#1-2
2008 г.
Архив журналов | Содержание _

ИРКУТСК: Итоги общественных слушаний "МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ"

Материал подготовлен Широбоковой А.А. , членом общественной Палаты РФ, членом общественной палаты Иркутской области и Суворовой Ниной Ивановной, членом общественной палаты Иркутской области, председателем Иркутской областной общественной организации общероссийской общественной организации "Российский союз сельских женщин" по результатам общественных слушаний, которые прошли в Иркутске.

С января 2005 года в России действует закон, изменивший систему льгот, предоставляемых льготникам в виде бесплатных услуг и скидок за счет бюджетных средств. Однако до сих пор, несмотря на многочисленные корректировки подзаконными актами, отношение к закону основной массы как городского, так и сельского населения в основном негативное. Это связано не только с тем, что во многих случаях снизился уровень социальной защищенности, но возросли и проблемы получения компенсаций и льгот, положенных по закону. А в ряде случае появились дополнительные затраты. Особенно серьезные проблемы возникли в сельской местности. Проходящая административная реформа еще больше усугубила ситуацию.

Действовавшая до этого система, имеющая определенные недостатки, была привлекательна несложной процедурой оформления социальных привилегий для конкретного льготника. Как правило, требовался документ, подтверждающий принадлежность к определенной законом категории льготников. Так, для бесплатного проезда достаточно было предъявления пенсионной книжки или свидетельства об инвалидности, при получении лекарства - рецепта и пр. Не требовалось никакого сбора многочисленных справок, как это требуется сегодня. Такой подход был ясен и понятен, способствовал чувству социальной защищенности, а главное сводил к минимуму зависимость от чиновника. Кроме того, дореформенная система социальных прав граждан была единой по всей стране.

Однако с 2005 года их содержание и объем определяются тем, где проживает гражданин и какие органы власти, местного самоуправления ответственны за вопросы его жизнеобеспечения. Передав основные функции управления социальной политикой из совместного ведения федеральных и региональных органов на уровень субъектов Федерации (республики, области) и муниципалитетов (городские и сельские районы и поселения), законодатель передал всю ответственность за базовые вопросы жизнеобеспечения на места. А это и школы, и социальная защита детей, молодежи, социальное обслуживание инвалидов и пожилых, поддержка материнства, отцовства и детства, здравоохранение, жилье, услуги транспорта, связи и т.п. Ресурсы каждой территории, которые она может направить на социальные цели, ограничены и значительно различаются. И в этих условиях местные законодатели и администрация получили полную свободу самостоятельно определять социальные права своих жителей, опираясь на финансовые возможности своей территории и во многом исходя из собственных пристрастий. При этом переход к полной социальной ответственности территорий до сих пор не сопровождается надлежащим перераспределением средств на исполнение переданных расходных полномочий, а, учитывая скудность местных бюджетов, можно с уверенностью говорить о снижении уровня социальной защищенности и неравномерном распределении социальных благ и услуг населению.

Усугубляет эту несправедливость и выделение так называемых федеральных льготников. В отдельную категорию пенсионеров выделена социальная группа, за поддержку которых несет ответственность федеральный бюджет. При этом очевидно, что его расходные полномочия практически всегда обеспечены полностью. В эту категорию привилегированных льготников попадают такие льготные категории населения, как участники и инвалиды войны, инвалиды от общих и профессиональных заболеваний, дети-инвалиды, лица пострадавшие от радиации, пережившие блокаду Ленинграда. Все остальные категории населения, имеющие права на льготы, - ветераны трудового фронта, ветераны труда, жертвы политических репрессий, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей и пр. попали в число тех, кого должны поддерживать из средств региональных и местных бюджетов. Выше уже отмечалась проблема наполнения местных бюджетов. А с учетом того, что само право на поддержку определяется региональными законами, налицо снижение уровня адресной социальной помощи, а значит нарушение прав граждан на социальную поддержку. Такая ситуация до сих пор вызывает негативную реакцию населения. Более того, организация такой льготы, как льгота на проезд, вызвала было большой энтузиазм у льготников Приангарья, но оказалось, что основная масса автобусов и микроавтобусов - основного, а иногда и единственного средства передвижения на маршрутах следует с табличкой "Без льгот".

В этих условиях особенно страдают социально слабые и малообеспеченные категории населения, среди которых большинство составляют женщины. В Иркутской области сохраняется характерное для России в целом превышение численности женщин (53,4%) над численностью мужчин. Матери с маленькими детьми, пенсионеры местного значения, одинокие пожилые женщины - они, как известно, в наибольшей степени заинтересованы и нуждаются в социализации, в государственной поддержке в сложной жизненной ситуации. Женщины получают пенсии в меньшем размере, чем мужчины из-за более низкой исходной заработной платы, в своем большинстве они не попадают в группу федеральных льготников. Именно они являются основной частью семьи, поддерживающих и обеспечивающих помощь в получении законных социальных льгот для своих близких, особенно детей-инвалидов. Ведь значительная часть детей с ограниченными возможностями (80%) воспитывается в семье. И поэтому именно для женщин уменьшение льгот за счет нового законодательства, создание сложных форм реализации льгот очень чувствительны. А когда наличие или отсутствие денег на местном уровне определяет само право на льготы, можно с очевидностью говорить о нарушении конституционных прав женщин в социально-экономической сфере.

Это общие проблемы, которые возникли в связи с изменением правового пространства России и связанных с этим ухудшений социально экономического положения женщин. Но есть еще и организационная сторона проблемы. Созданная система до сих пор вызывает много вопросов у тех, для кого она предназначена. До сих пор многие льготники не имеют четкого представления, какие права в части льготного обеспечения они имеют, какие структуры несут ответственность за исполнение закона, и куда следует обращаться, если закон нарушается. И это неудивительно. Ведь к числу льготников в основном относятся пожилые, люди с ограниченными возможностями, дети, многие из которых проживают в сельской местности, далекой глубинке. Бумажный бум, сопровождающий получение необходимых справок и документов для получения ежемесячной денежной выплаты и, соответственно, на набор социальных услуг, так называемый соцпакет, создал для многих льготников не одну стрессовую ситуацию.

По данным Уполномоченного по правам человека особенно много жалоб от граждан, признанных инвалидами. От данной группы граждан поступают обращения с жалобами на отказ органов медико-социальной экспертизы в признании инвалидом или снижении группы инвалидности, отказ в получении медикаментов по льготным рецептам, на обеспечение бесплатным абсорбирующим бельем, на отсутствие технических средств реабилитации.

В сельской местности, в которой проживает две трети населения Иркутской области, эта процедура усугубляется еще и поездками на дальние расстояния. Каждая поездка стоит определенных транспортных затрат, что заставляет сельских жителей отказываться от соцпакета. Анализируя причины отказа гражданами от набора социальных услуг, специалисты местных отделений пенсионных фондов отмечают следующие основные причины: - отсутствие в аптеках и перечне необходимых лекарств;

- удаленность населенных пунктов от аптечных учреждений;

- желание получить деньги не только за те льготы, которыми гражданин не пользуется, но пополнить и без того скудный бюджет.

В числе прочих проблем появилась и такая, как утрата связи органов социальной защиты с пенсионерами. И это участники общественных слушаний также называли как проблему, осложнившую жизнь и снизившую качество социальных услуг.

Откровенные высказывания, показывают, что зачастую денежные компенсации в отличие от натуральных поступлений являются дополнительным источником средств к существованию. Но те же опросы показывают, что очень часто тратятся они не по назначению. Нуждаясь во всем, льготники проедают деньги, тратят их на необходимую текущую потребность своей семьи. И вот деньги уходят, а та потребность, для которой они предназначались, не реализована. Особенно серьезной проблема оказывается для пожилых женщин и тех, чья активность ограничена. И опять в сельской местности эта проблема усугубляется. Ведь стоимость услуги, для реализации которой предназначены денежные компенсации, зачастую имеют дополнительную стоимость за усилия исполнителей (например, доставка дров). А многие лекарства стоят значительно дороже предусмотренных выплат. Особенно это касается лекарственных средств, необходимых для лечения таких серьезных и сложных заболеваний, как онкология, диабет и пр.

Кроме этого, и без того небольшие денежные компенсации в условиях инфляции тают на глазах. Предлагаемая индексация компенсаций слабо решает проблему. Это связано с различным ростом цен по разным видам услуг, в то время как набор услуг у каждого свой. Учитывая, тот факт, что индексация проводится по среднему показателю роста цен по региону, он может не совпадать для данного места жительства получателя льготы.

Выше уже отмечалась и проблема со льготами, отнесенными к ответственности региональных и местных органов. Особенно много нареканий вызывают субсидии на коммунальные услуги. Для того, чтобы оформить право на получение субсидий, также требуется множество различных справок, получить которые с первого раза представляется весьма затруднительным. За ними также приходится поездить.

Участники слушаний отмечали и такие факты: немало людей пожилого возраста длительное время в силу различных причин проживают в так называемом гражданском браке. Несмотря на то, что второй член семьи имеет регистрацию на той же жилплощади, в субсидии ему отказывают в связи с отсутствием регистрации брака.

Учитывая отмеченные проблемы и недостатки новой социальной политики в отношении предоставления набора социальных услуг, участники слушаний предложили:

1. Увеличить размер пенсий и заработной платы до уровня, способного обеспечить нормальные стандарты жизнеобеспечения. Тогда отпадет необходимость содержать огромный аппарат в системе здравоохранения, занятый выпиской, учетом льготных рецептов. Направить их усилия на улучшение медицинского обслуживания населения.

2. До цивилизованного решения проблемы, предложенного в пункте 1, обеспечить органы здравоохранения необходимым количеством оргтехники и средств связи для сокращения хождений по кабинетам и стояния в очередях пожилых людей.

3. Для обеспечения препаратами отечественного производства реанимировать фармацевтические заводы. В частности, в Иркутской области Усольский хим-фаркомбинат, который в недалеком прошлом считался "Аптекой Восточной Сибири". Это снизит стоимость производимых лекарственных препаратов, а значит и розничные цены на них, улучшит обеспеченность льготников.

4. Разработать и внедрить программу получения различных справок в "одно окно" для всех видов помощи, в том числе и пособий на детей.

5. Ввести норму, разрешающую оказывать субсидии семьям с учетом супругов, проживающих в гражданском браке.

6. Индексацию соцпакета производить ежеквартально, чтобы снизить уровень инфляции на величину получаемой субсидии.