#1-2 (15)
2003 г.
Архив журналов | Содержание _

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Майя Михайловна Казьмина,
председатель общественного объединения "Старшее поколение"

Старение населения затрагивает все страны мира. Ежемесячно 1 млн. человек достигает возрастного порога в 60 лет. Общее число людей в возрасте 60 лет и старше возросло с 200 млн. человек в 1950 году до 350 млн. человек в 1975 году и, по прогнозам ООН, достигнет более 1,1 млрд. человек к 2025 году, увеличившись на 224% по сравнению с 1975 годом. Свыше 72% пожилых людей будут проживать в странах, которые сегодня относятся к категории развивающихся. Самыми быстрыми темпами растет число лиц в возрасте 80 лет и старше: с 13 млн. человек в 1950 году до более чем 50 млн. человек в 1992 году и, как ожидается, до 137 млн. человек к 2025 году.

В 2025 году в мире будет проживать в три раза больше людей, чем в 1950 году; лиц в возрасте 60 лет и старше будет в шесть раз больше, а лиц в возрасте 80 лет и старше ─ в десять раз больше, чем в 1950 году. В развитых странах доля лиц старших возрастов может увеличиться с 18% в 2000 году до 23% в 2025 году. В развивающихся странах активное старение населения проявится в наступающем десятилетии. Через 45 лет доля пожилых людей составит 13,7% населения Земного шара. В соответствии с классификацией Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) к пожилому относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому ─ от 75 до 89 лет, к долгожителям ─ от 90 лет и старше.

Общее замечание № 6 (1995) по экономическим, социальным и культурным правам пожилых людей, принятое Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам Экономического и социального Совета ООН 24 ноября 1995 года, обращает внимание государств-членов ООН на положение пожилых людей, права которых, в отличие от прав женщин и детей, не определяются ни в одной из всеобъемлющих международных конвенций.

Особые интересы пожилых людей как трудящихся нашли отражение в конвенциях и рекомендациях специализированного учреждения ООН ─ Международной Организации Труда (МОТ). Названные акты включают нормы, относящиеся к пособию по старости, вопросы обеспечения и установления прожиточного минимума, защиты труда, подготовку к выходу на пенсию и права этой категории трудящихся на ее получение.

Из более чем 170 конвенций и рекомендаций МОТ права лиц пожилого возраста в наибольшей степени затрагивают Конвенция (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения (1952 год), Конвенция (№ 118) о равноправии в области социального обеспечения граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства (1962 год), Конвенция (№ 122) и Рекомендация (№ 122) о политике в области занятости (1964 год), Конвенция (№ 142) и Рекомендация (№ 150) о развитии людских ресурсов (1975 год), Рекомендация (№ 162) о пожилых трудящихся (1980 год).

Кроме этого, Экономический и социальный Совет ООН принял Берлинскую декларацию министров под девизом "Общество для всех возрастов в регионе ЕЭК ООН" 11√13 сентября 2002 года. Участники конференции министров ЕЭК ООН по проблемам старения сказали, что "┘принимая Региональную стратегию осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения 2002 года и стремясь обеспечить органичное вплетение проблем старения во все области политики, мы уделяем особое внимание расширению участия пожилых людей в жизни общества и активизации их интеграции в жизнь общества и укреплению независимости их жизни; содействию справедливому и устойчивому экономическому росту при решении вопросов, связанных с последствиями старения населения; укреплению адекватной и устойчивой системы социальной защиты для нынешнего и будущих поколений; стимулированию рынков труда с учетом потребностей пожилых людей и использования их потенциала; содействию процессу обучения на протяжении всей жизни; укреплению физического и психического здоровья и благосостояния в течение всей жизни; обеспечению равного доступа к высококачественным услугам здравоохранения и социального обеспечения; органичному вплетению гендерной перспективы во все политические меры, касающиеся старения; поддержанию пожилых людей, их семей и общин в их роли по обеспечению ухода; а также обеспечению солидарности между поколениями".

Долголетие ─ одно из великих достижений XX века. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилому относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому ─ от 75 до 89 лет, к долгожителям ─ 90 лет и старше. Рубеж 65-летнего возраста нередко выделяется особо, так как во многих странах это сопряжено с выходом на пенсию.

Из прогнозов ООН следует, что к 2025 году (при общей численности народонаселения 8,5 млрд. человек) 1,2 млрд. человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. Рост численности и доли пожилых людей является исторически беспрецедентным. К 2001 году будет насчитываться свыше 125 млн. лиц старших возрастов. Самым поразительным будет рост численности людей в возрасте 80 лет и старше: между 1980 и 2001 годами их доля увеличится на 54%. За этот же период общий прирост населения составит лишь 29%. Интенсивно "стареют" западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни в Великобритании и США достигает 76 лет, во Франции ─ 77 лет, в Канаде ─ 78 лет, в Японии ─ 80 лет. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как "демографическая революция".

В основе политики социального государства, каковым в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, лежит создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула предполагает повышенное внимание к социально уязвимым группам населения, в том числе к пожилым людям.

Для характеристики современной демографической ситуации существенное значение имеют более низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин России по сравнению с женщинами (разница составит 13,6 года), неблагоприятное соотношение полов и, как следствие, углубляющееся одиночество в пожилом возрасте. Среди граждан России насчитывается 12% мужчин и 80% женщин в возрасте старше 60 лет. Одиноко проживающие в России ─ это преимущественно женщины (71,5 процента). Средний возраст их составляет 63,5 года против 49,1 года среди одиноко проживающих мужчин. Доля пожилых одиноко проживающих женщин превышает две трети, а среди мужчин-одиночек не достигает и трети. В сельских районах центра России доля женщин старших возрастов в 2√3 раза превышает долю девочек 0√14 лет и достигает 40√47%.

Одиночество ─ вот что мучает сегодня людей. Это мощный дестабилизирующий фактор, влияющий и на здоровье, и на психоэмоциональное состояние.

Одиночество ─ состояние, свойственное подавляющему большинству людей, особенно в пожилом возрасте. В западных странах пожилые люди тоже зачастую страдают от одиночества, коротая свой век в собственных домах или в прекрасно обустроенных пансионатах для престарелых. Но они хотя бы готовили себя к такой старости, традиционно дистанцируясь от взрослых детей и внуков. Что же говорить о российских стариках, многие из которых не мыслили свою жизнь без семьи, без трудового коллектива, считая себя "существом общественным"?

И еще одна особенность русской культуры, русского семейного уклада. На Западе опекать взрослых самостоятельно живущих детей не принято, уход на пенсию воспринимается как время, когда можно "пожить для себя". Российские семейные традиции иные: старшее поколение видит смысл жизни в том, чтобы все свои ресурсы ─ материальные, физические, духовные ─ отдавать детям и внукам.

Еще одна существенная проблема пожилых людей ─ возможность более активного их включения в трудовую деятельность.

По мнению главного геронтолога Минздрава РФ профессора Леонида Лазебника, человек запрограммирован на 120√140 лет жизни, а биологическое старение сугубо индивидуально. В XVIII веке, например, старели преждевременно, и дожить до 40 лет считалось достижением. Не более 4% населения продолжало жить после 60 лет.

Жизнь человека в очень большой мере зависит от задач, которые поставили перед ним его собственные интеллектуальные, творческие или семейные интересы, от того, работает он или остался не у дел.

В России человек всегда умел находить выход из сложных ситуаций. Женщины, как правило, прекрасные хозяйки, которые могут и шить, и вязать, и готовить, мужчины ─ хорошие мастеровые. Это не последний фактор, помогающий на первых порах адаптироваться к переменам, выжить в трудное время. А на следующем этапе люди, наиболее активные, жизнеспособные, начинают искать возможность постоянной работы, стабильного заработка. Не хватает пенсии ─ значит, надо зарабатывать, нет работы по прежней специальности ─ надо приобретать новую. Без оглядки на возраст.

Зачем они идут в бизнес?

По материалам социологических опросов

1. Желание быть независимыми, иметь свободу в принятии решений, быть хозяином.

2. Обеспечить себя материально, не быть обузой в семье, а, наоборот, помогать своим близким.

3. Реализовать нерастраченный запас знаний, умения, профессионального опыта и человеческих качеств.

4. Получать возможность самому распоряжаться своим рабочим временем, свести до минимума транспортные стрессы.

5. Сочетать работу с семейными делами, иметь возможность трудиться на дому, что особенно привлекательно для женщин.

6. Если складывается семейный бизнес, то налицо переход к новому качеству отношений между родными ─ экономическому, деловому партнерству, что зачастую скрепляет семейные узы.

Понимание мировым сообществом компонента старения соединяет идеи полноправного участия пожилых лиц в жизни общества и заботы о них: "Когда люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль, проявляют заботу и чувствуют заботу о себе, более младшие поколения людей будут знать, что их может ждать светлое будущее".

Концептуальная основа проведения Международного года пожилых людей (1999 год) включала четыре основных аспекта: положение пожилых людей, индивидуальное развитие в течение всей жизни, связь между различными поколениями и связь между развитием и старением населения.

Гендерные аспекты проблемы старения населения также находят отражение в основополагающих документах ООН. Не случайно в Декларации по проблемам старения содержится призыв к правительствам "...оказывать женщинам пожилого возраста поддержку за их в целом не признанный вклад в экономику и благосостояние общества".

В Пекинской платформе действий, принятой в 1995 году на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, выражена озабоченность положением пожилых женщин. Рекомендации конференции основываются на концепции "жизненного цикла". В них конкретно говорится о "женщинах на всех этапах жизни". Основная задача государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, ─ не просто предоставить им требуемую поддержку и услуги, но сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего "социального лица". Помогая пожилым гражданам в разрешении индивидуальных проблем, государство совместно с общественностью одновременно должно реагировать на весь комплекс проблем, вызываемых увеличением доли пожилых людей.

Эксперты Совета Европы обращают внимание на важные социальные и экономические последствия уменьшения доли работающих в структуре населения, в том числе снижение стандартов уровня жизни, перераспределение доходов между поколениями (значительная часть доходов работающего населения будет направляться на финансирование пенсионного обеспечения), возрастание риска социальных конфликтов или конфликтов между поколениями, реформирование пенсионной системы и системы социальной защиты.

Чтобы способствовать активному участию пожилых людей в социальной жизни, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала просить государства-участников рассмотреть ряд предложений, в том числе о более гибких законодательных мерах по трудоустройству пенсионеров, желающих трудиться, по обеспечению доступа к образованию и получению практических навыков в области новых технологий вне зависимости от возраста, развитию объединений пенсионеров и пожилых людей и возможностях поддержки этих объединений в правовом, финансовом и организационном плане со стороны местных органов власти, о поиске новых путей развития взаимодействия между поколениями для обмена опытом и знаниями.

Нынешние пенсионеры в силу многолетнего трудового вклада в социальное развитие не могут рассматриваться исключительно как иждивенцы для общества. Общество будущего может устойчиво развиваться при условии солидарности поколений, а это означает, что речь пойдет не о "демографической нагрузке", а о "демографической поддержке".

Реализация провозглашенной ООН масштабной гуманистической идеи построения "общества для людей всех возрастов" выдвигает задачу формирования в общественном сознании положительного образа старости, уважения к пожилым людям. В этих целях на федеральном и региональном уровнях необходима разработка и реализация соответствующей информационной политики, предусматривающей использование возможностей средств массовой информации для широкого информирования населения не только о нуждах и потребностях старшего поколения, но и о высоких потенциальных возможностях пожилых людей. Такая информационная политика может послужить катализатором позитивных социальных преобразований, способствовать укреплению социального партнерства государственных органов и общественных организаций.