Проект
18 марта 2003 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
"О противодействии торговле людьми"
ГЛАВА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Пределы действия настоящего Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы системы противодействия
торговле людьми в Российской Федерации, правовое положение жертвы торговли людьми,
а также виды и пределы ответственности за торговлю людьми.
Статья
2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Понятия,
используемые для целей настоящего Федерального закона, применяются в следующем
значении:
1) вербовка
─ наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности,
в том числе противоправной, вовлечение в состав какой-либо организации, в
том числе деятельность которой запрещена законом;
2) государство
назначения ─ государство, на территории которого осуществляется эксплуатация
физических качеств жертв торговли людьми или привлечение их к принудительному
труду;
3) государство
происхождения ─ государство, с территории которого осуществляется вывоз жертв
торговли людьми, либо граждане которого являются жертвами торговли людьми,
либо на территории которого действует и (или) зарегистрировано юридическое
лицо, осуществляющее торговлю людьми, либо служащее прикрытием торговли людьми;
4) государство
транзита ─ государство, через территорию которого осуществляются мероприятия
по торговле людьми;
5) долговая
кабала ─ положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником
в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица,
если определенная в надлежащем порядке ценность выполняемой работы не засчитывается
в погашение долга, либо если продолжительность этой работы не ограничена каким-либо
сроком, либо если характер работы и размер оплаты труда не определены;
6) жертва
торговли людьми ─ лицо, пострадавшее от торговли людьми независимо от того,
имелось ли согласие данного лица на вербовку, перевозку, передачу, продажу
или иные действия, связанные с торговлей людьми;
7) крепостное
состояние ─ такое пользование землей, при котором землепользователь обязан
по обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу,
и выполнять для него определенную работу за вознаграждение или без такового,
если он не может по своей воле изменить такое состояние;
8) подневольное
состояние означает выполнение любой работы или оказания услуг под угрозой
наказания, на выполнение которых лицо добровольно не давало согласия;
9) преступления,
связанные с торговлей людьми, ─ это преступления, предусмотренные статьями
Уголовного кодекса Российской Федерации: 120 (Принуждение к изъятию органов
или тканей человека для трансплантации), 126 (Похищение человека), 127-1 (Торговля
людьми), 127-2 (Разглашение конфиденциальных сведений о жертве торговли людьми),
127-3 (Использование рабского труда), 127-4 (Долговая кабала), 127-5 (Незаконные
действия с документами в целях торговли людьми), 127-6 (Вербовка людей в целях
эксплуатации), 127-7 (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов
с целью торговли людьми), 133 (Понуждение к действиям сексуального характера),
152 (Торговля несовершеннолетними), 154 (Незаконное усыновление (удочерение),
240 (Вовлечение в занятие проституцией), 240-1 (Содействие занятию проституцией);
10) противодействие
торговле людьми ─ деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации
последствий торговли людьми, оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми;
11) рабство
─ состояние или положение лица, в отношении которого осуществляются некоторые
или все правомочия, присущие праву собственности;
12) ребенок
(дети) ─ лицо (лица), не до
стигшее
восемнадцатилетнего возраста;
13) суррогатная
мать ─ женщина, родившая ребенка в результате применения медицинского метода
искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в целях его вынашивания;
14) торговля
людьми ─ осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача,
укрывательство или получение людей путем применения силы или угрозы ее применения,
а также путем принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления
властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или
выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо;
15) торговец
людьми ─ это физическое или юридическое лицо, которое самостоятельно или в
группе лиц совершает любые действия, связанные с торговлей людьми, а также
должностное лицо, которое своими действиями содействует торговле людьми, а
равно не препятствует и не противостоит ей, хотя обязано это делать в силу
своих должностных полномочий;
16) убежище
─ специальное учреждение, осуществляющее деятельность по противодействию торговле
людьми, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке и
предназначенное для временного проживания жертв торговли людьми;
17) центр
─ специальное учреждение, осуществляющее деятельность по противодействию торговле
людьми, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке и
предназначенное для консультационной, юридической, социальной помощи жертвам
торговли людьми;
18) шантаж
─ принуждение жертвы торговли людьми к совершению каких-либо действий под
угрозой применения насилия либо повреждения или уничтожения имущества жертвы
или близких ей лиц, а равно под угрозой распространения сведений, порочащих
жертву или близких ей лиц, либо иных сведений, которые могут причинить существенный
вред правам или законным интересам жертвы или близких ей лиц;
19) эксплуатация
─ принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством,
подневольное состояние или извлечение органов и (или) тканей человека, эксплуатация
проституции других лиц, а также иные формы эксплуатации лица в целях совершения
действий сексуального характера.
Статья
3. Законодательство о противодействии торговле людьми в Российской Федерации
Законодательство
о противодействии торговле людьми в Российской Федерации состоит из Конституции
Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего
Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых на основе и в соответствии
с ними иных нормативных правовых актов.
Статья
4. Цели противодействия торговле людьми
1. Противодействие
торговле людьми в Российской Федерации осуществляется в целях:
а) защиты
личности, общества и государства от торговли людьми в любых ее формах;
б) предупреждения,
выявления, пресечения деятельности по торговле людьми и минимизации ее последствий.
2. Достижение
указанных целей осуществляется путем решения следующих задач:
а) выявление
причин торговли людьми, условий и обстоятельств, способствующих их совершению,
принятие мер по их устранению;
б) снижение
у населения и отдельных граждан риска стать жертвами торговли людьми;
в) правовая
и социальная реабилитация лиц, ставших жертвами торговли людьми.
Статья
5. Основные принципы противодействия торговле людьми
Противодействие
торговле людьми в Российской Федерации основывается на принципах:
1) неотвратимости
наказания торговцев людьми;
2) недискриминации
жертв торговли людьми;
3) обеспечения
безопасного и справедливого обращения с жертвами торговли людьми;
4) доступа
к правосудию;
5) взаимодействия
с компетентными органами других государств;
6) рассмотрения
противодействия торговле людьми как формы защиты основных прав человека и
свобод;
7) комплексного
использования профилактических правовых, политических, социально-экономических,
информационных мер;
8) социального
партнерства и сотрудничества с общественными объединениями и неправительственными
организациями.
Статья
6. Надзор и контроль за осуществлением противодействия торговле людьми
1. Надзор
за исполнением законов при осуществлении противодействия торговле людьми осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
2. Контроль
за осуществлением противодействия торговле людьми в Российской Федерации осуществляют
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации.
ГЛАВА
II. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ
ЛЮДЬМИ
Статья
7. Международное сотрудничество Российской Федерации по противодействию торговле
людьми
Российская
Федерация и ее компетентные органы в соответствии с нормами и принципами международного
права сотрудничают в вопросах противодействия торговле людьми с иностранными
государствами и их компетентными органами, а также с международными организациями,
противодействующими торговле людьми и содействующими защите прав жертв торговли
людьми.
Статья
8. Юрисдикция Российской Федерации по противодействию торговле людьми
Российская
Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества
и государства, учитывая транснациональный характер торговли людьми, преследует
на своей территории лиц, причастных к торговле людьми, в том числе в случаях,
если торговля людьми или ее отдельные этапы осуществлялись вне пределов Российской
Федерации, нанесли вред гражданам Российской Федерации или Российской Федерации,
и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
ГЛАВА
III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Статья
9. Субъекты, осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми
1. Основным
субъектом руководства деятельностью по противодействию торговле людьми и обеспечения
ее необходимыми средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.
2. Федеральные
органы исполнительной власти, законодательные (представительные) органы власти
субъектов Российской Федерации осуществляют функции правового регулирования
отношений, возникающих в сфере противодействия торговле людьми.
3. Федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации организуют работу подчиненных органов по исполнению законодательства,
регулирующего вопросы противодействия торговле людьми.
4. Субъектами,
непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию торговле людьми
в пределах своей компетенции, являются:
Министерство
внутренних дел Российской Федерации;
Министерство
иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства
и консульские учреждения Российской Федерации;
Федеральная
служба безопасности Российской Федерации;
Государственный
таможенный комитет Российской Федерации;
Министерство
труда и социального развития Российской Федерации;
Министерство
образования Российской Федерации;
Министерство
здравоохранения Российской Федерации;
Генеральная
прокуратура Российской Федерации.
5. Субъектами,
участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении торговли людьми в пределах
своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти,
перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
6. В
случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей
статье федеральных органов исполнительной власти, их функции в области противодействия
торговле людьми переходят к их правопреемникам.
7. Для
координации деятельности субъектов по противодействию торговле людьми Президент
Российской Федерации создает Федеральную межведомственную комиссию по противодействию
торговле людьми. На региональном уровне межведомственные комиссии по противодействию
торговле людьми (далее ─ региональные комиссии) могут создаваться в порядке,
установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статья
10. Федеральная межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми
1. Порядок
формирования и деятельности Федеральной межведомственной комиссии по противодействию
торговле людьми (далее ─ Федеральная комиссия) в соответствии с настоящим
Федеральным законом определяется положением о Федеральной межведомственной
комиссии по противодействию торговле людьми, утверждаемым Президентом Российской
Федерации.
2. Федеральная
комиссия решает следующие задачи:
а) вырабатывает
основы государственной политики в области противодействия торговле людьми
в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности
работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению
торговли людьми и осуществлению деятельности по торговле людьми;
б) осуществляет
сбор и анализ информации о масштабе, состоянии и тенденциях торговли людьми
на территории Российской Федерации;
в) осуществляет
координацию деятельности региональных комиссий, рассматривает предложения
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании
убежищ для временного проживания жертв торговли людьми, а также осуществляет
контроль за работой региональных комиссий и функционированием специальных
учреждений по противодействию торговли людьми в соответствии с возложенными
на них задачами;
г) принимает
участие в подготовке международных договоров Российской Федерации в области
противодействия торговле людьми;
д) вырабатывает
предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в
области противодействия торговле людьми;
е) организует
кампании по повышению осведомленности населения о проблемах торговли людьми.
3. В
состав Федеральной комиссии включаются в качестве равноправных членов представители
общественных объединений и международных неправительственных организаций,
имеющих свои представительства в Российской Федерации, осуществляющих деятельность
по противодействию торговле людьми.
4. Федеральная
комиссия имеет статус юридического лица.
Статья
11. Компетенция субъектов, осуществляющих деятельность по противодействию
торговле людьми
1. Субъекты,
осуществляющие противодействие торговле людьми, руководствуются в своей деятельности
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами Российской
Федерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в
том числе и межведомственными), регламентирующими эту деятельность.
2. Министерство
внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют
противодействие торговле людьми посредством предупреждения, выявления и пресечения
преступлений, связанных с торговлей людьми, а также посредством предупреждения,
выявления и пресечения международной деятельности по торговле людьми, в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование
по уголовным делам о таких преступлениях.
3. Министерство
иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации осуществляют деятельность по защите
прав и интересов граждан Российской Федерации, ставших жертвами торговли людьми,
находящихся за пределами Российской Федерации.
4. Федеральная
служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы осуществляют
противодействие торговле людьми посредством выявления связей международных
террористических организаций и организованных преступных групп с торговцами
людьми, проведения предварительного расследования по уголовным делам, связанным
с торговлей людьми, осуществляемой международными организованными преступными
группами; осуществляет противодействие торговле людьми посредством предупреждения,
выявления и пресечения попыток пересечения торговцами людьми Государственной
границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную
границу Российской Федерации жертв торговли людьми.
5. Государственный
таможенный комитет Российской Федерации осуществляет действия по выявлению
и пресечению попыток пересечения торговцами людьми Таможенной границы Российской
Федерации, а также незаконного перемещения через Таможенную границу Российской
Федерации жертв торговли людьми.
6. Министерство
труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает предложения
по оказанию помощи жертвам торговли людьми и содержанию специальных учреждений
для включения в федеральную программу по противодействию торговле людьми и
иные федеральные программы.
7. Министерство
образования Российской Федерации разрабатывает образовательные программы для
подготовки официальных лиц, уполномоченных заниматься профилактикой и противодействием
торговле людьми, включает в существующие программы гуманитарных дисциплин
разделы, освещающие проблемы современной работорговли, принципы противодействия
торговле людьми, основы законодательства о противодействии торговле людьми.
8. Министерство
здравоохранения Российской Федерации разрабатывает программы оказания медицинской,
включая психиатрическую, помощи жертвам торговли людьми, а также обеспечения
медикаментами специальных учреждений.
9. Генеральная
прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет
мероприятия по предупреждению торговли людьми, в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование,
осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с торговлей
людьми, поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, а также
принимает другие меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Средства,
необходимые для выполнения функций по противодействию торговле людьми, предусматриваются
в соответствующих статьях Федерального закона о федеральном бюджете на текущий
год, устанавливающих объем финансирования соответствующего органа исполнительной
власти.
Статья
12. Основные функции субъектов, привлекаемых к деятельности по противодействию
торговле людьми
Федеральные
органы исполнительной власти, перечисленные в статье 9 настоящего Федерального
закона, и их территориальные органы участвуют в деятельности по противодействию
торговле людьми в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации
профилактических, режимных, организационных, информационных, воспитательных
и иных мер предупреждения, выявления и пресечения торговли людьми. Порядок предоставления
материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств
и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов специализированным
учреждениям, оказывающим помощь лицам, пострадавшим от торговли людьми, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Статья
13. Содействие органам, осуществляющим противодействие торговле людьми
1. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
общественные объединения и неправительственные организации, должностные лица
обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим деятельность по противодействию
торговле людьми.
2. Сообщение
граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о торговле
людьми и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать
предупреждению, выявлению и пресечению торговли людьми, а также минимизации
ее последствий, является гражданским долгом каждого. В случае заранее не обещанного
укрывательства особо тяжких преступлений, связанных с торговлей людьми, виновное
лицо несет наказание в соответствии с действующим уголовным законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА
IV. ОСНОВАНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ТОРГОВЛЕЙ
ЛЮДЬМИ
Статья
14. Ответственность за организацию и осуществление торговли людьми
1. Лица,
участвующие в организации и осуществлении торговли людьми, привлекаются к
ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
2. Лицо,
совершившее хотя бы одно из действий, составляющих понятие торговли людьми,
установленное настоящим Федеральным законом, привлекается к ответственности
за торговлю людьми, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
3. В
отношении лиц, совершивших два и более преступления, относящихся к торговле
людьми, применяются повышенные меры ответственности.
4. Поведение
жертвы торговли людьми, выраженное в нежелании или невозможности изменить
свое антиобщественное поведение, связанное с торговлей людьми, не может исключать
ответственность торговцев людьми в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также рассматриваться как смягчающее их вину обстоятельство.
5. Жертва
торговли людьми не подлежит привлечению к ответственности за совершение действий,
являющихся административным правонарушением, если такое правонарушение было
совершено ею в силу обстоятельств, спровоцированных торговцем людьми. Решение
об уголовной ответственности жертвы торговли людьми за причинение в результате
принуждения со стороны торговца людьми вреда охраняемым уголовным законом
интересам принимается в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья
15. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о торговле
людьми
Дела о
преступлениях, связанных с торговлей людьми, а также дела о возмещении вреда
жертвам торговли людьми по решению суда могут рассматриваться в закрытых судебных
заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.
Статья
16. Ответственность организации ─ юридического лица за торговлю людьми
1. В
случае установления судом факта торговли людьми через организацию ─ юридическое
лицо, имеющее лицензию на проведение деятельности, послужившей заведомо прикрытием
торговли людьми, такое юридическое лицо подлежит ликвидации на основании решения
суда.
2. В
случае признания судом международной организации (ее отделения, филиала, представительства),
зарегистрированной за пределами Российской Федерации, заведомо причастной
к торговле людьми, деятельность такой международной организации на территории
Российской Федерации запрещается, а ее российское отделение (филиал, представительство)
ликвидируется.
3. Имущество
организации ─ юридического лица, международной организации (ее отделения,
филиала, представительства), предусмотренных в пунктах первом и втором настоящей
статьи, находящееся на территории Российской Федерации, конфискуется по решению
суда и обращается в доход государства.
4. Заявление
о привлечении к ответственности организации ─ юридического лица, международной
организации (ее российского отделения, филиала, представительства) за причастность
к торговле людьми направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации
или подчиненным ему прокурором.
5. Средства,
полученные от реализации имущества, конфискованного в соответствии с частью
третьей настоящей статьи, направляются:
а) на
выплату компенсации, реституции и возмещение убытков жертвам торговли людьми;
б) на
финансирование специальных учреждений, осуществляющих деятельность по противодействию
торговле людьми;
в) на
финансирование подразделений правоохранительных органов, осуществляющих
борьбу с торговлей людьми и иными противоправными деяниями, связанными с
торговлей людьми;
г) на
обеспечение реализации программ по устранению причин и условий, способствующих
торговле людьми, а также поддержку общественных и иных организаций, создаваемых
для работы с лицами, пострадавшими от торговли людьми.
ГЛАВА
V. СУБЪЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ И ФОРМЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья
17. Субъекты ответственности за торговлю людьми
1. Лица,
совершившие вербовку, перевозку, передачу, укрывательство в целях эксплуатации,
равно как получающие доход в любой форме от эксплуатации жертвы торговли людьми,
признаются соисполнителями по торговле людьми.
2. Лица,
организовавшие или руководившие деятельностью по торговле людьми, а равно
лица, создавшие организованную группу или преступное сообщество в целях торговли
людьми, а также лица, содействующие торговле людьми советами, указаниями,
предоставлением информации, либо устранением препятствий, признаются соучастниками
в торговле людьми.
Статья
18. Критерии отнесения конкретного действия к торговле людьми
1. Критериями
отнесения конкретного действия к торговле людьми являются наличие умысла и
корыстных побуждений при совершении действий, нарушающих права человека, а
именно:
а)
применение физического и психического насилия или угрозы их применения;
б)
изъятие у лица, ставшего жертвой торговли людьми, документа, удостоверяющего
личность;
в)
вовлечение в долговую кабалу;
г)
приведение в подневольное состояние;
д)
ограничение свободы передвижения;
е)
обман или злоупотребление доверием.
2. Согласие
жертвы торговли людьми по отношению к формам эксплуатации не должны приниматься
во внимание при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае,
если была применена любая из форм эксплуатации.
Статья
19. Классификация форм торговли людьми в зависимости от формы криминальной
эксплуатации
1. Форма
торговли людьми находится в прямой зависимости от формы криминальной эксплуатации,
применяемой к жертве торговли людьми.
2. В
зависимости от способа принуждения жертвы торговли людьми криминальная эксплуатация
может быть в следующей форме:
а) физическое
принуждение с применением насилия и (или) с применением сильнодействующих
наркотических средств, алкоголя, медицинских препаратов;
б) экономическое
принуждение в форме долговой кабалы или иной материальной зависимости, в
том числе крепостное состояние;
в) психическое
принуждение путем шантажа, обмана, введения в заблуждение или угрозы применения
насилия;
г) юридическая
зависимость в связи с усыновлением (удочерением) или опекунством либо в
связи с вступлением в брак без цели создания семьи;
д) рабство
или условия, сходные с рабством.
3. По
содержанию деятельности жертвы торговли людьми криминальная эксплуатация может
быть в следующих формах:
а) эксплуатация
физиологических параметров человека, а именно: для трансплантации органов
и тканей, а также в целях использования женщины в качестве суррогатной матери;
б) эксплуатация
труда в сфере быта (домашнего и бытового обслуживания), в сфере производства,
на сельскохозяйственных работах, а также в сфере преступного бизнеса (участия
в вооруженных формированиях, в сфере производства незаконной продукции);
в) эксплуатация
лица в целях совершения действий сексуального характера.
Статья
20. Обстоятельства совершения торговли людьми, составляющие повышенную общественную
опасность
Торговля
людьми составляет повышенную общественную опасность, если:
а) совершается
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в виде
промысла;
б) в
отношении жертвы торговли людьми применяется психическое или физическое насилие;
в) связана
с перевозкой, передачей, получением или укрывательством, опасным для жизни
и здоровья многих людей;
г) действия
торговца людьми по вовлечению детей в занятия проституцией или принуждению
к иным действиям сексуального характера;
д) действия
торговца людьми в целях извлечения органов и тканей человека;
е) действия
торговца людьми в отношении лица, являющегося недееспособным в силу своего
психического или физического состояния;
ж) действия
совершены должностным лицом, представителем власти с использованием своего
служебного положения.
ГЛАВА
VI. ПРОФИЛАКТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья
21. Организация профилактики торговли людьми
1. Деятельность
по профилактике торговли людьми организует и координирует Федеральная комиссия
в соответствии с федеральной программой, утверждаемой Правительством Российской
Федерации.
2. Система
мер профилактики по противодействию торговле людьми включает:
а) разработку
инициатив и принятие мер для создания равных социальных и экономических
условий для групп риска, в том числе: создание условий для интеграции в
рынок труда лиц, входящих в группу риска или проживающих в регионах, входящих
в группу риска;
б)
проведение исследований по проблемам противодействия торговле людьми;
в) проведение
мониторинга по проблемам противодействия торговле людьми;
г) разработку
программы поощрения работодателей к найму лиц из группы риска;
д) разработку
программ, направленных на решение конкретных социальных проблем, создающих
условия для расширения сферы деятельности торговцев людьми;
е) повышение
информированности общества об опасных ситуациях, в которых могут оказаться
потенциальные жертвы торговли людьми, о мерах защиты, предоставляемых государством
и специальными учреждениями, о мерах уголовного и административного воздействия,
принимаемых государством по противодействию торговле людьми;
ж) разработку
и реализацию образовательных программ, адресованных педагогам и учащимся
образовательных учреждений, учреждений для детей-сирот; а также родителям
учащихся; безработным и малограмотным; лицам из групп риска, проживающим
в регионах риска; жертвам торговли людьми;
з) меры
по подготовке работников федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов, занимающихся вопросами противодействия торговле
людьми. Подготовка должна включать методы предупреждения торговли людьми,
вопросы уголовного преследования торговцев людьми, проблемы защиты жертв
торговли людьми и свидетелей, соблюдения и защиты прав человека, гендерные
проблемы, вопросы сотрудничества с неправительственными организациями, общественными
объединениями и научными учреждениями.
Статья
22. Повышение эффективности сбора информации по проблемам торговли людьми
1. Информация
о торговле людьми, включающая данные о зафиксированных случаях торговли людьми,
о торговцах людьми, о жертвах торговли людьми, об обстоятельствах торговли
людьми, поступает в Федеральную комиссию для обобщения и анализа.
2. Федеральная
комиссия ежегодно представляет доклад о деятельности по противодействию торговле
людьми в Российской Федерации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Уполномоченному
по правам человека в Российской Федерации.
ГЛАВА
VII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
Статья
23. Специальные учреждения, осуществляющие деятельность по противодействию
торговле людьми
1. В
целях предоставления защиты и помощи жертвам торговли людьми в полном соответствии
с их основными правами в Российской Федерации создаются следующие специальные
учреждения:
а) убежища
для временного проживания жертв торговли людьми;
б) центры
поддержки и помощи жертвам торговли людьми.
2.
Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления выделяют
из своих бюджетов средства, необходимые для образования и функционирования
специальных учреждений, указанных в части первой настоящей статьи, в соответствии
с федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами.
Статья
24. Убежища для временного проживания жертв торговли людьми
1. Убежища
для временного проживания жертв торговли людьми (далее ─ убежища) создаются
в форме государственных или муниципальных учреждений в целях предоставления
цивилизованных условий проживания и личной гигиены жертв торговли людьми,
предоставления питания и лекарств лицам, находящимся в убежище, предоставления
им неотложной медицинской, психиатрической, социальной, юридической и иной
помощи, охраны их безопасности, а также оказания содействия по установлению
контактов с родственниками этих лиц.
2. Убежища
создаются:
а) Федеральной
комиссией по предложению соответствующего органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
б) юридическими
лицами, получившими лицензии в соответствии с федеральным законом.
3. Убежище
предоставляется лицу, осознающему себя жертвой торговли людьми, по его личной
просьбе сроком на десять дней, независимо от поведения данного лица или его
готовности давать показания против торговцев людьми.
4. Срок
предоставления убежища, установленный частью третьей настоящей статьи, может
быть продлен на весь период ведения производства по делу по предложению региональной
комиссии, органов следствия или суда или по мотивированному ходатайству лица,
пострадавшего от торговли людьми.
5. Правила
организации убежищ, порядок их деятельности, управления, норм финансирования
и организации контроля за их деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным
законом определяются Правительством Российской Федерации.
Статья
25. Центры поддержки и помощи жертвам торговли людьми
1. Центры
поддержки и помощи жертвам торговли людьми (далее ─ центры) могут создаваться
региональными комиссиями с согласия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Основными
функциями центров являются:
а) предоставление
информации в доступной форме о существующих судебных и административных
процедурах, защищающих интересы жертв торговли людьми;
б) предоставление
квалифицированной психиатрической и медицинской помощи;
в) социальная
реабилитация жертв торговли людьми.
3. Финансирование
деятельности центра осуществляется за счет средств учредителя (учредителей).
Статья
26. Сотрудничество с общественными объединениями и неправительственными организациями
1. При
создании убежищ и центров, предусмотренных статьями 24 и 25 настоящего Федерального
закона, Федеральная комиссия и региональные комиссии обязаны привлекать к
сотрудничеству общественные объединения и неправительственные организации,
работающие в сфере противодействия торговле людьми.
2. Федеральная
комиссия и региональные комиссии оказывают организационное, материальное и
иное содействие деятельности общественных объединений и неправительственных
организаций, направленной на предотвращение торговли людьми и оказание помощи
жертвам торговли людьми.
3. Общественному
объединению или неправительственной организации может быть оказана финансовая
поддержка за счет средств федерального бюджета в случае, если в соответствии
с проведенным открытым конкурсом программа мероприятий по противодействию
торговле людьми или созданию убежища или центра, предложенная общественным
объединением или неправительственной организацией, включена в федеральную
программу по противодействию торговле людьми или иные федеральные программы.
ГЛАВА
VIII. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья
27. Социальная реабилитация жертв торговли людьми
1. Социальная
реабилитация жертв торговли людьми проводится в целях их возвращения к нормальному
образу жизни, включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую,
медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление
им жилья.
2. Социальная
реабилитация жертв торговли людьми производится за счет средств федерального
бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого
совершен акт торговли людьми.
3. Порядок
осуществления социальной реабилитации жертв торговли людьми определяется в
соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации.
Статья
28. Оказание помощи жертвам торговли людьми и меры по их защите
1. Жертвам
торговли людьми по мотивированному ходатайству органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, дознавателя, следователя, прокурора, суда должна оказываться
помощь со стороны государственных органов исполнительной власти, Федеральной
комиссии, региональных комиссий, убежищ и центров в соответствии с их компетенцией
в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми
актами.
2. На
основании постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
дознавателя, следователя, прокурора, суда подлежит закрытию доступ к данным
о личности жертвы торговли людьми в справочных службах и информационно-справочных
фондах.
3. Не
допускается распространение информации о жертвах торговли людьми или об обстоятельствах
торговли людьми, способной создать угрозу жизни или здоровью жертвы торговли
людьми, или его близких родственников, а также о лицах, оказывающих содействие
в противодействии торговле людьми.
4. В
случае, если жизни и здоровью жертвы торговли людьми угрожает реальная опасность,
на основании постановления суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по желанию этого лица должна
быть предоставлена возможность изменить имя, фамилию, отчество, дату и место
рождения в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
5. Разглашение
сведений о мерах безопасности и конфиденциальности информации о жертвах торговли
людьми, равно как и разглашение данных предварительного расследования и сведений
о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса,
преследуется в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
6. Должностные
лица органов исполнительной власти, а также работники общественных объединений
и неправительственных организаций, участвующих в деятельности по противодействию
торговле людьми, за разглашение конфиденциальной информации о жертвах торговли
людьми и за неоказание помощи таким лицам несут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Статья
29. Обязанности дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми
1. Дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской Федерации за пределами
Российской Федерации осуществляют деятельность по защите прав и интересов
граждан Российской Федерации, ставших жертвами торговли людьми, в государстве
их пребывания и способствуют их возвращению в Российскую Федерацию в соответствии
со своими полномочиями и законодательством государства пребывания.
2. В
случае утраты или невозможности изъятия у торговцев людьми документов, удостоверяющих
личность граждан Российской Федерации, ставших жертвами торговли людьми, консульские
учреждения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти
Российской Федерации, ведающими вопросами внутренних дел, оформляют и выдают
таким гражданам в сокращенные сроки документы, дающие право на возвращение
в Российскую Федерацию.
3. В
соответствии с федеральными законами и законами государства пребывания дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны предоставлять
сведения о законодательстве Российской Федерации по противодействию торговле
людьми соответствующим органам исполнительной власти государства пребывания,
а также распространять информацию о правах жертв торговли людьми среди соответствующих
лиц.
Статья
30. Оказание помощи детям ─ жертвам торговли людьми
1. В
случае оказания помощи детям ─ жертвам торговли людьми должны быть предприняты
все меры в соответствии с преимущественными интересами ребенка и Конвенцией
ООН о правах ребенка.
2. Федеральная
комиссия, региональные комиссии, убежища и центры обязаны немедленно уведомлять
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами
опеки и попечительства в случае, если у них появилась информация о ребенке
─ жертве торговли людьми в целях обеспечения и защиты прав ребенка в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. В
случае помещения детей ─ жертв торговли людьми в убежище они должны находиться
отдельно от взрослых.
4. Дети
─ жертвы торговли людьми, помещенные в убежища, обеспечиваются возможностью
посещать государственные образовательные учреждения в соответствии с федеральным
законом об образовании.
5. В
случае, если ребенок ─ жертва торговли людьми остался без попечения родителей
или не осведомлен о местонахождении своей семьи, принимаются меры по розыску
семьи ребенка либо установлению над ним опеки или попечительства в соответствии
с федеральным законом.
Статья
31. Государственные гарантии, предоставляемые жертвам торговли людьми
1. Суд,
прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают меры безопасности,
предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в отношении
жертвы торговли людьми, заявившей о своем желании сотрудничать с органами
следствия и дознания в целях обнаружения лиц, подозреваемых в торговле людьми.
2. В
случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства является жертвой
торговли людьми, признан в соответствии с действующим уголовно-процессуальным
законодательством потерпевшим, является свидетелем по уголовному делу либо
оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
по мотивированному ходатайству суда, прокурора, следователя, дознавателя и
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к такому лицу не
могут быть применены меры по депортации до вынесения решения по уголовному
делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми, а жертве торговли людьми
должно быть предоставлено право временного пребывания в Российской Федерации
независимо от обстоятельств въезда данного лица в Российскую Федерацию. В
отношении такого лица по мотивированному ходатайству соответствующего органа
прекращается исполнение постановления о назначении административного наказания
за нарушения, связанные с торговлей людьми, в случае если по факту торговли
людьми возбуждено уголовное дело, и жертва торговли людьми признана потерпевшим,
или лицом, оказавшим помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
в выявлении фактов торговли людьми или розыске торговцев людьми.
3. Министерство
внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы в соответствии
с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" оформляют и выдают вид на жительство в Российской Федерации без
учета срока пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или
лицу без гражданства, являющемуся жертвой торговли людьми, оказавшему содействие
органам следствия и дознания в изобличении лица (лиц), обвиняемого в торговле
людьми.
4. Указанный
в части второй настоящей статьи порядок пребывания в Российской Федерации
не может быть применен в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства,
являющегося жертвой торговли людьми, но не имеющего документа, удостоверяющего
его личность, и отказавшегося оказать содействие компетентным органам в установлении
его личности.
5. Меры
помощи и безопасности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут
быть отменены по следующим основаниям:
а) жертва
торговли людьми восстановила связь с лицами, в отношении которых проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, дознание, расследование или судебное разбирательство
без принуждения со стороны этих лиц;
б) достоверно
установлено, что желание лица сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознания, предварительного следствия и суда является ложным
либо способом уклонения лица от дальнейшего сотрудничества;
в) в
отношении таких лиц утрачивают силу ходатайства о прекращении исполнения
постановлений о назначении административных наказаний за ранее совершенные
ими деяния, если не истекли сроки давности исполнения постановлений о назначении
наказаний.
ГЛАВА
IX. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В СВЯЗИ С НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья
32. Изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации
Внести
в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, ╧ 26, ст. 3012; 1999, ╧ 28, ст. 3489, 2002, ╧ 30, ст. 3029)
следующие изменения и дополнения:
1. Статью
61 дополнить частью четыре следующего содержания:
"4. Поведение
жертвы торговли людьми, продолжающей вести антиобщественный образ жизни, не
может признаваться обстоятельством, смягчающим наказание лицу, признанному виновным
в торговле людьми.".
2. Дополнить
статьями 127-1, 127-2, 127-3, 127-4, 127-5, 127-6 и 127-7 следующего содержания:
"Статья
127-1. Торговля людьми
1. Деятельность
в целях эксплуатации человека путем вербовки, перевозки, передачи, получения,
укрывательства, вымогательства, шантажа, мошенничества, злоупотребления уязвимостью
положения потерпевшего, подкупа в виде платежей, выгод, а также злоупотребления
доверием или обмана лицом, в зависимом положении от которого находится потерпевший,
─ наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч
рублей либо заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести
месяцев до одного года или исправительными работами на срок от одного года
до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением
свободы на срок от двух до шести лет.
2. Те
же действия, совершенные:
а)
в отношении двух и более лиц;
б)
группой лиц по предварительному сговору;
в)
в виде преступного промысла;
г)
с применением психического или физического насилия, либо с угрозой его применения,
д)
должностным лицом, представителем власти с использованием своего служебного
положения либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой
или иной организации;
е)
с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации;
ж)
путем перевозки, передачи, получения или укрывательства, опасными для жизни
многих людей;
з)
с целью использования потерпевшей в качестве суррогатной матери, ─ наказываются
штрафом от двухсот пятидесяти тысяч рублей либо в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет или лишением
свободы на срок от пяти до десяти лет.
3. Деяния,
предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи, если они:
а)
совершены организованной группой;
б)
в целях изъятия у потерпевшего органов и тканей для трансплантации;
в)
повлекли за собой смерть жертвы торговли людьми или иные тяжкие последствия,
─
наказываются
лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо пожизненным лишением
свободы.
Примечание:
1. Лицо,
совершившее деяние, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи
и добровольно освободившее жертву торговли людьми или способствовавшее раскрытию
совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если
в его действиях не содержится состава иного преступления.
2. Жертвой
торговли людьми является лицо, которое завербовано, перевезено, передано,
продано или удерживается средствами, предусмотренными частью первой настоящей
статьи.
Статья
127-2. Разглашение конфиденциальных сведений о жертве торговли людьми
1. Разглашение
сведений, составляющих конфиденциальную информацию о жертве торговли людьми,
─
наказывается
штрафом в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо
заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев,
либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.
2. То
же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения
либо злоупотребления должностными полномочиями, ─
наказывается
штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо заработной
платы или иного дохода осужденного за период от пяти до двенадцати месяцев,
либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо ограничением свободы до
двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев
до трех лет.
3. То
же деяние, повлекшее для жертвы торговли людьми тяжкие последствия, ─
наказывается
штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей либо
заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет
либо лишением свободы на срок от двух до шести лет.
Статья
127-3. Использование рабского труда
Использование
человека в сфере производства, услуг или иной сфере в условиях подневольного
состояния, либо под угрозой применения насилия в отношении него или близких
ему лиц, шантажа, уголовного наказания, депортации из страны пребывания, либо
создание таких условий, когда лицо по не зависящим от него причинам не может
отказаться от выполнения работ (услуг), ─
наказывается
штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо заработной
платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года,
либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением
свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Статья
127-4. Долговая кабала
Вовлечение
лица в долговую кабалу, то есть положение или состояние, возникающее вследствие
заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого
от него лица, если определенная в надлежащем порядке ценность выполняемой работы
не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не
ограничена каким-либо сроком и характер ее не определен, ─ наказывается штрафом
в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо заработной
платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо исправительными
работами на срок от шести месяцев до одного года или лишением свободы на тот
же срок.
Статья
127-5. Незаконные действия с документами в целях торговли людьми
Умышленное
уничтожение, сокрытие, изъятие документа, удостоверяющего личность жертвы торговли
людьми, в целях дальнейшей эксплуатации данного лица, ─ наказывается штрафом
в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо заработной платы
или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо
арестом на срок от трех до шести месяцев, либо ограничением свободы до двух
лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев
до трех лет.
Статья
127-6. Вербовка людей в целях эксплуатации
1. Вербовка
лица в целях принуждения к действиям сексуального характера или иной эксплуатации,
совершенная путем обмана или злоупотребления доверием, ─ наказывается штрафом
в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо заработной
платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением
свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти
лет.
2. То
же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой, ─ наказывается штрафом в размере свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей
или заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти
лет либо лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.
Статья
127-7. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов с целью торговли
людьми
1. Подделка,
изготовление или сбыт документа, удостоверяющего личность, миграционной карты,
приглашения на въезд в Российскую Федерацию, визы, разрешения на работу, разрешения
на проживание в Российской Федерации или иного документа, необходимого для
въезда в Российскую Федерацию или для выезда из Российской Федерации, с целью
торговли людьми, ─ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот
пятидесяти тысяч рублей либо заработной платы или иного дохода осужденного
за период от пяти месяцев до одного года, либо арестом на срок от трех до
шести месяцев, либо ограничением свободы до двух лет, либо лишением свободы
на тот же срок.
2. То
же действие, совершенное:
а)
в виде преступного промысла;
б)
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в)
должностным лицом, представителем власти с использованием своего служебного
положения либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой
или иной организации;
г)
в целях перемещения жертвы торговли людьми через Государственную границу
Российской Федерации, ─ наказывается штрафом от двухсот пятидесяти тысяч
рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок от шести месяцев до одного года.".
3. Дополнить
статью 133 примечанием в следующей редакции:
"Примечание:
Шантаж ─ принуждение к совершению каких-либо действий под угрозой применения
насилия либо повреждения или уничтожения имущества потерпевшего или близких
ему лиц, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего
или близких ему лиц, либо иных сведений, которые могут причинить существенный
вред правам или законным интересам потерпевшего или близких ему лиц.".
4. Изложить
статью 152 в следующей редакции:
"Статья
152. Торговля несовершеннолетними
1.Торговля
несовершеннолетними, ─ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот
пятидесяти тысяч рублей либо заработной платы или иного дохода осужденного
за период от года до трех лет или лишением свободы на срок от пяти до десяти
лет.
2. Те
же действия, совершенные:
а)
в отношении двух и более несовершеннолетних;
б)
группой лиц по предварительному сговору;
в)
в виде преступного промысла;
г)
с применением психического или физического насилия либо с угрозой его применения,
д)
должностным лицом, представителем власти с использованием своего служебного
положения либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой
или иной организации;
е)
с перемещением несовершеннолетнего через Государственную границу Российской
Федерации, ─ наказываются штрафом от двухсот пятидесяти тысяч рублей либо
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех
до пяти лет или лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
3. Деяния,
предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи, если они:
а)
совершены организованной группой;
б)
с целью использования несовершеннолетней в качестве суррогатной матери;
в)
в целях изъятия у несовершеннолетнего органов и тканей для трансплантации;
г)
связаны с перевозкой, передачей, получением или укрывательством, опасными
для жизни многих несовершеннолетних ─ жертв торговли людьми;
д)
повлекли за собой смерть несовершеннолетнего ─ жертвы торговли людьми или
иные тяжкие последствия, ─ наказываются лишением свободы на срок от десяти
до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.".
5. Изложить
статью 240 в следующей редакции:
"Статья
240. Вовлечение в занятие проституцией
1. Вовлечение
в занятие проституцией с целью извлечения дохода, из корыстных побуждений
или иной личной заинтересованности, ─ наказывается штрафом в размере от ста
тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо заработной платы или иного дохода
осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо арестом на срок
от трех до шести месяцев, либо ограничением свободы до двух лет, либо лишением
свободы на тот же срок.
2. То
же деяние, совершенное:
а)
путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, обмана, использования
материального либо иного зависимого положения вовлекаемого в проституцию
лица, ограничение свободы его передвижения, угрозы уничтожения или повреждения
принадлежащего ему имущества. А равно иным противоправным путем;
б)
в отношении двух и более лиц;
в)
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г)
с незаконным перемещением через Государственную границу Российской Федерации,
─ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч
рублей либо заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного
года до трех лет либо исправительными работами на срок от одного года до
двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы
на срок от трех до шести лет.".
6. Дополнить
статьей 240-1 следующего содержания:
"Статья
240-1. Содействие занятию проституцией
1. Содействие
занятию проституцией, выразившееся в финансировании или материальном обеспечении
проституции, предоставлении помещения для занятия проституцией, предоставления
транспортных средств, средств связи или иного имущества для занятия проституцией,
обеспечение охраны лица, занимающегося проституцией, создание условий для
получения, хранения и распределения доходов от занятий проституцией, с получением
дохода от занятий проституцией, если этот доход связан с занятием другого
лица проституцией, ─
наказывается
штрафом в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо
заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до
одного года или исправительными работами на срок от одного года до двух лет,
либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Осуществление
функций по руководству организованной группой, получающей доходы от занятия
проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией,
либо создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей
организованных групп в целях обеспечения деятельности организованной проституции,
─
наказывается
лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
3. Деяние,
предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, совершенное лицом
с использованием своего служебного положения, ─ наказывается лишением свободы
на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
Примечание:
Организованной проституцией в настоящей статье признается занятие проституцией,
осуществляемое при содействии лица, получающего доход от занятия проституцией
другим лицом, или под руководством группы лиц, организованных по предварительному
сговору в целях извлечения прибыли из указанной деятельности, на основе распределения
между членами этой группы руководящих, управленческих и иных функций.".
Статья
33. Изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Внести
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1991, ╧ 52, ст. 4921, ╧ 23, ст. 2027; 2002, ╧ 30, ст.
3015) следующие изменения и дополнения:
1. В
статье 31:
в части
первой после слов "109" дополнить словами "127-2 частями первой и второй,
127-4, 127-5, 127-7 частью первой", после слов "239" дополнить словами "240-1
частями первой и третьей";
в пункте
третьем части третьей после слов "126 частью третьей" дополнить словами "127-1,
127-6 частью второй", слова "152 частью третьей" заменить словами "152".
2. В
статье 151:
в пункте
третьем части второй после слов "124" дополнить словами "127-1 ─ 127-7";
после
слов "236" дополнить словами "240 ─ 240-1";
слова
"240 частью второй" исключить.
Статья
34. Изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
Внести
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, ╧ 1, ст.1) следующие изменения
и дополнения:
1. Статью
3.10 дополнить частью три в следующей редакции:
"3. Административное
выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
не может быть применено в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства
является жертвой торговли людьми в соответствии с Федеральным законом.".
2. Статью
6.12 из закона исключить.
3. В
статье 18.10:
а) часть
первую после слов "иностранной рабочей силы" дополнить словами "если в его
действиях отсутствуют признаки торговли людьми";
б) часть
вторую после слов "иностранной рабочей силы" дополнить словами "если в его
действиях отсутствуют признаки торговли людьми".
4. Статью
18.13 после слов "предусмотренных лицензией" дополнить словами "если отсутствуют
признаки торговли людьми".
5. Статью
19.15 после слов "по месту жительства" дополнить словами "если данное лицо не
является жертвой торговли людьми в соответствии с Федеральным законом".
6. Статью
24.5 дополнить подпунктом девять следующего содержания:
"9) признание
физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, предусмотренном статьями 18.8 и 19.15 настоящего Кодекса, жертвой
торговли людьми в соответствии с Федеральным законом.".
Статья
35. Дополнения в Федеральный закон Российской Федерации "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
Внести
в Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года ╧ 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, ╧ 30, ст. 3032) следующие дополнения:
1. Часть
первую статьи 31 дополнить словами "за исключением случая, если иностранный
гражданин является жертвой торговли людьми в соответствии с Федеральным законом.".
2. Дополнить
часть первую статьи 34 абзацем следующего содержания:
"Административное
выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации не применяется
в случае, если иностранный гражданин является жертвой торговли людьми в соответствии
с Федеральным законом.".
Статья
36. Дополнение в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"
Внести
в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995
года ╧ 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ╧ 33, ст.
3349; 1999, ╧ 2, ст. 233; 2000, ╧ 1, ст. 8) следующее дополнение:
дополнить
часть первую статьи 6 пунктом 15 следующего содержания:
"15. Контролируемая
вербовка.".
Статья
37. Дополнение в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Внести
в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа
2001 года ╧ 128-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 2002)
следующее дополнение:
Дополнить
часть первую статьи 17 пунктом следующего содержания:
"деятельность
по организации и функционированию специальных учреждений по реабилитации жертв
торговли людьми.".
Статья
38. Дополнения Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации"
Внести
в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации" от 10 декабря 1995 года ╧ 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации,1995, ╧ 50, ст. 4872; 2002, ╧ 30, ст. 3032) следующие дополнения:
1. Пункт
четвертый статьи третьей после слов "жестокое обращение в семье" дополнить словами
"эксплуатация и условия, сходные с рабством".
2. Статью
третью после слов "стихийных бедствий" дополнить словами "ставших жертвами торговли
людьми".
3. Пункт
второй части первой статьи 16 дополнить словами "торговли людьми".
ГЛАВА
Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
39. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным
законом
1. Предложить
Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации
в трехмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Федерального
закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом. Предложить Правительству Российской Федерации провести
переговоры с правительствами государств, являющихся государствами происхождения,
транзита и назначения в случаях торговли людьми, о заключении или пересмотре
межправительственных соглашений, направленных на пресечение торговли людьми
и создание условий для оказания помощи жертвам торговли людьми.
Статья
40. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального
опубликования.
2. Статьи
27 и 28 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня вступления в
силу федерального закона о бюджете Российской Федерации на текущий год, предусматривающего
выделение средств из федерального бюджета на осуществление программ, предусмотренных
указанными статьями.
Президент
Российской Федерации
|