#1
2004 г.
Архив журналов | Содержание _

Комментарии к проекту модельного закона

"О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин"

Мария Васильевна Ихарлова, ответственный секретарь Комиссии Всеобщей Конфедерации Профсоюзов по вопросам трудящихся женщин

Комиссия Всеобщей Конфедерации Профсоюзов по вопросам трудящихся женщин действует уже 5 лет. За это время Комиссией выработано много документов, которыми пользуются не только членские организации нашей Конфедерации, но и профсоюзные структуры среднего звена. Возможность использования Интернета позволяет широкому кругу общественных женских объединений знакомиться с этими документами. Мы направили Заявление на специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в котором раскрыли все проблемы положения женщин в странах СНГ. Ежегодно, накануне Международного женского дня 8 Марта, мы выпускаем Заявление, где даем критическую оценку положения женщин и выражаем готовность продолжать борьбу на рынке труда, в политической и общественной сферах жизни за повышение статуса и роли женщин. Основной же сферой нашей деятельности является социальное партнерство с исполнительной властью и объединениями работодателей.

На сегодняшний день у нас большое количество сторонников по вопросам принятия специальных разделов по решению женских проблем в коллективных договорах и соглашениях. Как правило, в этих разделах предусматриваются дополнительные к утвержденным законодательством льготы женщинам и их семьям за счет доходов предприятий. Вместе с тем нерешенных проблем в женской тематике еще достаточно. Профсоюзы озабочены неснижающейся безработицей, разницей в оплате труда женщин и мужчин, наступлением платной медицины и платного образования, бедностью большинства населения. Особенно слабо в этом плане во всех странах СНГ развито законодательство.

Отдельные элементы равноправия мужчин и женщин прописаны в Конституциях и других законодательных актах государств Содружества, однако это не создает основу для комплексного решения проблем правового и социального равноправия мужчин и женщин.

В последнее время специалистами обращается внимание не только на имеющуюся дискриминацию женщин, но и на дискриминацию мужчин, например в таких сферах, как воспитание детей. Проблемы дискриминации мужчин не только не выносятся на публичное обсуждение, но, как правило, не осознаются самими мужчинами.

Изучив все эти вопросы и ознакомившись с международной практикой решения проблем гендерного равенства, Комиссия ВКП по вопросам трудящихся женщин выступила с инициативой о необходимости разработки проекта модельного закона для стран СНГ "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин".

Известно, что аналогичные законы уже действуют в Исландии с 1976 года, в Норвегии с 1978 года, в Швеции такой закон вошел в жизнь в 1980 году, а в Финляндии ≈ в 1987 году. Законы о гендерном равенстве в 1998 году приняты в Латвии, Литве и Эстонии. Недавно вошел в жизнь такой закон в Киргизии. Наше решение подготовить проект модельного закона и представить его на рассмотрение Межпарламентской Ассамблее СНГ было принято еще и потому, что уже несколько лет затягивается принятие такого закона в России и Украине. Идет обсуждение проекта такого закона в Таджикистане.

Проект модельного закона рассмотрен на заседании Комиссии, одобрен Исполкомом ВКП и направлен в Межпарламентскую Ассамблею государств-участников СНГ.

Разработке проекта модельного закона предшествовала большая работа. Были изучены международные документы и законодательная практика по гендерному равноправию многих стран.

Сначала была разработана структура законопроекта и направлена всем членским организациям ВКП и членам Комиссии с тем, чтобы выяснить их мнение о необходимости модельного закона в принципе. Полученные ответы дали нам полную картину отношения национальных профцентров и отраслевых международных объединений профсоюзов к вопросам гендерного равенства и оказали значительную помощь в разработке содержания законопроекта.

Большинство членских организаций отнеслись положительно к идее разработки проекта модельного закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в странах СНГ".

Профцентры Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, международные объединения отраслевых профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, работников водного транспорта, работников жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности и сферы услуг, работников образования и науки, работников текстильной и легкой промышленности и Конфедерации профсоюзов работников торговли, а также Центральный комитет работников текстильной и легкой промышленности Украины высказались однозначно за необходимость принятия на национальном уровне такого закона.

При этом большинство членских организаций (90% опрошенных) считают целесообразным разработку аналогичного модельного закона для координации и сближения национальных законодательств стран СНГ и принятие его на уровне Межпарламентской Ассамблеи.

Профцентры Грузии и России посчитали нецелесообразным разрабатывать модельный закон. По их мнению, на межгосударственном уровне роль координирующего документа могла бы сыграть Декларация, ориентирующая страны Содружества на активную реализацию принципов, содержащихся в основополагающих документах ООН. Возможность разработки не модельного закона, а таких документов, как декларация (хартия), концепция закона, рекомендации, предложили профцентр Казахстана и МОП работников текстильной и легкой промышленности.

В ходе консультаций с членскими организациями была выявлена также их точка зрения на содержание проекта модельного закона.

Все опрошенные высказались за нацеленность модельного закона на определение приоритетных направлений государственной деятельности по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации, а также за обязательность проведения гендерной экспертизы принимаемых законодательных актов и иных правовых документов. Также положительно они отнеслись и к отражению в законе введения гендерного просвещения населения и государственных служащих всех рангов и выразили полное согласие на отражение в проекте закона участия общественных организаций в реализации гарантий равноправия полов и в выработке решений органов государственной власти и самоуправления по вопросам обеспечения гендерного равенства.

Для обеспечения контроля за реализацией закона по гендерному равенству после его принятия в ответах большинство положительно отнеслось к необходимости создания специальных государственных структур (уполномоченных).

В присланных ответах есть целый ряд конструктивных предложений и особые мнения по предложенным в вопроснике отдельным статьям закона.

Так, председатель Международного объединения профсоюзов работников жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности и сферы услуг считает необязательным включать в проект меры наказания за дискриминацию по признаку пола, так как эти меры носят конституционный характер; кроме того, он предложил не утяжелять проект закона введением каких-либо организационных форм или мер по надзору и контролю за обеспечением равенства мужчин и женщин, так как эти нормы страны СНГ могут заложить в подзаконные акты по своему усмотрению.

Председатель Конфедерации профсоюзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства считает нецелесообразным включать в проект закона специальную статью о регулировании прав и возможностей мужчин и женщин в государственной, общественно-политической, трудовой деятельности, социальном обеспечении для граждан с семейными обязанностями.

В ответах Федераций профсоюзов республик Кыргызстан и Беларусь, а также председателя ЦК профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Украины значительное внимание обращено на необходимость законодательного закрепления равных прав и возможностей мужчин и женщин в сфере брачно-семейных отношений, предлагалось предусмотреть в проекте закона одинаковые права при вступлении в брак, равные обязанности при воспитании детей, а также одинаковые возможности в отношении приобретения, изменения и сохранения гражданства при вступлении в брак.

По мнению председателей Конфедерации профсоюзов республики Молдова, Федерации профсоюзов Беларуси и МОП работников автомобильного транспорта и дорожного строительства, а также заместителя председателя Московской Федерации профсоюзов, не следует отражать в законе формы наказания за наличие случаев дискриминации по признаку пола.

Вопрос об определении основных терминов для использования в проекте закона предлагалось оставить на усмотрение национального законодательства. Так считают руководители Федерации профсоюзов Кыргызстана, Федерации профсоюзов Таджикистана, Московской Федерации профсоюзов.

Председатель Конфедерации республики Молдова предложил включить в проект закона предоставление профсоюзам права осуществления общественного контроля за обеспечением государственных гарантий равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в странах СНГ.

Председатель МОП работников образования и науки дополнительно ко всем проблемам гендерного равенства считает необходимым отразить в проекте закона вопросы, связанные с правами бисексуалов.

Таким образом, исходя из мнения большинства членских организаций Комиссия ВКП по вопросам трудящихся женщин с привлечением специалистов ВКП разработала проект модельного закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", в котором были максимально учтены поступившие предложения.

Затем проект модельного закона был направлен всем членским организациям и членам Комиссии.

Из поступивших ответов можно констатировать, что такой закон нужен. Несмотря на то, что некоторые положения проекта закона сопоставимы с Конституциями государств, мы постарались законодательно закрепить многие возникающие в жизни проблемы социального равенства мужчин и женщин, такие как неравенство на рынке труда, в заработной плате, семейных отношениях.

Необходимо отметить, что ряд членских организаций не ограничились "кабинетным" рассмотрением проекта закона, а привлекли широкий профсоюзный актив. Конфедерация профсоюзов Молдовы, например, привлекла к его рассмотрению свою женскую комиссию и женские организации при отраслевых профсоюзах, затем был проведен семинар, на котором в основном одобрен проект модельного закона.

Таким же образом поступили и в Федерации профсоюзов Таджикистана, обсудив полученный законопроект на совещании профсоюзного актива и опубликовав свое отношение к проекту в средствах массовой информации республики. Кроме того, Федерация использовала наш законопроект при выработке дополнений к обсуждаемому республиканскому проекту закона "О государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин".

Генеральный секретарь Консультативного Совета профсоюзов работников культуры предложила отразить в проекте закона гарантии социально-правовой защиты женщин от насилия в семье и недопущения сексуального домогательства на работе и соответствующую ответственность виновных. Комиссия согласилась с ее предложением дополнить гарантии государства по обеспечению свободного доступа к культурным ценностям и полноценного участия мужчин и женщин в культурной жизни общества.

В некоторых ответах выражено сомнение в целесообразности законодательного ввода квотирования. Думается, на начальном этапе борьбы за равноправие женщин в политической жизни государств Содружества такая мера принесет только пользу. Это показал опыт Скандинавских стран. И это еще раз подтверждается итогами выборов в Российскую Государственную думу. Причем необходимо отметить: несмотря на только что выработанную гендерную стратегию Российской Федерации, а выборная кампания показывает, что никто эту стратегию не собирался реализовывать.

Необходимо отметить выражение солидарности в женском движении. На нашу просьбу ознакомиться и дать свои предложения к законопроекту откликнулись многие лидеры женских организаций. Несмотря на огромную занятость, на заседании в качестве независимых экспертов дали свое заключение на проект закона С.В. Поленина и Л.С. Ржаницына. Все без исключения их предложения нашли отражение в доработанном варианте законопроекта. Координатор Международного альянса женских организаций СНГ Е.Я. Бошун также внесла существенные предложения по доработке законопроекта. В рассмотрении проекта закона на Комиссии ВКП приняла участие Э.М. Иванова ≈ руководитель женской организации "Конверсия и женщины". Выступавшие в дискуссии высказывали пожелания об ускорении выпуска данного закона, отмечая его актуальность.