УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ ДИРЕКТИВНЫХ ОРГАНОВ И В ПРОЦЕССЕ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
181. Всеобщая декларация прав человека гласит,
что каждый человек имеет право принимать участие в управлении
своей страной. Эмансипация и независимость женщин и повышение
их социального, экономического и политического статуса имеют
существенно важное значение для достижения как гласного и подотчетного
государственного управления и руководства, так и устойчивого
развития во всех сферах жизни. Властные отношения, препятствующие
ведению женщинами полноценной жизни, действуют на многих уровнях
общества - от сугубо личных до остро публичных. Достижение цели
равноправного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений
обеспечит баланс, который точнее отражает состав общества и
необходим для укрепления и содействия надлежащему функционированию
демократии. Равенство в принятии политических решений играет
роль некоего рычага, без которого реальный учет фактора равенства
при формировании государственной политики весьма маловероятен.
В этой связи равноправное участие женщин в политической жизни
играет решающую роль в общем процессе улучшения положения женщин.
Равноправное участие женщин в выработке решений не только являетется
требованием элементарной справедливости и демократии, но и может
рассматриваться в качестве необходимого условия для учета интересов
женщин. Без активного участия женщин и учета женских интересов
на всех уровнях процесса выработки решений достижение целей
равенства, развития и мира невозможно.
182. Несмотря на размах движения к демократизации
общества в большинстве стран, женщины во многом недопредставлены
на большинстве уровней государственного управления, особенно
в министерствах и других органах исполнительной власти, и
добились незначительного прогресса в обретении политической
власти в законодательных органах или в достижении одобренного
Экономическим и Социальным Советом целевого показателя, предусматривающего
30- процентную представленность женщин на руководящих должностях
к 1995 году. Сейчас в мире женщины занимают лишь 10 процентов
мест в законодательных органах и еще меньший процент министерских
должностей. Более того, в некоторых странах, включая те, где
происходят фундаментальные политические, экономические и социальные
перемены, наблюдалось существенное сокращение числа женщин,
представленных в законодательных органах. Хотя женщины составляют
почти во всех странах по меньшей мере половину корпуса избирателей
и добились почти во всех государствах - членах Организации
Объединенных Наций права избирать и быть избранными, они по-прежнему
серьезно недопредставлены среды кандидатов на государственные
должности. Традиционный уклад работы многих политических партий
и государственных структур по-прежнему препятствует участию
женщин в общественной жизни. Стремлению женщин к соисканию
политического поста могут препятствовать дискриминационные
подходы и практика, обязанности в семье и по уходу за детьми
и высокие расходы на соискание государственной должности и
пребывание на ней. Женщины, занимающиеся политикой и работающие
на руководящих должностях в правительствах и законодательных
органах, вносят свой вклад в пересмотр политических приоритетов,
включение в политическую повестку дня новых вопросов, отражающих
специфически женские проблемы, ценности и опыт, и открытие
новых перспектив решения магистральных политических вопросов.
183. Женщины показали значительные руководящие
способности в общественных и неформальных организациях, а
также на государственных должностях. Тем не менее процесс
воспитания и негативные стереотипы восприятия женщин и мужчин,
в том числе формируемые средствами массовой информации, усиливают
тенденцию к тому, чтобы процесс выработки политических решений
оставался прерогативой мужчин. Аналогичным образом, недопредставленность
женщин на руководящих должностях в таких областях, как искусство,
культура, спорт, средства массовой информации, образование,
религия и право, не давала женщинам существенно влиять на
многие ключевые институты.
184. Из-за ограниченности их выхода на традиционные
пути к власти, например руководящие органы политических партий,
организации работодателей и профессиональные союзы, женщины
добивались доступа к власти через альтернативные структуры,
особенно в секторе неправительственных организаций. Через
неправительственные и низовые организации женщины получали
возможность выражать свои интересы и заботящие их вопросы
и включать женские проблемы в национальную, региональную и
международную повестку дня.
185. Неравенство в общественной жизни нередко
начинается с дискриминационных подходов и практики и неравных
властных отношений между женщинами и мужчинами в семье, как
описывается в пункте 29 выше. Неравное разделение труда и
обязанностей внутри домохозяйств, базирующееся на неравных
властных отношениях, также ограничивает женщинам возможность
находить время и развивать навыки, требуемые для участия в
выработке решений на более широких общественных форумах. Более
равноправное распределение этих обязанностей между женщинами
и мужчинами не только повышает качество жизни женщин и их
дочерей, но и расширяет их возможности определять и формулировать
государственную политику, практику и расходы, так чтобы их
интересы могли признаваться и учитываться. Неформальные сети
и модели выработки решений на уровне местных коллективов,
отражающие установку на доминирующую роль мужчины, ограничивают
способность женщин равноправно участвовать в политической,
экономической и социальной жизни.
186. Низкая доля женщин среди лиц, ответственных
за принятие экономических и политических решений на местном,
национальном, региональном и международном уровнях, отражает
структурные и поведенческие барьеры, которые необходимо преодолеть
позитивными мерами. Правительства, транснациональные и национальные
корпорации, средства массовой информации, банки, учебные и
научные заведения, региональные и международные организации,
в том числе принадлежащие к системе Организации Объединенных
Наций, не в полной мере используют потенциал женщин как умелых
управленцев, руководителей, дипломатов и посредников.
187. Равноправное разделение власти и прерогатив
принятия решений на всех уровнях зависит от анализа правительствами
и другими субъектами гендерной статистики и учета ими гендерной
проблематики при разработке политики и осуществлении программ.
Равенство в принятии решений является необходимым фактором
для расширения возможностей женщин. В некоторых странах в
результате антидискриминационных мер представленность женщин
в местных и национальных органах управления достигла 33,3
процента и более.
188. Национальные, региональные и международные
статистические учреждения все еще не располагают достаточными
знаниями о том, как подавать вопросы, касающиеся равного подхода
к женщинам и мужчинам в экономической и социальной сферах.
В частности, недостаточно используются базы данных и методологии,
существующие в важной сфере выработки решений.
189. Занимаясь проблемой неравенства между
мужчинами и женщинами в области разделения власти и принятия
решений на всех уровнях, правительствам и другим субъектам
следует поощрять активную и зримую политику учета гендерной
проблематики во всех стратегиях и программах, так чтобы до
принятия решений проводился анализ их последствий соответственно
для женщин и мужчин.
Стратегическая цель: Принятие мер по обеспечению
равного доступа женщин к директивным структурам и процессу
принятия решений и их полного участия в них
Деятельность, которая должна осуществляться
190. Правительствами:
а) решительная установка на то, чтобы поставить
цель достижения равного представительства женщин и мужчин
в правительственных органах и комитетах, равно как и государственно-административных
образованиях, и в судебных инстанциях, включая установление
конкретных целевых показателей и принятие мер для значительного
увеличения числа женщин, с тем чтобы добиться равного представительства
жениной и мужчин, при необходимости путем квотирования,
на всех правительственных и государственно-административных
должностях;
b) принятие, в частности там, где это необходимо,
в рамках избирательных систем мер, побуждающих политические
партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные
должности в той же пропорции и на тех же уровнях, что и
мужчин;
c) защита и поощрение равных прав женщин
и мужчин на участие в политической деятельности и на свободу
ассоциации, включая членство в политических партиях и профсоюзах;
d) обзор дифференцирующего воздействия избирательных
систем на политическую представленность женщин в выборных
органах и рассмотрение, в случае целесообразности, вопроса
о корректировке или реформе этих систем;
е) контроль и оценка прогресса в деле представленности
женщин на основе регулярного сбора, анализа и распространения
количественных и качественных данных о женщинах и мужчинах
на всех уровнях различных руководящих должностей в государственном
и частном секторах и ежегодное распространение данных о
численности женщин и мужчин, занятых на различных уровнях
в правительствах: обеспечение женщинам и мужчинам равного
доступа ко всему диапазону назначаемых государственных должностей
и создание внутри правительственных структур механизмов
для контроля за прогрессом в этой области;
f) поддержка неправительственных организаций
и научно-исследовательских институтов, занимающихся изучением
вопросов участия женщин в процессе и структуре принятия
решений и их воздействия на них;
g) содействие более широкому привлечению
женщин из числа коренного населения к выработке решений
на всех уровнях;
h) поощрение и обеспечение в соответствующих
случаях того, чтобы финансируемые правительством организации
руководствовались недискриминационной политикой и практикой
для увеличения числа и повышения престижа женщин в своих
организациях;
i) признание того, что совместное выполнение
женщинами и мужчинами производственных и родительских обязанностей
способствует более широкому участию женщин в жизни общества,
и принятие для достижения этого надлежащих мер, в том числе
направленных на обеспечение сбалансированного сочетания
семейной жизни и трудовой деятельности;
j) стремление к достижению равного соотношения
между мужчинами и женщинами в списках национальных кандидатов,
выдвигаемых для избрания или назначения в органы Организации
Объединенных Наций, специализированные учреждения и другие
автономные организации системы Организации Объединенных
Наций, прежде всего на должности старшего уровня.
191. Политическими партиями:
а) рассмотрение вопроса об изучении партийных
структур и процедур в целях устранения всех препятствий,
которые прямо или косвенно создают дискриминационные барьеры
для участия женщин;
b) рассмотрение вопроса о разработке инициатив,
позволяющих женщинам всесторонне участвовать во всех внутренних
руководящих структурах и процессах выдвижения кандидатов
на назначаемые и выборные должности;
с) рассмотрение вопроса о включении гендерных
проблем в свою политическую программу, принимая меры по
обеспечению возможности участия женщин в руководстве политических
партий на равных основаниях с мужчинами.
192. Правительствами, национальными органами,
частным сектором, политическими партиями, профсоюзами, организациями
работодателей, научно-исследовательскими и учебными заведениями,
субрегиональными и региональными органами и неправительственными
и международными организациями:
а) принятие конструктивных мер по формированию
из числа женщин "критической массы" лидеров, администраторов
и управленцев на стратегических руководящих должностях;
b) создание или же укрепление механизмов
контроля за доступом женщин к должностям старшего уровня
в руководящих органах;
с) обзор критериев набора и назначения в
консультативные и руководящие органы и продвижения на старшие
должности на предмет обеспечения актуальности этих критериев
и их недискриминационного характера по отношению к женщинам;
d) поощрение усилий неправительственных организаций,
профсоюзов и частного сектора по достижению равноправия
между входящими в их состав женщинами и мужчинами, включая
равное участие в их руководящих органах и в переговорах
во всех областях и на всех уровнях;
е) разработка коммуникационных стратегий
в целях содействия публичному обсуждению новых ролей мужчин
и женщин в обществе и в семье, как это описывается в пункте
29 выше;
f) перестройка программ приема на работу
и служебного роста для обеспечения того, чтобы все женщины,
особенно молодого возраста, имели равный доступ к источникам
подготовки кадров управленческого, предпринимательского,
технического и руководящего звена, включая подготовку без
отрыва от работы;
g) разработка программ служебного роста женщин
всех возрастов, предусматривающих планирование карьеры,
систему дифференциации, наставничество, инструктаж, профессиональную
подготовку и переподготовку;
h) поощрение и поддержка участия женских
неправительственных организаций в работе конференций Организации
Объединенных Наций и в процессе подготовки к ним;
i) стремление к сбалансированному представительству
обоих полов в составе делегаций, направляемых в Организацию
Объединенных Наций и на другие международные форумы, и его
поддержка.
193. Организацией Объединенных Наций:
а) осуществление действующих и принятие новых
установок и мер в области найма с целью достижения к 2000
году общего равенства полов, особенно на уровне категории
специалистов и выше, при уделении должного внимания важности
подбора персонала на возможно более широкой географической
основе в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Устава Организации
Объединенных Наций;
b) разработка механизмов выдвижения кандидаток
для назначения на старшие должности в Организации Объединенных
Наций, специализированных учреждениях и других организациях
и органах системы Организации Объединенных Наций;
с) дальнейший сбор и распространение количественных
и качественных данных об участии женщин и мужчин в принятии
решений и анализ их дифференциального воздействия на этот
процесс и контроль за ходом достижения поставленной Генеральным
секретарем цели, предусматривающей, чтобы к 2000 году женщины
занимали 50 процентов управленческих и руководящих должностей.
194. Женскими организациями, неправительственными
организациями, профсоюзами, социальными партнерами, производителями
и промышленными и профессиональными организациями:
а) налаживание и укрепление солидарности
среди женщин на основе информационных, просветительных и
пропагандистских мероприятий;
b) развертывание на всех уровнях пропаганды
в целях открытия перед женщинами возможностей влиять на
политические, экономические и социальные решения, процессы
и системы и работа над обеспечением отчетности выборных
представителей о том, как они придерживаются курса на решение
гендерных проблем;
с) создание - при соблюдении законодательства
о защите данных - баз данных о женщинах и их квалификации
с целью их использования при назначении женщин на старшие
должности руководящего и консультативного звена и их распространения
среди правительств, региональных и международных Организаций
и предприятий частного сектора, политических партий и других
соответствующих органов.
Стратегическая цель: Расширение имеющихся
у женщ.ин возможностей участия в процессе принятия решений
и в работе системы управления
Деятельность, которая должна осуществляться
195. Правительствами, национальными органами,
частным сектором, политическими партиями, профсоюзами, организациями
работодателей, субрегиональными и региональными органами,
неправительственными и международными организациями и учебными
заведениями:
а) организация обучения по развитию руководящих
навыков и укреплению уверенности в своих силах, призванного
помощь женщинам и девочкам, особенно имеющим особые потребности,
женщинам-инвалидам и женщинам, относящимся к расовым и этническим
меньшинствам, в укреплении уверенности в собственных силах
и побудить их к занятию руководящих должностей;
b) разработка гласных критериев занятия руководящих
должностей и обеспечение сбалансированного в гендерном отношении
состава отборочных органов;
с) создание системы наставничества для не
имеющих соответствующего опыта женщин, и в частности организация
обучения, в том числе навыкам организующей и руководящей
деятельности, ораторского искусства и самоутверждения, а
также ведения политических кампаний;
d) организация для женщин и мужчин учебной
подготовки с уделением особого внимания гендерным вопросам,
призванной содействовать формированию недискриминационных
рабочих взаимоотношений и уважению разных стилей работы
и управления ;
е) налаживание механизмов и
обучения, поощряющих женщин к участию в процессе выборов,
политической деятельности и других сферах организующей работы.
К оглавлению
|