|
|
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовлено при поддержке Канадского Агентства Международного развития (CIDA) Москва 2004 Преамбула Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала в стране, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни ≈ в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным принципом (ст. 19): "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Как известно, по определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) ныне выступают как одна из главных проблемных парадигм XXI века. Подлинное равенство прав и свобод можно обеспечить только на основе признания ценности каждой личности, создания условий для саморазвития человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, всестороннего раскрытия сущностных сил и дарований, что позволит каждому внести полноценный вклад в общественный прогресс. Фундаментом для этого является переход к современному обществу с его демократическими институтами, производительными силами, технико-информационными достижениями, ориентацией на толерантность отношений. Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливается необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство (54%) населения страны. Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на базе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они являются в силу ряда объективных причин "догоняющим полом" с недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей. На сегодня сложилась ситуация, когда:
Стратегия гендерного равенства ни в коей мере не может пониматься как стратегия ликвидации объективно обусловленных гендерных различий. Ее главное предназначение ≈ создание социально-политических условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни в целях общего благосостояния и прогресса. Гендерные проблемы при внешне непривычной терминологии не есть нечто совершенно новое. Ранее государство занималось ими в рамках решения "женского вопроса" при проведении текущей и перспективной социальной политики. Однако в XXI веке, как никогда раньше, требуется повышенное внимание к гендерным аспектам государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и каждого из ее субъектов. Значимость гендерной политики, как и социальной политики в целом, возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, создания подлинно гражданского общества, предполагающего тесное сотрудничество власти и общественных организаций, в том числе и женских, в достижении гендерного равенства. I. Основные понятия и определения Гендер, гендерный ≈ социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Гендерное равенство ≈ равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоих полов свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом и культурном процессах и освоении их достижений. Гендерный подход (гендерное измерение) ≈ объективный родовой признак политической культуры, свойственной представительной демократии, включающий учет интересов обеих социально-половых групп общества на всех этапах разработки общей концепции, осуществления, мониторинга, оценки общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах. Гендерная стратегия ≈ заявленный политический курс на достижение фактического равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, определяющий государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период. Гендерная экспертиза ≈ процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на положение женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях. Такая оценка позволяет государственным органам прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия государственных реформ, учитывать гендерный фактор в политике, развивать межведомственный подход к выявлению фактов дискриминации, возникающих как в связи с биологическим полом, так и социальным полом, и обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин. Гендерная политика ≈ использование гендерного подхода в социально-политической сфере, направленной на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти; наличие гендерного подхода как в политической организации общества, так и в практической деятельности политических субъектов по выработке и реализации политических курсов. Гендерное насилие ≈ насилие в семье, сексуальное насилие, насилие над женщинами, торговля женщинами и детьми ≈ асоциальное явление, приводящее к социальной дезадаптации пострадавших и уменьшению трудоспособного населения. Гендерная статистика ≈ статистические данные о положении мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Обеспечивается сбором показателей с разбивкой по полу и возрасту по следующим разделам: гендерные отношения (демография), домохозяйства, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, бюджет времени, занятость и безработица, преступность, политическая статистика. В настоящее время является развивающейся дисциплиной. Дискриминация ≈ различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоих полов прав и свобод человека и гражданина. Равные возможности ≈ практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права. II. Общие положения Гендерная стратегия Российской Федерации (далее ≈ Стратегия) является основополагающим документом, определяющим государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период. Стратегия направлена на координацию усилий государственных органов законодательной и исполнительной власти со всеми структурами гражданского общества и, в частности, с неправительственными организациями, деятельность которых связана c реализацией социальных программ, недопущением дискриминации по признаку пола, защитой прав человека и семьи, материнства, отцовства и детства. Гендерная стратегия рассматривается как важный инструмент формирования и реализации государственной гендерной политики. Стратегия призвана:
Своевременность разработки и действенность Стратегии ≈ одно из принципиальных условий успешной интеграции России в мировое сообщество, поскольку во всем мире степень развития общества все больше определяется уровнем гендерного равенства, отсутствием дискриминации (явной и скрытой) по половому признаку. Этому, в первую очередь, будут способствовать следующие меры:
Стратегия: 1. Базируется на Конституции Российской Федерации, Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, других социально-экономических и социально-защитных актах, а также общепринятых международных критериях и нормах, определенных мировым сообществом: Всеобщей декларации прав человека, Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенции ООН о политических правах женщин, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН о предотвращении насилия в отношении женщин, Декларации тысячелетия ООН, Конвенциях МОТ "О равном вознаграждении за труд равной ценности", "О недопущении дискриминации в сфере труда и занятости", "О работниках с семейными обязанностями", "О защите материнства", Европейской Социальной Хартии, Пекинской платформе действий. 2. Ориентируется на значимость, необходимость, всеобщность и актуальность проведения гендерной политики регулирования социального положения мужчин и женщин, ликвидацию дискриминации с тем, чтобы обеспечить в современных условиях общественный прогресс во всех областях жизни. 3. Определяет приоритет проведения мероприятий в пользу "догоняющего" пола, чьи возможности фактически ущемлены. Сегодня это, как правило, женщины в аспекте доступа к экономическим и материальным ресурсам, собственности, занятости, профессиональной карьере, управлению. Меры, способствующие переходу от декларируемого к реальному равенству и ликвидации социополовых асимметрий в стране, рассматриваемые как "специальные меры" (гарантии минимальных доходов, пособия на детей, квоты на трудоустройство и обучение, продвижение по службе и т.п.), не должны рассматриваться как привилегии и/или дискриминация. 4. Обеспечивает соблюдение принципа партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни (пропорциональность, паритетность и толерантность отношений), отказ от отношений господства одного пола над другим. 5. Учитывает реальное разнообразие исходных условий жизни, интересов, традиций, установок поведения различных групп мужчин и женщин с разными доходами, образованием, семейным положением, родительскими, национально-культурными и расселенческими особенностями. 6. Активизирует механизмы социального государства и гражданского общества, сотрудничество власти и общественных организаций с опорой на инициативу, самодеятельность и самоуправление граждан обоих полов в решении социально-экономических проблем. Бюджетная политика на федеральном и региональном уровнях, отраслевые и региональные программы социально-экономического развития должны быть согласованы с закрепленными в Стратегии основными целями и требованиями государственной гендерной политики. Деловые и промышленные круги России должны в полной мере участвовать в осуществлении мероприятий, связанных с реализацией Стратегии. III. Цели и задачи государственной гендерной политики Цель Стратегии ≈ определение путей создания условий для обеспечения равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, устранение дискриминации по признаку пола. Цель 1. Создание условий для обеспечения гендерного равенства посредством развития демократии. Задача 1.1. Достижение гендерного паритета в принятии политических решений как условия обеспечения равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в том числе:
Цель 2. Обеспечение гендерного равенства в социально-экономической сфере. Задача 2.1. Обеспечение роста благосостояния населения путем устранения гендерной дифференциации в экономическом положении женщин и мужчин:
Задача 2.2. Ликвидация дискриминации в экономической сфере:
Цель 3. Искоренение гендерного насилия. Задача 3.1. Мобилизация действий по предупреждению насилия и уменьшению последствий его проявления:
Задача 3.2. Развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим от насилия в семье, сексуального насилия и торговли женщинами и детьми:
Цель 4. Содействие развитию человеческого потенциала, забота о подрастающем поколении, поддержка института семьи. Задача 4.1. Учет гендерных аспектов воспроизводства человеческого потенциала, смягчение демографических проблем российского общества:
Задача 4.2. Обеспечение условий развития личности, равнодоступность государственной культурной, образовательной, информационной инфраструктуры и услуг для мужчин и женщин:
Основные механизмы реализации гендерной политики Механизмы реализации гендерной политики основаны на методах гендерной экспертизы, включая анализ исходной ситуации, возможные варианты и ожидаемые последствия и поэтапную оценку промежуточных результатов. Это позволит формулировать и корректировать государственную политику в соответствии с целями гендерной политики, создать условия для учета мнения различных слоев и групп населения, взаимодействия с институтами гражданского общества, профсоюзами, коммерческими и некоммерческими структурами, научной общественностью и специалистами, международными организациями по всему спектру гендерных проблем, обозначенных в настоящей Стратегии. В связи с этим основные механизмы реализации гендерной политики должны включать: 1. Применение в государственном управлении гендерных подходов, совершенствование национального механизма по улучшению положения женщин и гендерного регулирования в Российской Федерации, введение новых институциональных его форм ≈ Комиссии при Президенте или Правительстве Российской Федерации (аналогичные структуры в субъектах Российской Федерации) или введение соответствующего поста министра (без портфеля) по равноправию (или по гендерному равенству). Образование в составе действующих органов власти специальных служб по гендерному регулированию на всех уровнях управления с предоставлением необходимых полномочий. 2. Введение обязательной государственно-общественной гендерной экспертизы всех социально значимых планов и проектов (государственных, международных и корпоративных), включая консолидированный бюджет ≈ федеральный и территорий; 3. Введение обязательной гендерной экспертизы проектов законов, стандартов и технических регламентов, касающихся создания и использования зданий, оборудования, мебели, средств транспорта, ландшафтных сооружений и других элементов и комплексов среды обитания человека, в целях защиты интересов женщин, детей, пожилых людей, мужчин с биологическими характеристиками, отличающимися от среднестатистических, и других групп населения со специфическими нуждами и потребностями. 4. Развитие гендерного мониторинга и гендерной статистики, отслеживающей изменения в политической и управленческой системе страны, в области уровня доходов, бюджетных средств, доступности культуры, здравоохранения, образования, жилья, транспорта, бытового обслуживания, соблюдения прав и свобод, обеспечения безопасности с позиции социального положения полов, выявления дискриминационных процессов и условий, их порождающих. 5. Разработка и применение гендерно чувствительных индикаторов, свидетельствующих о состоянии, процессах и результатах гендерной политики, в том числе соответствующих показателей международной статистики, а также индекса человеческого развития с учетом гендерной составляющей. 6. Разработка системы целевых директивных документов, реализующих цели и задачи Стратегии, включая планы действий на уровне субъектов Российской Федерации, отраслей, гендерный бюджет, государственные заказы на социальные услуги; введение обязательных гендерно ориентированных разделов мероприятий в программных документах социально-экономического характера (Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Основные направления социально-экономического развития Правительства и субъектов Российской Федерации, прогноз Минэкономразвития Российской Федерации, аналитические разработки Минфина России к проекту федерального бюджета, государственные программы приватизации, занятости, социальной поддержки, предпринимательства, регионального развития, миграции и пр.). 7. Разработка и принятие специальных мер, направленных на существенное повышение уровня представительства женщин в высших органах законодательной и исполнительной власти, в руководящих органах партий, профсоюзов, общественных объединений, достижение паритетного представительства как необходимого элемента проведения в жизнь гендерной политики. 8. Укрепление государственного регулирования образования, подготовки кадров, повышения квалификации в направлении общего роста культуры и гендерных знаний лиц, принимающих решения, специалистов и управленческих кадров; гендерное ориентирование образовательных стандартов и программ обучения. Введение гендерных требований в государственную доктрину информационной политики. 9. Укрепление координации и сотрудничества государственных органов и гражданского общества, в том числе с женскими неправительственными организациями. Создание необходимого для этого организационного пространства ≈ совместных совещательных органов, проведение совместных акций, усиление общественного антидискриминационного контроля за процессом социально-экономических преобразований в обществе, повышение роли института Уполномоченного по правам человека, рассмотрение периодических отчетов Правительства Российской Федерации перед Федеральным Собранием Российской Федерации по выполнению настоящей Стратегии. IV. Основные направления гендерной политики в средне- и долгосрочной перспективе до 2015 года Для достижения целей и решения задач, поставленных настоящей Стратегией на перспективу, необходимо: 1. В области гендерно ориентированной социально-экономической политики: 1. Осуществлять проведение последовательной и углубленной гендерной экспертизы законодательства по теме "Женщина и экономика" на предмет определения гендерных диспропорций, разработку правительственной концепции их смягчения на базе расширения доступа женщин к экономическим ресурсам, собственности, доходам, кредитам, предпринимательству, различным формам занятости, учет соответствующих мероприятий в средне- и долгосрочных планах и платформах действий Правительства Российской Федерации и в планах законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. 2. Ввести гендерную составляющую в бюджетную классификацию с разработкой показателей расходов бюджета по половозрастным группам населения с тем, чтобы не менее 50% государственных средств направлялись на реализацию потребностей и интересов детей и женщин ("гендерный бюджет"). 3. Включать в государственные экономические программы (промышленные, инвестиционные, действий на рынке труда и др.), в программы субъектов Российской Федерации гендерно ориентированные мероприятия по снижению безработицы (очаговой, массовой), превышающей критические параметры, в городах и сельской местности с учетом состава безработных по полу. 4. Восстановить систему составления баланса трудовых ресурсов и их трудоустройства по территориям по полу и возрасту с включением в эту работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Усилить на базе этих программ и балансов аналитическую, прогностическую и регулирующую роль служб занятости, восстановить страхование занятости, в первую очередь девушек и юношей, ввиду его особой значимости для решения проблем безработных граждан. 5. Учитывая, что большинство низкооплачиваемых работников ≈ женщины, реализовать на практике положение Трудового Кодекса об установлении минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека (согласно рекомендации Европейской Социальной хартии о минимуме ≈ в 60% от средней заработной платы). 6. Обеспечить опережающий рост ставок и окладов в отраслях бюджетной сферы (где преимущественно трудятся женщины) с ориентацией на уровень вознаграждения государственных служащих, сохранение государственных гарантий оплаты в социально-культурных отраслях независимо от финансового положения регионов. 7. Содействовать развитию малого бизнеса на основе обучения женщин, желающих заняться предпринимательской деятельностью, организации дела, налогообложению. Шире привлекать предприятия, руководимые женщинами, к распределению государственного заказа на социальные услуги, фондов на поддержку проектов. Формировать систему мер, стимулирующих развитие женского предпринимательства, в налогообложении, аренде, лизинге, кредитах, развивать важную для самозанятости женщин систему микрокредитования. 8. Исходя из задачи экономической поддержки семьи с детьми, одновременно с усилением стимулов к труду увеличить льготы по подоходному налогу (стандартные вычеты на детей) для работников, чьи душевые доходы ниже прожиточного минимума. Установить величину необлагаемого налогом минимума (стандартный вычет на работника) на уровне установленной законом минимальной заработной платы в экономике. 9. В целях улучшения положения мало обеспеченных женщин, преобладающих среди пенсионеров, повысить минимальные (базовые) трудовые пенсии до 40% от заработка квалифицированного работника, предусмотреть источник возмещения потерь пенсионного капитала женщин и мужчин в связи с перерывами на рождение и воспитание ребенка, исполнение воинской обязанности. 10. Предусмотреть возможность получения части накопленных пенсионных сбережений разведенного супруга тому члену семьи, который не имел в период супружества пенсионной страховки по причинам рождения и воспитания детей и выполнения домашней работы. 11. Снизить негативные влияния опасных работ на здоровье не только женщин, но и мужчин (родителей будущего ребенка), для чего разработать Перечень работ, неблагоприятно воздействующих на репродуктивную функцию мужчин, приводящих к стойкому бесплодию, раковым новообразованиям и т.п., в целях увеличения вложений работодателей в безопасную технику и технологию и сохранения трудового потенциала работников. 12. Не допускать ограничения в выплатах по социальному страхованию отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, инвалидом, заболевшим членом семьи, ввести страхование детей в целях повышения цены труда и достижения прожиточного минимума расходов на воспроизводство рабочей силы. 13. Добиваться снижения затрат на платные услуги медицины, ввести страхование лекарств. 14. Способствовать расширению форм социально-экономической самозащиты ≈ добровольных медицинских кооперативов (страховых касс) с передачей им обязательных страховых взносов и расширением участия работников, самодеятельных фондов защиты от безработицы применять налоговые льготы, поддерживать добровольные кредитные союзы (кооперативы) взаимопомощи граждан, мужчин и женщин. 15. Содействовать созданию государственно-общественной системы регулирования и контроля за ценами на потребительские товары, услуги образования и здравоохранения; 16. Содействовать активизации общественного движения потребителей; способствовать включению в это движение женских организаций, попечительских советов при школах и больницах, союзов предпринимателей и специалистов. 17. Содействовать разработке и использованию государственного механизма поощрения вложений национального бизнеса в решение социальных проблем, улучшения положения работников и их семей, на социальную благотворительность. 2. В области решения проблем здравоохранения: Одно из основных направлений гендерно ориентированной социальной политики ≈ охрана здоровья населения и, прежде всего, повышение продолжительности здоровой (активной) жизни и репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Значимость этой проблемы многократно возрастает в связи с резким падением рождаемости в России и высоким уровнем смертности. Достижение гендерного равенства при оказании медицинских услуг подразумевает разработку широкого диапазона практических стратегий системы общественного здравоохранения в зависимости от конкретных обстоятельств и с учетом реальных потребностей в медицинских услугах мужчин и женщин. Реализация гендерной стратегии в области здравоохранения должна осуществляться в рамках действующих государственных программ:
При разработке макроэкономической политики в сфере здравоохранения следует обратить внимание на совершенствование и расширение финансирования системы государственного здравоохранения за счет средств федерального бюджета. Необходимо закрепить на законодательном уровне ответственность органов власти всех уровней, а также руководителей предприятий всех форм собственности за состояние здоровья граждан, проживающих на данной территории, и работников предприятий, включая запрет на гендерную дискриминацию в отношении доступа к социальным и экономическим ресурсам общественного здравоохранения. В рамках гендерной стратегии реформа системы здравоохранения в Российской Федерации призвана: 1. В рамках общегосударственной системы обязательного медицинского страхования содействовать:
2. Исключить возможности гендерной сегрегации и дискриминации в медицинских учреждениях. 3. Способствовать улучшению качества условий труда медицинских работников, среди которых большинство женщин. 4. Расширить возможности для продвижения женщин на руководящие позиции в управлении и руководстве системой общественного здравоохранения. 5. Повысить солидарную ответственность граждан всего общества за сохранение и поддержание общественного здоровья. 6. Создать правовые механизмы, обеспечивающие мужчинам и женщинам гарантированную и доступную систему получения медицинских услуг. 7. Увеличить целевые инвестиции на разработку и реализацию гендерной экспертизы действующего и разрабатываемого законодательства, управленческих и административных решений, а также федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в сфере охраны здоровья в целях повышения их социальной и экономической эффективности, модернизации системы здравоохранения с учетом гендерного равенства. 8. Разработать систему гендерных индикаторов, затрагивающих все аспекты здоровья и здравоохранения, позволяющие идентифицировать способы удовлетворения реальных потребностей в медицинских услугах мужчин и женщин на основе принципов социальной справедливости и отсутствия дискриминации по признаку пола. Гендерные индикаторы здоровья должны стать основой оценки эффективности управленческих решений в общественном здравоохранении. 9. Создать систему целевого мониторинга и оценки реализации политических и управленческих стратегий в сфере здравоохранения, позволяющую оценить их дифференцированное воздействие на женщин и мужчин, пациентов и медицинских работников в целях продвижения политики гендерного равенства в сфере здравоохранения. Стратегии мониторинга, контроля и оценки должны соотноситься с социально-экономическими условиями регионов и отражать изменения существующих гендерных отношений. 10. Обеспечивать равные возможности и доступ к системе общественного здравоохранения для мужчин и женщин, проживающих в сельской местности, в том числе специальных транспортных субсидий для доступа в медицинские учреждения. 11. Включить в программы медицинского образования и повышения квалификации медицинских работников широкого спектра гендерных проблем, проблем прав человека, гендерной идентичности мужчин и женщин, а также вопросов гендерной теории и методологии. 12. Обеспечивать потребности мужчин и женщин в энергетических ресурсах. 13. Повышать информированность мужчин и женщин об охране здоровья и профилактики заболеваемости, санитарии и гигиены (развивать социальную рекламу на телевидении). 3. В области реализации гендерно ориентированной информационной политики: Эффективная гендерно ориентированная информационная политика государства обусловлена тем, что внедрение информационных технологий способно качественно изменить характер социальных отношений, существенно расширить диапазон возможных способов самореализации для женщин и мужчин. Государственная гендерная стратегия при определении системы требований к информационной политике Российской Федерации исходит из положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на саммите "Большой восьмерки" 22 июля 2000 г., Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов1, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Федеральной целевой программы и предполагает: 1. Корректировку Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" с учетом положений гендерной стратегии. 2. Создание информационно-технологических условий для обеспечения процесса вхождения граждан России в глобальное информационное пространство, в систему международного рынка на основе соблюдения прав человека и свободного обмена знаниями. 3. Государственную поддержку инвестиций в информационный рынок, стимулирование деятельности российских предприятий по продвижению информационной продукции на зарубежный рынок в целях рационального управления экономикой и технологического перевооружения промышленности на основе создания наукоемких технологий. 4. Обеспечение доступности социально значимой информации для каждого человека независимо от его пола, образовательного статуса, социального имущественного положения, что предполагает развитие общедоступных информационных сетей, обеспечивающих гарантированный, быстрый и безопасный доступ к соответствующим банкам информации. 5. Обеспечение прозрачности информационного пространства системы государственного управления, подотчетности органов исполнительной власти, включая обязательность публикации социально значимой информации в СМИ и Интернете, в том числе показателей гендерной статистики, создание доступных населению средств мониторинга за изменением этих показателей. 6. Создание и совершенствование информационных систем, обеспечивающих сетевой доступ в сельских и отдаленных от центра районах. 7. Удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий; обеспечение равной доступности для мужчин и женщин непрерывного обучения информационным технологиям и новым профессиям, включая дистанционные формы образования. 8. Стимулирование развития новых форм занятости на дому с применением сетевых информационных технологий, расширяющих доступ к новым рынкам услуг, развитие центров интегрированных комплексных телеуслуг. 9. Стимулирование представителей среднего и крупного бизнеса к предоставлению новых форм занятости на дому с применением сетевых информационных технологий. 10. Стимулирование партнерских отношений государственных органов, частного сектора и неправительственных организаций в процессах интеграции национальных информационных ресурсов в целях создания интегральной национально-культурной информационной среды и современной коммуникационной инфраструктуры. 11. Развитие информационных технологий, направленных на укрепление демократии, в том числе технологий обсуждения проектов социально-значимых государственных решений, интерактивных опросов населения, электронного голосования, электронного правительства, укрепление значимости различных форм и способов гражданской самореализации мужчин и женщин (граждан и гражданок) в политической и общественной деятельности. 12. Создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования российских общедоступных электронных библиотек и учреждений культуры, формирующих национальные духовные и нравственные ценности, свободные от гендерной дискриминации, патриотизм и гражданскую ответственность, а также организация информационных форм общественного контроля за состоянием этих процессов. 13. Недопущение монопольного информационного влияния на сознание граждан со стороны каких-либо социальных, национальных или религиозных групп, включая и группы, объединяющие представителей одного пола. 14. Недопущение публикации конфиденциальной персональной информации или информации, порочащей честь и достоинство представителей какого-либо пола. 15. Обеспечение эффективных информационных механизмов общественного контроля и гендерной экспертизы со стороны общественных организаций за реализацией гендерной политики со стороны органов государственной власти. 16. Поощрение производства современной информационной продукции по популяризации идей гендерного равенства и справедливости, включая государственную поддержку социальных инициатив журналистов и представителей масс-медиа, направленных на укрепление доверия потребителей к информационной продукции, повышение социальной ответственности средств массовой коммуникации, включая кодексы поведения, программы подтверждения информационной безопасности и надежности. 17. Проведение широких информационных кампаний, направленных против применения социально вредных и опасных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание, например демонстрации особо жестоких сцен насилия по каналам общедоступного телевидения. 4. В области образования и культуры: Учет гендерной составляющей в образовательно-культурной сфере имеет особое значение в ХХI веке, ибо именно сейчас создается тот самый человеческий капитал, который позволяет людям и странам двигаться по пути прогресса и благосостояния. Образование и культура необходимы не только для реализации профессиональной, но и родительской роли личности: в современной жизни подлинным авторитетом для детей может быть только много знающий и много умеющий родитель. Как показывает международный опыт, образование позволяет женщинам повысить конкурентоспособность на рынке труда, увеличить свои шансы на участие в управлении, продвижении по службе, способствует выравниванию и подъему их доходов. Российские женщины традиционно являются лидерами в образовании и культуре. В связи с этим настоящая Стратегия предлагает ряд актуальных направлений в образовательной и культурной политике государства, включающие: 1. Обеспечение фактической доступности образования для всех, независимо от дохода семей, в целях предупреждения гендерного неравенства в сфере образования и труда. 2. Переход к международным стандартам образования, обеспечивающим его качество посредством всемерного содействия превращению образования в непрерывный процесс, "учебу через всю жизнь", учет гендерного фактора, связанного с выполнением женщиной материнских, семейных функций, что создает объективные трудности для реализации модели непрерывного образования. 3. Выделение в программах модернизации образования специального раздела, касающегося обучения женщин востребованным на рынке труда профессиям, в частности в области современных технологий, с учетом задач преодоления профессиональной сегрегации, облегчения трудоустройства. 4. Воссоздание в стране первичного гендерно нейтрального профессионального образования, начиная с профориентации в школе для подростков. 5. Преодоление гуманитарного перекоса в образовании женщин, внедрение системы привлечения девушек к обучению техническим профессиям в сферах, ранее применяющих преимущественно или исключительно мужской труд (сложное автоматизированное производство, новые информационные технологии, управление летной, судоводительской, военной техникой и пр.), в целях пересмотра традиционного разделения труда по полу. 6. Организацию системы постоянного повышения квалификации работников, женщин и мужчин, поощрение вложений предпринимателей в сферу образования, включение соответствующих мер в коллективные договора. 7. Обеспечение прав работающих женщин-матерей на обучение, особенно после перерывов, связанных с выполнением материнских обязанностей, а также при наличии маленьких детей, в том числе за счет средств работодателя. 8. Привлечение мужчин в сферу образования путем преодоления гендерной асимметрии в оплате труда и пенсионном обеспечении в образовательной сфере в целях увеличения личной свободы мужчин в выборе профессии, усиления их участия в воспитании подрастающего поколения. 9. Обеспечение доступности образования путем сохранения фиксированной доли бесплатных учреждений, контроля за процессом коммерциализации образовательных учреждений и стоимостью образовательных услуг в частных образовательных учреждениях. 10. Принятие нормативных правовых актов о формах помощи нуждающейся учащейся молодежи, установление стипендий не ниже уровня прожиточного минимума для учащихся из малообеспеченных семей, внедрение массовых дешевых и длительно погашаемых образовательных кредитов. 11. Включение в государственные образовательные стандарты социальных, в том числе гендерных, знаний, введение сквозной системы гендерно ориентированных программ, начиная с дошкольных учреждений. 12. Поощрение обучения женщин основам предпринимательства, менеджмента, управления. 13. Обеспечение доступности услуг культурных учреждений (библиотек, музеев, театров и пр.) для всех, независимо от величины доходов и типа расселения (крупный город, малый город, сельская местность). 14. Воспитание граждан на основе общечеловеческих ценностей, включая социальное равенство по полу. 15. Повышение качества в сфере культурного обслуживания населения, включая соблюдение прав потребителя, достойный уровень оплаты труда и социальной защиты в этой сфере. 16. Поощрение деятельности общественных организаций, в том числе женских, в сфере культуры, самодеятельности, спорта, организации позитивного досуга, кружковой, секционной работы для детей и подростков в качестве профилактики асоциальных явлений, особенно по месту жительства. V. Перспективы осуществления гендерной стратегии Государственная гендерная стратегия рассматривается как стратегия осуществления целей и задач, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в ратифицированных Российской Федерацией важнейших международных документах, в которых зафиксированы принципы гендерного равенства. Среди этих документов ≈ Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация и Программа действий Всемирной Конференции по правам человека, Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин, Итоговые документы Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2000 г.), Декларация Тысячелетия ООН (2000 г.). Реализация положений Стратегии предполагает разработку планов мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки научных, образовательных и иных проектов в области гендерной политики. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации. Осуществление Стратегии должно быть обеспечено обоснованным финансированием. В число приоритетных задач на период до 2005 г. (первый этап) входят следующие:
* Первая публиация. 1 Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. |