#1
2004 г.
Архив журналов | Содержание _

Утверждены на заседании
Комитета Государственной Думы
по делам женщин, семьи и молодежи
18 марта 2004 г. (протокол ╧ 3.6-4/5)

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему

"О законотворческой деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреждениями и неправительственными организациями"

4 марта 2004 года г. Москва

Обсудив круг проблем, связанных с законодательным обеспечением равенства прав и возможностей мужчин и женщин, государственной поддержкой семей с детьми, развитием законодательства по защите прав детей и обеспечению прав молодежи, участники парламентских слушаний на тему "О законотворческой деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреждениями и неправительственными организациями" отмечают следующее.

В современных условиях при сложной демографической ситуации активизация социальной политики государства по поддержке семьи, детей и молодежи, по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин должна стать одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России, заботой всех структур гражданского общества.

Передача субъектам Российской Федерации полномочий по социальной поддержке семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных детей не должна отразиться на уровне их государственной защиты.

В последние годы произошли некоторые позитивные изменения в жизни российских граждан, российских семей. Вместе с тем многие негативные тенденции преодолеть пока не удалось.

В общественном сознании падает престиж семьи. Итоги переписи населения показали, что из 34 млн. супружеских пар 3 млн. проживают без регистрации брака. Российская семья стала традиционно однодетной.

Многие семьи с детьми испытывают материальные трудности. Преодоление бедности Президент Российской Федерации определил как одну из важнейших государственных задач. Почти четверть населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. По итогам переписи 43,5 млн. граждан (треть населения) являются иждивенцами. Из них около 80% ≈ дети и молодежь.

Количество неблагополучных семей не снижается. Увеличилось число детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав. Только в 2002 году эта цифра составила 60 тысяч. Рост за год составил более 8 тысяч.

Широкое распространение среди детей и молодежи получили образцы массовой культуры, основанные на культе насилия и жестокости, пропагандируемые многими средствами массовой информации.

Наметившийся в последние годы рост рождаемости еще не позволяет говорить об устойчивой тенденции. Общая численность детей за последние десять лет сократилась на 8 млн. По итогам всероссийской диспансеризации только треть детей можно считать здоровыми. В стране насчитывается около 700 тысяч детей-инвалидов. Вопреки требованиям закона единый учет детей-инвалидов до сих пор не налажен.

За десять лет число детей, оставшихся без попечения родителей, возросло на 50% и составляет около 700 тысяч (около 2% от общей численности детей). Недостаточно активно развивается система семейного устройства таких детей на территории России. В результате за 10 лет на международное усыновление передано более 40 тыс. детей.

Двести тысяч детей воспитываются в различных интернатных учреждениях. Из-за хронического недофинансирования многие из них не в состоянии создать детям приемлемых условий для жизни и воспитания.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается детская безнадзорность и беспризорность. Президент Российской Федерации назвал "позорно великим" количество бездомных и безнадзорных детей.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации преступность несовершеннолетних не только растет, но и приобретает жесткие формы. Не уменьшается количество преступлений, совершенных подростками, которые не достигли возраста уголовной ответственности.

По информации МВД России, угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотиков, алкоголизация молодежи. Употребление пива становится стандартом молодежного мышления.

Органы и учреждения, которые по закону должны осуществлять защиту прав детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие), работают малоэффективно. Создание в России ювенальной юстиции находится в зачаточном состоянии.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, низким является уровень соблюдения законов. Нарушения прав детей составляют более трети всех нарушений, выявленных в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Каждое четвертое нарушение относится к деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на провозглашенное Конституцией равенство прав и возможностей мужчин и женщин, дискриминация по признаку пола по-прежнему остается характерной чертой жизни нашего общества. Неравенство в положении мужчин и женщин усиливается. По данным статистики, средняя "женская" заработная плата составляет две трети "мужской". Средняя зарплата в бюджетной сфере, характеризующейся преимущественно женской занятостью, значительно ниже, чем в большинстве промышленных отраслей. Такое негативное социальное явление, как бедность, имеет сегодня "женское лицо".

Государство, общество не в полной мере используют высокий интеллектуальный и нравственный потенциал женщин.

До сих пор не нашла должного разрешения проблема насилия в отношении женщин. Появились новые угрозы личной безопасности ≈ возможность стать "живым товаром", жертвой терроризма.

В целях предотвращения и ослабления отмеченных негативных тенденций, объединения усилий всех ветвей государственной власти, неправительственных организаций в сфере обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, социальной поддержки семьи, защиты прав детей и молодежи участники парламентских слушаний рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность разработки:

  • основных направлений государственной молодежной политики;
  • основных направлений государственной семейной политики;
  • основных направлений государственной политики по улучшению положения детей.

2. Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

"О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (╧ 38948-3) ≈ в части создания ювенальных судов (второе чтение);

"О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации" (╧ 284965-3) ≈ второе чтение;

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (╧ 236523-3) ≈ в части увеличения размеров пособий (первое чтение);

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (╧ 278970-3) ≈ в части увеличения размеров пособий (первое чтение);

"О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (╧ 313986-3) ≈ в части увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка (первое чтение);

"О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (╧ 331639-3) ≈ по установлению единовременного пособия на ребенка к началу учебного года (первое чтение);

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (╧ 397182-3) ≈ об увеличении размеров пособий гражданам, имеющим детей (первое чтение);

"О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище" (╧ 342052-3) ≈ первое чтение;

Законопроектов по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части защиты пенсионных прав женщин.

Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи совместно с другими комитетами Государственной Думы

1. Подготовить законопроекты о внесении изменений и дополнений в:

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" ≈ о квотировании рабочих мест для впервые ищущих работу выпускников профессиональных учебных заведений и лиц, уволенных из рядов Вооруженных Сил.

Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

  • уменьшения налоговой базы на каждого ребенка у налогоплательщиков, на попечении которых находится ребенок (родители, супруги родителей, опекуны, попечители, приемные родители), а также повышения совокупного дохода, до которого эта льгота предоставляется (глава 23);
  • льготного налогообложения молодых людей, впервые создающих свое дело;
  • исключения из налогооблагаемой базы по подоходному налогу сумм, которые предоставляются детям, подросткам и инвалидам на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение молодежными и детскими общественными объединениями в качестве благотворительной помощи.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ≈ в части повышения ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Уголовный кодекс Российской Федерации в части:

  • уточнения понятия "жестокое обращение" с детьми в статье 156;
  • повышения уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов (статья 157); за незаконное приобретение или хранение наркотических средств в целях сбыта (часть вторая статьи 228);
  • установления уголовной ответственности за осуществление незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации ≈ в части включения норм, регулирующих лечение и реабилитацию потребителей наркотиков, вопросы профилактики наркомании.

Семейный кодекс Российской Федерации в части:

  • усиления правовых последствий лишения родительских прав;
  • взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних;
  • правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, и по вопросам усыновления.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" ≈ в части исполнения судебных решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и по спорам о воспитании детей.

Федеральный закон "О средствах массовой информации" ≈ в части защиты интересов детей и молодежи в СМИ.

Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ≈ по изъятию исключения пива из категории алкогольной продукции.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ≈ в части совершенствования медицинской помощи и медицинской реабилитации детей-инвалидов.

Федеральный закон "Об образовании" ≈ в части совершенствования образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ≈ в части формирования правовых механизмов обеспечения доступности долгосрочных ипотечных кредитов для молодых семей.

2. Создать рабочую группу по подготовке концепции законопроектов, направленных на создание в Российской Федерации ювенальной юстиции.

3. Организовать серию парламентских слушаний, "круглых столов" по наиболее актуальным вопросам совершенствования законодательства по защите прав женщин, семьи, детей и молодежи (информационная безопасность; демографическая ситуация; здоровый образ жизни; защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление детей; социальная защита детей-инвалидов; отдых и оздоровление детей; профилактика безнадзорности и беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; ювенальная юстиция; профилактика наркомании среди детей и молодежи; занятость молодежи; права женщин в сфере труда; личная безопасность и насилие в семье и др.) с участием представителей общественных объединений, религиозных организаций, научных учреждений.

4. Ускорить создание при Комитете Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Экспертно-консультативного совета из представителей научных учреждений, общественных объединений и религиозных организаций по основным направлениям законотворческой работы Комитета.

Правительству Российской Федерации

1. Разработать систему государственных минимальных социальных стандартов качества жизни населения по основным социально-демографическим группам, включая детей.

2. Рассмотреть вопрос о возможности разработки проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с целью восстановления в полном объеме социально-демографической информации.

3. Ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Активизировать работу по разработке и утверждению Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", предусмотрев ее приоритетное финансирование в 2005 году.

5. Выработать единую концепцию государственной политики в области профилактики, лечения и реабилитации детей и молодежи, злоупотребляющих табаком, алкоголем, наркотиками и психотропными веществами.

6. Рассмотреть вопрос о возможности разработки проекта федерального закона о правах, обязанностях и ответственности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства.

7. Обеспечить своевременную разработку и утверждение подпрограммы "Дети Севера" и включение ее в Федеральную целевую программу "Дети России на 2003-2006 годы".

8. Рассмотреть вопрос о разработке подпрограммы "Дети Чернобыля" и включении ее в Федеральную целевую программу "Дети России на 2003-2006 годы".

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления

1. Активнее использовать опыт 26 субъектов Российской Федерации по введению должности Уполномоченного по правам человека, 18 ≈ по введению должности Уполномоченного по правам ребенка и 16 регионов, принявших нормативные правовые акты о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Обеспечить разработку и принятие законодательных актов, регулирующих и развивающих положения Семейного кодекса Российской Федерации, касающиеся форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создать необходимые условия для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства.

3. В целях привлечения наиболее активных и подготовленных молодых граждан к законотворческой деятельности по решению проблем молодежи использовать опыт 40 регионов по созданию молодежных парламентов.

Верховному Суду Российской Федерации

1. Изучить судебную практику и дать разъяснения о порядке применения судами норм главы 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Внести изменения и дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ╧ 9 "О применении судами законодательства об установлении усыновления" от 4 июля 1997 года.

3. Обобщить практику работы судов по выполнению постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ╧ 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 года.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации

Ввести в практику работы осуществление системного надзора за соблюдением законности в сфере защиты прав женщин, семьи, детей и молодежи.

Общественным объединениям, представляющим и защищающим права женщин, семьи, детей и молодежи

1. Активизировать взаимодействие с различными ветвями и уровнями власти по защите прав и законных интересов женщин, семьи, детей и молодежи.

2. Шире использовать социальные инициативы по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин, социальной поддержке семьи, защите прав детей и молодежи.