#1-2
2008 г.
Архив журналов | Содержание _

Борьба против насилия в отношении женщин: что работает

(перевод с английского)

9 октября 2006 г.

Во многих странах мира существует ряд многообещающих практик, которые были разработаны государствами, НПО и организациями гражданского общества. Эти практики включают: принятие четкой политики и законов, устанавливающих действенный механизм применения, привлечение эффективного и хорошо обученного персонала, а также вовлечение в этот процесс многих сторон как государственных, так и общественных.

В соответствии с детальным исследованием Генерального секретаря о насилии в отношении женщин:

Наиболее сильным оружием в борьбе против насилия в отношении женщин является четкая демонстрация политической ответственности, таких как заявления высших государственных лиц, поддержанные действиями, ресурсами и обязательствами со стороны Государства.

Очень важно привлекать представителей гражданского общества, особенно женские организации, к разработке законов. Например, Закон о домашнем насилии Монголии, принятый в мае 2005 года, явился результатом взаимодействия между двумя сильными могольскими женскими НПО и парламентской рабочей группы по противодействию домашнему насилию.

Принятие законов:

Многие государства представили национальные законодательные акты о противодействии различным формам насилия в отношении женщин. Восемьдесят девять государств в настоящее время имеют специальные законодательные нормы, касающиеся домашнего насилия. Супружеское изнасилование преследуется по закону, по крайней мере, в 104 государствах, и 90 Государств имеют различные формы законодательных положений, противодействующие сексуальному домогательству.

Некоторые Государства имеют законы, определяющие насилие в отношении женщин как нарушение гражданских прав или прав человека. Например, Южно-Африканский Акт об обеспечении равенства и предотвращении несправедливой дискриминации четко определяет гендерно основанное насилие как несправедливую дискриминацию и требует от государственных органов и негосударственных организаций обеспечивать равенство.

Некоторые государства приняли всесторонние законодательные акты против насилия в отношении женщин, предусматривающие различные типы наказания и возмещения вреда. В США Акт о насилии в отношении женщин 1994 г. предусматривает возможность федеральной поддержки для широкого спектра инициатив, включая обучение полиции, прокуроров и судей, программ приютов и предотвращения изнасилований, национальные телефоны горячей линии, и национальные базы данных.

Мониторинг, обзор и реформа законодательства

Мониторинг и оценка законодательства, которая проводится с помощью таких механизмов как уполномоченные по правам человека (омбудсмены), докладчики и национальные механизмы гендерного равенства, обеспечивают продолжающееся эффективное применение законов. Непал и Нидерланды имеют национальных докладчиков, которые отслеживают и контролируют деятельность по противодействию торговле женщинами.

Обзоры и реформы законодательства, основанные на результатах оценки и мониторинга правоприменительной практики, также приносят значительные результаты. Психологическое и экономическое насилие в ряде стран, включая Коста-Рику, Гватемалу, Гондурас и Южную Африку, в настоящее время инкорпорируется в правовое понятие "домашнее насилие".

Применение законов

Применение законодательства имеет больший эффект в результате обязательного и систематического гендерно-ориентиро-ванного обучения для должностных лиц правоохранительных и судебных органов, а также в результате издания руководств и протоколов. Агентство Национальной политики Республики Корея ведет деятельность по образованию полиции по законам о домашнем насилии, процедурам ответов на доклады и шагам по защите жертв. В Соединенном Королевстве существуют руководства для полиции, социальных работников и работников образования по вопросу браков по принуждению.

Для женщин важно знать законы. В Тимор-Лесте НПО Фокуперс ведет деятельность по оказанию правовой помощи женщинам - жертвам насилия, а также по просвещению общества по проблемам защиты прав женщин. Эта организация распространяет информацию среди фирм, предоставляющих услуги, религиозных организаций, государственных органов и законодателей.

Совершенствование системы уголовного правосудия

Аресты, уголовное преследование и соответствующие приговоры демонстрируют обществу, что насилие в отношении женщин является серьезным преступлением. В Австралии Программа вмешательства в домашнее насилие АСТ, работающая в рамках межведомственного проекта с прокурорами по делам домашнего насилия, отмечает увеличение на 288% случаев, когда были применены меры прокурорского реагирования. В некоторых странах, таких как Шри-Ланка, сроки уголовных наказаний за изнасилование минимальные.

Защита прав жертв и создание системы, сохраняющей тайну частной жизни, достоинство и независимость жертв и ведущей к специальной отчетности, является важным принципом хорошей практики. Процедуры судебных заседаний, охраняющие тайну частной жизни во время судебных процессов, такие как, например, право давать показания через видео или закрытые судебных процессы по делам об изнасиловании, наиболее часто используются, например, в Финляндии, Ирландии, Японии и Непале.

Специализированные суды и полицейские подразделения могут увеличить эффективность, минимизировать нагрузку на жертвы и улучшить результаты по делам. В Доминиканской Республике применение законодательства о домашнем насилии находится в компетенции шести прокурорских офисов, судов магистрата и уголовных судов, работающих исключительно с делами о домашнем насилии, а также шести полицейских отрядов, специально наделенных полномочиями по защите женщин от насилия.

Оказание услуг

В ходе исследования была доказана эффективность объединения медицинских услуг для жертв домашнего или сексуального насилия в одно интегрированное учреждение, которое часто называется "Центр одной остановки" ("One-Stop Centre"). Впервые эта модель была разработана в Малайзии, и в настоящее время она многократно применяется в Азии, а также в других странах, включая Южную Африку.

Горячие линии и линии помощи теперь являются стандартом во многих странах, обеспечивая важный доступ к информации и системы поддержки для женщин-жертв насилия. Национальный Институт женщин в Коста-Рике основал круглосуточную бесплатную телефонную линию в 1977 г. После того, как этот номер был опубликован, последовало значительное увеличение звонков.

Важно обеспечить женщин, переживших ситуации насилия, доступом к приютам, отвечающим стандартам безопасности, чтобы оградить их от дальнейшего насилия

Чрезвычайно важно обеспечить предоставление правовых услуг для женщин-жертв насилия, включая бесплатные юридические консультации для неимущих женщин, отвечающие на различные вопросы, с которыми они сталкиваются. Несмотря на то, что оказанием таких услуг обычно занимаются организации гражданского общества, хорошей практикой для государства является поддержка таких проектов.

Требуется обеспечение эффективных услуг для жертв торговли женщинами, обеспечивающих их немедленную защиту, решающих медицинские и консульские проблемы, в то же время учитывающие сложность и особенность ситуации. В Боснии и Герцеговине официально признается, что жертва торговли людьми испытала травму, и женщины могут находиться в приюте до 15 дней до того, как подвергнутся допросу.

Предотвращение насилия против женщин

Государства все больше вовлекаются в попытки изменить отношение и вызовы

дискриминации. В Дании всеобъемлющая национальная государственная кампания была начата на датском, английском, арабском, турецком и сомалийском языках.

Мобилизационные стратегии на уровне местных сообществ могут быть эффективны для предотвращения насилия в отношении женщин, если они координируются таким образом, чтобы вовлекать все уровни общества, включая представителей местных органов самоуправления, лидеров сообществ, НПО и женских организаций. В Верхнем Египте НПО мобилизация местных сообществ используется для информирования местных и религиозных лидеров по вопросу неблагоприятных последствий увеличения/обрезания женщин гениталий и для призыва к прекращению таких практик.

Существуют многообещающие стратегии вовлечения женщин в предотвращении насилия в отношении женщин. Кампания "Белая лента" разрабатывает образовательные материалы и интерактивные наборы, предназначенные для изменения отношения мужчин, и распространяет их в школах, на предприятиях и в профессиональных союзах. С начала этой кампании в Канаде в 1991 году ее распространение отмечено в .47 странах мира.

Необходима кооперация и координация между организациями. В Сингапуре метод "Много помогающих рук" включает руководство, распределяющие роли и ответственность каждой партнерской организации сети.

Несмотря на прогресс, произошедший за последние десятилетия, вопрос насилия в отношении женщин пока не получил таких приоритетов, которые необходимы для обеспечения значительных изменений. Многие инновационные и обещающие подходы, разработанные женскими группами и НПО, еще должны быть применены и институциализи-рованы Государствами.

Необходим взаимосвязанный стратегический подход, объединяющий все стороны, включая правительства, международное сообщество и гражданское общество.