#2
2004 г.
Архив журналов | Содержание _

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ПРИВЕДЕНИЯ ЕГО В СООТВЕТСТВИЕ С КОНВЕНЦИЕЙ 1970 Г.

Светлана Васильевна Поленина, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, академик Международной академии информатизации и Международной Академии Наук информации, информационных процессов и технологий, зав. сектором общей теории и социологии права

Института государства и права Российской академии наук

В целом законодательство Российской Федерации достаточно точно, хотя и не всегда полно, соответствует требованиям ратифицированной нашей страной Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979 г.

Для большей синхронизации законодательства Российской Федерации и Конвенции 1979 г. в законы и подзаконные акты России рекомендуется внести ряд дополнений и уточнений. Также важны скорейшее подписание и ратификация Россией ряда международных конвенций и соглашений.

Проведенный Союзом юристов Москвы по заданию Минтруда России анализ российского законодательства показал следующее.

В ст. 1 Конвенции дается легальное определение понятия "дискриминация в отношении женщин". К сожалению, в законодательстве РФ аналогичной нормы не содержится, что нередко создает на практике, в том числе в деятельности правоохранительных органов, профсоюзов и женских НПО, серьезные затруднения.

Принятый в 2001 г. Трудовой кодекс РФ дублирует в ст. 3 содержащийся в ряде международных документов и в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрет дискриминации по любым основаниям, в том числе и по мотивам пола, не выделяя, однако, при этом проблему нарушения гендерного равенства. Между тем проблема гендерного равенства, как обладающая несомненной спецификой, особо урегулирована в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ.

Устанавливая запрет дискриминации по любым основаниям, Трудовой кодекс разъясняет, что не является дискриминацией. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 Трудового кодекса РФ: "Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда".

Положительное значение приведенного правила ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса РФ соответствует по своему смыслу ст. 4 Конвенции "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Однако его роль снижается на практике в связи с тем, что в Трудовом кодексе РФ не конкретизируются, да и не могут конкретизироваться обладающие определенной спецификой различные виды дискриминации тех или иных субъектов, в том числе и по мотивам пола.

Установить соответствующую требованиям ст. 1 Конвенции 1979 г. норму, разъясняющую, что следует понимать под дискриминацией в отношении женщин (гендерной дискриминацией), наиболее целесообразно в разрабатываемом в настоящее время во исполнение требований одобренной в 1997 г. Государственной Думой Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин проекте Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин", в котором этому вопросу посвящена специальная ст. 2.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Соответственно следует добиваться скорейшего внесения Правительством РФ на ратификацию в Государственную Думу следующих уже подписанных нашей страной международных документов, имеющих важное значение для защиты прав женщин и претворения в жизнь принципа гендерного равноправия:

а) Факультативного протокола к Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1979 г.). На Пекинской конференции по положению женщин (сентябрь 1995 г.) в качестве одной из основных причин ухудшения положения женщин в подавляющем большинстве государств отмечалось отсутствие надлежащих международного и национального механизмов их защиты.

Факультативный протокол к Конвенции 1997 г., одобренный Генеральной Ассамблеей 6 октября 1999 г., и призван создать такой механизм на международном уровне. При этом за основу взят аналогичный Факультативный протокол к Международным пактам о политических и гражданских, а также социально-экономических и культурных правах (1966 г.). Этот Протокол давно ратифицирован нашей страной, и, следовательно, его применение уже прошло проверку практикой.

Факультативный протокол предусматривает признание компетенции Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать и рассматривать сообщения лиц или неправительственных организаций, которые считают, что они или их члены являются жертвами нарушения государством-участником гарантированных Конвенцией ООН 1979 г. прав. Тем самым создается международный механизм соблюдения прав и свобод женщин, дополняющий функции Комитета ООН по правам человека и Европейского суда по правам человека. Это полностью соответствует положениям ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, предусматривающим право каждого гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Претворение в жизнь Факультативного протокола не потребует каких-либо дополнительных финансовых средств;

б) Протокола ╧ 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот Протокол впервые в истории европейского права провозглашает общий запрет дискриминации по любым основаниям, в том числе по мотивам пола. Вместе с тем в преамбуле к Протоколу ╧ 12 подтверждается, что принцип недискриминации не препятствует государствам-участникам принимать меры для обеспечения полного и эффективного равенства при условии существования объективной и разумной обоснованности таких мер. Согласно ст. 3 Протокола приведенные выше положения рассматриваются как дополнительные положения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

в) Европейской социальной хартии 1961 г. (в редакции 1999 г.) и дополняющих ее протоколов;

г) Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Российская Федерация подписала эту Конвенцию и Протокол к ней 12 декабря 2000 г.

На базе этой Конвенции и Протокола необходимо будет внести соответствующие дополнения и изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года Уголовный кодекс Российской Федерации был пополнен составами "Торговля людьми" и "Использование рабского труда" (ст. 127-1 и ст. 127-2).

Одним из основополагающих либеральных тезисов женского движения с начала XX века было и остается установление гарантий права каждого человека, как мужчин, так и особенно женщин, распоряжаться своим телом. Со второй половины XX века оно стало трансформироваться, в том числе на международной арене, в право на планирование семьи. Поэтому необходимо пресекать любые появляющиеся в нашей стране в последние годы в парламенте и в СМИ попытки установления запрета либо ограничения права женщин на устранение нежелательной для них беременности, в том числе и путем аборта, а также выступать против запрета продажи контрацептивов.

При всей своей важности улучшение демографической ситуации в стране должно идти путем создания достойных социально-экономических условий жизни населения, а не путем ограничения женщин, составляющих более половины граждан страны, в их праве свободно распоряжаться своей жизнью, здоровьем и своей судьбой.

Либеральный подход к правам человека предполагает сведение к минимуму роли государства в регламентации отношений между работником и работодателем. Это положение получило во многом свое закрепление в новом Трудовом кодексе РФ.

В то же время государство должно активизировать свои усилия, направленные на то, чтобы все предписания Трудового кодекса соблюдались и выполнялись не только работниками, но и работодателями, в том числе и в частном секторе. Решению этой задачи способствовало бы создание по образцу многих стран специальных трудовых судов, формируемых на трехсторонней основе, то есть из представителей государства, работодателей и профсоюзов. В компетенцию таких судов должно входить рассмотрение имеющих свою специфику споров в связи с дискриминацией работников по разным основаниям, в том числе и по мотивам пола. По действующему Трудовому кодексу РФ споры о дискриминации, наряду с прочими трудовыми спорами, должны рассматривать суды общей юрисдикции, и без того перегруженные лавиной поступающих к ним дел и не имеющие опыта разрешения такого рода споров.

Достоинство человека - категория обобщающая. Она включает целый комплекс компонентов, равно как и условий, а также предпосылок соблюдения достоинства. Важнейший среди них - личная неприкосновенность человека, которая может быть нарушена в результате применения к нему насилия. В России сегодняшнего дня проблема насилия более чем актуальна, поскольку насилие в обществе приобрело угрожающие и все возрастающие масштабы. Это относится к гражданам любого пола и возраста. Однако для женщин проблема насилия актуальна вдвойне, поскольку они становятся объектом насильственных действий во всех сферах жизнедеятельности (в семье, на работе, в общественных местах).

Попытки урегулировать вопросы административной ответственности в случаях имевших место фактов насилия в семье были, хотя и безуспешно, предметом рассмотрения Государственной Думы предыдущего созыва. Если этот крайне важный для защиты достоинства не только женщин, но и детей, престарелых и иных зависимых от кормильца лиц вопрос будет вновь поставлен на рассмотрение парламента, в основу его решения следует положить соответствующее модельное законодательство ООН*. Оно достаточно объемно и включает, помимо прочего, рекомендации по вопросу механизма подачи жалоб, об обязанностях служащих юстиции, в том числе по выдаче так называемых охранных ордеров, рекомендации в части организации уголовного и гражданского процессов, оказания экстренной и неэкстренной помощи и др.

В соответствии с рекомендациями ООН национальные законы о насилии в семье должны быть сориентированы одновременно на достижение нескольких целей: 1. Защиту жертв насилия; 2. Предотвращение дальнейшего насилия; 3. Наказание лиц, совершивших насилие в отношении домочадцев или лиц, связанных близкими узами с причинителем вреда.

Названы в рекомендациях ООН и необходимые условия достижения этих целей. В их числе - проведение в стране работы по формированию общественного мнения и повышения осведомленности в этой области; создание неотложных служб помощи жертвам различных видов насилия и их семьям (убежища и т.д.); просвещение, консультирование и психокоррекция для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей; обучение и консультирование судей, прокуроров, полицейских и социальных работников эффективным действиям в ситуациях, связанных с насилием в семье.

Принципиально важно, что рекомендации ООН идут по пути максимального расширения круга отношений, подлежащих регулированию законодательством о насилии в семье. Оно должно распространяться не только на жен и совместно проживающих, хотя не состоящих в браке партнеров, но и на бывших жен или партнеров, лиц, находящихся в сожительстве, в том числе тех из них, кто не проживает в том же самом доме, детей, других родственников, домашних работниц и членов их семей.

Долгие годы и до настоящего времени сексуальные домогательства на работе не считались и не считаются в России правонарушением, если они не имеют характера уголовного преступления. Но даже и в этом последнем случае наказание за такое преступление более чем мизерное. Согласно ст. 133 УК РФ "понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера... с использованием материальной или иной зависимости наказываются штрафом до ста двадцати тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года".

Как видно из содержания ст. 133 Уголовного кодекса РФ, жертвами сексуального домогательства могут быть не только женщины, но и мужчины. Однако понятно, что последних случаев на практике куда меньше. Более того, феминизация бедности и большая, чем у мужчин, безработица заставляют женщин не один раз подумать, прежде чем обратиться в суд с жалобой на сексуальное домогательство со стороны непосредственного или вышестоящего начальства, не говоря уже о том, что оказание сексуальных "услуг" часто выступает как предпосылка не только продвижения по службе или условия неувольнения, но и приема на работу (учебу).

Сексуальные домогательства имеют место как на государственных предприятиях (учреждениях, учебных заведениях), так и в частных фирмах (лицеях и т.д.), где они стали чуть ли не "нормой". Тем не менее новый Трудовой кодекс РФ, провозглашая, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, и запрещая дискриминацию по любым основаниям, в том числе и по мотивам пола (ст. 3), о таком злоупотреблении работодателем своими правами, как сексуальные домогательства, вообще не упоминает. Этот пробел в трудовом законодательстве следует как можно быстрее восполнить.

Нуждается в более четкой юридической дефиниции и сам институт сексуального домогательства на работе и в уголовно-правовом, и в административно-правовом, и в гражданско-правовом аспектах. При этом целесообразно шире использовать опыт тех стран, где этой проблеме обществом и государством уделяется большое внимание, в первую очередь США и Канады. Принципиальное значение имеет, например, тот факт, что суды возлагают, прежде всего, материальную ответственность за участие, потворство и поощрение сексуальных домогательств на работе не только на непосредственного виновника домогательства, но и на работодателя. Смысл этого состоит в том, чтобы руководящие и административные работники были постоянно начеку и подавляли в зародыше любое поведение, которое может привести к дискриминационному отношению к служащему, основанному на его (ее) поле. При этом работодатель отвечает за сексуальные домогательства со стороны и в отношении всех людей, находящихся в его подчинении.

Немалый интерес представляет тот факт, что в США на основе Акта о гражданских правах 1991 г. широко распространяется составленная Федеральной комиссией по равным рабочим возможностям с участием ряда других федеральных ведомств памятка по технике безопасности и способам защиты от сексуальных домогательств*. В памятке анализируются традиционные типы сексуальных домогательств (оскорбления, приглашения, обещания, принуждения, прикосновения и иные виды) и даются рекомендации, как их можно избежать, а также какую материальную компенсацию можно получить став жертвой таких домогательств.

Перенося опыт США на российскую почву, следует все время помнить, что речь идет не о "служебных романах" или сексуальных отношениях на добровольной основе между сотрудниками. Понуждения к половой связи - это вообще не сексуальные отношения, а отношения власти и подчинения. Не случайно социологические исследования, проводимые в ряде стран, показывают, что зависимость потенциальной жертвы от своей работы резко повышает вероятность сексуального преследования.

В статье 8 (ч.1) Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" в числе основных принципов деятельности политических партий указано, что они "должны создавать мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления".

К сожалению, вопреки требованиям статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" принцип гендерного равенства практически не нашел закрепления и развития в уставах политических партий, планирующих принять участие в ближайших выборах. Не послужило отсутствие соответствующей нормы в партийных уставах и основанием для отказа в их регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.

Не удались и попытки группы депутатов конкретизировать положения статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" в ходе принятия новой редакции Основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Все это делает особо важным скорейшее принятие Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", в котором предусмотрены гарантии равных возможностей лиц обоего пола при осуществлении пассивного избирательного права. Согласно статье 8 Конвенции 1979 г. "государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить женщинам возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций".

В условиях Российской Федерации это требование Конвенции 1979 года не выполняется. Женщины фактически не представлены на дипломатической службе. Нет и нормативных актов, которые способствовали бы движению в сторону гендерного равенства в этой сфере государственной деятельности.

Урегулировать этот вопрос в духе статьи 8 Конвенции 1979 г. было бы целесообразно путем принятия соответствующего постановления Правительством Российской Федерации.

* См.: "Социальные работники за безопасность в семье". Учебное пособие. - М., РИК Русанова, 1999.- С. 36-50.

* С ней можно ознакомиться в журнале "Столица" за 1997 г. ╧2.