#1
2004 г.
Архив журналов | Содержание _

О некоторых вопросах, рассмотренных Государственной Думой в период весенней сессии 2004 года

24 марта 2004 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее", внесенный Президентом Российской Федерации.

Конвенция и дополняющие ее протоколы имеют важное значение для создания широкого фронта борьбы государств с организованной преступностью. Они представляют собой адекватный ответ международного сообщества на глобальный вызов современности ≈ рост транснациональной организованной преступности. Эти международно-правовые документы были подписаны от имени Российской Федерации 12 декабря 2000 года на международной конференции высокого уровня ≈ в Палермо, Италия.

Эти документы создают комплексную правовую основу для многоаспектного практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств. Конвенция предусматривает введение уголовной ответственности за создание организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денежных средств, доходов, полученных в результате преступной деятельности, за акты коррупции, противодействие правосудию, организацию нелегальной миграции и торговлю людьми.

В ней детально регламентируются такие ключевые направления сотрудничества государств, как оказание взаимной правовой помощи, выдача преступника, передача осужденных, конфискация доходов от преступной деятельности, а также определяется комплекс мер по защите свидетелей и потерпевших. В Конвенции впервые предусматриваются специальные формы сотрудничества правоохранительных органов: совместные расследования, специальные методы расследования, передача уголовного судопроизводства.

Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 года. В настоящее время ее ратифицировали более шестидесяти государств мира.

2 апреля 2004 года Государственной Думой был рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект предусматривает исключение из норм действующего Федерального закона положений о предназначении прожиточного минимума для обоснования минимального размера пенсии, о поэтапном повышении МРОТ и минимального размера пенсии до величины прожиточного минимума. Кроме того, предлагаемая новая редакция Федерального закона отменяет ежегодное установление при принятии федерального закона о федеральном бюджете соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии и величиной прожиточного минимума.

Вместе с тем использование прожиточного минимума в сегодняшних условиях не только не теряет своего значения, но и остается важнейшим критерием при определении минимального уровня социальных гарантий.

По мнению экспертов, предлагаемые изменения по своей сути означают отказ Правительства от стратегической цели социальной политики ≈ поэтапного доведения размеров минимальных социальных гарантий до величины прожиточного минимума.

Не вызывает сомнения, что техническая задача ≈ обеспечить необходимую юридическую согласованность понятия "минимальный размер пенсии по старости" с понятиями, предусмотренными в новом пенсионном законодательстве, может быть решена без изменений существующей концепции социального законодательства в области обеспечения минимальных социальных гарантий.

Таким образом, концепцией законопроекта затрагиваются существенные вопросы целей и приоритетов социальной политики, а также процедуры законодательного установления параметров федерального бюджета с учетом минимальных социальных гарантий.

Проект федерального закона ╧ 24905-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" (о распространении статуса участника Великой Отечественной войны на лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", а также на инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), внесенный Президентом Российской Федерации, 14 апреля 2004 года принят Государственной Думой в целом.

По действующему Федеральному закону "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица при наличии одновременно двух условий: награждение медалью "За оборону Ленинграда" и факт работы на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года).

Законопроектом предусматривается установление статуса участника Великой Отечественной войны лицам по одному основанию ≈ факту награждения медалью "За оборону Ленинграда". Этот факт сам по себе является свидетельством вклада в защиту города, таким образом упрощаются условия признания указанных лиц участниками Великой Отечественной войны.

Вместе с тем из-за отсутствия архивных документов люди не могут документально подтвердить участие в трудовой деятельности в период блокады города.

Кроме того, законопроектом к участникам войны относятся лица, ставшие инвалидами с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.

Предоставление права на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости инвалидам из числа указанных лиц, а также на дополнительные льготы, позволит улучшить материальное положение этих граждан, которые, безусловно, в этом нуждаются.

Государственная Дума приняла решение снять с дальнейшего рассмотрения следующие федеральные законы:

"Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" в связи с отклонением Президентом Российской Федерации и "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (о введении дополнительно единовременного пособия к началу учебного года) в связи с отклонением Советом Федерации.