъемлемых составляющих государственной политики в отношении граждан пожилого возраста. Правовые основы социального обслуживания содержатся в двух базовых в данной сфере федеральных законах "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании инвалидов и граждан пожилого возраста".

В соответствии с указанными законами социальное обслуживание рассматривается как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан.

Правительством Российской Федерации утвержден Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года ╧ 1151 в ред. от 17.04.2002 ╧ 244).

На основе Федерального перечня гарантированных государством социальных услуг устанавливается территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта Российской Федерации.

Социальное обслуживание пожилых граждан осуществляется в следующих формах:

─ социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

─ полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

─ стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

─ срочное социальное обслуживание;

─ социально-консультативная помощь.

За последние годы социальное обслуживание пожилых людей сложилось в целостную систему, в которую входят различные учреждения, службы, осуществляющие социальную помощь нуждающимся в этом гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Охрана здоровья граждан старшего поколения

Состояние здоровья граждан пожилого возраста характеризуется особой тяжестью и множественным характером хронической патологии.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте ─ в 6 раз выше, чем среди людей более молодых возрастов. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 25% этой категории лиц имеют 4√5 хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, кроветворной, костно-суставной систем, органов дыхания, пищеварения и др. Медицинское обслуживание этой категории лиц в 3 раза дороже, чем обслуживание остальных групп населения.

Оказание медицинской помощи гражданам пожилого возраста и охрана их здоровья базируются на достаточно широком круге нормативных правовых актов, и прежде всего на Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на медицинское обслуживание, а также на основополагающем в этой сфере Законе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Так, указанными Основами закреплены концептуальные права граждан пожилого возраста в сфере оказания медико-социальной помощи: граждане пожилого возраста имеют право на медико-социальную помощь на дому в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, а также на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях, закреплено право на санаторно-курортное лечение.

Помимо законодательных актов действуют подзаконные нормативные акты. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года ╧ 890 утверждены перечни групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой. Так, право на бесплатное получение лекарственных средств имеют участники Великой Отечественной войны, лица, работавшие во время блокады Ленинграда, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей. Право на бесплатное получение лекарств предоставляется также в зависимости от категории заболеваний. Пятидеся-типроцентная скидка при приобретении лекарств предоставляется пенсионерам, получающим пенсию по старости в минимальных размерах.

Еще один нормативный акт, посвященный оказанию медицинской помощи гражданам пожилого возраста, ─ приказ Минздрава России от 28.07.99 ╧ 287 "О совершенствовании медицинской помощи гражданам пожилого и старшего возрастов в Российской Федерации", в нем, в частности, предусматривается организация гериатрических центров, а также сети гериатрических больниц и отделений.

Созданию современной материальной базы для проводимых научных исследований и практической реализации мероприятий в области лечения и профилактики заболеваний у лиц старших возрастов способствует федеральная целевая Программа "Старшее поколение" (на 2002√2004 годы). Финансирование этой программы в 2002 году составило 356,2 млн. рублей.

Безусловно, остается много проблем в области социального обслуживания и оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста. Основной проблемой остается проблема практической реализации установленных норм и обеспечения их необходимого финансирования.

Таким образом, анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста противоречива.

С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот; с другой, ─ многие из норм не действуют, их осуществление в полном объеме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации и должного финансового обеспечения.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья.

Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Часто отсутствует оперативное исполнение принятых судебных решений по социальным делам лиц старшего поколения. Суды общей юрисдикции, как правило, не имеют полноценных квалифицированных знаний в социальных вопросах. В этой связи было бы целесообразным создать в России суды по социальным вопросам для рассмотрения всех проблем социальной сферы, в том числе и защиты прав пожилых граждан.

Требуют серьезного осмысления правовые аспекты насилия в семье, особенно в отношении наименее защищенных пожилых людей, в ряде случаев подвергающихся материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего пожилым людям имущества, а также физическому и психологическому насилию. Вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия в семье, в том числе и в отношении пожилых людей, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.