|
|
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, РАССМОТРЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ В МАЕ √ ИЮНЕ 2004 ГОДА 27 мая 2004 года Государственная Дума приняла Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации". В Обращении отмечается, что ежегодно иностранные граждане усыновляют более семи тысяч российских детей. За последние три года их число увеличилось почти на 50 процентов. Нарушается приоритет граждан Российской Федерации в усыновлении детей. Впервые в 2003 году число усыновленных наших детей иностранными гражданами (7852 ребенка) превысило число детей, усыновленных гражданами России (7331 ребенок). Особую тревогу вызывает отсутствие государственного контроля, основанного на нормах международного права, за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами Российской Федерации. Многие проблемы, связанные с усыновлением иностранными гражданами российских детей, можно решить путем заключения Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления. Государственная Дума неоднократно обращалась к Правительству Российской Федерации с предложением инициировать заключение таких двусторонних договоров, однако ответа на эти предложения не последовало. Государственная Дума попросила Председателя Правительства Российской Федерации рассмотреть вопрос о критической ситуации, сложившейся с усыновлением иностранными гражданами российских детей, с привлечением всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с целью разработки с учетом предложений Государственной Думы действенных мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, при усыновлении их иностранными гражданами. 2 июня 2004 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". 19 июня он был подписан Президентом Российской Федерации. Российская Федерация является государством-участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (вступила в силу 3 сентября 1981 г.). Для контроля за реализацией Конвенции в рамках ООН был создан специальный экспертный орган - Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В соответствии с Конвенцией полномочия Комитета ограничивались рассмотрением периодических докладов о выполнении Конвенции, представляемых государствами-участниками. Факультативным протоколом предусматривается расширение компетенции Комитета и наделение его полномочиями принимать и рассматривать сообщения (жалобы) отдельных лиц или групп лиц, утверждающих, что государством-участником были нарушены их права, изложенные в Конвенции. При этом до обращения в Комитет должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. По результатам рассмотрения Комитет может направить государству-участнику свои мнения и рекомендации, а в случае достоверной информации о серьезных или систематических нарушениях - назначить проведение расследования. Факультативный протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 года и вступил в силу 22 декабря 2000 года. Его подписали 75 и ратифицировали 60 государств. Среди участников Протокола - большинство государств - членов Европейского Союза, Канада, ряд стран СНГ (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия и Украина). 2 июня 2004 года Государственной Думой был снят с дальнейшего рассмотрения Федеральный закон "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отклоненный Советом Федерации. Закон касается оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Законом предлагается: расширить перечень периодов, которые засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, за которые не уплачивались страховые взносы, так называемые "нестраховые" периоды; восстановить льготный порядок исчисления трудового стажа, без применения индивидуального коэффициента пенсионера. Он был принят Государственной Думой 18 декабря 2002 года, отклонен 27 декабря Советом Федерации с созданием согласительной комиссии. После согласительных процедур был повторно принят Государственной Думой 7 марта 2003 года, а 12 марта того же года вновь отклонен Советом Федерации. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике повторно рассмотрел закон 26 апреля 2004 года и рекомендовал снять его с повторного рассмотрения, как не имеющий законодательной перспективы. В этот же день были отклонены пять альтернативных законопроектов, которые предусматривали включение "нестраховых" периодов (учеба в ВУЗах, уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и др.) в общий трудовой стаж застрахованных лиц при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. |