#1
2004 г.
Архив журналов | Содержание _

О региональной конференции

"Опыт разработки и применения законов о гендерном равенстве в странах Центральной, Восточной Европы и Содружества Независимых Государств"

Кишинев, 22-23 марта 2004 г.

Светлана Васильевна Поленина, проф., доктор юр. наук, заслуженный юрист РФ

Тезисы выступления

1. Значимость конференции придает удачный выбор ее темы, которая охватывает анализ опыта, с одной стороны, разработки, а с другой, реализации уже действующих законов о гендерном равенстве в государствах одного и того же региона ≈ Центральной, Восточной Европы и СНГ.

Тем самым определен и выбор стран, представители которых участвуют в этой региональной конференции. В их числе Швеция, Литва, Кыргызстан и некоторые другие, где такие законы уже прошли проверку практикой, а также Молдова, Россия, Украина и другие государства, где работа над такими законами еще только ведется.

2. Достижение гендерного равенства как одна из задач, стоящих перед человечеством, впервые на международном уровне была вынесена в круг важнейших проблем мирового значения во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а в 1966 г. ≈ в Международных пактах о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах человека.

Специально вопросам гендерного равенства посвящена, как известно, Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1979 г.). Ее принятие ознаменовало появление третьего поколения прав человека, охватывающего защиту не только индивидуальных, но и коллективных прав тех или иных категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке как со стороны государства, так и международного сообщества в целом.

3. С моей точки зрения, в Конвенции 1979 г. особое практическое значение имеют статьи 2 и 4.

Статья 2 Конвенции обязывает государства-участников включать принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое законодательство, если это еще не было сделано.

В странах, представители которых участвуют в настоящей конференции, по имеющимся у меня сведениям, какие-либо проблемы с конституционным закреплением принципа гендерного равенства отсутствуют. Имеется и конкретизирующее конституционные нормы отраслевое, прежде всего трудовое, законодательство.

В связи с этим возникает вопрос, в чем же состоит смысл принятия особого закона о гендерном равенстве, поскольку он неизбежно будет дублировать так или иначе во многом положения отраслевого законодательства?

С такого рода критикой нам в России уже пришлось и, наверное, придется еще встретиться в ходе подготовки и доработки проекта федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностях мужчин и женщин в РФ". Весной 2003 г. проект прошел в Государственной Думе первое чтение.

На мой взгляд, ответ на этот вопрос должен быть следующий: закон о гендерном равенстве представляет собой закон среднего уровня, связующее звено между конституционной нормой и отраслевым законодательством по конкретным вопросам.

Поэтому главное в этом законе ≈ раздел, закрепляющий основы государственной политики по обеспечению социального равенства мужчин и женщин, в том числе включающей гендерную экспертизу законодательства, гендерное обучение и воспитание, формирование гендерной статистики и мониторинг в сфере обеспечения равноправия полов и др.

Особо важно законодательное закрепление принципа гендерного равенства в сфере управления государством. При отсутствии такой нормы легитимным может считаться любой орган государственной власти, сколь угодно многочисленный, в котором вообще не будут представлены женщины, как это произошло в начале 2004 г. в России с правительством, возглавляемым М.Е. Фрадковым.

4. В законе о гендерном равенстве вопросы равноправия полов в социально-экономической сфере могут занимать центральное место, как в соответствующих законах Швеции и Германии, либо не столь заметное место, как это происходит в России, где эти вопросы регулируются в значительной мере в Трудовом кодексе РФ.

Принципиально другое ≈ в законодательстве страны должна быть норма, возлагающая в случае трудового спора бремя доказывания отсутствия у работодателя умысла на дискриминацию работника на самого работодателя. В российском проекте о гендерном равенстве такая норма есть.

Отсутствует в законодательстве России правовая регламентация ответственности за не носящее характера уголовного преступления сексуальное домогательство, что вызывает серьезное сожаление и беспокойство у юридической общественности и женских НПО.

5. Конвенция ООН 1979 г. допускает принятие государствами временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между полами, что не считается дискриминационным (ст. 4).

В ходе подготовки в России проекта закона о гендерном равенстве рядом депутатов Государственной Думы дважды предпринимались попытки добиться установления "женских" избирательных квот в ходе голосования по проектам Федерального конституционного закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". В обоих случаях преодолеть "нет" мужчин-депутатов не удалось.

Ныне в проекте федерального закона "О государственных гарантия равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ" какие-либо "женские" избирательные квоты отсутствуют.

Не устанавливают "женских" квот и уставы и программы действующих в России политических партий, хотя в законе "О политических партиях" (ч. 4 ст. 8) закреплено, что они должны обеспечивать представительство лиц обоего пола в руководящих органах партии и в списках выдвигаемых ими кандидатов в органы государственной власти.

6. Не содержат каких-либо "женских" квот и принятые в 2003 г. "Основы государственной службы в РФ".

В этом смысле предпочтительной представляется норма ст. 23 принятого 21 марта 2003 г. закона Республики Кыргызстан "Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства". В ней указывается, что парламент Республики назначает с учетом представительства не более 70% лиц одного пола судей Конституционного и Верховного судов, а также состава Центральной Комиссии по выборам и проведению референдума Республики Кыргызстан.

7. Раздел о механизме реализации принципа гендерного равенства соответствующего законопроекта России не содержит каких-либо новелл по сравнению с действующим законодательством и поэтому особого интереса не представляет. Оптимальным представляется опыт Финляндии и Швеции.

8. Всеобщей Конфедерацией Профсоюзов, действующей на территории стран СНГ, подготовлен и направлен в Межпарламентскую Ассамблею СНГ проект модельного закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин". Он будет направлен в парламенты и профсоюзные организации стран СНГ в ближайшее время.