#1-2
2008 г.
Архив журналов | Содержание _

МЕЖДУНАРОДНЫ Е ДОКУМЕНТЫ

ПРЕКРАТИТЬ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН: ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Исследование Генерального Секретаря ООН

Насилие в отношении женщин: неудовлетворенные потребности, невыполненные обещания

(перевод с английского)

9 октября 2006 г.

В соответствии с международным правом Государства имеют конкретные и четкие обязательства по предотвращению насилия в отношении женщин, налагаемые как на государственные органы, так и на неправительственные организации. Несмотря на то, Государство действует в предлагаемых обстоятельствах и встречает различные трудности, что ограничивает его возможности в борьбе с насилием в отношении женщин, это не извиняет бездействия Государства. Однако Государства во всем мире терпят неудачу в полном применении международных стандартов по предотвращению насилия в отношении женщин. Невозможность привлечь лиц, виновных в проявлении насилия, к ответственности не только провоцирует дальнейшие нарушения, но также дает представление о том, что насилие в отношении женщин допустимо или нормально.

В соответствии с детальным исследованием Генерального Секретаря ООН о насилии в отношении женщин:

Прогресс развития международного права и политики не сопровождался соответствующим прогрессом в их применении. Несмотря на хорошо развитые международные правовые и политические стандарты, насилие в отношении женщин сохраняется в каждой стране мира, составляя часть нарушений прав человека и представляя собой основное препятствие для достижения гендерного равенства. В среднем, по крайней мере, одна женщина из трех подвергалась насилию в течение ее жизни.

Многие Государства к настоящему времени приняли законодательство, которое переводит в разряд уголовных преступлений все формы насилия в отношении

женщин. Во многих других Государствах все формы насилия в отношении женщин не рассматриваются как уголовное преступление, в особенности домашнее насилие, супружеское изнасилование, сексуальное насилие и традиционные практики, причиняющие вред женщинам. В этих Государствах отсутствуют законы и политики, препятствующие торговле женщинами, а также гендерно сбалансированный подход в законах о психологической помощи. В законодательстве 102 Государств отсутствуют специальные положения о домашнем насилии. Супружеское изнасилование не преследуется по закону, по крайней мере, в 53 странах. Только в 93 Государствах (из 191 исследованного) есть определенные правовые нормы, запрещающие торговлю людьми.

Существующее законодательство в области насилия в отношении женщин часто неадекватно по объему и охвату и может содержать неуместные или дискриминационные определения и меры. В тех странах, где законодательство против насилия в отношении женщин существует, часто наблюдается его недостаточность по объему и охвату. Такие примеры включают:

1. Изнасилование чаще определяется как применение силы, а не отсутствие согласия;

2. Определение домашнего насилия ограничивается физическим насилием;

3. Отношение к сексуальному насилию как к преступлению против чести семьи или достоинства, а не против права женщин на неприкосновенность тела;

4. Использование защиты чести и достоинства для оправдания или снижения значимости акта насилия в отношении женщин;

5. Уменьшение строгости приговоров в случаях изнасилования, когда насильник женится на жертве;

6. Неадекватная защита женщин, пострадавших от торговли людьми;

7. Законы, которые разрешают ранние браки или браки по принуждению;

8. Неадекватные меры наказания, предусмотренные для преступлений против женщин ;

9. Уголовное законодательство, дискриминирующее женщин.

Неудачи в эффективном применении законодательства и пробелы в системе правосудия создают условия для дальнейшего существования насилия в отношении женщин. Там, где необходимое законодательство по вопросу насилия в отношении женщин существует, оно часто неэффективно применяется. Особую озабоченность вызывает:

1. Отсутствие нормативно-правовых документов для применения законодательства;

2. Отсутствие четких процедур и инструкций для представителей правоохранительных органов и медицинских работников;

3. Отношение работников правоохранительных органов, отговаривающих женщин сообщать о случаях насилия;

4. Отсутствие качественного и постоянного тренинга по тендерным вопросам для должностных лиц, ответственных за применение законодательства, и полиции;

5. Высокий уровень отказов в возбуждении дел полицией и прокуратурой;

6. Высокий уровень отзывов заявлений жертвами;

7. Незначительное число привлечения к ответственности;

8. Незначительное число приговоров;

9. Невозможность применения судами неформальных критериев, в частности в отношении мер для защиты жертв;

10.Недостаточный уровень правовой помощи и непомерно высокие цены за представительство жертв в судах;

11.Применение практик, отрицающих право женщин на контроль над своей жизнью,

например, задержание женщин для их "защиты" без их согласия; 12.Использование процедуры примирения между насильником и жертвой насилия в уголовных и бракоразводных делах в ущерб жертвы.

Кроме того, в странах, где обычное право превалирует над кодифицированным правом, продолжается использование дискриминационных обычаев, несмотря на то, что законы защищают женщин от насилия.

Многие Государства не имеют эффективных мер по поддержке женщин - жертв насилия. Существующие меры, включая доступ к таким услугам как приюты, правовая, медицинская и психологическая помощь, часто неадекватны, недостаточно эффективны и нуждаются в постоянной поддержке и мониторинге.

Дискриминационные традиции, обычаи и стереотипы продолжают держать женщин в подчиненном положении и подвергают их риску насилия. Государства не принимают адекватных мер для устранения дискриминационных традиций, обычаев и гендерных стереотипов. Во многих странах дискриминационные обычаи и традиции, содержащие или попустительствующие насилию в отношении женщин, разрешены, иногда несмотря на законодательное запрещение таких практик. В дополнение являются обычными дискриминационный подход и стереотипы, рассматривающие насилие в отношении женщин, и особенно домашнее насилие, как допустимое или нормальное частное решение вопроса. Работа по просвещению, образованию и обучению по вопросам насилия в отношении женщин не соответствует масштабам проблемы во многих странах.

Во многих Государствах отсутствуют систематические и достоверные данные о насилии в отношении женщин. Многие Государства-стороны не ведут систематического сбора информации обо всех формах насилия в отношении женщин, а также наблюдается недостаток информации, классифицированной по признаку пола и национальности. Эта информация срочно необходима для оценки того, как различные формы насилия влияют на разные группы женщин, а также для того, чтобы определить значимые стратегии по предотвращению насилия. Кроме всего прочего, есть недостаток информации о доступе к мерам, предпринятым для предотвращения насилия в отношении женщин, и об оценке результатов применения этих мер.

Широкое распространение насилия в отношении женщин является доказательством того, что Государства до сих пор не стали решать этот вопрос с использованием необходимых политических обязательств, гласности и ресурсов. Безнаказанность насилия в отношении женщин (как со стороны государственных, так и негосударственных организаций)

является результатом того, что Государствам не удалось применить международные стандарты на национальном и местном уровне. Прекращение безнаказанности и обеспечение ответственности за насилие в отношении женщин являются важнейшими условиями для предупреждения и уменьшения такого насилия. Работа по прекращению насилия в отношении женщин требует четкой демонстрации политических обязательств и систематических и настойчивых действий, поддерживаемых соответствующими ресурсами и сильными, специализированными и постоянными организационными и правовыми механизмами.