#1-2
2008 г.
Архив журналов | Содержание _

О ПРОЕКТЕ

В 2007√2008 годах РОО поддержки женщин "Женщины и информация" осуществляет проект "Знание прав делает нас сильными". Проект посвящен изучению вопроса отражения изменений в федеральном законодательстве на положении женщин в регионах, а также разработке предложений по улучшению ситуации с помощью изменения законодательства. Тема проекта была выбрана не случайно.

В настоящее время российское законодательство находится в стадии постоянного реформирования. Принимается большое количество новых законодательных актов, а также вносятся изменения и дополнения в действующие законы. В большинстве случаев законотворческий процесс не учитывает особенности и интересы отдельных групп населения. Прежде всего это относится к различным ген-дерным группам и женщинам, как одной из наиболее уязвимой и менее защищенной части населения нашей страны.

В этой связи необходимо выяснить, каким образом новое законодательство отражается на положении женщин в области их трудовых, жилищных и других социально-экономических прав, что даст основание разработать наиболее эффективные способы защиты прав и интересов женщин.

Широкое распространение результатов этой работы вооружит женщин в борьбе за свои права и в преодолении новых вызовов и угроз в меняющемся мире.

Среди новых и наиболее значительных законодательных актов можно назвать, в частности, новый Трудовой кодекс (30.12.2001), Федеральный закон ╧122 от 22 августа 2004 г. (о монетизации льгот), Жилищный кодекс (01.03.2005). Полным ходом идет реформа ЖКХ. Многие нормы этих законодательных актов касаются положения женщин, затрагивают их права, а зачастую ущемляют их интересы.

Хотя функция государственного контроля за исполнением Трудового кодекса и соблюдением трудовых прав женщин предусматривается законодательством, но на практике она в основном не реализуется. Многие работодатели в погоне за прибылью любыми путями стараются обойти закон и при прочих равных

отдают предпочтение мужчинам, даже в тех случаях, когда право женщин на получение работы прямо прописано в Трудовом Кодексе. В этой ситуации женщины, не знающие своих прав и не имеющие возможности их отстаивать, остаются беззащитными перед работодателями. Поэтому тема трудовых прав женщин является одной из наиболее актуальных в настоящий момент. Тем более, что присутствие женщин на рынке труда неуклонно повышается.

Особого внимания и обсуждения с точки зрения защиты прав женщин заслуживает Федеральный закон ╧122 от 22 августа 2004 г. (о монетизации льгот), поскольку он внес изменения в положения таких важных законодательных актов, как Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", Федеральный Закон "О ветеранах", в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Замена фактических льгот на денежные компенсации, а также передача обеспечения и финансирования многих льгот с федерального уровня на уровень регионов напрямую затрагивают права практически всех женщин и делают особенно актуальным данный вопрос для обсуждения в регионах.

В 2006 году вступил в силу новый Жилищный кодекс, который внес принципиальные изменения в жилищные отношения, например, возможность выселения проживающих, в том числе бывших жен и детей, по требованию собственника жилья. Поскольку и в этой сфере женщины также являются одной из незащищенных групп населения, то существует необходимость выработки поправок, нивелирующих дискриминационные положения данного законодательного акта.

Несмотря на то, что указанные выше законодательные акты вступили в силу относительно недавно, практика применения этих законов уже выявляет их несовершенства. В каждом регионе она проявляется по-разному. Поэтому было решено осуществлять проект в нескольких субъектах Российской Федерации. Выбор остановился на Самарской, Челябинской и Иркутской областях, в которых действуют сильные женские НПО - давние партнеры нашей организации, наладившие постоянное и эффективное взаимодействие как с государственными органами, так и с другими организациями гражданского общества.

Деятельность по проекту представляет собой комплексную программу, состоящую из нескольких компонентов.

Первый компонент предполагает проведение общественных слушаний в Самарской, Челябинской и Иркутской областях. В них будут принимать участие эксперты, женские НПО, депутаты Законодательных собраний, активные жительницы, представители СМИ. Проведение таких мероприятий обеспечит публичное выражение мнения всех секторов общества.

На слушания выносятся темы, связанные с применением новых законодательных актов:

1. Трудовые права женщин: гендерное неравенство и пути его преодоления.

2. Новый Жилищный Кодекс и права женщин: практика применения.

3. Отражение монетизации льгот на реальном положении женщин. Региональный аспект.

Общественным слушаниям предшествует гендерно ориентированный анализ особенностей применения названных законодательных актов в каждом из регионов. Поэтому логично, что слушания открываются выступлениями экспертов о результатах проведенного анализа и о предложениях по изменениям и дополнениям в законодательные акты. Выступления представителей региональных законодательных органов посвящены позиции этих органов по обсуждаемым законопроектам и перспективам внесения поправок. Кроме того, на слушаниях запланированы выступления представителей женских и правозащитных НПО, освещающих вопросы применения обсуждаемых законодательных актов с точки зрения защиты прав женщин.

Результаты слушаний:

выявление положительного опыта применения законодательства,

выявление гендерного неравенства в законодательстве,

предложения по изменению Федерального законодательства с учетом региональных особенностей,

публикации в региональных СМИ, с помощью которых будет привлечено внимание властных органов и общественности к озвученным проблемам.

В настоящее время в Иркутской области проведены слушания по всем трем темам, в Самаре и Челябинске готовятся третьи слушания.

Второй компонент включает взаимодействие с Комитетом по делам женщин, детей и семьи ГД РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Правовым Управлением Администрации Президента, на основе обобщения материалов проведенных региональных слушаний. Будут проведены консультации и рабочие встречи с представителями аппарата Комитета, депутатами ГД и сотрудниками Минздравсоцраз-вития РФ для продвижения предложенных поправок и обсуждения возможного участия в законотворческом процессе экспертов женского движения России.

Деятельность по данному компоненту осуществляется сотрудниками проекта в Москве, которые выполняют экспертную оценку, обобщение материалов, взаимодействие с государственными органами, организацию и проведение консультаций и рабочих встреч в Москве. Кроме того, в реализации данного компонента принимает участие эксперт, чья работа заключается в анализе материалов из регионов, подготовке предложений в федеральные органы власти, статей в журнал "Права женщин в России: законодательство и практика".

Третий компонент - публикация и распространение номеров журнала "Права женщин в России. Законодательство и практика", созданных на основе полученных в ходе реализации проекта материалов. Сейчас вы читаете первый из трех выпусков. Два последующих будут посвящены соответственно проблемам применения Трудового и Жилищного Кодекса с точки зрения защиты прав женщин.

К процессу общественных преобразований в нарождающейся демократии относится не в последнюю очередь приобретение навыков учета интересов всех существующих групп. Это и национальные меньшинства, и возрастные группы, и мужчины и женщины в их общественной и социальной жизни, и многие другие группы.

Кроме того, немаловажную роль имеет приобретение навыков взаимодействия граждан, НПО с выборными органами власти. Выполнение задач проекта напрямую связано с этими процессами.

Реализация проекта будет способствовать тому, что представители законодательной власти, НПО, активные граждане научатся учитывать в своей деятельности интересы гендерных и других групп населения.

САМАРА: Итоги общественных слушаний

"НЕПОЛНЫЕ И МАТЕРИНСКИЕ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Одной из основных задач проекта - "Знание прав делает нас сильными" является выяснение того, каким образом новое законодательство отражается на положении женщин в области их трудовых, жилищных и других социально-экономических прав, что даст основание разработать наиболее эффективные способы защиты прав и интересов женщин". Вторая задача проекта: формирование пакета предложений из регионов для внесения поправок в действующие законодательные документы в целях их изменения в интересах отдельных групп населения.

Для первых слушаний в нашем регионе мы сочли необходимым выделить такую социально незащищенную группу населения, как "материнские семьи" и неполные семьи. Основной причиной для такого выбора послужило бедственное и ущербное положение этой группы населения и отсутствие озабоченности государства проблемами данной группы населения.

В слушаниях приняли участие 53 человека: 29 - представители НКО, 5 - депутаты Губернской Думы, 9 - руководители и специалисты районных Центров "Семья", 5 - кандидаты в депутаты Государственной Думы (3 - от ЕДИНОЙ России, 1 - от ЛДПР, 1 - от КПРФ), 5- от Министерства соцзащиты.

ШТЕЙН Т. И. - Председатель общественной организации "Самарская городская Ассоциация "Здоровье и планирование семьи" ( из выступления )

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. Неполную семью нельзя приравнивать к "материнской" из-за их различного происхождения, ибо "материнская" семья изначально безбрачна, а неполная - "осколок" моногамии. В настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие не оформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребенка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства, т.е. смерти родителей ребенка, или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишенных родительских прав; временно неполными семьями (например, при призыве на службу в действующую армию молодого родителя, а также при объявлении в розыске одного из родителей, как правило, отца ребенка). Таким образом, в обыденном сознании "неполная" семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми. Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только при всеобщей переписи населения.

Основная доля неполных семей формируется вследствие стабильного высокого числа разводов. При этом в подавляющем большинстве случаев после расторжения брака ребенок (дети) остается с матерью. По оценкам ИСЭПН РАН и ИС РАН, в России доля отцов, остающихся с ребенком, составляет менее 1% (для сравнения, в США отцовские семьи составляют около 10% среди семей с одним родителем). По данным НИИ Семьи РФ в последние годы отмечается высокая вероятность смерти родителей. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок может стать сиротой еще до совершеннолетия: вероятность смерти отца составила 15,3%, матери - 3,2%, обоих родителей - 0,6%. Однако круглых сирот не очень много и вдовство - чаще также удел женщин. Рождения вне брака стали также одним из повседневных явлений. По данным Госкомстата РФ их доля в общем числе родившихся в целом по России за последние 10 лет возросла в два раза.

ПЕТРОВА Л. П. - Представитель Министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области (из выступления)

Члены материнских и неполных семей имеют право на помощь и достойную жизнь без страхов, право растить своего ребенка в нормальных условиях. В международных и российских законодательных документах существует ряд правовых норм, направленных на социальную защиту семьи, материнства и детства. Основные из них провозглашают, что:

- Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (Всеобщая декларация прав человека, ст.16.3);

- Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи... (там же, ст.25.1.);

- Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь... (там же, ст.25.2.)

В своем послании в 2006 году президент Путин В.В. в разделе, посвященном необходимости улучшения демографической ситуации в стране, большое внимание уделил именно положению женщины-матери как главе семьи: "...если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, предлагаю вам, отодвинув в сторону политические амбиции и не распыляя ресурсы, сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них - демографическая┘

Предлагаю программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

┘ обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование┘..

┘ Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает┘.

┘ И государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка".

В Самарском регионе и в ПФО проводится большая работа по изменению демографической ситуации. При этом особое внимание уделяется укреплению семейных ценностей полных и многодетных семей. Так, за сентябрь-октябрь 2007 года в Самаре прошло несколько значимых мероприятий, посвященных демографической ситуации в регионе и укреплению семейных ценностей. К сожалению, на этих мероприятиях совершенно не затрагивались проблемы такой многочисленной прослойки, как "материнские семьи" и неполные семьи, где в большинстве случаев единственным реальным ответственным за семью лицом является женщина-мать.

НИКИТИНА Э. И. - Президент АНО "Ассоциация женщин Поволжья" (комментарии эксперта)

В послании говорится о необходимости поддержки желания семьи и женщины, которая решила родить ребенка. Безусловно, это является отрадным фактом, но если внимательно проанализировать все предлагаемые президентом меры, то совершенно очевидно, что большая часть поддержки предназначена для женщины, которая хочет родить второго ребенка. А что же делать женщине, которая хочет иметь хотя бы одного ребенка. При этом совершенно очевидно, что во многих случаях это будущая "материнская семья".

Женщин в нашей стране больше, чем мужчин, поэтому чисто материнские семьи будут формироваться и в будущем. Для таких семей необходимо предусматривать дополнительную материальную поддержку первого ребенка, так как "дожить" до второго ребенка для них достаточно проблематично не только в материальном отношении, но и в моральном.

Уровень материального благосостояния большинства российских семей с детьми таков, что даже доходы двух родителей едва обеспечивают физическое выживание ее членов. Трудно содержать ребенка в полной семье, где есть отец и мать. А что в таком случае можно сказать о неполных семьях, в которых в преобладающем большинстве единственным кормильцем остается мать. Недаром такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Принимая во внимание тот факт, что в российских законодательных документах недостаточно правовых норм, направленных на социальную защиту семьи, материнства и детства, а женщин в нашей стране больше, чем мужчин, можно предположить, что материнские и неполные семьи с несовершеннолетними детьми будут дискриминированы и в ближайшем будущем.

Данный проект дает возможность попытаться изменить ситуацию в пользу семей, где единственным главой семьи является женщина.

ПОПОВ А.А. - Председатель Комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы, канд. юрид. наук. (из выступления)

Даже беглый обзор российского и регионального законодательства, в частности, нового Трудового кодекса (30.12.2001), Федерального Закона ╧122 от 22 августа 2004 г. (о монетизации льгот), Жилищного Кодекса (01.03.2005), позволяет утверждать, что в современной России есть правовая база для прекращения дискриминации по признаку пола, но практически отсутствует адресная поддержка женщин, воспитывающих детей в качестве главы семьи. Каждый из данных законодательных документов является дискриминационным для материнских и неполных семей, так как ни в коей мере не приближает эти семьи к положению полных семей, где имеется изначально два человека, которые содержат и воспитывают детей.

Самая эффективная мера стимулирования рождаемости, по опросу, - повышение пособия по уходу за ребенком (70,7% респондентов). Матерям нужен оплачиваемый отпуск на три года, а средний размер ежемесячного пособия должен составлять 10 500 руб. Еще нужно строить детские сады (45,4%) и поликлиники (40,3%).

Россияне считают доход в 24 000 руб. достаточным для принятия решения о рождении еще одного ребенка (для Москвы - 33 000 руб.). По данным Росстата, в сентябре средний доход россиянина составлял 12 600 руб. Но реальные доходы в последние годы быстро растут: в сентябре 2007 г. они были на 13,5% выше, чем год назад. Целевой уровень может быть, достигнут через 5√6 лет, полагает Алексей Зубец, директор ЦСИ "РосГосстраха". Если одновременно будет улучшаться социальная инфраструктура, в 2012√2013 гг. демографическая обстановка стабилизируется, т. е. прекратится естественная убыль населения (без учета притока мигрантов).

Принятая в 1993 году Конституция РФ определила, что Россия является демократическим правовым государством, признающим обеспечение прав и свобод человека своей обязанностью. Это определение предполагало, что женщинам как полноправным членам общества должна быть предоставлена вся совокупность прав человека.

В соответствии с этим в текст принятой в 1993 году Конституции РФ была включена новая для российского законодательства правовая норма, которая вошла составной частью в раздел "Права человека" (статья 19, часть 3). Эта норма требует, чтобы государство и другие субъекты права не только гарантировали равные права и свободы мужчин и женщин, но и создавали равные возможности для их реализации. Она сформулирована таким образом: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Сегодня на предотвращение дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятости нацелены правовые нормы, включенные в главные своды государственных законов России - Трудовой, Гражданский, Жилищный и другие кодексы. Они содержат положения, запрещающие дискриминацию по признаку пола. Этих положений достаточно много. Наиболее полно их смысл передают статьи ╧3 и ╧64 нового Трудового кодекса РФ. О чем они говорят?

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда провозглашает:

"Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника".

Статья 64. "Гарантии при заключении трудового договора поясняет: "Запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установленных прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола┘, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключение трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей┘

По требованию лица, которому отказано в заключение трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке".

Некоторые эксперты, оценивая антидискриминационный потенциал российского законодательства, подчеркивают, что в нем отсутствуют механизмы восстановления в правах лиц, пострадавших от дискриминации по признаку пола, и привлечения виновных к ответственности.

На наш взгляд, эта позиция не совсем корректна. Серьезные санкции за дискриминацию граждан по признаку пола предусмотрены рядом статей Уголовного кодекса РФ, в частности статьями 136, 145. Таким образом, дискриминация, в том числе по признаку пола, является уголовно наказуемым правонарушением.

Федеральным законом от 22.08.2004 ╧122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон ╧ 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которым определение размера, порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка с 1 января 2005 года отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка осуществляется с 1 января 2005 года за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На территории Самарской области принят и действует с 1.01.2005 года Закон Самарской области от 16.07.2004 ╧ 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей", регулирующий выплату ежемесячного пособия на ребенка.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного Правительством Самарской области.

Среди субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа Самарская область имеет самый высокий прожиточный минимум на душу населения.

По данным министерства гуманитарного и социального развития Самарской области по состоянию на 1 марта 2007 года количество получателей ежемесячного пособия на ребенка в Самарской области составляет 341 392 человека, или 10,7% всего населения области.

Однако на фоне постоянного и устойчивого увеличения стоимости потребительской корзины в Самарской области происходит снижение реальной помощи со стороны государства малообеспеченным семьям, имеющим детей.

НИКИТИНА Э.И. (комментарии эксперта)

В выступлениях представителей правозащитных НКО, присутствующих на слушаниях, было подчеркнуто, что российское законодательство в сфере труда и занятости учитывает международные стандарты ген-дерного равноправия, которое в принципе может быть защищено с помощью судебных инстанций. Любой российский гражданин, любая гражданка вправе рассчитывать на поддержку правосудия в случае, если столкнется с дискриминацией по признаку пола на рынке труда. А лицо, которое спровоцировало эту ситуацию, может понести достаточно серьезное уголовное наказание.

Однако данные нормы законодательства остаются практически невостребованными. Их не используют для обращения в суд. Почему? Потому ли, что в стране решены проблемы, связанные с дискриминацией по признаку пола? Или потому, что механизмы дискриминации оказываются более мощными, чем существующие возможности правовой защиты от нее? И можно ли сделать соответствующие статьи УК РФ, а также Трудового кодекса РФ действенным оружием в преодолении дискриминации по признаку пола в России?

НИКИТИНА Э.И. (из выступления)

Одной из наиболее значимых проблем государства является проблема бедности. Бедность отличается разнообразием форм проявления, среди которых женская бедность - одна из самых распространённых. В результате анализа различий в уровне бедности населения и домохозяйств по гендер-ному признаку выделены следующие основные факторы и признаки проявления феминизации бедности в России:

- материнские семьи составляют группу населения с очень высоким риском бедности;

- для материнских семей к факторам бедности относятся как низкие индивидуальные доходы женщины-матери, так и недостаточный размер частных и государственных трансфертов, призванных частично компенсировать отсутствие второго заработка в семье (алименты на детей после развода, пенсии детям после смерти отца, пособия одиноким матерям);

- наиболее значимые потребности для материнских семей (питание, оплата коммунальных услуг и текущее медицинское обслуживание) не являются приоритетными для полных семей.

Гипотетически совокупный бюджет неполных семей должен складываться из всех видов доходов, получаемых совместно проживающими членами конкретной категории семьи. Для материнских семей - это заработная плата матери, увеличенные пособия на детей, ежемесячное пособие на каждого ребенка, пенсия или заработная плата представителя старшего поколения или других родственников. Бюджет неполной семьи после расторжения брака строится из зарплаты матери (отца) на основном месте работы, алиментов на содержание ребенка/детей, ежемесячного пособия на каждого ребенка и доходов остальных членов семьи.

Самые низкие доходы приходятся на "материнские" семьи. Как правило, работающие одинокие матери из-за своего невысокого образовательного уровня занимают низкооплачиваемые должности. Они перебиваются либо случайными, крайне эпизодическими заработками, либо ничтожной помощью со стороны близких или знакомых. Уровень бедности в этих семьях в 2√2,5 раза выше, чем в других категориях неполных семей. Примечательно, что именно среди них оказались и чаще встречались неработающие матери с детьми, живущие на полном иждивении своих родителей.

К сожалению, не только в материнских, но и в неполных семьях зачастую именно женщине одной приходится формировать семейный бюджет, выполнять домашнюю работу, заниматься воспитанием детей, иными словами, сочетать роли и обязанности обоих родителей и тем самым обеспечивать сохранение института семьи. И все же женщины живут, пытаются сделать невозможное для себя и своих детей. По результатам эмпирических исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН последних лет неполные семьи с несовершеннолетними детьми по всем критериям (по доходам, лишениям, субъективной оценке и комбинированному показателю) входят в самый многочисленный слой малоимущего (бедного и очень бедного) населения. Законодательную систему государственной социальной защиты, льгот и гарантий вряд ли можно расценивать как материальную помощь семьям с детьми; неуклонно идет разрушение сферы социальных услуг (здравоохранения, образования, муниципального жилья) и социальных инфраструктур (системы детских учреждений, оздоровительных лагерей, библиотек).

НИКИТИНА Э.И. (комментарии)

Доктор экономических наук Л.С. Ржа-ницына резко раскритиковала существующие в нашей стране государственные меры поддержки матерей и детей.

"У нас официально средняя зарплата по РФ составляет сейчас 8,5 тысячи рублей, так что 700 рублей "по уходу" - это меньше 10%, а надо хотя бы 50%, считает профессор. На это предложение наши министры отвечают убийственно: "Но ведь проблемы рождаемости пособия на детей отнюдь не решают". Да у нас-то речь идет не о решении проблемы рождаемости, а о решении проблемы "выживаемости"...

Фактически в России не соблюдаются основные принципы Декларации прав ребенка , и действительность вопиет о необходимости защиты прав российских детей, их матерей и семей и оказании им помощи со стороны государства, как это записано во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей: "Статья 15. Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе... Статья 18. Благополучие детей требует мер политического характера на самом высоком уровне..."

НИКИТИНА Э.И. (из выступления)

В Приволжском федеральном округе, в том числе и в Самарском регионе, некоммерческими организациями проведен анализ положения материнских и неполных семей на основе результатов социологического исследования, проведенного в регионах ПФО. ("Интеграция гендерного подхода в социальную политику региона", Набережные Челны, 2006.)

Объектом исследования стали 98 материнских и 96 полных семей. На вопросы анкеты отвечали женщины-главы материнских семей и мужчины и женщины в полных семьях в возрасте от 18 до 55 лет.

Различием между исследуемыми группами было наличие или отсутствие в семье отца.

Предметом исследования стало положение материнских семей, рассматриваемое в аспекте бедности в сравнении с полными семьями.

Цель исследования состояла в оценке уровня бедности и разработке мер социальной профилактики и ликвидации бедности в материнских семьях.

Результаты исследований показали, что наиболее значимые потребности для материнских семей: питание, оплата коммунальных услуг и текущее медицинское обслуживание. Эти потребности не являются приоритетными для полных семей. В полных семьях также удовлетворены потребности в покупке бытовой химии, оплате питания детей в школе. Неудовлетворенными для полных семей остаются лишь потребности в оплате школы, проведение досуга, благоустройство квартиры.

Таким образом, в неполных семьях наиболее острыми являются базовые потребности. Бедность приводит к тому, что женщины чувствуют себя незащищенными в физиологическом, психологическом и социальном контексте. Это влечет за собой серьезные последствия - ощущение психологического дискомфорта, повышенный уровень тревожности, снижение социальной активности. Женщины говорят о состоянии отчаяния и безысходности, постоянной тревожности, невидении перспектив, невозможности строить планы.

Среди опрошенных в ходе исследования 59 женщин получали пособия на ребенка из разных источников, средняя сумма которых покрывает лишь 14,7% прожиточного минимума ребенка.

38 женщин на момент обследования получали алименты. В сумме совокупного дохода материнской семьи алименты составляют 22,3% и покрывают менее половины расходов на питание ребенка. Такие расходы, как расходы на одежду, обувь, образование, медицинское обслуживание, полностью обеспечиваются из заработка матери.

Уровень доходов в обследованных материнских семьях в 4,8 раз ниже, чем в полных семьях;

В материнских семьях выявлено превышение расходов над доходами, что можно объяснить возможной занятостью женщин в неформальной экономике или натуральной формой оплаты труда.

В материнских семьях существуют жёсткие ограничения в удовлетворении наиболее важных жизненных запросов (питание, здоровье, оплата жилья и т.д.) самой женщины-матери - главы домохозяйства.

В материнских семьях существуют жёсткие ограничения в удовлетворении важных потребностей и полноценного развития детей.

Отсутствует возможность получения образования как для матерей-глав семей, так и для детей, а впоследствии получения хорошего места работы.

Более 50% разведенных женщин не получают алиментов в срок.

В части алиментных обязательств государство должно внести в законодательство меры по оказанию материальной помощи от государства тем женщинам, которые не получают алименты от злостных неплательщиков алиментов. Укрывательство от алиментов является преступлением, и государство обязано находить и наказывать неплательщиков. Если же государство не в состоянии защитить матерей и детей (иногда и отцов) от нарушителей законов по необходимости содержания детей, оно обязано материально компенсировать свою несостоятельность. В противном случае все обещания по поддержке материнства и детства являются декларативными по отношению к этой социально-незащищенной категории граждан.

НИКИТИНА Э.И. (комментарии)

Несмотря на то, что Правительством РФ борьба с бедностью обозначена в качестве приоритетной и разрабатываются программы по ликвидации и предупреждению бедности в России на период 2004√2008 годы, принимаемые меры не всегда адекватны ситуации.

Так, предложенный правительством РФ в качестве механизма борьбы с бедностью законопроект о замене натуральных льгот ветеранам войны и труда денежной компенсацией, по оценкам экспертов, ухудшает положение этих категорий населения, так как предлагаемая сумма компенсаций в 4√5 раз ниже стоимости натуральных льгот, существующих при действующей системе. В связи с большей продолжительностью жизни женщин почти на 14 лет по сравнению с мужчинами размер потерь от отмены натуральных льгот женщинам-ветеранам труда будет ощутимее, чем у мужчин-пенсионеров той же категории "ветеран труда".

ЧЕРТЫКОВЦЕВА Т.А. руководитель НП "Ремесленная палата Самарской области". (из выступления)

При актуальности проблемы о материальном достатке невольно встает вопрос о дополнительной занятости женщин, которые занимаются воспитанием детей и не могут трудиться вне дома. Особенно это касается одиноких матерей. При этом следует учитывать и тот факт, что, по признанию одиноких матерей, работающих на государственных и муниципальных предприятиях, они "выкладываются" на своей основной работе, так как очень боятся потерять единственную возможность заработка, а вечером предстоит "гора" домашних дел, которые никто, кроме них, не сделает, и "всякие мысли о приработке исчезают". Правда, некоторые "не прочь поменять эту работу на надомный труд. Однако, чтобы этот труд засчитывался в трудовой стаж, необходимо фиксировать свою деятельность как предпринимательскую, что влечет за собой дополнительные расходы, бухгалтерскую отчетность, заниматься вопросами сбыта или нахождения клиентов. Что же касается надомной работы от какой-либо бизнес-структуры, то здесь зачастую необходима работа специалистов с развитыми навыками и способностями: портнихи, дизайнера, программиста, бухгалтера и т. д. Службы занятости не готовы работать по переподготовке женщин категории одиноких матерей, так как необходимо менять расписание, принимать новых специалистов и т. д.

Перспектив ни для себя, ни для своих детей многие одинокие матери не видят и планов не строят: "Какие планы, всё упирается в деньги. Что мы видим - работу, дом, огород. Стиль жизни - ограничение и труд."

Всем без исключения неполным семьям не хватает материального достатка. На вопрос: "Сколько денег нужно сейчас Вашей семье, чтобы жить по Вашим представлениям, нормально?" - в качестве желаемого уровня дохода они в преобладающем большинстве называли сумму, незначительно превышающую официально объявленный прожиточный минимум. Поскольку реальный доход определяет материальное благосостояние и служит для респонденток некой точкой отсчета, уровень их притязаний невысок, они не ставят перед собой недостижимой цели выбраться из бедности, а доминирующей стратегией выживания большинства из них стала экономия на всем.

Экономисты доказывают, например, что в числе прочих причин феминизация бедности провоцируется минимизацией социальных расходов государства. Из года в год федеральный бюджет выделяет в несколько раз больше ассигнований на зоны "мужской ответственности" и занятости (армия, силовые структуры, содержание высших эшелонов власти), чем на отрасли с "женской" занятостью (социальная сфера, культура, образование, здравоохранение и т.д.).

Наше законодательство не только не защищает женщин из неполных и материнских семей, но и не защищает конкурентоспособность женщин, занимающихся воспитанием детей. В трудовом законодательстве не содержится норм, влияющих на заинтересованность работодателей в привлечении женской рабочей силы. Перегруженность женщин домашним трудом и трудом по воспитанию детей ограничивает их трудовую и профессиональную мобильность. Наконец, традиционные стереотипы отношения работодателей (как частных предпринимателей, так и представителей государства) к женскому труду как деятельности "на подхвате у мужчин", не ради реализации своих способностей, а для дополнительного дохода семьи и т.д. Эти стереотипы в конечном счете формируют и закрепляют горизонтальную (отраслевую) и вертикальную (карьерную) сегрегацию женщин.

САМОЙЛОВА М.А. - Директор Центра добровольчества при Центре "Семья". (из выступления)

Программы, национальные планы, основные направления в сегодняшней России не эффективны, а, придав себе законодательно свойство правового государства, Россия не имеет возможности их реализовать... Можно с сожалением констатировать, что трудности и проблемы, с которыми постоянно и повсеместно сталкиваются неполные семьи с детьми и одинокие матери, мы перенесли в ХХI век.

Какие задачи возникают в таком случае у женских правозащитных организаций?

Первая - добиваться создания специальных государственных органов, отвечающих за недопущение дискриминации по признаку пола и проведение политики гендерно-го равноправия. В их компетенцию должны входить вопросы разработки специальных технологий и программ по обеспечению ген-дерного равенства, включая их информационное сопровождение и соответствующие PR-акции.

Вторая - заниматься правовым просвещением работающих женщин, а также работодателей, которое должно включать конкретные знания о возможных проявлениях дискриминации и формировать отношение к ним как к явлениям недопустимым и социально опасным.

Наконец, третья, самая трудная, но и самая актуальная задача, - инициировать судебные обращения, судебные иски по фактам дискриминации. В сегодняшней России нет национального механизма по обеспечению гендерного равноправия. В этих условиях развитие судебной практики противодействия дискриминации женщин в сфере труда и занятости способно стать его адекватной заменой. Для этого нужна соответствующая инициатива, даже мобилизация женских организаций страны. Такая мобилизация предполагает, что каждая женская организация любого статуса и уровня, на любом съезде, форуме, семинаре, собрании должна прежде всего, показать - мы столько-то дел по дискриминации отправили в суд, провели столько-то процессов, заключили столько-то соглашений.

Эта мобилизация позволит российским правозащитным женским организациям внести свой вклад в развитие демократии в нашей стране. Ведь в конечном счете демократия - это процедуры обеспечения равных прав, свобод и равных возможностей всех граждан - женщин и мужчин.

НИКИТИНА Э.И. (комментарии)

При проведении слушаний по данной теме выяснились разногласия различных групп нашего общества к рассматриваемой проблеме.

Основная группа участников слушаний одобряет необходимость изменения положения в материнских семьях, однако некоторая

часть женщин относится достаточно негатив но к тем женщинам, которые решили родить ребенка, как они считают, "от чужого мужчины", поэтому и проблемы должны решать сами, без посторонней помощи. Неоднозначно и отношение к данной проблеме представителей Православной церкви, так как православие негативно относится к рождению детей вне брака и выступает за незыблимость семейных традиций, считая рождение ребенка вне брака грехопадением.

По результатам слушаний были выработаны рекомендации для изменения законодательства по улучшению положения женщин из материнских и неполных семей

1. Признать необходимость включения категории материнских семей как социально-незащищенной, которой необходима дополнительная поддержка со стороны государства, и внесения соответствующих поправок в федеральные и региональные законодательные акты.

2. Внедрить и узаконить в регионах меры адресной социальной поддержки таких бедных категорий населения, как материнские и неполные семьи, через совершенствование системы частных и государственных трансфертов.

3. Обеспечить на законодательном уровне доступность детских учреждений для ухода за детьми вне дома, включив оплату таких учреждений в число льгот материнским и неполным семьям.

4. Внести изменения в законодательные акты, обеспечивающие первого ребенка, выросшего в материнской семье, "детским капиталом", который он может получить по достижении совершеннолетия и использовать его в тех же целях, что и материнский капитал.

5. Российским благотворительным фондам и Общественной палате включить в тематику социальных конкурсов проблемы материнских и неполных семей.

6. Государственным структурам, ответственным за решение социальных вопросов, внедрить в практику своей работы проведение постоянно действующих круглых столов с представителями бизнес-сообщества (учредители супермаркетов, магазинов бытовой техники и т.д.) для разработки и принятия совместных программ по формированию специальных социальных пакетов для материнских семей; проведение ежеквартальных социально-правовых семинаров для матерей-глав неполных семей.

7. Министерствам по здравоохранению, демографии и социальной политике регионов разработать программы по привлечению детей из материнских семей для участия в различных просветительско-образовательных мероприятиях, а также их льготному отдыху в летних оздоровительных лагерях.

8. Поддержать инициативу Правительства РФ о передаче алиментных обязанностей государству и о пособиях на период розыска злостного алиментщика.