#1-2
2008 г.
Архив журналов | Содержание _

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ В 2004√2007 ГОДАХ

С начала работы Государственной Думы четвертого созыва законотворческая деятельность Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей была направлена на создание правовых условий для реализации мер по увеличению рождаемости, повышению престижа материнства и отцовства, социальной поддержке семей с детьми, созданию условий, благоприятных для рождения и воспитания детей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

За четыре года Комитет обеспечил принятие 14 федеральных законов.

Это позволило увеличить размеры пособий в связи с материнством и воспитанием детей. С 4500 рублей в 2004 году до 8000 рублей с 1 января 2006 года увеличилось единовременное пособие при рождении ребенка (Федеральный закон от 29.12.2004 года ╧206-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и от 22.12.2005 года ╧ 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Дважды повышалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

С 1 января 2006 года пособие составило 700 рублей вместо ранее выплачивавшихся 500 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 года ╧181-ФЗ).

Через год - с 1 января 2007 года - работающие матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, на период отпуска по уходу получили право получать пособие

в размере 40% среднего заработка. При этом пособие не может быть меньше 1500 рублей при уходе за первым ребенком и 3000 рублей при уходе за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия - 6000 рублей. В случае ухода за двумя детьми одновременно пособие выплачивается на каждого ребенка (Федеральный закон от 5 декабря 2006 года ╧207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей").

Этим же законом впервые право на указанное пособие получили и неработающие родители. Ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается 1500 рублей по уходу за первым ребенком, 3000 рублей - за вторым и последующими детьми.

За четыре года система государственных пособий гражданам, имеющим детей, пополнилась тремя новыми видами пособий:

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя - 8000 рублей (в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря

2006 года ╧207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей");

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 14 000 рублей (Федеральный закон от 25 октября

2007 года ╧2333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей");

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 6000 рублей (Федеральный закон от 25 октября 2007 года ╧2333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей").

Два последних вида пособия введены в связи с отменой с 2008 года ряда отсрочек при призыве на военную службу.

С 1 января 2007 года введена компенсация родительской платы за содержание ребенка в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго - 50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы. Кроме того, установлено ограничение максимального размера родительской платы - не выше 20% затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, то затраты родителей не должны превышать 10%. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная интоксикация, то плата с родителей не взимается. Эти важные для всех родителей поправки были внесены в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года ╧3266-I "Об образовании" Федеральным законом от 5 декабря 2006 года ╧207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".

Одним из новаций законодательства в области защиты семьи стали положения о материнском (семейном) капитале, закрепленные в Федеральном законе от 29.12.2006 года ╧256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятом в целях реализации

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года в части стимулирования рождения в семье второго ребенка. Законом установлены дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми в виде материнского (семейного) капитала в размере 250 тысяч рублей. Эти средства могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Комитет также постоянно поднимал вопрос о необходимости улучшения качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создания условий для снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения. В результате в 2006 году в рамках национального проекта "Здоровье" был введен "родовой сертификат".

Женщине предоставлено право выбрать, в каком из роддомов она предпочтет рожать. Тем государственным или муниципальным учреждениям здравоохранения, которые оказывали помощь женщине во время беременности и родов, перечисляются средства из Фонда социального страхования. С 2007 года стоимость "родового сертификата" составляет 10 тыс. рублей. Затраты на оплату "родового сертификата" выделяются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и передаются Фонду социального страхования в виде трансфертов для расчетов с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими услуги женщинам в период беременности и родов, а также детям в первый год жизни. Эти средства ежегодно определяются федеральными законами о бюджетах указанных государственных внебюджетных фондов. Затраты на эти цели в 2006√2007 годах составили около 25 млрд. рублей.

В целях материальной поддержки малоимущих семей с детьми по инициативе Комитета с 1 января 2005 года с 300 до 600 рублей увеличен стандартный налоговый вычет из доходов родителей-налогоплательщиков на каждого ребенка и с 20 до 40 тыс. рублей - предельный доход, до достижения которого эта льгота применяется. В число льготников включены также приемные родители. Эти поправки были внесены в часть 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ.

В результате принятия по инициативе Комитета Федерального закона от 29 декабря 2006 года ╧258√ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" государственный статус придан важнейшим институтам защиты прав детей

- органам опеки и попечительства, комиссиям по делам несовершеннолетних. Организация их деятельности с местного уровня передана субъектам Российской Федерации.

Комитет инициировал также принятие ряда законов, направленных на социально- правовую защиту детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: сирот, инвалидов, безнадзорных и беспризорных. В 2004√2006 годах было принято 5 федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Главная цель этих изменений

- усилить внимание органов системы профилактики к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Целенаправленная работа по увеличению финансирования мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, включая меры по повышению рождаемости, привела к тому, что за четыре года объем финансирования прямых расходов на эти цели из федеральных источников увеличен в 3,2 раза (с 45,85 до 148,6 млрд. рублей).

В июле 2007 года были приняты федеральные законы "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", которые определили финансовую стратегию государства на три года, включая социальную поддержку семьи, материнства и детства.

За 2008√2010 годы федеральный бюджет израсходует на финансирование этих расходов 238,1 млрд. рублей, Фонд социального страхования - 351,6 млрд. рублей, Фонд медицинского страхования 50.0 млрд. рублей. Итого из трех источников - 639,7 млрд. рублей. За предыдущие три года (2005√2007) на эти цели было затрачено из всех федеральных источников 272,0 млрд. рублей.

Таким образом, в следующие три года на социальную поддержку семьи, материнства и детства планируется израсходовать почти в 2,5 раза больше средств, чем в предыдущее три года.

Большое внимание в работе Комитета уделялось взаимодействию с научными и общественными организациями. Для изучения общественного мнения и проведения общественной экспертизы законопроектов, координации деятельности с федеральными и региональными органами государственной власти, научными организациями и общественностью Комитет провел более 30 крупных мероприятий, в том числе 9 парламентских слушаний, 15 круглых столов, а также ставшую традиционной Международную встречу женщин-парламентариев государств-участников СНГ.